Государственная власть в России. Органы законодательной власти субъектов РФ



Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Федерации являются сессии и заседания. Последние проводятся по мере необходимости. Часто в законодательстве субъектов устанавливается периодичность созыва сессий (заседаний). Так, по уставу Тюменской области заседания Думы Тюменской области проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц. Заседания парламентов проводятся открыто. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством субъектов и в установленном им порядке, парламенты вправе проводить закрытые заседания.

Правомочность заседания законодательного органа определяется конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Правомочность заседания надо отличать от правомочности самого законодательного органа. Законодательный орган является правомочным, т.е. вправе проводить заседания, принимать на них решения, работать в иных формах, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного конституцией (уставом) субъекта числа депутатов.

Депутат законодательного органа субъекта Федерации является полномочным представителем народа в органе законодательной власти. В большинстве законодательных органов субъектов депутаты работают на профессиональной постоянной основе. В парламентах ряда субъектов есть депутаты, совмещающие депутатскую деятельность с иной профессиональной работой.

Например, в Свердловской области депутаты Областной думы (нижняя палата) работают на профессиональной постоянной основе, а депутаты Палаты представителей (верхняя палата) - на не освобожденной основе, кроме председателя палаты и его заместителей.

Существует ряд ограничений, связанных с депутатской деятельностью. В течение срока своих полномочий депутат, работающий на постоянной основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не может замещать иные государственные должности, выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом других представительных органов или другой палаты.

Депутат вправе избирать и быть избранным в органы парламента, участвовать в работе его органов, вносить законодательные инициативы, обращаться с запросами к должностным лицам, государственным органам субъекта Федерации. Депутат обладает правом голоса на заседаниях парламента, его органов, на безотлагательный прием у руководителей государственных и муниципальных органов, организаций, требовать прекращения незаконных действий при обнаружении фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц. Депутат вправе иметь помощников. Права депутата подкреплены гарантиями: личными, организационными, материальными, трудовыми.

К личным гарантиям относится особый порядок применения к депутату юрисдикционных мер. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно- розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, устанавливаемый исключительно федеральными законами.

Так, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается всегда прокурором субъекта Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда этого субъекта. Суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления по результатам рассмотрения представления прокурора.

Рассмотрение представления прокурора проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд (448 УПК РФ).

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутаты объединяются во фракции или депутатские группы с учетом их политических интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, особенности их организации и деятельности определяются регламентом законодательного органа.

Право законодательной инициативы в законодательном органе принадлежит помимо депутатов, как правило, высшему должностному лицу субъекта Федерации, высшему исполнительному органу, комитетам, комиссиям законодательного органа, судам, органам прокуратуры, органам местного самоуправления, общественным объединениям.

Формы деятельности законодательного органа обусловлены коллегиальным характером этого органа и универсальностью его компетенций. По юридическим последствиям формы деятельности парламента делятся на правовые и не правовые.Не правовые в свою очередь делятся на организационные и материально-технические

Правовые формы – законодательная, учредительная, правоприменительная и контрольная.

Организационные формы – основные и вспомогательные. В пределах основных организационных форм осуществляется непосредственная подготовка и принятия решений, а вспомогательные представляют собой способы информационного обмена между парламентом и др. лицами и организациями. К основным организационным формам деятельности принадлежат: сессия, заседания депутатских групп и фракций, Согласительного Совета, комитетов, подкомиссий и рабочих групп, временных следственных и специальных комиссий; персональная работа Главы парламента, его заместителей, глав комитетов; парламентские и комитетские слушания; индивидуальная работа народных депутатов парламента в избирательных округах.

Вспомогательные организационные формы деятельности - можно выделить личный прием граждан и должностных лиц; работа с заявлениями, жалобами и обращениями граждан; проведение пресс-конференций и интервью; организационный формы деятельности, связанные с участие в межпарламентских мероприятиях

Материально-технические формы деятельности (делопроизводство, стенографирование, бухгалтерский учет и др..)

Среди методов работы парламента следует выделить планирование, метод выработки и принятия решений, контроль за исполнением принятых решений, координацию, работу с кадрами.

Контролю подлежат сроки исполнения поручений, которые содержаться в актах, принятых парламента, протокольных решений, поручений парламента данных на пленарных заседаниях, запросов народных депутатов, поручений руководства парламента и ее аппарата, подготовки проектов законодательных актов, прохождения документов с целью своевременного решения указанных заданий.

Контроль за исполнением документов включает: постановку документов (поручений) на контроль с использованием компьютерных технологий, формирование информационных баз данных контролируемых документов; проверку своевременного доведения документов до исполнителей; предварительные проверки и регулирование хода исполнения; учет и обобщение результатов контроля за исполнением документов (поручений); информирование руководства о состоянии выполнения документов на совещаниях, заседаниях; снятие документов с контроля.

5.6.Законы и иные правовые акты, принимаемые органами законодательной власти .

Органы законодательной власти субъектов Федерации по вопросам ведения субъектов, а также по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществляют в пределах своих полномочий правовое, в том числе законодательное, регулирование. Они принимают конституции (уставы ), иные законы, постановления, обращения, заявления .

Правовые акты, принимаемые законодательными органами субъектов по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федеральным законам, актам Президента и Правительства РФ. В случае такого противоречия действуют акты федеральных органов власти.

Законы субъекта Федерации после их принятия передаются главе субъекта, который их подписывает и обнародует. Глава субъекта может применить право отлагательного вето и вернуть закон с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений или дополнений. Если при повторном рассмотрении этот акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава законодательного органа, глава субъекта обязан подписать его в установленный срок.

Законодательство особо регламентирует процедуру принятия отдельных видов законов. Например, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы из средств бюджета субъекта Федерации, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта либо при наличии его заключения. Срок представления данного заключения в законодательный орган устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может быть менее 20 дней.

Подписанный и обнародованный закон вступает в силу в срок и в порядке, установленные конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Вступившие в силу законы, принятые в пределах компетенции законодательного органа, обязательны для исполнения всеми находящимися на данной территории органами исполнительной власти, организациями, должностными лицами, гражданами.


Введение

    Теоретические аспекты деятельности законодательных органов

      Особенности функционирования законодательной власти

1.2. Парламент как высший орган законодательной власти

2. Виды органов законодательной власти в Российской Федерации

2.1. Федеральное Собрание

2.2. Совет Федерации

2.3. Государственная Дума

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность исследования. Законодательные органы являются постоянно действующей формой осуществления народом своей власти. Они олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии» Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка и реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов. Всем этим обусловлена значимость законодательных органов и научного исследования, посвященного их формированию и деятельности. Их статус установлен Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, конституциями и уставами субъектов РФ, а также специальными региональными законами.

Вопросы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ составляют одну из основных категорий науки конституционного (государственного) права.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности действующих в Российской Федерации законодательных органов.

Предметом исследования - учение о законодательных органах как институте конституционного права, а также совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и деятельности законодательных органов.

Цель исследования – проанализировать деятельность законодательных органов государственной власти РФ.

Задачи исследования:

Проанализировать особенности функционирования законодательной власти;

Рассмотреть парламент как высший орган законодательной власти в мире;

Изучить виды законодательных органов РФ.

Методологической основой исследования являются историко-правовой, логический, системно-структурный методы.

Теоретическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, государствоведов и политологов, концепции законодательных актов, регулирующих деятельность органов государственной власти.

1. Теоретические аспекты деятельности законодательных органов

1.1. Особенности функционирования законодательной власти

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти. 1

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Законодательная (представительная) власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. 2

Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России - Федеральное Собрание, в Испании - Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, в Швеции - Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо "слабой", когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо "сильной", когда без ее решения закон не может быть принят. 3

При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а так же осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.

Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. 4

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.Российской Федерации проблемыРеферат >> Политология

Структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : проблемы и... организации законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» ... подведомственности определяет какой вид органов ведает делами (...

  • Система органов государственной власти субъектов России

    Реферат >> Государство и право

    ... , законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации . Наименование...

  • Органы исполнительной власти в Российской Федерации

    Реферат >> Государство и право

    Формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации . Например, в США органом законодательной власти является Конгресс. Он... к ведению Российской Федерации . Заключение Итак, мы видим , что в настоящее время в Российской Федерации существует и...

  • Парламент как орган законодательной власти и его место в системе органов государственной власти

    Реферат >> Государство и право

    ... Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации ...

  • В конституции Российской Федерации применяется совершенно различная терминология, в отношении законодательных и исполнительных органов государственного управления, но тем не менее функция которую они выполняют остается неизменной. В ч. 3 ст. 66 используется термин "законодательный орган автономной области, автономного округа", в ст. 77, в ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 97 - "представительный орган государственной власти". И наконец, в ст. 125, когда речь идет о праве запроса в Конституционный Суд РФ для дачи толкования Конституции РФ, вводится термин "органы законодательной власти субъектов Российской Федерации". Он же используется в ст. 136, где говорится об одобрении поправок к главам III - VIII Конституции РФ. В ч. 2 ст. 66 они именуются законодательными (представительными) органами. Аналогичный термин используется в ст. 104, где перечисляются субъекты права законодательной инициативы, и в ст. 134, где называются субъекты, имеющие право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

    В Российской Федерации законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).

    В законах четко указывается, что законодательный орган является единственным постоянно действующим и высшим органом управления Российской Федерации. Его наименование устанавливается с учетом национальных, исторических и прочих традиций субъектов Российской Федерации.

    Законодательным и представительным органом является парламент. Его структура неоднородна и состоит из нескольких органов:

    • -состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы
    • -является постоянно действующим органом
    • -Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно
    • - заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)
    • -палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств
    • -члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

    Однопалатные парламенты избираются на тайном голосовании и действуют не более чем 4 года.

    На территории Российской Федерации только законодательные органы, функционал которых заключается в изменении, установлении и модификации законодательно правовых актов, имеют право вносить корректировки в действующее законодательство. В части. 2 ст. 5 Конституции РФ установлено, что на территории федерального значения - область, город, автономный округ, город федерального значения, имеют право вносить свои изменения в действующее законодательство, законодательные органы местного самоуправления.

    Основные полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации установлены федеральным законом и в соответствии с его постановлениями субъекты РФ имеют право вносить свои корректировки и постановления в действующее законодательство. Федеральный закон не запрещает вносить изменения в Конституцию РФ и её уставы, осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов в пределах своих полномочий. Также субъекты РФ имеют право регулировать действующее законодательство и выполнять иные полномочия (в соответствии с поправкой от 6 октября 1999г.).

    Законодательные органы субъектов Российской Федерации выполняют следующие функции:

    • 1) Принятие субъектами Российской Федерации законов и законодательно-правовых актов, которые регулировали взаимоотношения между гражданами, проживающими на территории РФ, при условии выполнения ими определенных обязательств, а также рассматривающие их права.
    • 2) Принятие законов субъектами РФ, которые регулируют муниципальную деятельность, общественные органы и объединения соответствующих субъектов Российской Федерации и проживающих на их территории граждан;
    • 3) Приоритетная функция законов, которые издают законодательные органы местного самоуправления субъектов РФ, выделяет их основную позицию перед органами исполнительной власти. Особое значение при этом имеет реализация социально-экономических программ, связанных с экономическим процветанием данного субъекта и вопросам, связанным с утверждением или назначением руководителей исполнительных органов. Но тем не менее законодательные органы принимают на себя определенно фактическое давление со стороны органов исполнительной власти, при внесении последними проектов правовых актов, касающихся социально - экономического развития и бюджетов, а также в иных случаях, когда они реализуют право на законодательную инициативу. Самостоятельную позицию органов законодательной власти нельзя рассматривать как абсолютную. У законодательных и исполнительных органов, по сути, определенные цели и задачи, поэтому они не должны противопоставляться друг другу.
    • 4) Определяющей основой законодательной власти является установление вполне четких ориентиров и законов по регулировке определенных норм и правил, действующих на территории субъектов РФ.
    • 5) Функциональная деятельность законодательных и исполнительных органов ограничена их территорией и не распространяется на другие субъекты РФ.
    • 6) Функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ зависит от аппарата управления, его аналитической структуры и правильности внесения корректировок в действующее законодательство, в соответствии с текущими обстоятельствами.
    • 7) Функциональная деятельность законодательных подразделений напрямую зависит от квалификации кадров и их профессионализма, поэтому стоит уделить особое внимание профессионально подготовке кадров.
    • 8) Функциональная деятельность законодательных органов определяется в публичной регламентации законов и нормативно правовых актов перед избирателями. В качестве примера можно привести - роспуск парламента.

    Согласно законом субъекта Российской Федерации:

    • 1) Устанавливаются основы организации и деятельности законодательного органа субъектов РФ, в соответствии с Конституцией субъекта РФ.
    • 2) Утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
    • 3) Устанавливается, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ, порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъектов РФ и определяется порядок деятельности органов местного самоуправления.
    • 4) Утверждаются, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, программы социально-экономического развития субъекта РФ.
    • 5) Согласно федеральному закону к ведению субъектов РФ, устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания.
    • 6) Устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств.
    • 7) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.
    • 8) Утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.
    • 9) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ.
    • 10) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
    • 11) Устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
    • 12) Согласно действующему на территории субъектов РФ законодательству, утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ. А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л.

    Право на изменение и корректировку законов для субъектов Российской Федерации, а также законодательная инициатива, в первую очередь принадлежит депутатам. Депутаты избираются народным голосованием, проживают на территории субъекта и также являются гражданами Российской Федерации. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ.

    Число депутатов устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Срок, на который избирается депутат, не может превышать более 5 лет до следующего переизбрания. Орган законодательной власти может считаться правомочным в том случае если в него входят не менее двух третей от установленного числа депутатов.

    Право на законодательную инициативу принадлежит также представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

    Полномочия законодательного, либо представительного органа могут быть прекращены в том случае, если орган был распущен по решению суда либо прекращения его работы высшим должностным лицом.

    Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия.

    В соответствии с решением законодательных органов устанавливается порядок взимания и размер налогов, которые идут на развитие государственного, муниципального, регионального, либо федерального бюджета, а в дальнейшем тратятся на социальные нужды граждан Российской Федерации, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица, утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа и пр. Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах.

    Большинство законодательных органов рассматриваемых субъектов РФ являются однопалатными. Однако есть и двухпалатные (Свердловская область), причем выборы в одну палату проводятся на основе пропорционального представительства, а в другую - на основе мажоритарной системы относительного большинства.

    Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).

    Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

    К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

    Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Государственную думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).

    В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре преподавательской, научной и иной творческой деятельности Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003..

    Парламентский контроль - контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

    Контроль над деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

    Объектом парламентского контроля чаще всего выступает исполнительная власть, но контроль этот может в отдельных случаях распространяться на главу государства, судебную власть, местное самоуправление, вооруженные силы и др. При этой контроль за исполнительной властью чаще всего носит политический характер , то есть обращен на политическую деятельность правительства и его членов (главным образом при парламентарных и смешанных формах правления), хотя, разумеется, осуществляется в юридических формах, тогда как в отношении остальных субъектов характер контроля – чисто юридический : если не удается установить нарушения каких-либо правовых норм, для подконтрольного органа, учреждения, должностного лица не может возникнуть никаких отрицательных правовых последствий.

    Следствием парламентского контроля может стать отставка правительства (при парламентарных и смешанных формах правления) или отдельных должностных лиц.

    Судебные полномочия

    Следственные комиссии парламентов или их палат, деятельность которых зачастую выходит за рамки политического контроля и приводит к возбуждению уголовных дел. Это сближает такие комиссии со специализированными органами расследования, которые во многих странах входят в систему органов судебной власти. Парламентские следственные комиссии приравнены к следственным органам судебной власти в отношении процессуальных действий. Широкими следственными полномочиями наделены все комитеты Сената и некоторые комитеты Палаты представителей Конгресса США.

    Нередко парламентам или их палатам предоставляется право возбуждать перед судебными органами обвинение против высших должностных лиц. В некоторых странах для суда над высшими должностными лицами, обвиняемыми в серьезных правонарушениях, парламенты создают специальные судебные органы из своего состава. Например, ст. 67 французской Конституции учредила, как отмечалось, для суда над Президентом Высокий суд правосудия.



    Также многие парламенты способны объявлять амнистию . Строго говоря, это полномочие не судебное, но оно связано с реализацией судебной власти ее органами. Амнистия, то есть полное или частичное освобождение от наказания лиц, осужденных за определенные в законе об амнистии виды преступлений, а порой также лиц, привлеченных к уголовной ответственности по обвинению в совершении таких преступлений, представляет собой корректировку уголовной политики судов. Она не ставит под сомнение виновность осужденных лиц и образует нереабилитирующее основание освобождения от уголовной ответственности или смягчения ее.

    3) Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов. Эти процедуры в той или иной форме свойственны парламентам демократических государств независимо от формы правления

    Подотчетность правительства и министров парламенту не всегда, следовательно, означает их ответственность перед ним, но ответственность, если существует (при парламентарных и смешанных формах правления), включает в себя и подотчетность. Комитетам (комиссиям) нередко предоставляется право проводить парламентские слушания с отчетами должностных лиц исполнительной власти, включая министров, равно как и по другим вопросам.

    4) Процедура контроля за делегированным законодательством. В тех странах, где конституции разрешают парламенту делегировать свои законодательные полномочия правительству, устанавливаются специальные формы парламентского контроля за соблюдением пределов и выполнением условий такой делегации.

    Так, в Германии Регламент Бундестага предусмотрел, что нормативные акты Федерального правительства, которые требуют одобрения Бундестага или отмены которых Бундестаг может потребовать в течение определенного срока, передаются президентом Бундестага по согласованию с советом старейшин непосредственно в компетентные комитеты с назначением срока для представления доклада. Если комитет своевременно доклада не представит, вопрос включается в повестку дня следующего заседания Бундестага для принятия решения и без этого доклада. Естественно, что Бундестаг может оставить в силе правительственное правовое предписание либо отменить его.

    5) Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев. Это обращения палат, отдельных парламентариев или их групп к правительству, его отдельным членам, а иногда и к иным государственным органам с требованием информации либо даже отчетов по какой-то конкретной проблеме, относящейся к их компетенции.

    Запрос это обращение, как правило, палаты или группы парламентариев по крупной политической проблеме, которое включается в повестку дня заседания палаты. По запросу могут развернуться прения с возможным голосованием по оценке ответа. В странах с парламентарными и смешанными формами правления это может быть голосование по вопросу о доверии правительству или его члену. Возможно также создание следственной комиссии. Такой запрос часто именуется интерпелляцией (от лат. interpellatio – прерывание речи). Текст ее заблаговременно рассылается парламентариям и правительству, которое назначает день ответа.

    Вопрос , который может быть устным или письменным, – это просьба парламентария об информации по какому-либо факту, обращенная к правительству или его члену. Вопросы должны быть краткими и не могут содержать какие-либо обвинения. Они представляются за один-два дня до заседания, регистрируются в специальном реестре, а в некоторых парламентах список вопросов печатается и доводится до сведения всех членов палаты и министров, которым предстоит отвечать. Регламенты, а иногда даже конституции предусматривают специальное время для ответов на вопросы.

    6) Парламентские расследования. Это весьма важный аспект контрольной деятельности парламента. Такие расследования иногда именуются анкетами , а само право расследования – анкетным правом . Для этого либо используются существующие в парламентах и их палатах комитеты (комиссии), которым даются соответствующие поручения, либо создаются специальные следственные комитеты (комиссии).

    7) Процедура политической ответственности правительства. Контроль выявляет и устанавливает определенные факты, связанные с деятельностью подконтрольного субъекта, в частности способы и результаты этой деятельности. А ответственность – следствие их оценки контролирующим органом, в данном случае парламентом или его палатой. Конституции Франции, Китая, Японии, Испании, Кубы предусматривают только коллективную (солидарную ) ответственность правительств. В других странах наряду с коллективной ответственностью правительства существуетиндивидуальная ответственность его членов: Италия, Словения,

    В Италии, Японии, Румынии правительство ответственно перед обеими палатами парламента , в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Польше – только перед нижней .

    Парламентская ответственность правительства согласно демократическим конституциям реализуется преимущественно посредством двух процедур: вотума недоверия и отказа в доверии.

    Вотум недоверия результат парламентской инициативы. Поэтому в интересах стабильности правительства иногда конституции усложняют процедуру этой инициативы, требуя, чтобы она исходила от более или менее значительной группы парламентариев, а также обусловливая выражение недоверия необходимостью подачи за резолюцию недоверия (порицания, осуждения) абсолютного или квалифицированного большинства голосов в палате.

    В ряде стран, в частности в Германии, конституциями предусмотрен так называемый конструктивный вотум недоверия : он считается состоявшимся, если парламент или палата не просто приняли резолюцию порицания, а определили главу нового правительства.

    Отказ в доверии имеет место в случае, когда правительство само поставило вопрос о доверии в связи с каким-либо актом, принятия которого оно добивается от парламента. Это довольно эффективный способ давления на парламент, особенно в условиях, когда отказ в доверии и вызванный этим правительственный кризис могут повлечь роспуск парламента (палаты). С другой стороны, действительно отказ парламента принять желательный для правительства акт может лишить правительство возможности проводить свою политику или серьезно затруднить проведение этой политики, в результате чего нахождение в составе правительства становится для его членов бессмысленным.

    8) Импичмент. В данном случае речь идет не о политической, а о юридической парламентской ответственности должностных лиц, причем как исполнительной, так и судебной власти. здесь основанием является правонарушение (вспомнить корейское дело) . Санкция в данном случае заключается часто лишь в смещении с должности, что влечет утрату иммунитета (если он был) и обычно открывает путь для дальнейшего судебного преследования в общем порядке, если лицо обвиняется в нарушении правовых норм, влекущем судебную ответственность.

    Наиболее распространены три основные модели соответствующих парламентских процедур:

    - Первая заключается в том, что весь процесс реализации конституционной ответственности протекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать процессы в судах (США).

    - Вторая модель заключается в том, что парламент или палата выступают лишь как обвиняющие инстанции, а дело о конституционной ответственности разрешается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган реализует не только конституционную, но в необходимом случае и уголовную ответственность, действуя уже как обычный суд (Франция).

    - Третья модель совпадает со второй в том, что парламент или палата ограничиваются предъявлением обвинения, но в отличие от второй модели дело разрешается органом конституционной юстиции, который реализует лишь конституционную ответственность, смещая лицо с его должности. Все эти модели имеют свои разновидности в разных странах (ФРГ, Южная Корея).

    • Иналкаева Казбан Саматовна

    Ключевые слова

    ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ / ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛНОМОЧИЙ / ДОГОВОР / ГЛАСНОСТЬ / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Иналкаева Казбан Саматовна

    Цель исследования заключается в определении основных проблем практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной целью основной задачей исследования является анализ принципов деятельности региональных парламентов . Исследование выполнено на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело. Сделанные автором обобщения могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок проблем деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации. По мнению автора, реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике имеет основополагающее значение для укрепления демократических основ российской государственности и обеспечение целостности страны.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Иналкаева Казбан Саматовна,

    • Межпарламентские соглашения, заключаемые между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации

      2013 / Нурутдинова Резеда Инсафовна
    • Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

      2016 / Велиева Д.С.
    • Политическая функциональность регионального парламента в современной России

      2016 / Рыбакова Светлана Сергеевна
    • Принципы организации и деятельности представительного органа в Российской Федерации

      2015 / Свистунова Людмила Юрьевна
    • Контрольная функция в системе функций законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

      2011 / Тюльпанов Вадим Альбертович

    The aim of the research is to identify the main problems of practical activities legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. In accordance with the above purpose, the main task of the research is analysis of the principles of activities of the regional parliaments. The research was made on the basis of the analysis of Federal and regional legislation of the Russian Constitution and the famous French specialist in this field M. Prelo. Made by the author of generalization can be the basis for further theoretical development issues of activity of legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. The research materials can be used in the legislative process and in the educational process, in the framework of the study «Constitutional law of Russia», «Constitutional (state) law of foreign countries» and a number of specialized courses on state and legal specialization. According to the author, the implementation of the principles of activities of the regional parliaments in practice is fundamental to strengthening the democratic foundations of Russian statehood and integrity of the country.

    Текст научной работы на тему «Принципы деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации»

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

    Иналкаева К.С.

    1.2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Иналкаева Казбан Саматовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Чеченский государственный университет. Подразделение: кафедра конституционного и административного права. Email: [email protected]

    Аннотация. Цель исследования заключается в определении основных проблем практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной целью основной задачей исследования является анализ принципов деятельности региональных парламентов.

    Исследование выполнено на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело.

    Сделанные автором обобщения могут быть положены в основу дальнейших теоретических разработок проблем деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственно-правовой специализации.

    По мнению автора, реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике имеет основополагающее значение для укрепления демократических основ российской государственности и обеспечение целостности страны.

    Ключевые слова: предметы ведения, перечень полномочий, договор, гласность, коллегиальность, народовластие, федеральный закон, региональный парламент.

    PRINCIPLES OF ACTIVITY OF LEGISLATIVE BODIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

    Inalkayeva Kazban Samatovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Chechen state University. Department: constitutional and administrative law chair. Email: [email protected]

    Annotation: The aim of the research is to identify the main problems of practical activities legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation. In accordance with the above purpose, the main task of the research is analysis of the principles of activities of the regional parliaments.

    The research was made on the basis of the analysis of Federal and regional legislation of the Russian Constitution and the famous French specialist in this field M. Prelo.

    Made by the author of generalization can be the basis for further theoretical development issues of activity of legislative (representative) public authorities of subjects of the Russian Federation.

    The research materials can be used in the legislative process and in the educational process, in the framework of the study «Constitutional law of Russia», «Constitution-

    al (state) law of foreign countries» and a number of specialized courses on state and legal specialization.

    According to the author, the implementation of the principles of activities of the regional parliaments in practice is fundamental to strengthening the democratic foundations of Russian statehood and integrity of the country. Keywords: competence, terms of reference, contract, publicity, collegiality, democracy, Federal law, regional Parliament.

    Общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ч.1 ст.1). Субъекты Российской Федерации в своих законах также устанавливают принципы деятельности законодательных органов. Так, Конституционный закон Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» определяет, что деятельность Парламента Чеченской Республики осуществляется в соответствии с принципами: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики; разграничение полномочий по предметам ведения Чеченской Республики между Парламентом и органами исполнительной власти Чеченской Республи-ки...(ст.4) .

    Реализация принципа разделения властей как на федеральном, так и на региональном уровне, предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Государственные органы каждой из ветвей власти имеют свои функции и наделяются соответствующими полномочиями. Ни один из них не вправе принять на себя функции другого, но и действовать обособленно они также не могут. «Принцип разделения властей предполагает их единство в системе единой государственной власти. Это единство достигается наличием совокупности организационно-правовых сдержек и противовесов.» .

    К принципу единства системы государственной власти тесно примыкает принцип взаимодействия, согласованности деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.1 от. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения. Стоит согласиться с В.А.Черепановым в том, что «при федеративной форме государственного устройства осуществляется сотрудничество и согласование интересов различных уровней власти, без которых невозможно федеративное устройство» .

    Взаимодействие органов законодательной и исполнительной ветвей власти в субъектах Российской Федерации проявляется в самых разнообразных формах:

    информационное взаимодействие и взаимная консультативная помощь; взаимное направление принятых данными органами нормативных правовых актов; направление законодательным органом высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) планов законопроектной работы и проектов законов субъекта Российской Федерации; присутствие должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях законодательных органов, а депутатов - на заседаниях органов исполнительной власти; подготовка законопроектов, причем некоторые из них могут быть приняты к рассмотрению законодательным органом только по представлению или при наличии заключения главы исполнительной власти; право законодательной инициативы, когда проект, внесенный главой исполнительной власти, рассматривается в первую очередь; право безотлагательного и внеочередного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти и др.

    На наш взгляд, согласованное взаимодействие и сотрудничество законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации возможно только при условии гармоничного распределения властных полномочий между ними и достижения такого баланса, при котором наибольшая эффективность управления сочеталась бы с адекватным представительством интересов народа при принятии властных решений.

    Помимо перечисленных доктрина конституционного права выделяет также следующие принципы деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации: избрания; коллегиальность; основы деятельности; гласность; народовластие; политическое многообразие.

    Принципы избрания законодательного (представи-

    тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, согласно Областному закону «О Законодательном Собрании Ростовской области», Законодательное Собрание Ростовской области состоит из 50 депутатов. 25 депутатов Законодательного Собрания избираются по одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства. 25 депутатов Законодательного Собрания избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ростовской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .

    Принцип основы деятельности региональных парламентов означает их заседания (сессии), где на основе широкой коллегиальности обсуждаются все важнейшие вопросы, входящие в их компетенцию. Коллегиальность лежит в основе деятельности не только парламента в целом, но и в деятельности комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп и т.д. Коллегиальность предполагает обязанность депутатов участвовать в заседаниях региональных парламентов и их структурных подразделений, в состав которых избраны данные депутаты. В регламентах парламентов субъектов Российской Федерации данный вопрос решается по-разному. В одних субъектах кворум для признания заседания парламента правомочным установлен в виде большинства от установленного числа

    депутатов (Республика Адыгея, Волгоградская область), в других (Республика Дагестан, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) - не менее двух третей от установленного числа депутатов, согласно ст.73 Конституции Республики Ингушетия Народное Собрание Республики Ингушетия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов и т.д.

    От установленного кворума правомочности заседания законодательного (представительного) органа зависит степень представительности принимаемых им решений. И если она окажется недостаточной, то ставится под вопрос легитимность самих решений. Поэтому в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо установить кворум для признания правомочности заседания законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в количестве не менее двух третей от установленного числа депутатов.

    Принцип гласности - важнейший принцип проведения заседаний региональных парламентов. Так, например, заседания парламента субъекта Российской Федерации проводятся открыто и гласно (п.4 от. 48 Регламента Парламента Чеченской Республики», ст.33 Регламента Волгоградской областной Думы и т.д.).

    Необходимо, чтобы заседания парламентов субъектов Российской Федерации широко освещались в средствах массовой информации, где также отражались бы сведения о порядке работы парламентов, повестка дня ближайших заседаний, выносимые решения по каждому вопросу в повестке дня, отчеты депутатов о проделанной работе и т.д.

    Представляется, что региональным парламентам вполне реально предусмотреть в своих регламентах определенную процедуру для получения гражданами разрешения на участие в заседаниях парламента. Например, в регламентах Законодательного Собрания Ростовской области (ч.9 ст.29) и Законодательного Собрания Краснодарского края (абз.2 ст.36) для граждан установлена возможность участвовать в работе открытых заседаний законодательных органов при условии своевременной подачи в секретариат заявки на участие в заседании (работе сессии), которая удовлетворяется парламентом при наличии условий для их размещения без ущерба для нормальной работы депутатов и т.д.

    Деятельность постоянных комитетов (комиссий) основана на принципах политического многообразия, свободы обсуждения, гласности. Так, обсуждение законопроекта проводится в комитетах Народного Собрания Республики Дагестан открыто, может освещаться средствами массовой информации.

    В целях расширения гласности деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, их комитетов и комиссий могут проводиться выездные заседания. Кроме того, существует потребность в организации широкого информирования о деятельности региональных парламентов и их структурных подразделений. Эта информация может быть личной, непосредственной, которая предполагает беседы, доклады, выступления, ответы на вопросы, в том числе непосредственно перед населением, депутатов, работников аппаратов региональных парламентов.

    Принцип народовластия предполагает активное участие народа в деятельности региональных парламен-

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

    Иналкаева К.С.

    тов, их структурных подразделений, в принятии решений по важнейшим проблемам субъекта Российской Федерации. В законодательстве ряда субъектов Российской Федерации содержатся положения об обсуждении народом важных вопросов жизни данных субъектов Российской Федерации. Инициатором подобных обсуждений могут выступать различные субъекты. Например, в Краснодарском крае вопрос о проведении опроса включается в повестку дня заседания Законодательного Собрания по требованию одной четверти депутатов Законодательного Собрания края; главы администрации (губернатора) края; не менее 50 тысяч избирателей; не менее одной четверти представительных органов местного самоуправления; органов местного самоуправления, представляющих не менее одной четверти населения края (ч.3 ст.20 Устава Краснодарского края). Итоги опроса доводятся до сведения населения через средства массовой информации краевой комиссией по проведению опроса не позднее пяти дней со дня окончания голосования (ч.5 ст.21).

    Уставы некоторых субъектов Российской Федерации закрепляют такую форму непосредственной демократии, как гражданская инициатива. В Уставе Волгоградской области под гражданской инициативой понимается право избирателя (избирателей) на обращение к депутату Волгоградской областной Думы с предложением о принятии нового закона Волгоградской области или изменении действующего. Депутат обязан в месячный срок уведомить избирателя (избирателей) о принятии им обращения как поручения для реализации предложения в порядке законотворческой инициативы или дать мотивированный ответ об отказе в принятии обращения в качестве поручения. О результатах рассмотрения данной законотворческой инициативы в Волгоградской областной Думе депутат в письменном виде уведомляет избирателя (избирателей) (ст. 16). В Краснодарском крае население в количестве не менее 10 тысяч избирателей может осуществлять гражданскую инициативу (коллективное обращение) путем выдвижения предложений для рассмотрения Законодательным Собранием края. Гражданская инициатива (коллективное обращение) не позднее чем в месячный срок подлежит рассмотрению Законодательным Собранием. Результат рассмотрения в семидневный срок доводится до граждан через средства массовой информации или организаторов коллективного обращения (ст.22) .

    По нашему мнению, подобные институты непосредственной демократии должны получить широкое распространение во всех субъектах Российской Федерации, поскольку они обеспечивают подлинное народовластие в регионах. Данные институты должны быть детально регламентированы в законодательстве субъектов Российской Федерации, а органы власти должны проводить разъяснительную и агитационную работу среди народа о такой возможности выражения своей воли в законодательной сфере.

    Принцип политического многообразия означает, что каждый депутат имеет право выражать и настаивать на любых своих убеждениях, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Стремление к реализации данного принципа лежало в основе внесения поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Это означает, что не менее половины числен-

    ного состава региональных парламентов будет укомплектовано представителями политических партий, победивших на выборах. Реформа избирательной системы направлена на укрепление представительной демократии и становление подлинной многопартийности в субъектах Российской Федерации. Политические партии, пользующиеся значительной поддержкой народа субъекта Российской Федерации, получат возможность сформировать в региональном парламенте полноценные депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

    Итак, можно сделать вывод, что реализация принципов деятельности региональных парламентов на практике означает, является ли парламент подлинным институтом народного представительства, адекватно ли он осуществляет свои функции и предназначение.

    Список литературы:

    1. Воробьева О.А. Государственная власть как уровень публичной власти. //Общество: политика, экономика, право, 2012, №1. - С.144-151.

    2. Конституционный закон Чеченской Республики «О Парламенте Чеченской Республики» от 2 декабря 2008 года № 2-РКЗ (ред. от 04.06. 2013) //СПС Консультант Регион.

    3. О Законодательном Собрании Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 18 сентября 2002 года № 27-ЗС (ред. от 04.05.2010) // СПС Консультант Регион.

    4. О Регламенте Волгоградской областной Думы: Постановление Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77 (ред. от 29.04.2010) //Официальный сайт Волгоградской областной Думы (www.volganet.ru).

    5. О Регламенте Законодательного Собрания Ростовской области (ред. от 09.09.2010): Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 29.08.2002 № 709 // Официальный сайт Законодательного Собрания Ростовской области (www.donland.ru).

    6. О Регламенте Парламента Чеченской Республики

    (ред. от 15.11. 2012): Постановление Парламента Чеченской Республики от 30.10.2008 № 2-2П

    //Официальный сайт Парламента Чеченской Республики (www. parlamentshr.ru).

    7. Устав (Основной закон) Волгоградской области: Принят Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 года (ред. от 01.10.2013) // СПС Консультант Регион.

    8. Черепанов В.А. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие для студентов неюридических специальностей / Ставрополь: АГРУС, 2012. -С.227.

    9. Максименко А.В., Кравцова Е.А., Шалайкин Р.Н. Проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №3.

    10. Максименко А.В., Кравцова Е.А., Шалайкин Р.Н. вспомогательные органы Государственной думы федерального собрания Российской Федерации и особенности их функционирования // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №2.

    Literature list:

    1. Vorobyov O.A. State power as the level of public authorities. / / Society: Politics, Economics, Law, 2012, № 1. - P.144-151.

    2. Constitutional Law of the Chechen Republic "On the Parliament of the Chechen Republic" dated December 2,

    Пробелы в российском законодательстве

    2008 № 2-RHM (ed. from 04.06., 2013) / / ATP Consultant Region.

    3. About the Legislative Assembly of the Rostov region: Regional Law Rostov region on September 18, 2002 № 27-SSC (as amended on 04.05.2010) / / ATP Consultant Region.

    4. Regulations About Volgograd Regional Duma: Resolution Volgograd Regional Duma froiri 24.02.2005 № 5/77 (as amended on 29.04.2010) / / Official site of the Volgograd Regional Duma (www.volganet.ru).

    5. On Regulations of the Legislative Assembly of the Rostov region (as amended on 09.09.2010): Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region from 29.08.2002 № 709 / / The official website of the Legislative Assembly of the Rostov region (www.donland.ru).

    6. On the Regulations of the Parliament of the Chechen Republic (ed. from 15.11. 2012): Resolution of the Parliament of the Chechen Republic from 30.10.2008 № 2-2P / / Official site of the Parliament of the Chechen Republic (www. parlamentshr.ru).

    7. Constitution (Fundamental Law) of the Volgograd Region: Volgograd Regional Duma adopted February 14, 2012 (as amended on 01.10.2013) / / ATP Consultant Region.

    8. Cherepanov V.A. Russian constitutional right. Course of lectures: a textbook for students of non-legal professions / Stavropol AHRUS 2012. - P.227.

    Рецензия

    на статью Иналкаевой Казбан Саматовны на тему:

    ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Представленная на рецензирование научная статья написана на достаточно актуальную тематику в сфере права, что подтверждается наличием пристального внимания отдельных специалистов в сфере права к данному вопросу.

    Авторское исследование в данной статье было проведено автором на основе анализа федерального и регионального законодательства, работ отечественных конституционалистов и известного французского специалиста в указанной области М. Прело.

    Также можно отметить, что материалы исследования могут быть использованы в законодательной деятельности и в учебном процессе, в рамках изучения дисциплин «Конституционное право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» и ряда специализированных курсов по государственноправовой специализации.

    Таким образом, данная статья имеет достаточную научную ценность и может быть рекомендована к публикации в журнале, входящем в перечень ВАК.

    Рецензент

    Доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», к.ю.н. Р.В.Пузиков

    Выбор редакции
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
    Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....