Шпоры по хозяйственному праву. Московский государственный университет


Страховые взносы - обязательные для предпринимателей выплаты. Поэтому бизнесу необходимо знать обо всех изменениях, которые появляются с началом нового года. Редакция сайт подготовила обзор всех поправок в действующее законодательство, которые касаются страховых взносов. Материал будет полезен всем работодателям и ИП без наемных работников, а также всем, кто отчитывается по уплаченным страховым взносам в налоговые органы.

Утверждены новые предельные базы для начисления взносов на пенсионное и социальное страхование

Правительство постановлением от 15.11.2017 N 1378 увеличило предельную базу для начисления взносов. Так, отчисления на пенсионное страхование в размере 22% производятся с учетом предельной величины дохода 1 миллион 021 тысяча рублей, а сверх этой суммы — в размере 10%. Взносы на социальное страхование уплачиваются в размере 2,9% до тех пор, пока сумма дохода застрахованного не превысит 815 тысяч рублей. На медицинское страхование по-прежнему надо отдавать 5,1% от всей суммы дохода работника.

У налоговиков появятся новые основания не принимать расчет по взносам

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ изменил редакцию абз. 2п. 7 ст. 431 НК РФ , фактически дополнив список оснований для отказа принимать расчет по страховым взносам. С 1 января 2019 года налоговики будут отправлять уведомления о том, что документ признан не сданным в том случае, если:

  • содержатся ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений в пользу каждого из застрахованных физлиц;
  • обнаружены недостоверные сведения в базе для исчисления страховых взносов на пенсионное страхование в пределах предельной величины и сверх нее, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу либо сумме страховых взносов на пенсионное страхование по дополнительному тарифу;
  • суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;
  • в расчете содержатся некорректные персональные данные застрахованных.

Чтобы плательщикам было проще проконтролировать правильность заполнения расчета, ФНС России выпустила Письмо от 13.12.2017 № ГД-4-11/ с контрольными соотношениями. Ознакомиться с ними можно на сайте налоговой . По мнению налоговиков, проверка по 30 различным параметрам позволит быть уверенным, что расчет заполнен корректно и его примут без проволочек.

Если вы заполняете отчет в одной из программ, проверьте наличие обновлений и готовьте расчет по взносам только после того, как в используемой версии появится проверка по контрольным соотношениям.

Напомним, что сдать расчет за 2019 год необходимо до 30 января. За опоздание предусмотрен штраф, как и за отказ сдавать расчет, в том числе с нулевыми показателями.

Рассчитывать сумму дохода для применения пониженных тарифов страховых взносов надо по новым правилам

Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ уточнил и порядок расчета доходов от основного (льготного) вида деятельности для получения права на пониженные тарифы страховых взносов. Напомним, что согласно нормам ст. 427 НК РФ , платить меньше вправе, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели на УСН, которые осуществляют определенные виды деятельности. Если доля доходов от основного вида деятельности превышает 70%, упрощенщик может применять пониженные тарифы взносов.

Ранее для расчета доходов использовалась формула: доход от основной деятельности поделить на общую сумму дохода, умножить на 100%. С 1 января 2019 года формула в целом сохраняется, но в общую сумму доходов надо включать еще и суммы, перечисленные в ст. 251 НК РФ .

Таким образом, если у плательщика взносов есть кредиты или гранты, то ему надо рассматривать их в составе общего дохода. В этом случае по результатам расчетов доля доходов от основного вида деятельности будет меньше, и организация утратит право на льготу. Ей придется пересчитать сумму страховых взносов по общим тарифам.

Отметим, что закон требует применять новые правила расчета уже по итогам 2019 года, но поскольку НК РФ запрещает применение ухудшающих поправок задним числом, они начнут действовать с отчетного периода 2019 года.

Не исключено, что ФНС еще прокомментирует эти изменения, но пока никаких официальных заявлений не было.

ИП, адвокаты и нотариусы должны будут подтверждать право не платить пенсионные и медицинские взносы

Согласно редакции п. 7 ст. 430 НК РФ , действующей с 1 января, в налоговые органы должны поступать от ИП, адвокатов, нотариусов и иных частнопрактикующих лиц, не имеющих работников, документы, которые подтверждают их право не платить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Речь идет о перерывах в работе, связанных с:

  • прохождением военной службы по призыву;
  • уходом за каждым ребенком до достижения им 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;
  • уходом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживанием вместе с супругами военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где не было возможности трудиться, но не более 5 лет в общей сложности;
  • проживанием за границей в качестве супругов работников диппредставительств, консульских учреждений, постоянных представительств при международных организациях, торговых представительств в иностранных государствах и т.п., но не более 5 лет в общей сложности.

Власти уточнили величину страховых взносов для ИП и частнопрактикующих лиц

Законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ введены фиксированные суммы страховых взносов для фермеров, ИП и частнопрактикующие лица (адвокаты, нотариусы, медиаторы, оценщики) без наемных работников на ближайшие 3 года. Чтобы читателям было проще разобраться, поправки представлены в таблице.

Напомним, что крестьянские (фермерские) хозяйства рассчитывают сумму взносов за год следующим образом: фиксированный взнос, умноженный на количество членов в КФХ, включая главу.

ИП и иные частники без наемных работников в случае годового дохода до 300 тысяч рублей на пенсионное страхование уплачивают только фиксированный взнос. Если доход больше, то с разницы доплачивают еще 1%. При этом максимальная сумма взносов за расчетный период не может превышать 8-кратного фиксированного размера взносов. На медицинское страхование ИП платят конкретную сумму независимо от доходов.

Обратите внимание, что в этом году вступило в силу новое правило: «пенсионные» взносы в случае превышения дохода надо уплатить до 1 июля. Ранее НК РФ требовал, чтобы предприниматели полностью расплачивались не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В проект «Прямые выплаты» новые регионы не примут

Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1514 продлило пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» до 2020 года. Вместе с тем чиновники отказались дополнять список регионов, которые должны были присоединиться к нему.

Таким образом, с 1 января 2019 года ни один из субъектов РФ на новые правила работы с ФСС не переходит. В проекте остаются 33 региона, среди которых Амурская, Вологодская, Брянская, Орловская и Ульяновская области, Приморский, Алтайский и Хабаровский края, несколько республик и город федерального значения Севастополь.

Страховые взносы с 2018 года в России могут существенно поменяться, в зависимости от того, к чему приведет дискуссия, развязанная министрами РФ не так давно. Сейчас, по слухам, на рассмотрении у Правительства РФ находится множество вариантов, которые связаны с изменениями в распорядок внесения НДС и страховых взносов для всего населения Российской Федерации. Далее в тексте мы расскажем вам все, что нам известно по теме уже сейчас.

Для начала стоит сказать, что тема данной статьи - это исключительно страховые взносы. Уже с начала 2018 года, вполне возможно, такой источник денежных средств может пополниться новыми поступлениями. А может и сократиться, что, впрочем, маловероятно, учитывая обстоятельства. Дело в том, что к этому моменту известно, что общая ставка страхового взноса к 2018 году в России может сократиться с 30% до 21%. Вместе с этим, отметим, что общая ставка НДС может повыситься: с 18% до 21%. В то же время их лимиты наверняка изменятся в большую сторону.

Таким образом, как видите, данные на выходе уравновешиваются. Также заметим, что согласно инсайдерской информации, конечными ставками могут быть и следующие возможные варианты: 20/22, 22/22, 21/22 и др.

Страховой взнос - это часть государственной системы социальной защиты населения России, что является обязательным для граждан. Он обязывает все работающие лица застраховаться на случай, когда в будущем возможны изменения в материальном и социальном положении человека. Сюда же относятся и те причины, которые заранее предвидеть невозможно.

Существуют фонды, которые имеют свои собственные бюджеты, не связанные напрямую с бюджетной системой Российской Федерации. В результате этого их часто называют просто: внебюджетные фонды.

Страховыми взносами пополняется казна фондов, а источник денежных средств формируется денежными перечислениями предприятий, они же страхователи. Когда по каким-либо причинам сформировался дефицит бюджетных средств фондов, в таком случае обращаются за помощью к трансфертным платежам, взятым непосредственно из федерального бюджета РФ.

Размер страховых взносов формируется в основном исходя из оплаты труда действующих сотрудников предприятия.

Ставки по страховым взносам

Существует три основных вида страховых взносов: в ПФР (Пенсионный фонд), в ФСС (Фонд соцстрахования) и в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).

Мы вам напомним, что в 2017 году были зафиксированы следующие ставки по указанным разновидностям страховых взносов: 876 тыс., 755 тыс. руб. и 5,1% соответственно. Размер страхового взноса в ПФР и ФСС вырос на 80 и 37 тыс. рублей соответственно. Лимит страхового взноса в ФОМС не был установлен, тогда как с 2019 года действующий тариф 5,1% планируют поднять до 5,9%.

Помимо вышеперечисленных, существует и целый ряд других страховых взносов, действующих для граждан России.

С 2018 года, как уточнил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в начале 2017-го, общий размер страхового взноса может быть снижен с 30% до 21%. 30% - это общая ставка взносов, размер которой зависит от того, превышает ли доход сотрудника установленный лимит или нет. Лимиты же, по состоянию на 2017 год, были указаны в нашей статье немногим выше.

Собственно, лимит страхового взноса с начала 2018 года, судя по всему, будет повышен, тогда как общая ставка, вероятно, снизится. В принципе, в итоге все останется на том же уровне, как и было прежде, как нам кажется.

Изменения в распорядке внесения страховых взносов с 2018 года

Изменения страховых взносов в 2018 году призваны перезапустить систему, напрямую связанную с экономическим ростом России, и частью плана для осуществления данной поставленной чиновниками цели является снижение налогов на труд. В то же время компенсировать недостающее количество денежных средств, что может запросто образоваться в результате предпринятых мер, могут косвенные налоги. Собственно, под ними подразумеваются как раз таки страховой взнос и НДС.

Игорь Шувалов, подводя некую черту под известной в первую очередь ему информацией о том, что Правительство РФ собирается делать в скором времени, в феврале 2017 года рассказал журналистам, что на обсуждение вынесены налоговая конструкция в совокупности. Это, как он считает, вместе со страховыми взносами и изменениями, принятыми в их распорядок, приведет к тому, что появится новое разумное предложение на среднесрочную перспективу. В то же время он заметил, что произойдет это не раньше 2018 года.

О том, вероятны ли варианты ставок в размере 21% для страховых взносов и НДС, Игорь Шувалов ответил расплывчато, мол, все зависит от того, на какой ноте прекратится дискуссия, в которой задействованы политики.

Размер ставок по страховым взносам и НДС на уровне 21%, на что также указал человек, пожелавший остаться неизвестным (впрочем, известно, что он является федеральным чиновником), рассматривается в Правительстве РФ как наиболее удобный для всех вариант, который будет действовать весь . Оживление экономики в понимании чиновников - это снижение стоимости труда. В целом, как-то так обстоят дела по данному вопросу к этому моменту времени.

Страховые взносы с 2018 года

Подводя итоговую черту под нашим материалом, рассматривающим скорое будущее оплаты труда для всего населения России, мы можем сказать, что оно не сильно радужное. Страховые взносы с 1 января 2018 года, если говорить конкретно о них, могут упасть, но это касается лишь их общей ставки. С другой стороны, скорее всего, лимит будет повышен и может приблизиться к району 1 млн рублей. Оставайтесь с нами, чтобы узнать свежие новости по теме первыми.

Хозяйственное право – совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Предметом хозяйственного права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию экономики. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель-орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это: во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых - деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет хозяйственного права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т.д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д.

Понятие ХП появилось в 1921 году в Германии.

Важной особенностью хозяйственного права является субъективный состав. В хозяйственном праве за основу берется понятие “хозяйствующий субъект” - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие “хозяйствующий субъект” шире понятия “предприниматель”, так некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

ХП как отрасль права имеет три формы проявления: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Современная концепция хозяйственного права разработана в работах академика В.В.Лаптева, действительного члена АН УССР В.К. Мамутова, профессора В.С.Мартемьянова, профессора В.К. Андреева, доктора юридических наук В.В. Толстошеева, профессора А.Г. Быкова и др. Нормы хозяйственного права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы содержатся в законах и других нормативных актах и образуют отрасль законодательства - хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм хозяйственного права носит регулятивный характер. Хозяйственное право относится к числу комплексных отраслей права. Оно использует нормы многих отраслей права.

ХП регулирует не только предпринимательские отношении, но и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечение интересов государства и общества. Многие ученые ставят под сомнение само существование хозяйственного права как отрасли права.

1. Под методами правового регулирования , применяемыми в ХП как в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Хозяйственно-правовые отношения регулируют как императивные, так и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа государственное управление - предприниматель). Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений и метод согласования - субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и метод РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того. используется метод ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

2. ХП как наука создала ряд оригинальных и в разной степени адекватных развитию хозяйственного законодательства юридических теорий концепций, например:

1) концепция “двухсекторного права” (П.И.Стучка) - 20-е годы;

2) концепция предпринимательского права (Л.Я.Гинцбург, Е.Б.Пашуканис), в 30-е годы;

3) В 40-50 годы разработана концепция “хозяйственно-административного права” (С.Н. Братусь);

4) концепция комплексной отрасли права (Ю.К.Толстой, МД. Шаргородский);

5) в 60-е годы сформировалась новая концепция предпринимательского права (В.В Лаптев, В.К. Мамутов), (с начала 60-х до конца 80-х годов).

Современная концепция ХП перенесла в сферу хозяйственного права отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения, изменив предмет ХП. Расширилось и число субъектов - участников хозяйственных отношений.

3. Принципы права как основные исходные положения отрасли права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы ХП. Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов закрепленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится и на основе и других принципов, а именно:

Свобода предпринимательской деятельности;

Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

Получение прибыли, как цель предпринимательской деятельности;

Законность в предпринимательской деятельности;

государственное регулирование предпринимательской деятельности.

4. Под системой хозяйственного права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Хозяйственное право РФ, как системное понятие - это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Они группируются по институтам. Институт хозяйственного права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права, так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач регулирования и регулируемых общественных отношений.

Система хозяйственного права и его структура как отрасли права, само хозяйственное право, как и другие отрасли права, подразделяются на Общую и Особенную части.

4. Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками хозяйственного права признаются нормативные правовые акты (НПА), в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками хозяйственного права являются Конституция, Федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота, нормы международного права и НПА субъектов РФ.

Нормы хозяйственного права содержатся также в федеральных законах об арбитражном суде.

Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. По мнению авторов нового гражданского кодекса (С.С.Алексеев, Е.А Суханов, В.Ф. Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.

В ХП вертикальные отношения - предприниматель - орган управления регулируются комплексно гражданским и административным правом, поэтому оно носит комплексный характер.

В хозяйственной деятельности велика экономическая роль государства, Это исключает одномерный подход - либо гражданско-правовой, либо административно-правовой. В регулировании хозяйственных отношений как показал экономический кризис нельзя исходить только из экономической теории монетаризма, исходя из ограничения государственного регулирования экономики (идея саморегулирования рынка потерпела фиаско). Современная научная концепция хозяйственного права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:

Хозяйственные (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) в зарубежных странах урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом.

Кризис сделан очевидным,что монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования хозяйственных отношений, наносит ущерб экономической безопасности страны. В ней принижается роль системы публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающей ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.

Важное значение для системы источников хозяйственного права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов судов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти. Для предпринимательского законодательства в качестве источников выступают также законы, принятые в бывшем СССР и союзных республиках.

Многие предписания российского предпринимательского законодательства на практике, к сожалению, не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. В современном предпринимательском законодательстве существует часто употребляющийся термин “ответственность как синоним обязанности.

Возникает вопрос, что же такое норма права.

Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания хозяйственного права, поэтому в ней выражены, прежде всего, основные черты содержания всего права в целом. Норма права есть особый вид социальных не технических норм, т. е. правил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (общественных отношениях). Это правило, содержа­щее прямое предписание - дозволение, разрешение, огра­ничение, запрет, либо наложение обязанности, и определяю­щее то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельствах, например, при использовании воздушного пространства.

Правовая норма - это общеобязатель­ное правило социального поведения (а не профессиональной деятельности), установленное или санкционированное государством, выраженное им публич­но в формально-определенных предписаниях и охраняе­мое органами государства путем контроля за его соблюде­нием и применения предусмотренных законом мер прину­ждения за правонарушения.

Та часть нормы, которой установлена мера поведения, права и обязанности участников данного отношения, на­зывается диспозицией.

Диспозиция может относиться как к правам и обязанно­стям, так и к объекту отношения, его субъектам, докумен­там, оформляющим отношение, и иным сторонам регули­руемого отношения. Однако всякая норма, предусматриваю­щая, например, виды субъектов (товарищества, акционер­ные общества), виды объектов (движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, имущественные права, нематериаль­ные блага и т.п.), виды документов (доверенность, сертифи­кат качества и т.п.), связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников отношения.

Закрепление условий, при которых возникают, изме­няются или прекращаются права и обязанности участни­ков общественного отношения, называется гипотезой правовой нормы. Гипотезой могут служить: любая оговорка "если иное не предусмотрено законом или дан перечень случа­ев, когда допускаются те или иные действия. Само упот­ребление слов "по договору" означает наличие заключенно­го договора, т. е. условия, предусмотренного гипотезой дан­ной нормы.

Соблюдение норм невозможно без при­менения мер принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законом и в целях защиты прав и свобод граждан и организаций, интересов общества и государства.

Закрепленные в нормах права предписания о мерах защиты прав и принуждения за неисполнение обязанно­стей называются санкциями правовой нормы. Нормы всеобщего содержания устанавливают исходные нача­ла (принципы) или общие определения для "национального" права в целом или для отрасли права.

К общеправовым нормам-принципам относятся, прежде всего, нормы Конституции РФ.

Нормы, устанавливающие исходные начала правового регулирования и учреждающие принципы, институты или структуры государства, называются учредительными, или отправными, нормами.

Нормы, устанавливающие легальные определения тех или иных правовых понятий, называются дефинитивными нормами .

Как отправные (учредительные), так и дефинитивные нормы не формулируют деталей правового регулирова­ния, но они подлежат обязательному учету при приме­нении любых конкретных норм хозяйственного права. Важное практическое значение имеет деление норм права на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы - это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нор­мой. Они характерны, прежде всего, для норм публично-пра­вового регулирования, т. е. права, где стороны отношения находятся в неравном положении (отношения "власти и подчинения"). Например, законы о налогах, об управлении, о правилах дорожного дви­жения и т. п.

Диспозитивные нормы, характерные для частного (гра­жданского, трудового, хозяйственного права, допускают регули­рование отношения по соглашению сторон и устанавлива­ют правило лишь на случай отсутствия соглашения). Этим нормам присуща формула: "если иное не установлено дого­вором". Например: "Если срок аренды в договоре не опреде­лен, договор аренды считается заключенным на неопреде­ленный срок" (п. 2 ст. 610 ГК). Такие нормы предоставляют широкую возможность сторонам договора самим определять условия обязательства.

Нормы о праве собственности, праве на отдых, на труд являются управомочивающими, чем подчеркивается их главное социальное на­значение, нормы об обязанности платить налоги, соблюдать законы и т.п. - обязывающими. Нормы, устанавливающие запрещение действия, называются запретительными.

Различают абсолютно определенные ("пенсии не подлежат обложению налогами"), относительно-определенные (в частности, альтеративные, диспозитивные) ("условия договора поставки могут устанавливаться сторонами в пределах настоящих правил") либо альтернативные. Признак может от­носиться не ко всей норме, а к гипотезе, диспозиции или санкции.

Бланкетными называются нормы, прямо не содержа­щие конкретного правила поведения.

По степени обязательности включения исполнения требований правовых норм выделяются три группы норм:

предписание - императивная норма (только так и не иначе);

согласие – диспозитивная норма (может быть установлено договором);

дозволение и возможность выбора.

Например, согласие на приоритет корпоративной нормы подтверждает право акционерного общества включать в устав любую рациональную корпоративную норму, не противореча­щую закону, независимо от наличия или отсутствия в нем дозволения или согласия.

Любая правовая норма представляет собой решение типичной задачи социального, экономического или организацион­но-административного характера. Поэтому алгоритм разра­ботки нормы аналогичен алгоритму принятия решения системного анализа проблемы.

Комплекс мер, предназначенные для поддержания и защиты конкуренции, которая является сутью нормальных экономических и иных отношений предусматривает антимонопольное законодательство. Защита конкуренции является сутью нормальных экономических и иных отношений. Законная защита конкурирующих предприятий, недопущение частных монополий, возникших как в рамках самой рыночной системы, так и порождаются действиями государственной власти, так как следует согласиться с тем, что серьезная монополия без поддержки государства невозможна.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В сфере налогообложения действуют нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В законодательстве о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

лица (лицо ) - организации и (или) физические лица;

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе;

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком и другие.

В третьей части Гражданского кодекса от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ, в шестом разделе международное частное право установлено, что определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом.

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В связи с ожидаемым вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретает Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных и компенсационных мерах при импорте товаров», регулирующий защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации, а также Федеральный закон от 2009 года №296-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

В сфере антидемпинговых мер применяются понятия:

1) аналогичный товар - товар, который полностью идентичен товару, который является или может стать объектом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является или может стать объектом расследования;

2) антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

3) антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером;, а также демпинговая маржа - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене; демпинговый импорт; импортная квота; компенсационная; компенсационная; материальный ущерб отрасли российской; непосредственно конкурирующий; нормальная стоимость; обычный ход торговли; отрасль российской экономики - все российские производители аналогичного товара (для целей расследования, предшествующего введению антидемпинговой меры или компенсационной меры) или непосредственно конкурирующего товара (для целей расследования, предшествующего введению специальной защитной меры) либо те из них, доля которых в общем объеме производства в Российской Федерации соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть и другие.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономики и бухгалтерского учета

Контрольная работа

по хозяйственному праву

Тема №7

Выполнила: Тимукова М.Ю.

Специальность: 080507, гр.22эпмс

Шифр: 1022–260202–09/270

Преподаватель: к.ф.н. Колбасова Л.О.

Чебоксары 2011

1. Особенности правового регулирования

иностранных инвестиций 3

2. Страхование предпринимательских рисков.

Перестрахование 10

Литература 17

1. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций

На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора. Основными условиями успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В условиях развитой экономики нет необходимости в широком правовом регулировании иностранных инвестиций, при стабильно развивающемся рынке некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой для иностранных инвесторов. Очевидно поэтому практически все развитые страны (Германия, США, Англия и др.) не имеют специального законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, на них распространяется законодательство, действующее в отношении отечественных инвесторов. Безусловно, определенные ограничения, касающиеся участия иностранного капитала во внутриэкономической деятельности, есть в каждой стране; обычно они связаны с конкретными территориями или отраслями.

Россия принадлежит к числу государств, которые пока не могут позволить себе регулировать иностранные инвестиции общим законодательством. ФЗ об иностранных инвестициях ориентируется на практику развитых стран и регламентирует лишь узкий круг отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных инвестиций, одновременно он, как законы в развивающихся странах, предоставляет иностранным инвесторам и российским организациям с иностранными инвестициями льготы при реализации ими инвестиционных проектов. Кроме того, он наделяет государственные органы широкими полномочиями по установлению специальных правил для иностранного инвестирования. Более того, практически все наиболее значимые положения не являются нормами прямого действия, так как могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти.

В частности, указанными правами обладает Правительство РФ, следовательно, должны появиться постановления Правительства, регламентирующие те или иные стороны инвестиционного процесса. Правительство РФ:

Устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ;

Утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти;

Осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов в указанные сроки.

Правовые основы инвестиционной деятельности на территории РФ определяются законом № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ об иностранных инвестициях) от 9 июля 1999 г. Этот закон закрепляет основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении. В соответствии со статьей 2 к иностранным инвестициям относится иностранный капитал, вложенный в объекты предпринимательской деятельности на территории России. В качестве такого капитала могут выступать любые объекты гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору. Необходимо лишь, чтобы они не относились к числу изъятых из оборота и не были ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами Российской Федерации. Такими объектами могут быть деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иное имущество. В перечень иностранных инвестиций входят, помимо движимого и недвижимого имущества, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуги и информация. Исчерпывающего перечня видов иностранных инвестиций не существует.

В соответствии со статьей 5 Закона иностранному инвестору на территории России предоставляется полная и безусловная защита его прав и интересов, которая обеспечивается как национальным законодательством, так и международными договорами Российской Федерации.

Закон 1999г. закрепил целый комплекс мер, предоставляющих гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. К их числу относятся:

Правовая защита деятельности иностранных инвесторов на территории России; возможность использования иностранным инвестором различных форм инвестирования на территории России;

Возможность перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

Установление компенсаций при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; обеспечение надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестиционной деятельностью;

Закрепление права участвовать в приватизации и приобретать ценные бумаги; предоставление права на беспрепятственный вывоз за пределы территории России имущества и информации в документальной форме или в форме записей на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций.

Российский законодатель предусмотрел специальные правила, регулирующие перевод платежей после уплаты иностранными инвесторами соответствующих налогов и сборов, при этом закрепив право беспрепятственного перевода за границу иностранной валюты, полученной в результате вложения инвестиций.

Закон 1999г. закрепил возможность национализации иностранной собственности, ограничив эту возможность условием адекватной и своевременной компенсации.

Существенным положением, на котором следует остановиться, подчеркивая значимость рассматриваемого закона, является предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот: юридические лица, учреждаемые иностранными инвесторами на территории России, освобождаются от уплаты таможенных пошлин на грузы, поступающие на формирование уставного капитала, для организации производственного процесса, а также при экспорте своей продукции.

Освобождение от уплаты таможенных платежей товаров, ввозимых на таможенную территорию России в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, является одной из наиболее существенных льгот для иностранного инвестора. Предоставление этой льготы обусловлено требованиями к товарам: товары не должны быть подакцизными; они должны относиться к основным производственным фондам и ввозиться в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В соответствии с ФЗ об иностранных инвестициях Правительство РФ:

Определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

Определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

Утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

Разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

Привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;

Осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

Осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

Осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

ФЗ об иностранных инвестициях предусматривает наличие специального государственного органа, наделяемого особыми полномочиями в сфере государственного регулирования иностранных инвестиций. Пока неясно, будет ли создано отдельное ведомство, или какое-либо из существующих получит соответствующие полномочия. На необходимость создания специального вневедомственного органа, который занимался бы регулированием иностранных инвестиций, неоднократно указывали заинтересованные зарубежные компании. Они полагают, что таким образом будет достигнута определенность во взаимоотношениях государства и иностранных инвесторов.

Подобный орган – явление обычное в международной практике, однако в различных странах он наделяется различными по объему правами, что обычно зависит от жесткого или либерального отношения государства к иностранным инвестициям. В России соответствующему федеральному органу исполнительной власти предоставляют значительные полномочия (ему доверены, например, осуществление аккредитации филиалов иностранных юридических лиц и регистрация приоритетных инвестиционных проектов).

Для разработки предложений по конкретным мерам улучшения инвестиционного климата в России при Правительстве РФ действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, в который входят представители ряда зарубежных компаний и российских министерств и ведомств. При Консультативном совете работают постоянный комитет и рабочие группы, возглавляемые авторитетными компаниями. Направления работы этих групп следующие:

Совершенствование инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России;

Совершенствование налоговой системы;

Совершенствование организации работы банковской системы и рынка ценных бумаг;

Совершенствование законодательства в сфере энергетики;

Совершенствование таможенных процедур при перемещении товаров;

Устранение торговых и неторговых барьеров на пути российского экспорта;

Формирование системы страховых инвестиций (создание информационной системы для международных страховщиков о потенциальных объектах инвестиций; создание российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков, развитие механизмов гарантирования и страхования инвестиций с участием российского и западного капитала);

Развитие инвестиционной деятельности в регионах России (содействие обеспечению инвесторов информацией о потенциальных возможностях регионов России;

Содействие разработке и корректировке законодательства и решений местных властей с целью улучшения инвестиционного климата в регионах).

Иностранные инвесторы, в первую очередь, хотели бы:

Снизить налоговую нагрузку на инвестиции и их использование;

Отменить ограничения (ослабить государственный контроль) доступа в наиболее эффективную отрасль экономики России – топливно-энергетический комплекс;

Усилить присутствие иностранных банков в России;

Ослабить государственный контроль за иностранными инвестициями в Россию;

Принять во внешнеэкономической и таможенной политике привычные и выгодные им правила игры, установленные ВТО;

Усилить свои позиции в управлении акционерными обществами.

Очевидно, что разработка мер правового регулирования иностранных инвестиций требует серьезной всесторонней аналитической работы с тем, чтобы правовые нормы, содействуя созданию благоприятного инвестиционного климата, служили бы интересам экономического развития России и укреплению российского государства.

2. Страхование предпринимательских рисков. Перестрахование

Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Обычно под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным и являясь одним из источников развития этой деятельности.

Таким образом, под страхованием предпринимательских рисков понимается страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или изменений условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам. Объектом страхования предпринимательских рисков являются имущественные интересы страхователя, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с этим страхование предпринимательских рисков на предприятии, несмотря на их многообразие, должно стать обычной практикой для менеджера или предпринимателя. Это позволит не только сохранить бизнес в случае чрезвычайных ситуаций или крайне неблагоприятного стечения ряда случайностей, но и даст уверенность в завтрашнем дне, позволит строить долгосрочные перспективы развития предприятия.

Практика страхования предпринимательских рисков, широко распространенная за рубежом, постепенно появляется и в нашей стране. Этот вид страхования обеспечивает предприятию такие условия, в которых неблагоприятные обстоятельства не влияют на его финансовое состояние.

Правовые основы страхования предпринимательских рисков

Определение предпринимательских рисков содержится в статье 929 Гражданского кодекса РФ. К ним отнесены: риск убытков, связанных с простоями; риск убытков из-за нарушения своих обязательств контрагентами предприятия; риск, связанный с недополучением ожидаемых доходов.

Страхование предпринимательских рисков следует отличать от страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Страхование ответственности регулируется статьей 932 Гражданского кодекса РФ. Возмещение по договору такого страхования получает лицо, понесшее ущерб в результате действий застрахованного предприятия.

Как правило, убытки оценивают на момент их возникновения (или, как говорят юристы, «с наступлением страхового случая»). Договором же устанавливается лимит страховой ответственности. Это значит, что в качестве возмещения страховая компания может выплатить не больше определенной суммы денег. Ответственность страховая компания несет только за те риски, которые четко определены в договоре.

Однако часть убытков все равно покрывается за счет предприятия. Объем его участия в покрытии убытков определяется договором. Такое условие называется франшизой. Ее применение снижает стоимость страхования для предприятия. Если в договоре указана безусловная франшиза, то предприятию возмещается разница между суммами ущерба и франшизы.

Особенности страхования на случай простоев

Не секрет, что большая часть оборудования на наших предприятиях устарела. Поэтому ломается оно довольно часто. Однако предприятие, кроме прямого ущерба, несет в этом случае и косвенные убытки в результате простоя. Это и упущенная прибыль, и отсутствие доходов для покрытия текущих расходов, и незапланированные затраты на скорейшее возобновление деятельности. При этом нередко бывает так, что косвенные убытки оказываются намного больше прямого ущерба.

Простаивать предприятие может и из-за того, что поставщик вовремя не доставил сырье или материалы. Поэтому предприятию выгодно застраховаться на случай простоев. Предприятия, деятельность которых зависит от работы сложного оборудования, часто используют этот вид страхования в качестве дополнения к страхованию самого оборудования.

По договору такого страхования возмещаются текущие расходы предприятия, затраты по сокращению ущерба, упущенная прибыль.

К текущим расходам относятся затраты, объем которых не зависит от оборотов предприятия. Предприятие вынуждено нести расходы во время перерыва в своей деятельности, поскольку это позволит возобновить работу в самый короткий срок и в прежнем объеме. Например, такими расходами являются: заработная плата рабочих и служащих; налоги и сборы, исчисляемые с фонда оплаты труда; плата за аренду помещений. Кроме того, по договору страхования обычно возмещаются амортизационные отчисления на простаивающее оборудование, которое не было повреждено в результате страхового случая.

Затраты по сокращению ущерба страховая компания возмещает при условии, что они уменьшают общую сумму страхового возмещения. Если же такие расходы производятся по прямому указанию страховой компании, то она возмещает их в любом случае. Например, к затратам по сокращению ущерба относят расходы по переводу деятельности на резервные мощности, заработную плату за сверхурочную работу, дополнительные расходы при вынужденном приобретении полуфабрикатов.

Упущенной называется та прибыль, которую предприятие могло получить от реализации товаров или оказания услуг, если бы его хозяйственная деятельность не была прервана. Размер упущенной прибыли обычно рассчитывают так: сумму выручки, не полученной за время простоя, умножают на норму прибыли предприятия. Эта норма и планируемый объем выручки указываются в договоре страхования.

Для того чтобы определить общий размер убытков от перерыва в хозяйственной деятельности и объем соответствующего страхового возмещения, обычно сравнивают результаты деятельности предприятия за время простоя с результатами, которых оно достигло бы при нормальной работе. При этом в расчет берутся все обстоятельства, которые могли бы повлиять на результат деятельности предприятия при нормальной работе. Но принимается во внимание и тот дополнительный доход, который предприятие получило за время простоя или в результате него.

Расчеты, как правило, делают за 12 месяцев, предшествующих дате восстановления хозяйственной деятельности. Однако эти расчеты могут показать, что предприятие, работая в обычном режиме, не получило бы прибыли. В таком случае упущенная прибыль, естественно, не возмещается.

Кроме того, в соответствии с основным принципом страхования предприятию не возмещают те затраты, которые направлены на модернизацию производства, увеличение объемов выпуска продукции и другие цели, несущие ему определенную выгоду.

Таким образом, сегодня предприятия разных уровней и сфер деятельности имеют возможность минимизировать финансовые потери организации, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью.

Перестрахование

Перестрахование (англ. reinsurance) - система экономических страховых отношений между страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных со страхователями договоров страхования. В соответствии с договором перестрахования страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передаёт на согласованных условиях другим страховщикам (перестраховщикам) с целью создания по возможности сбалансированного страхового портфеля, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахование позволяет страховой компании принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика. Перестрахование называют также «вторичным» страхованием или страхованием страховщиков. Перестрахование происходит не только на уровне национальной экономики, оно уже стало международным видом страховой деятельности. В связи с этим углубление специализации в страховом деле привело к формированию особой группы страховых компаний - перестраховщиков (англ. reinsurer), специализирующихся на операциях перестрахования.

Законодательством предусмотрено, что страховщик может застраховать принятый на себя риск частично или полностью у другой страховой компании (или даже нескольких). При этом на договор перестрахования распространяются те же правила, что и на обычные договора страхования предпринимательских рисков (в случае, если договор перестрахования не предусматривает иное). В этих обстоятельствах страховщик по основному договору страхования, заключивший договор перестрахования, будет считаться в этом договоре страхователем.

Закон допускает последовательное заключение двух или даже нескольких контрактов перестрахования.

Всего существует три основных формы: факультативная, облигаторная и смешанная.

Самым ранним видом перестрахования является факультативная его форма . В этом случае и перестраховщик, и цедент имеют право выбора. Перестраховщик вправе решать, стоит ли ему принимать предложение о перестраховании оригинального договора. Цедент же решает, стоит ли ему передавать конкретный риск, и если да – то кому именно из перестраховщиков. В каждом конкретном случае решение принимается индивидуально, на основе определенных условий. Таким образом, факультативное перестрахование подразумевает самостоятельное решение страховщика о целесообразности перестрахования конкретного риска, а также самостоятельный поиск адекватного перестраховщика.

При облигаторном страховании происходит автоматическое перестрахование любых рисков. Основывается оно на договоре между страховой и перестраховочными компаниями. Первая сторона обязуется передавать определенную часть крупных рисков, а вторая – их принимать. В содержании облигаторного договора должны быть указаны не только риски, подлежащие перестрахованию, но и ряд других условий, таких как размер перестраховочной премии, перестраховочной комиссии, лимиты ответственности и т.д. Облигаторный договор обязывает передавать страховщиком в перестрахование все риски, фигурирующие в договоре. Так, например, законодательством Великобритании предусмотрена передача по облигаторному договору всех рисков по автотранспортному страхованию; во Франции – всех рисков по договору морского страхования.

Смешанная форма перестрахования содержит в себе элементы первых двух.

При наступлении серьезного страхового события компании, которые приняли в перестрахование этот риск (или его часть), делят выплату пропорционально своим долям. В итоге убыток каждой из них оказывается незначительным, не могущим повлиять на финансовую стабильность как перестраховщиков, так и компании-цедента. Таким образом, перестрахование представляет собой один из способов перераспределения страхового фонда.


Список использованной литературы

1.Агеев Ш.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт / Ш.Р. Агеев, Н.М. Васильев, С.Н. Катырин. – М.: Экспертное бюро, 1998. – 376 с.

2.Гущин В.В. Российское предпринимательское право: учебник / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2005. – 736 с.

3.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: Изд-во РДЛ, 2001. – 912 с.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...