Способы исчисления и уплаты налога


Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговые органы определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

    налогоплательщики-организации - по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

    индивидуальные предприниматели - по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

    физические лица как налогоплательщики - на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально введен в действие с 1 января 2002 г.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 Кодекса. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете налога на доходы физических лиц - кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

Необходимо обратить внимание на то, что законодательство о налогах и сборах касается лишь порядка исчисления налоговой базы и не касается вопроса о том, что относить к расходам индивидуальных предпринимателей.

Если вопрос о доходах нашел свое отражение в Кодексе (ст. 41), то вопрос о расходах остается открытым.

4.9. Порядок и способы уплаты налога

Порядок уплаты налога - это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет - основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

    направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

    средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

    механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

    особенности контроля за уплатой налога .

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога :

    уплата налога по декларации - на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

    уплата налога у источника дохода - момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

    кадастровый способ уплаты налога - налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока - к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности - неустойчива и неэластична;

    уплата налога в момент расходования доходов - характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

    уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) - налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

15.1. Методы налогообложения

Под методом налогообложения понимают механизм изменения ставок налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при увеличении налоговой базы.

Среди основных методов налогообложения можно выделить следующие виды:

1. Равное налогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод является характерным в основном для целевых налогов (часто они именно благодаря этому приобретают характер в большей мере сборов, чем налогов). Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенных потребностей общества, которые как бы разделены на части и соотносятся с количеством членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.

2. Прогрессивное налогообложение - метод налогообложения, при котором ставка налога растет по мере роста размеров объекта налогообложения. Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется в основном- интересами плательщика. Дискреционный доход можно определить как разницу между совокупным доходом, полученным плательщиком, и необлагаемым минимумом доходов. Фактически дискреционный доход представляет собой объект налогообложения, который реально отображает границы реализации интересов плательщика в зависимости от размеров его доходов.

Метод прогрессивного налогообложения предусматривает использование нескольких видов прогрессии:

а) простая разрядная -характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, относительно каждого из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был присущ налоговой системе СССР, хотя и

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

характеризировался определенной неравномерностью налогообложения лиц, уровень доходов которых колебался на границе разрядов;

б) простая относительная - характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается определенный вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используется ставка по отношению к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортного средства). При данном методе не исключается недостаток предыдущего метода - резкость перехода от одного разряда к другому, и скачок при этом суммы налога;

в) сложная прогрессия -предусматривает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для части, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид прогрессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учитывать имущественные особенности плательщиков и более равномерно разделить налоговое давление. Такая плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности увеличения ставки. Наиболее ярко использование данного вида прогрессии выражается в применении подоходного налога с граждан.

г) скрытая прогрессия - предусматривает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В таком случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференциация налогообложения. Однако система отчислений или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.

3. Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С увеличением базы налогообложения сумма налога растет пропорционально при одинаковом проценте налоговой ставки. Этот метод довольно широко распространен (налог на доход, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

4. Регрессивное налогообложение - метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при увеличении налоговой

Глава 15. Исчисление и уплати налогов и сборок

базы. В данном случае налоговые изъятия обратно пропорциональны увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого применения не имеет, хотя и используется при непрямом налогообложении.

5. Смешанное налогообложение - предусматривает соединение отдельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются различные методы налогообложения (например, соединение прогрессивного и пропорционального методов).

15.2. Исчисление налога

Исчисление налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджеты или целевые фонды. Исчисление налога требует конкретизации по нескольким направлениям:

1) касается конкретного, отдельного плательщика;

2) осуществляется в отношении конкретного налогового обязательства по отдельному налогу;

3) представляет собой совокупность конкретных действий, определяемых особенностями объекта налогообложения;

4) осуществляется в отношении конкретного налогового периода.

Особенности исчисления налогов и сборов могут лежать в основе классификации этих видов обязательных платежей. В соответствии с этим налоги делятся на:

1. Окладные - налоги, исчисляемые непосредственно налоговым органом.

2. Неокладные - налоги, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком; делятся на два подвида:

а) непосредственно неокладные - налоги, исчисляемые самим налогоплательщиком;

б) опосредованно неокладные - налоги, исчисляемые налоговым агентом.

3. Смешанные - налоги, исчисляемые на разных этапах и налогоплательщиком, и налоговым органом. Примером подобно-

См.: Кочырин А II. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики С. 69-71.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

го налога может быть подоходный налог, который исчисляется налоговыми агентами (при налогообложении доходов по месту основной работы налогоплательщика), налогоплательщиками (при подаче налоговой декларации) и налоговыми органами (при корректировке данных налоговых деклараций).

Исчисление налога проходит несколько стадий:1

1) определение объекта налогообложения;

2) определение базы налогообложения;

3) выбор ставки налога;

4) применение налоговых льгот;

5) расчет суммы налога.

Исчисляется налог в рамках одного налогового периода, но осуществляться это может несколькими способами. При этом необходимо разграничивать способы исчисления налога и способы уплаты налога (на них остановимся в следующем подразделе). Способ исчисления налога характеризует особенность определения и учета налогооблагаемой базы. В зависимости от способов исчисления разграничивают:

1. Кумулятивный - способ определения объекта, при котором налоговая база определяется нарастающим итогом. На конкретную дату определяется налогооблагаемая база, уменьшенная на сумму льгот, которыми пользуется плательщик на эту дату. В каждый момент выплаты дохода определяется общая сумма выплат конкретному лицу. При этом сумма уменьшается на размер налога, удержанного ранее.

2. Некумулятивную - способ определения налоговой базы по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с другими источниками доходов. Этот способ более прост, чем предыдущий, и не требует сложной и громоздкой системы расчетов, хотя за его счет трудно обеспечить стабильное поступление средств в бюджет.

15.3. Уплата налога

Уплата налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению сумм налога, подлежащих уплате в соответствующий бюджет или целевой фонд. Необходимо учитывать, что плательщик в данном

См.: Налоги и налоговое право: Учебное пособие Под ред. А. В. Брызгали-на. С. 265

/ ILIHU 15. Исчисление и уплата иа.ю."ов и споров

случае понимается в широком смысле слова и фактически охватывает широкий круг субъектов, которые могут перечислять суммы налога вместо плательщика (но в счет налоговой обязанности последнего) либо по его поручению,(налоговые агенты, сборщики налогов, налоговые представители).

По своей природе налоги представляют собой денежные поступления, именно в такой форме они могут рассматриваться как элемент доходной части бюджетов, представляющих собой денежные фонды. Этот принципиальный подход не исключает, однако, использование и других форм уплаты налогов.

Таким образом, существует три формы уплаты налогов.

1. Денежная форма уплаты налога применяется как путем безналичных, так и наличных расчетов. В большинстве случаев уплата налогов осуществляется путем перечисления денежных средств с банковских счетов плательщика на бюджетные счета на основании платежного поручения. Уплата осуществляется в национальной валюте Украины.

2. Уплата налога в натуральной форме. Эта форма отличается определенной особенностью и применяется преимущественно по налоговым платежам, связанным с использованием природных ресурсов.

3. Комплексная форма уплаты налогов предполагает сочетание двух предыдущих и используется при обращении взыскания на имущество должника в счет погашения недоимки по налогам и сборам.

Способ уплаты налога характеризирует особенность реализации налогоплательщиком обязанности по перечислению средств, начисленных как налоговые, в бюджет или специальные фонды. Фактически речь идет о механизме и порядке уплаты, перечислении налога.

Существуют три основных способа уплаты налога.

1. Кадастровый - способ уплаты налогов, в основе которого лежит перечисление суммы в соответствии с определенной шкалой, основанной на определенном виде имущества.

2. Декларационный - способ реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога на основании представления в налоговые органы официального заявления (декларации) о полученных доходах за определенный период и о своих налоговых обязанностях.

3. Предварительный (авансовый) - способ, применяемый в основном при безналичном удержании и состоящий в том, что налоги

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

удерживаются у источника дохода (не следует путать с авансовыми платежами). Они удерживаются плательщиком в момент выдачи средств получателю и при этом автоматически перечисляются в бюджет до выдачи дохода.

15.4. Сроки уплаты налогов и сборов

Обязанность налогоплательщика характеризуется не просто фактом уплаты налога, а уплатой сумм налогов и сборов в полном объеме и своевременно, в сроки, закрепленные налоговым законодательством. Именно поэтому выполнение налоговых обязанностей должно происходить своевременно.

Сроком уплаты налога признается период времени, который начинается с момента возникновения налоговой обязанности налогоплательщика и заканчивается моментом окончания срока уплаты налога. Срок уплаты налога определяется календарной датой или окончанием периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на событие, которое должно состояться.

В зависимости от сроков уплаты налоги делятся на две группы1.

1. Срочные налоги - налоги, уплачиваемые в течение определенного срока, обусловленного моментом возникновения налоговой обязанности (уплата налога с владельцев транспортных средств при приобретении транспортного средства или дате обязательного технического осмотра).

2. Периодические налоги - налоги, уплачиваемые в течение определенного срока, который устанавливается преимущественно во взаимосвязи с конкретными календарными периодами:

а) декадные налоги - уплачиваемые один раз в десять дней;

б) месячные налоги - уплачиваемые один раз в месяц;

в) квартальные налоги - уплачиваемые один раз в квартал;

г) полугодовые налоги - уплачиваемые один раз в шесть месяцев;

д) годовые налоги - уплачиваемые один раз в год; е) событийные налоги - уплачиваемые в соответствии с ука-занием на событие, которое должно наступить или произойти.

См.: подробнее: Налоги и налоговое право: Учебное пособие Под ред. А.В.Брызгалина. С 326-327.

I idea l1). Исчисление и vn.iamu налогов и соороч

Изменение срока уплаты налога осуществляется путем перенесения срока уплаты налога или ею части на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога осуществляется в виде:

1) Отсрочки. Отсрочкой при уплате налога является перенос установленного срока уплаты налога или его части на более поздний срок с одновременной уплатой суммы задолженности. Отсрочка может быть предоставлена п» одному или нескольким налогам. Отсрочка не может быть предоставлена налогоплательщику, который ранее получил ее на этих же основаниях.

2) Рассрочки. Рассрочкой при уплате налога является перенос установленного срока уплаты налога или его части на более поздний срок с уплатой суммы задолженности частями. Рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Рассрочка не может быть предоставлена налогоплательщику, который ранее получил ее на этих же основаниях.

3) Налогового кредита. Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой налоговой обязанности. Изменение срока уплаты налога осуществляется на основании договора, составляемого между плательщиком налога и налоговым органом в пределах его компетенции.

Контрольные вопросы:

1. Вид методов налогообложения.

2. Порядок исчисления налога и сбора.

3. Окладные, неокладные, смешанные налоги.

4. Стадии исчисления налогов и сборов.

5. Способы исчисления налогов и сборов.

6. Уплата налогов и сборов.

7. Формы уплаты налогов и сборов.

8. Способы уплаты налогов и сборов.

9. Сроки уплаты налогов и сборов.

10. Срочные и периодические налоги и сборы.

11. Изменение сроков уплаты налогов и сборов.

Пропорциональным называется такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой единицы обложения. Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако уплачиваемый итоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства.

Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением единицы обложения увеличивается и ставка налога. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (имущество), тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.

Регрессивный способ налогообложения означает, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что с экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами.

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налогов

2.1 Порядок исчисления

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Сумма исчисленного налога на имущество физических лиц определяется в полных рублях. Лица, имеющие право на льготы, указанные в Законе, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию этих строений, помещений и сооружений.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой

собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи, на основании сведений, ежегодно представляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, а также государственные инспекции по маломерным судам и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны по требованию налоговых органов представлять сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами. За непредставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций налагается штраф в размере пятикратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

2.2 Порядок уплаты

Данный порядок прописан в статье 58 НК РФ:

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК.

  • 11. Элементы налогообложения, их краткая характеристика
  • 12. Формы изменения срока уплаты налога и сбора. Порядок и условия их представления
  • Инвестиционный налоговый кредит
  • 14. Виды налоговых режимов. Классификация налогов.
  • 16. Принципы определения цены тру для целей налогообложения
  • 17. Акцизы: состав подакцизных товаров и налогоплательщики
  • 18. Акцизы: объект налогообложения, налоговая база и виды ставок
  • 19. Акцизы:порядок определения налога, налоговые вычеты, порядок и сроки уплаты.
  • 20. Особенности определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию рф
  • 21. Налог на добавленную стоимость: плательщики и порядок освобожения от уплаты налога.
  • 22. Налог на добавленную стоимость:объект налогообложения и операции,не подлежащие налогообложению.
  • 23. Ндс: налоговая база и порядок ее определения
  • 24. Ндс: порядок определения налога, налоговые вычеты, порядок и сроки уплаты налога.
  • 25. Ставки ндс и порядок их применения
  • 26. Особенность определения ндс при ввозе товаров на таможенную территорию
  • 27. Таможенная стоимость и ее использование при исчислении таможенных платежей
  • 28. Ввозная таможенная пошлина:ее виды, виды ставок, порядок исчисления и уплаты
  • 29. Налог на прибыль организации: плательщики, объект налогообложения и налоговая база
  • 30. Доходы, их классификация и состав для целей налогообложения прибыли
  • 31. Расходы по производству и реализации для целей налогообложения прибыли, их состав,характеристика отдельных видов расходов
  • 32. Амортизационное имущество для целей налогообложения прибыли, порядок определения его стоимости
  • 33. Амортизация: методы и порядок ее определения для целей налогообложения прибыли,
  • 34. Внереализационные расходы для целей налогообложения прибыли, их состав, характеристика отдельных видов расходов.
  • 35. Расходы на формирование резервов для целей налогообложения прибыли, их виды и порядок определения
  • 37. Метод определения (признания) доходов и расходов для целей налогообложения прибыли
  • 38. Ставки налога на прибыль и доходы организаций, порядок их применения.
  • 39. Доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли
  • 40. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей.
  • 41. Налоговый учет для целей налогообложения прибыли, аналитические регистры налогового учета.
  • 11. Элементы налогообложения, их краткая характеристика

    Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    Элементы налогообложения:

      Объект налогообложения – это может быть доход, прибыль, имущество.

      Налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. По ряду налогов при расчете налоговой базы учитываются «принципы определения цены товаров,работ,услуг для целей налогообложения».

      Налоговый период – календарный год или иной период времени, применительный к отдельным налогам (месяц,квартал) по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Для равномерности поступления налогов налоговый период может состоять из одного ил инескольких отчетных периодов.

      Ставка налога и размеры сборов – величина налоговых отчисленийна единицу измерения налоговой базы.

    Виды ставок:

    Твердые в абсолютной сумме

    Адвалорные (в %)

    Комбинированные

    Шкала ставок:

    Пропорциональная(единая), независимо от величины налоговой базы (налог на прибыль)

    Прогрессивная шкала – ставка увеличивается по установленной шкале по мере увеличения налоговой базы (налог на имущество физ лиц)

    Регрессивная шкала – с увеличением налоговой базы ставка уменьшается

      Льготы. Виды налоговых льгот:

    Необлагаемый миним налогообложения

    Изъятие из налогообложения определенных составляющих налоговой баыз

    Освобождение от уплаты налогов отдельной категории налогоплательщиков

    Целевые налоговые льготы

    Снижение налоговых ставок

      Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и с учетом льгот. В отдельных случаях исчисляет налоговый агент или орган.

      Сроки уплаты налогов и сборов утснавливаются применительно каждому налогу и сбору, если сроки нарушаются то применяется пеня. Срок уплаты налога определяется календарной датой или иным периодом времени.

      Порядок уплаты налогов и сборов:

    Разовая всей суммы налога

    В установленный срок

    В наличной и безналичной форме

    В течении налогового периода могут предусматриваться авансовые платежи. Несвоевременно уплаченные авансовые платежи начисляется пеня.

    12. Формы изменения срока уплаты налога и сбора. Порядок и условия их представления

    Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка и рассрочка

    Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев. Рассрочка, в отличии от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога с поэтапной оплатой задолженности в течении соответствующего срока. И отсрочка, и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так сразу и по нескольким налогам. Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из ниже указанных обстоятельств. - причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия и др.чрезвыч ситуаций - задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; - угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога; - имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; - производство и реализация товаров, работ, или услуг носит сезонный характер.

    Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются: - возбужденное уголовное дело связанного с нарушением закона о налогах и сборах - наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества.

    На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки. Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство.

    Уполномоченный орган в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица о предоставлении отсрочки обязан принять мотивированное решение либо о предоставлении отсрочки либо об отказе в ее предоставлении. В том случае если уполномоченный орган выносит положительное решение, то оно оформляется соответствующим актом этого органа. Копия решения о предоставлении отсрочки направляется налогоплательщику в трехдневный срок со принятия такого решения уполномоченным органом. Кроме этого копия решения направляется еще и в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика. Прекращение действия отсрочки возможно и до истечения срока ее действия. Действие отсрочки прекращается досрочно в двух случаях: в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока и в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки. Налоговый кредит

    Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности. Как и отсрочка (рассрочка) налоговый кредит предоставляется по одному или нескольким налогам. По сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, перечень оснований по которым может быть предоставлен налоговый кредит является более узким. Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно: - если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; - если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа; - если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства. Проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки является то, что налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства. Однако, в отличии от отсрочки для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа недостаточно. При предоставлении налогового кредита Налоговый кодекс требует обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме. Договор о налоговом кредите должен предусматривать следующие существенные условия: сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия положительного решения уполномоченным органом. Копия такого договора в пятидневный срок направляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика на который возлагаются обязанности по контролю за

    Действие налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего договора. В то же время, в установленных законом случаях договор о налоговом кредите может прекратить свое действие и до истечения срока на который он был заключен: в случае досрочной уплаты налогоплательщиком суммы налогового кредита и соответствующих процентов до истечения установленного договором срока, по соглашению сторон или по решению суда.

    Выбор редакции
    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

    Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
    Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...