Предмет и метод регулирования бюджетного права. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации


Бюджет занимает центральное место в финансовой системе Российской Федерации, обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством. Поэтому в финансовом праве бюджетное право также занимает ведущее место.

В настоящее время бюджетное право является подотраслью финансового права 1 и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования, распределения и использования федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Однако БК РФ расширил понятие бюджетного права и выделил иные отношения, входящие в предмет бюджетного права (п. 2 ст. 1 БК РФ).

В научной и учебной литературе имеются различные определения бюджетного права.

Основные признаки бюджетного права в СССР сформулировал В. В. Бесчеревных , который определял бюджетное право как раздел финансового права, включающий правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы СССР, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок распределения их между различными бюджетами, а также нормы, устанавливающие бюджетный процесс.

М. И. Пискотин обосновал позицию о том, что бюджетное право - это не просто крупный институт, а совокупность институтов, особый раздел (подотрасль) права. М. И. Пискотин отмечал, что термин «институт» должен относиться к небольшим обладающим определенной спецификой и составляющим устойчивое единство группам норм, регулирующих однородные отношения. А такие подразделы, как бюджетное, налоговое право, лучше было бы именовать разделами или подотраслями.

Далее он указывает, что той или иной совокупности правовых норм необходимо обладать рядом качеств, чтобы она могла образовывать обособленный крупный институт или подотрасль. Она должна регулировать особую группу однородных отношений. В силу этого составляющие ее нормы должны иметь специфику данной отрасли, выделяющую их из общей массы норм данной отрасли права и одновременно придающую им определенное внутреннее единство. Такая совокупность норм составляет цельную и обособленную систему, которая является главным подразделением соответствующей отрасли права. Она не выделяется в самостоятельную отрасль, так как имеет больше общего, чем специфического по сравнению с другими нормами включающей ее отрасли права, «и у государства пока нет политической заинтересованности в ее самостоятельном и обособленном развитии» 1 .

Всеми вышерассмотренными свойствами обладают нормы, относящиеся к бюджетному праву. Они регулируют специфическую область отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств, какими являются бюджеты.

Н. И. Химичева определяет бюджетное право РФ как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устройство в Российской Федерации, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс . Ранее Н. И. Химичева отмечала, что «в бюджетном праве выделяются три подразделения: общая часть, совокупность материальных норм права и совокупность процессуальных норм. Подраздел, охватывающий процессуальные нормы, принято называть “Бюджетный процесс”. В нем сосредоточены нормы, закрепляющие содержание и принципы бюджетного процесса, полномочия государственных органов по осуществлению каждой из его стадий» .

Л. К. Воронова рассматривает бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру

и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, полномочия государства и органов местного самоуправления и бюджетный процесс 1 .

И. И. Кучеров дает следующее понятие бюджетного права: «...бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением» .

М. В. Карасева закрепляет определение бюджетного права как совокупности правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ .

Д. Е. Фадеев определяет бюджетное право как подотрасль финансового права, регулирующую общественные отношения в различных сферах, возникающие:

между субъектами в процессе формирования доходных источников и осуществления расходных полномочий бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

между субъектами в рамках регламентированных законом стадий бюджетного процесса и при регламентации правового статуса участников бюджетного процесса;

при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, регулировании государственного и муниципального долга;

в сфере привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

По мнению Д. Е. Фадеева, в бюджетном праве России можно выделить четыре основных блока правовых норм, закрепляющих и регламентирующих: бюджетное устройство РФ; структуру и состав доходной и расходной частей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ; компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ

и муниципальных образований в сфере бюджетных отношений; стадии бюджетного процесса в Российской Федерации 1 .

Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова рассматривают бюджетное право как подотрасль финансового права, включающую в себя финансовоправовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, регламентирующие бюджетный процесс, устанавливающие государственный и местный финансовый контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ .

Ю. А. Крохина считает, что «особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других - только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Эти отношения доминируют в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Вторую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие к атрибутивным. Данные отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу “цепной реакции”, когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института - развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетноправовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Ранее эти отношения были исключительно предметом института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансовоправовых институтов в рамки Бюджетного кодекса РФ как единого нормативно-правового акта в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений не означает механической трансформации, слияния различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и различных методов их регулирования в новый, специфичный метод правового регулирования» 1 .

Е. В. Покачалова отмечает, что «публичный долг как финансовоправовой феномен следует рассматривать не только как следствие кредитных отношений с участием публично-территориальных образований, но и как синтетическую финансово-правовую категорию, содержание и определение которой обусловливается государственнополитическим устройством страны» . Она делает вывод, что публичный долг следует рассматривать как подотрасль науки российского финансового права и самостоятельное направление в образовательном процессе.

Ю. А. Крохина отмечает, что «предмет бюджетного права можно определить через совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований» . Она определяет в предмете бюджетного права следующие обособленные группы общественных отношений, возникающих относительно:

установления доходных источников бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

расходования бюджетных денежных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

межбюджетного регулирования;

бюджетного процесса;

осуществления бюджетного контроля;

установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

А. Н. Козырин рассматривает бюджетное право как подотрасль финансового права и определяет его как «совокупность финансовоправовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т. е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных (субъекта Федерации) и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных внебюджетных фондов». Затем отмечает, что «нормы бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентируют бюджетное устройство Российской Федерации, систему доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, регулируют бюджетный процесс в Российской Федерации, устанавливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства» 1 .

Следует отметить позицию А. И. Худякова, который рассматривал «бюджетное право как раздел финансового права, регулирующий отношения, возникающие в связи с формированием и распределением государственных бюджетов». Однако в данное определение не включены местные бюджеты. Кроме того, по нашему мнению, уместно выделить отношения, связанные не только с формированием и распределением, но и с использованием государственных и местных бюджетов.

Дискуссионный характер имеет позиция Л. Б. Хвана , который считает, что предметом бюджетного права выступают комплексные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и расходования централизованного денежного фонда государства и местного самоуправления.

Комплексность предмета бюджетного права проявляется в следующем:

соотношение бюджетного права и конституционного права состоит в том, что Конституцией РФ установлены основные положения бюджетного права;

соотношение бюджетного права и административного права выражено в регулировании общественных отношений в области государственного управления, а также в наличии властного метода предписания;

соотношение бюджетного права и гражданского права состоит в том, что предметом гражданского права являются имущественные отношения, включая денежные;

соотношение бюджетного права и уголовного права проявляется в том, что уголовное право определяет признаки уголовного преступления в области финансовых отношений;

соотношение бюджетного права с таможенным правом выражается в использовании границ действия бюджетного права и таможенного права 1 .

Следует обратить внимание на позицию С. В. Запольского , который утверждает: постулат о том, что бюджетное право как подотрасль финансового права внутренне едино и практически неделимо, с принятием БК РФ не выглядит неоспоримым. Он подчеркивает, что «должной юридической чистотой обладают лишь нормы, регулирующие:

бюджетное устройство;

распределение доходов и расходов между различными звеньями бюджетной системы;

порядок и способы обеспечения сбалансированности бюджетов;

исполнение бюджета;

межбюджетные отношения».

Кроме того, С. В. Запольский предлагает рассматривать бюджетное право как в узком, так и в широком смысле. Он считает, что нормативные положения, определяющие полномочия представительных и исполнительных органов власти соответствующего уровня и муниципалитетов в области бюджета, функции, права и обязанности, которые определяют режим бюджетной деятельности, бюджетный процесс, юридическую ответственность за бюджетные правонарушения, составляют бюджетное право в узком смысле. И далее пишет, что под бюджетным правом в узком смысле понимается совокупность норм, регулирующих не только федеральную, региональную и муниципальную бюджетную деятельность, но и правовой режим функционирования внебюджетных, а также стабилизационных фондов.

С. В. Запольский относительно государственных доходов, публичного долга, понятия государственного и муниципального кредита, государственных расходов, некоторых других элементов бюджетного механизма отмечает, что их отнесение к бюджетному праву имеет характер традиции и в лучшем случае объяснимо возможностью применения понятия «бюджетное право в широком смысле».

С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение: бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство РФ, состав доходов и расходов и порядок их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетный процесс, бюджетный контроль, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

В предмете бюджетного права можно выделить следующие группы отношений, которые закрепляют и регулируют:

бюджетное устройство РФ, т. е. бюджетную систему, принципы ее построения;

состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также порядок их распределения между бюджетами;

бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

бюджетный процесс, т. е. порядок составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения и осуществления бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а также осуществление бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса;

бюджетный контроль;

ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, несмотря на то что многие ученые выделяют различные группы правоотношений, входящих в предмет исследования бюджетного права, общим является то, что подлежащие бюджетноправовому регулированию отношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Следует согласиться с позицией В. В. Бесчеревных 1 , Н. И. Хими-чевой , М. И. Пискотина , заключающейся в том, что характер связи материальных и процессуальных норм бюджетного права существенно отличается от характера связи, которая, например, имеет место между гражданским правом и гражданским процессом. «...Материальные и процессуальные нормы бюджетного права различаются в пределах института одной отрасли права - финансового права. Кроме того, круг субъектов материальных и процессуальных бюджетных правоотношений один и тот же» . Гражданское право и гражданский процесс существуют как самостоятельные отрасли права, и материальные гражданские правоотношения существуют самостоятельно, отдельно от гражданских процессуальных правоотношений. Их содержание и субъекты различны.

Предмет бюджетного права

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право -- это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других -- только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право включается в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.п., не составляют предмета бюджетного права.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит -- с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Использованная законодателем кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования.

Следовательно, предмет бюджетного права -- это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

  • - установления доходных источников бюджетов всех уровней;
  • - расходования бюджетных денежных средств;
  • - межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;
  • - осуществления бюджетного контроля;
  • - установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.

Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Список использованных источников

бюджетный право государственный

  • 1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 243 с.
  • 2. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2012. - 715 с.
  • 3. Бюджетная система России: учебник для студентов ВУЗов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с.
  • 4. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дёмин, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2011. - 256 с.
  • 5. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 628 с.
  • 6. Повышение эффективности бюджетных расходов: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Климова. - М.: Издательство "Дело" АНХ, 2009. - 520 с.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниц образований. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования гос и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Предметом бюджетного праваявляются общестсвенные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами МСУ; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Источниками бюджетного права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения. Это – Конституция РФ (ст.ст. 57,71, 72,75), Бюджетный Кодекс, законы РФ (об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ.

28. Бюджетный кодекс РФ. Общая характеристика и правовое значение. Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом. Это первый в России кодифицированный акт в данной области. Он состоит из 5 частей. Первая включает общие положения. Вторая посвящена бюджетной системе, третья - бюджетному процессу. Четвертая касается ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пятая содержит заключительные положения (всего 1 статья о том, что БК РФ вводится в действие отдельным законом).

В структуру бюджетной системы входят федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС РФ); региональные бюджеты и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования; местные бюджеты. Для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация. В частности, классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов, операции сектора государственного управления. По решению арбитражного суда в регионе (муниципальном образовании) на срок до 1 года может вводиться временная финансовая администрация для восстановления платежеспособности. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов возлагается на Федеральное казначейство. К нарушителям бюджетного законодательства применяются такие меры, как предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, штраф, пени и другие. БК РФ введен в действие с 1 января 2000 г., кроме отдельных положений(для них установлены другие сроки).

29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, виды. Субъекты бюджетных правоотношений. К бюджетным правоотношениям относятся : отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос и муниц заимствований, регулирования гос и муниц долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности(БК РФ от 31.07.1998г).При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов.

Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:

1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и МО, гос внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с гос и муниц долгом;

3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Субъектами бюджетных правоотношений являются: 1) РФ, субъекты РФ, а также МО, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом; 2) представительные и исполнительные органы гос власти РФ, субъектов РФ и МО; 3) гос и муниц организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств. Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.

Особенностью бюджетных правоотношений является то, что они ограничены во времени сроком действия бюджета: бюджетные правоотношения возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года.

30. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права. Согласно ст. 10 БК РФ в состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Основные принципы бюджетной системы:

1) принцип единства бюджетной системы – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ);

2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ);

3) принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соот-вующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня (ст. 31 БК РФ);

4) принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ);

5) принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ);

6) принцип гласности – бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 БК РФ);

7) принцип достоверности бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ);

8) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 БК РФ),

9) принцип прозрачности – обязательное опубликование в СМИ,

10) принцип единства кассы – зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

31. Бюджетная классификация: понятие, структура и значение. Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.

Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная классификация также применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетная классификация установлена БК РФ, а также Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». При этом федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не могут содержать изменяющих ее положений. Статья 18 БК РФ, дающая определение бюджетной классификации, изложена в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 176–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Состав бюджетной классификации: 1) классификация доходов бюджетов РФ; 2) функциональная классификация расходов бюджетов РФ; 3) экономическая классификация расходов бюджетов РФ; 4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 6) классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 7) классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; 8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

Реализация основных задач бюджетной классификации обеспечивается во многом благодаря единству бюджетной классификации РФ. Бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов имеют право производить детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

32.Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
ДБ создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они способны воздействовать на хозяйственную активность, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. ДБ выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования общегосударственного фонда денежных средств между государством, организациями и гражданами и имеют общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Они образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Распределительный процесс доходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

33. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
РБ - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование РБ всех уровней бюджетной системы основывается на финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. РБ делятся на текущие и капитальные. Текущие РБ - часть РБ, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, и другие РБ, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Капитальные РБ - часть РБ, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и др. Основными формами РБ являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам. В законе о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования расходов, предусмотренных законом. При невыполнении этих условий руководитель соответствующего органа исполнительной власти вправе блокировать расходы, связанные с выполнением условий, до их выполнения.

Распределительный процесс расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

1)Централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов разного уровня.

2)Максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение дефицита бюджета.

3)Подведомственности и значимости, финансируемых объектов.

4)Территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов.

5) самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов. Распределение доходов в бюджетной системе РФ осуществляется, 1-в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разного уровня на постоянной или долговременной основе; 2- в порядке бюджетного регулирования.

34. Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения норм в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Предусмотрен порядок передачи доходов бюджета одного уровня в бюджет другого. Установлено, что средства финансовой помощи из федерального бюджета, выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах без каких-либо исключений.

Средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Средства, переданные региональному, местному бюджету, в качестве обеспечения государственных полномочий, учитываются в бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений. В течение года органы законодательной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов без внесения изменений и дополнений и соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов. Равенство бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом означает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе методики с учетом социально-экономических, географических особенностей субъектов и согласовываются с субъектами РФ до принятия закона о федеральном бюджете.

Соглашения между РФ и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений, являются недействительными, исполнению не подлежат.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется: - дотациями на выравнивание уровня минимальной бюджетной - обеспеченности субъектов РФ; - субсидиями на финансирование целевых расходов; - бюджетными кредитами .

35. Бюджетная компетенция РФ. Содержание БК РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ на территорию России. Принадлежность БК суверенному государству отличает их от прав других субъектов. БК РФ обеспечивает создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью БК в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач. Посредством БК РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории страны и единая социально-экономическая политика. БК создает финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба. БК РФ закреплена в ряде статей Конст РФ.

Бюджетно-правовой статус РФ сост. совокупность след. бюджетных прав.

1. Осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения.

2. РФ имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ.

3. Право устанавливать налоги, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему.

4. Право разграничивать бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

5. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.

Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях: а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории России в целом; б) в отношении федерального бюджета; в) в отношении бюджетов субъектов Федерации; г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.

36. Бюджетная компетенция субьектов РФ. Понятие «БК» выражает круг субъективных прав и обязанностей субъекта РФ в области бюджета. Субъективное право рассматривается теорией права как принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективная обязанность – предписанная субъекту мера должного поведения.. Бюджетный кодекс РФ не раскрывает содержания бюджетной компетенции субъекта РФ, но содержит статью, посвященную компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений. БК субъекта РФ нельзя отождествлять с бюджетной компетенцией его органов, но в конкретном финансовом правоотношении дееспособность субъекта РФ приходится на долю представляющих их в данном правоотношении государственных органов. Выявление БК субъектов РФ производится путем анализа Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ и др. нормативных правовых актов бюджетного законодательства, нормативных правовых актов субъектов РФ. В условиях федеративного устройства государства БК субъектов РФ основывается на разграничении этой компетенции между федеральным центром и субъектами РФ.

Согласно Конституции РФ различаются 1) сфера ведения РФ (установление правовых основ единого рынка); 2) сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конст РФ); 3) сфера ведения субъектов РФ (Ст 73, 74 Конст РФ). Бюджетные полномочия субъектов РФ конституционно ограничены предметами ведения РФ и её полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Наделение субъектов РФ правом принятия законов по вопросам собственной бюджетной деятельности есть выражение принципа федерализма в организации бюджетного устройства страны.

Субъекты РФ обладают разнообразными бюджетными правами и обязанностями.


Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регули­рующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок рас­пределения доходов и расходов бюджетной системы, компетен­цию гос и муниципальных образований в области бюдже­та, а также бюджетный процесс. Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и прин­ципы бюджетной деятельности в РФ. Среди законодательных актов специального содержания выде­ляется Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса как имеющий общее значение для регулирования бюджетных отношений в стране. Этот Закон закрепляет основные общие положения, относящиеся к организации функционирова­ния бюджетов всех уровней и, помимо этого, - детальную регла­ментацию относительно федерального бюджета. Федеральные законы «Об общих принципах организации МСУ в РФ» и «О финансовых основах МСУ в РФ» определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муници­пальных образований и органов МСУ, их вза­имоотношениях с органами гос власти. В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадле­жит важная роль в практической организации бюджетной дея­тельности гос.

30. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных правоотношений. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права стано­вятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного гос или муни­ципального денежного фонда соответствующей территории; б)права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана гос, гос или муниципального об­разования; в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют гос, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы гос власти и МСУ, представляющие их интересы. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: гос и его территориальные подразделения - РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образова­ния; закрытые административно-территориальные образования); органы гос власти и МСУ - представительные (законодательные) органы государствен­ной власти и МСУ; исполнительные органы гос власти и МСУ.

31. Бюджетное устройство в РФ . Все действующие на территории РФ бюд­жеты представляют в совокупности определенную систему, кото­рая называется бюджетной системой. Каждое гос имеет свою организацию бюджетной систе­мы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство.

В бюджетную систему России как федеративного гос входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельны­ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а) федеральный бюджет; б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюдже­ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур­га, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо­дов и других административно-территориальных единиц, являю­щихся муниципальными образованиями в соответствии с феде­ральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само­стоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответству­ющими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств.

32. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе . Все предусмотренные законодательством доходы по со­циально-экономическому признаку можно подразделить на не­сколько групп: а) доходы от предприятий и других организаций различных форм собственности; б) доходы от гос и муниципального имущества и угодий; в) доходы от гос внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан.

Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования суб­венций законом установлена ответственность. Субвенция, не ис­пользованная в срок или использованная не по назначению, подле­жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.

33. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе. Расходная часть бюджетной системы включает следующие ос­новные направления: содержание органов гос власти и МСУ, судов и правоохранительных органов; финансирование отраслей народного хозяйства; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.

К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее фи­нансирование органов гос власти и МСУ, бюджетных учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дота­ций и субвенций на текущее финансирование, а также другие рас­ходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвес­тиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведе­ние капитального (восстановительного) ремонта. Расходы распределяются между бюджетами, исходя из основных принципов: а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов МСУ (по принадлежности); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, ор­ганизаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

34. Формы финансовой поддержки, оказываемой из бюджетов бюджетной системы РФ . Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре­менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы бюджета - это доходы, которые переда­ются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов (бюджетного регулирования), в виде процентных отчислений от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении выше­стоящих органов власти, по нормативам, определяемым при ут­верждении бюджета на предстоящий финансовый год. Дотация в бюджетных отношениях - это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.

35. Бюджетная компетенция (бюджетные права) РФ. Содержание бюджетных прав (компетенции) РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся со­гласно Конституции РФ на всю территорию России. Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджет­но-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика. Бюджетно-правовой статус РФ составляет совокупность бюджетных прав (полномочий). РФ имеет право на самостоятельный фе­деральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники дохо­дов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федера­ции. Право определять компетенцию субъектов Федерации и ор­ганов МСУ по установлению на подведомст­венной им территории налогов, сборов, других бюджетных дохо­дов и их размеров. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кас­совую наличность в размере, необходимом для покрытия времен­ных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней.

36. Бюджетная компетенция (бюджетные права) субъектов РФ . Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского гос, общие принципы которого распростра­няются и на бюджетные отношения. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует сово­купность прав: Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет - республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчисле­ний от регулирующих доходов. Право контролировать использование средств муниципаль­ными образованьями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами МСУ бюджетного законодательства. Право самостоятельно использовать доходы. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федераль­ного бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

37. Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований. Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов МСУ обладают бюджетными права­ми. Право каждого муниципального образования на самостоя­тельный местный бюджет. Право на получение из вышестоящих бюджетов необходи­мых финансовых ресурсов при наделении органов МСУ государственными полномочиями. Право на получение собственных закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов. Право самостоятельно расходовать средства местных бюдже­тов. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды. Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов. Право органов МСУ устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132). Право на компенсацию увеличившихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, при­нятых вышестоящими органами гос власти. Право представительных органов МСУ самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета.

38. Принцип сбалансированности бюджета, его механизм при наличии бюджетного дефицита. В характеристике расходов и доходов бюджета важной являет­ся не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и рас­ходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбаланси­рованности бюджета, закрепленный в законодательстве, т.е. со­ответствия объема расходов бюджета объему его доходов. Он явля­ется необходимым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением отклонения от этого принципа явля­ется дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В настоящее время в условиях расстроенности экономики и фи­нансов дефицит в бюджетной системе РФ стал трудно преодоли­мым явлением. В связи с дефицитностью бюджета в 1990 г. впервые в РФ (как и в тогда существовавшем СССР) было произведено организацион­ное перестроение расходной части бюджета: в ней выделены две части бюджет текущих расходов и бюджет развития, что стало впоследствии общим требованием законодательства для бюджетов всех уровней.

Помимо этого, в бюджете текущих расходов предусмотрено вы­деление защищенных статей, перечень которых должен опреде­ляться ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипендиям, хозяйствен­ным расходам на аренду, охрану, отопление, освещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.

  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 22. Понятие бюджетного права, его источники.

    Бюджетное право – основная подотрасли финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета и разработки и утверждения бюджетной отчетности. Предметом бюджетного права, соответственно, являются отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правового регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.

    Бюджетное право отличается от других подразделений финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

    1. бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

    2. эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

    С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

    Бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

    Структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

    Компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

    Бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

    Источниками бюджетного права являются:

      Конституция РФ;

      Бюджетный кодекс РФ;

      Принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных внебюджетных фондов;

      Законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

      Муниципальные правовые акты представительных органов муниципального образования о местном бюджете.

      Иных федеральных законов, законов субъекта РФ, актов органов муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения.

      Постановления Правительства, например «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».

      Акты Минфина, например утвержденный порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, указания по применению бюджетной классификации.

    23. Правовое регулирование составления бюджета.

    24. Стадия исполнения бюджета. Ее участники.

    25. Правовое положение государственных внебюджетных фондов.

    Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, а также их состав закреплены в ст. 143 и 144 БК РФ.

    Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхо­вания РФ; Государственный фонд занятости населения РФ.

    В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные - такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

    Правовой режим Пенсионного фонда РФ определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (с изм. и доп.). Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства фонда- государственная собственность. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах РФ, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам независимо от места их прежней работы и места жительства.

    Фонд социального страхования РФ создан для финансирования расходов по социальному страхованию. Его источниками служат страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; страховые взносы ряда категорий граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и иные цели социального страхования.

    Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие положения , утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

    К экономическим внебюджетным фондам относятся Феде­ральный и территориальные дорожные фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стиму­лирование производства (Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

    Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обес­печения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очеред­ной финансовый год.

    Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение органов власти субъектов РФ.

    Отчет об исполнении бюджета федерального государствен­ного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

    Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...