Учительские университеты


Цели : на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

Ход занятия

I. Введение.

Беседа.

Обсуждение вопроса: что означает выражение «дом есть лицо хозяина»? (По дому всегда судят о людях, которые в нем живут, порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности, добросовестности его хозяев, об их бережливости, старательности, умении каждой вещи найти свое место; обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках.)

II. Основная часть.

Учитель . У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас.

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.

Формулировка в виде правил обязанностей по дому:

Что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?

♦ Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

♦ После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

♦ Если насорил - собери мусор, вытри пыль.

♦ Следи за своими вещами, за чистотой обуви.

♦ Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

♦ Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Какие у вас обязанности по дому, как вы помогаете взрослым? (Ответы учащихся.)

Что каждый день можно и нужно делать самим? (Ежедневно необходимо умываться, чистить зубы. Мыть после себя посуду. Мыть руки перед едой и после улицы, грязной работы. Испачкал одежду - приведи ее в порядок. Ухаживать за своей обувью: ее нужно почистить после улицы и перед уходом из дома, соблюдать опрятность в одежде, прическе, следить за чистотой рук, ногтей, лица, следить за тем, чтобы всегда был носовой платок, не забывать пользоваться им.)

Обсуждение литературных произведений: Я. Аким «Неумейка», сказки «Два Мороза», «Золушка», В. Лившиц «Разговор»; Л. Толстой «Сколько людей?»; В. Донникова «Канавка»; Е. Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка».

СЕРЕЖА И ГВОЗДИ

Сотрясается весь дом:

Бьет Сережа молотком.

Покраснев от злости,

Забивает гвозди.

Гвозди гнутся,

Гвозди мнутся,

Гвозди извиваются,

Над Сережею они

Просто издеваются -

В стенку не вбиваются.

Хорошо, что руки целы.

Нет, совсем другое дело -

Гвозди в землю забивать.

Тук! - и шляпки не видать.

Не гнутся, не ломаются,

Обратно вынимаются.

В. Берестов

Вопросы:

Умел ли Сережа забивать гвозди в землю?

Что случилось, когда он попробовал забивать их в стену?

Что бы вы могли посоветовать Сереже? Как ему поступить?

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки.

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок.

Э. Успенский

Почему так называется стихотворение?

О каком домашнем труде идет речь?

Только ли мамы и дочки должны заниматься домашним хозяйством?

III. Итог занятия.

Вывод: трудовые умения, привычка трудиться, приобретенные дома и в классе, пригодятся и во взрослой жизни.

Конспект классного часа-беседы для 4 класса на тему «Уроки на всю жизнь»

Цели : расширять кругозор; воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться на благо себе и людям.

Ход классного часа

1. Вводная часть.

I. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Для чего нужен труд?

Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без труда нет добра.

Горька порой работа, да хлеб от нее сладок.

Не привыкай к безделью, учись рукоделию.

Делать не заставят, зато и есть не поставят.

Объясните, как понимаете смысл любой из пословиц.

II. Основная часть.

1. Чтение и обсуждение статьи С. Николаевой «Уроки на всю жизнь».

Уроки на всю жизнь

У многих моих сверстников дедов не было. Точнее, внуки никогда не видели их, погибших на войне, а знали лишь по немногим старым фотографиям да рассказам родных. У меня дед был, и чем старше я становлюсь, тем яснее понимаю, что жизнь моя, да и я сама, наверное, были бы совсем другими, если бы не знала я своего деда, не получила бы в детстве тех его уроков, которые остаются с человеком на всю жизнь. Самые дорогие, самые греющие и любимые мои воспоминания - о доме бабушки и дедушки. Дед не воевал на фронте. Всю жизнь он работал деревенским кузнецом, а в войну руки его были куда как нужны колхозу. Много раз видела я в детстве, как он работал: приносила ему обед в корзинке и ждала у входа в кузню, когда закончит. Раз-два, раз-два - его взмахи и удары по наковальне были так точны, так весомы, казалось, какая-то неведомая сила управляет его сухим, высоким телом. И его работа, и сама кузница представлялись мне, семилетней девчонке, чем-то необыкновенным.

Дедушка, а сколько раз ты можешь так махать? - спрашивала я.

А сколько надо, столько и могу.

А сколько надо? - не унималось мое детское любопытство.

Так когда как. Вот, к примеру, пройдет уборка, паправят технику на ремонт так и до ночи стучать здесь придется. А в войну, бывало, по суткам вот так-то махал. Посплю часок вон там, на лавке в углу, и опять за работу. Рассказчиком он был отменным. Он рассказывал нам обо всем на свете - о гражданской войне, о боях с белыми, о разных городах и событиях. Так рассказывал, будто сам все это хорошо видел и знал.

Почему мы верили так всем его рассказам, так любили их? Может, потому, что в них раскрывалось то, о чем он сам мечтал, - сожаление, что не участвовал в больших событиях, не воевал, не видел дальних краев. И еще, наверное, потому, что ко всему он чувствовал себя причастным, его волновали события, происходящие в мире. Он был всегда обо всем наслышан, информирован, имел обо всем свое собственное мнение. Как, когда успевал? С рассвета по хозяйству, потом кузница, вечером опять по хозяйству. Известна была жизнь крестьянина. А вот успевал идти мыслью и сердцем за временем. Может, потому, что кузница была как бы центром на колхозном дворе - всякий зайдет обменяться новостями, посудачить, вечно там толпились мужики. А может, и потому, что каждую свободную минуту дед старался почитать. Все на перекур - он за газету.

Я очень гордилась, что к мнению деда прислушиваются особенно внимательно и товарищи его, и соседи. Гак сложилось в селе, что за советом, разъяснением свои, деревенские, часто шли к деду. Возникнет у кого вопрос, затруднение - ему советуют: «Сходи к Кузьмичу, что он скажет?» И наша семья привыкла к тому, что в доме часто бывали люди, засиживались, вели с дедом беседы. Теперь я понимаю, что, по сути, дед был пропагандистом. По складу своему, по потребности души, по убеждению, по какой-то внутренней близости к рабочему классу. Он не был крестьянином в полном смысле, да ведь кузнец и есть сельский рабочий. Может, потому так тянулся к вестям с больших заводов, строек, умел и понимать то, чего не понимали другие деревенские жители.

Особенно больным вопросом для него было отношение людей к своему делу. Об этом он частенько говорил и с нами, детворой. Навеки засели во мне его слова: «Все могу понять и простить, халтуры - никогда». Он терпеливо убеждал нас, легкомысленных и ленящихся своих внуков, что человек, делающий работу кое-как, попросту обманщик. Причем обманывает такой и себя, и других. «Это даже хуже, чем откровенно бездельничать», - говорил дед.

Вслушайтесь в слова, - призывал он нас. - Добросовестная работа, сделано на совесть. Это значит, что плохая работа сделана человеком с недоброй совестью, то есть плохим человеком!

Давно уже нет моего деда, теперь я предлагаю своим детям вслушаться в слова: добросовестная работа. Подействует ли его урок?

Вопросы для обсуждения:

Какие «уроки жизни» получила девочка от своего деда?

Что в ее детской памяти оставило такой яркий и глубокий след из того, что она видела в поведении деда, его отношении ко всему, за что бы он ни взялся?

Что дедушка считал наиболее важным в отношении человека к делу?

Можем ли мы с вами утверждать, что «трудом красив человек»?

2. Творческая работа «Кем быть?».

Учащиеся разделяются на три группы.

Каждая группа получает задания:

Придумать к ней эмблему;

Разыграть пантомиму, чтобы другие группы угадали, о чем идет речь.

III. Итог тематической беседы.

Слово учителя.

Много лет назад в Таллине (Эстония) существовал замечательный подростковый клуб «Кодуллинн». С самого начала этот клуб взял на себя работу, до которой, что греха таить, у взрослых порой не доходят руки.

Вооружившись инструментами, школьники ходили по узким улочкам древнего Таллина, реставрировали, убирали дворы, подъезды, отчищали таблички с номерами домов, фонари, ремонтировали окна...

Не стыдились они взять в руки метлу и пройтись с ней по тротуарам города. Прохожие удивлялись: никто вроде бы не объявлял о субботнике, а ребята работают!

А субботников этих становилось все больше и больше, и работающих на них тоже...

Этот пример для нас, думается мне, очень поучителен. Принимая участие именно в таких мероприятиях, вы, ребята, научитесь ценить свой труд и труд других людей.

Юный друг! Добросовестно надо трудиться,

Чтоб страна тобою могла гордиться!

Труд красит человека

Цели : расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи : привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Вступление.

Дорогие ребята! Добрый день! Прошу работать активнее, отвечать смелее. Сегодня мы поговорим о труде. Тема классного часа «Труд красит человека»,

Мы узнаем с вами, почему именно труд красит человека, в чем это заключается. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушай те, пожалуйста, этот рассказ.

- Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

(словарная работа)

Земледелец - человек работает на земле.

Купец - человек занимающийся ведением торговли

Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя).

Какой вывод мы можем, сделать, послушав этот рассказ?

Труд красит человека, а безделье его уродует.

Без труда человек заржавеет и заболеет

Только в труде человек может проявить все свои самые лучшие качества

Мини-лекция «Что труд дает человеку»

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

А скажите мне, пожалуйста, что такое труд…. Давайте обратимся к словарю: Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии. Приведите примеры родственных слов: трудный ” - требующий большого труда, усилия, напряжения, трудолюбивый ” - любящий трудиться,

труженик ” - тот, кто трудится, трудолюбивый человек

Игра «Окончание пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Есть такое выражение « работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами (иллюстрация). У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. А шили такую одежду потому, что в те времена не было варежек. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава»

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)

Не спеши языком -…(спеши делом)

Любишь кататься - …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)

Разберем пословицу

Делу время потехе час

Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание.

Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.

Всему должно быть свое время и делу и потехе (веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком.
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет.
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней.
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в ?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». -
«А, так ты...» - «Я без души
целое все пела». -
«Ты все пела? это дело:
Так, поди, же, попляши!»

Беседа

Как мы можем охарактеризовать муравья? Какой он? (трудолюбивый)

А стрекоза? (легкомысленна, она только пела и плясала)

Стоит думать не только о своих развлечениях, но и о хлебе насущном.

Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды труда. Каждое утро люди начинают с работы. Водитель забирается в кабину, рабочий становится к станку. Студент берет книгу, ведь чтение – это тоже труд. Сотрудник офиса включает компьютер, домохозяйка зажигает плиту, а рыбак выходит в море. Школьник садится за парту. Никто не остается без дела. Все потому, что труд – естественное занятие человека. Сегодня вы сидите за школьной партой. Что для вас главный труд? Учёба – это ваш главный труд, причем не простой труд. Хорошие оценки - результат вашего труда. Что нужно делать для того, чтобы у вас были хорошие оценки.
    Внимательно слушать объяснение учителя на уроке. Спрашиваешь учителя о том, что тебе было непонятно при объяснении нового материала. Всегда выполнять домашнее задание Продумать, что и как нужно выполнять, и лишь тогда приступаешь к выполнению домашнего задания. Работаешь внимательно, хорошо обдумываешь, как лучше сделать работы Правильно, если вы будете все это выполнять, то у вас будут хорошие успехи в учебе.

Человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Каждый из вас в классе несет ответственность за порученное дело.

У меня к вам такое задание, которое называется

« Доброе дело в школе и дома»

Вспомните. Что вы умеете хорошо делать.

(Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)

Можем мы принести славу своим трудом? Как?

Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.

Труд имеет, и большое личное значение Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.

Где мы свои можем проявить свои способности?

Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)

Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе наши таланты)

Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками

Упражнение «Это мы можем»…

Я попросила вас принести некоторые экспонаты выполненные вами. Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое? (Дети представляют свои работы) -Эти работы - это ваш личный труд. Этот труд красит вас? -Да (Сделали своими руками, От этого есть польза, можем украсить группу, получили радость и удовольствие)

- Давайте вспомним наше правило о труде (читают по одному):

Ничто и никогда , Не даётся без труда.

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок.

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

- Все люди нашей страны трудятся. на своих рабочих местах (.Ближайшее окружение) Пройдут школьные годы. и нужно будет выбрать профессию.

Что такое профессия?

Это человек, который занимается работой.

Обратимся к точному определению:

Профессия - э то вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний, и умений.

Профессий очень много. Какие виды профессий вы знаете? (Ответы детей)

Какая профессия вам нравится и почему?(Ответы детей)

Труд был, есть и будет основной славой жизни на Земле. Любой труд почётен и все работы хороши.

Как называют или говорят про человека, который отлично делает свое дело? (Мастер своего дела, мастер – золотые руки.)

Можно ли сказать про парикмахера, что он мастер своего дела? (Он делает красивые прически.)

А про портного? (Он шьет элегантную одежду.)

Про хирурга? (Он спасает человека от болезни)

За свой труд, за умелые, талантливые руки таких людей называют человек – золотые руки. Их поощряют, они получают награды: почетные звания, грамоты, ордена, медали. И не зря говорят, труд красит человека.

Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? (Ответы детей). Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать. В училище вы должны учиться, чтобы овладеть профессией и стать мастером своего дела.

И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд»

Итог.

Наш классный час подошел к концу. Как высчитаете, полезным ли для вас был сегодняшний разговор?

Да.

Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Мне понравилось высказывание «работать, засучив рукава» Это значит нужно хорошо работать.

Мне понравился рассказ «Два плуга» (про труженика и лодыря)

Что вы поняли из нашего разговора?

Я понял, что чтобы чего-то в жизни добиться, надо трудиться.

Скажите, когда труд красит человека? (только тогда, если он будет добросовестно трудиться, выполнять свои профессиональные обязанности во благо народу, Родине)

- Ребята, вы хорошо потрудились! Молодцы! Надеюсь, хорошие моменты остались в вашей памяти. И каждому из вас есть над чем задуматься.

Открытый кл.час в 8 «а» классе

Труд красит человека.

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и т.д; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию; продолжать работу по профессиональному самоопределению.

Ход классного часа.

«Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

Но все богатства – прах пред радостью труда».

(Фирдоуси)

1 . Вступительное слово Кл.рук. (создание проблемной ситуации).

Тема нашего Кл.часа – «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д.Ушинского, который называется

«Два плуга».

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

(потому что он трудился)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

(потемнел и покрылся ржавчиной)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

(труженика и лентяя)

Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

(труд красит человека; только в труде можно проявить все свои лучшие качества; без труда человек ржавеет, болеет).

2. Мини-лекция.

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд

как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение» Владимира Мономаха? В нём труд – высшее мерило человека. Идеал жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок. Труд – источник радости и удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. Человек рождается дважды. Первый раз, когда появляется на свет, второй - когда начинает трудиться. Самой своей сущностью труд предназначен дарить людям радость.

Есть в труде глубокое познанье,

Как в академических томах:

По былинке, по её качанью,

Пахари пророчат о громах,

Рыбаку не водная ль утроба

Лунные повадки выдаёт?

Любопытство – древняя учёба

Все науки двигает вперёд.

Но ведь воля, чувства и мышленье,

Друг для друга действовать спеша,

Создают то самое явленье,

Что звалось по-старому душа.

Значит, если мыслить без рутины,

Ясно, что душа и труд - едины.

И затем ещё одно, пожалуй…

Хочется создать мне иногда!

Красота берёт своё начало.

Всё, на что я, мастер, посмотрю,

Приобщается великой тайне:

В мире всё, чего коснётся труд,

Обретает душу и дыханье.

(И.Сельвинский)

3. Доказать мысль, что труд – это не наказание, а радость.

Один наставник говорил своему ученику: «Ты на труд привык смотреть как на наказание. Так ты всю жизнь можешь превратить в каторгу. Приучай себя смотреть на дело, относиться к делу с удовольствием, вглядывайся в него, осваивай его, и оно отблагодарит тебя, смысл жизни придаст!»

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один и тот же вопрос: что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги для семьи зарабатываю». А третий заявил: « Я строю храм!».

О чём говорят эти ответы?

разном отношении к своему труду)

А как нужно относиться к своей работе?

(с радостью, как к творчеству)

Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом –

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдётся

По миру; с гудящих станков

Поток животворный прольётся;

Печатная мысль отзовётся

Во глуби бессчётных умов.

Работай! Незримо, чудесно.

Работа, как сев, прорастёт.

Что станет плодами,- безвестно,

Но благостной влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Всё счастье земли – за трудом!

(В.Брюсов)

Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Радость труда – это красота бытия. Познавая её, человек испытывает чувство собственного достоинства, гордости оттого, что смог создать что-то своими руками

4. Игра «Окончание пословицы»

Чтобы человек научился понимать радость труда, его надо приучать к работе с самого детства. Так в русском народе детей учили трудиться с самого раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки, вобравшие за сотни лет народную мудрость.

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.

Продолжите начатую пословицу:

1) Деревья смотри в плодах, а человека…(в делах)

2) Терпенье и труд…(всё перетрут)

3) Под лежачий камень…(вода не течёт)

4) Маленькое дело…(лучше большого безделья)

5) Не сиди, сложа руки – не будет…(и скуки)

6) Не спеши языком -…(торопись делом)

7) Любишь кататься - …(люби и саночки возить)

8) Делу время -…(потехе час)

9) Ищи невесту не в хороводе, а ищи в…(огороде)

10) Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)

11) Кто любит трудиться, тому…(на месте не сидится)

12) Будешь трудиться – будешь…(кормиться)

13) Рукам - работа, душе…(праздник)

14) Скучен день до вечера, коли…(делать нечего)

15) Праздность скуку любит .

Найдите среди русских пословиц те, которые подтверждают мысль Вольтера : «Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

Скучая и ничего не делая, люди учатся делать дурное. Так что труд – это категория нравственная.

Трудно делать свою работу хорошо…

Известный американский художник Роуэлл Кент сказал о себе: «Я осваивал целый ряд профессий. По мере того, как я их постигал, я рос как человек, и тем самым возрастала моя способность видеть и познавать жизнь».

Будь беспокойным! Бойся без волнений,

Без трудностей прожить и без забот:

Тебя в болото праздности и лени

Покой неотвратимо засосёт.

Ты плесенью покроешься, коростой,

Тебя источит раньше срока ржа.

Самовлюблённой сделается, чёрствой

Твоя душа, покоем дорожа.

Будь беспокойным! Не считай отрадой

Благополучья собственного рай.

Дерзай!

Работай!

Ошибайся!

Падай!

И снова всё сначала начинай!

(В.Алатырцев)

5 . «Ринг профессий».

Назовите по очереди знакомые вам профессии. Только прошу не повторяться!

Итак, профессий в современном мире огромное множество. И мы сейчас в этом убедились. А вот психолог Елена Геннадьевна «нашла» в нашем классе самые предпочитаемые профессии. Это Водитель машины и врач-хирург

6. Рассказы-презентации «Предпочитаемые профессии». (2-3)

6 «а» Фотоконкурс «Моя мама(папа, бабушка, дедушка,дядя) на рабочем месте.

В вашем возрасте идеалами для подражания часто служат звёзды телеэкранов и шоу-бизнеса. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки и дедушки, которые изо дня в день скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, кормят, убирают – делают всё то, без чего мы не можем жить. Огромное им за это спасибо!

7. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание – это гармония трёх понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

Хочу, друзья мои, признаться,

Что я люблю на склоне дня

Своим трудом полюбоваться,

Когда он радует меня.

Любуюсь, скинув с плеч рубаху,

Чуть охладив рабочий пыл,

Простым гвоздём, который с маху

Одним ударом вколотил

Любуюсь струганной доскою,

Рубанок мой, держа в руке.

Любуюсь точною строкою,

Впритирку пригнанной к строке.

Я говорю себе при этом,

Я говорю другим всегда:

В любой работе будь поэтом

Во славу общего труда.

Но чтоб собой не упиваться,

Умей, признанья не тая,

Чужой работой любоваться,

Как будто бы она – твоя.

(М.Лисянский)

8 . Заключительное слово и рефлексия.

К сожалению, в наше время престиж труда падает. Зачем трудиться, если можно выиграть в лотерею? Если мама с папой прокормят?

Но никакой приз не даст человеку такого счастья и такой радости, которое может подарить труд.

Наш Кл. час подходит к концу. – Над чем вам пришлось задуматься? -Что нового вы сегодня узнали? - Что бы вам хотелось узнать ещё, более подробно? – Имеет ли тема нашего Кл. часа отношение к выбору вашей будущей профессии?

Пока в пространстве кружится планета,

На ней – пропахшей солнцем – никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.

(Р.Рождественский)















Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной. -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. -От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.


Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? -Что случилось с плугом, который пролежал без дела? -Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? -Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Обсудите с соседом вопросы










Постарайся понять и запомнить следующие слова. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду, к трудолюбивому человеку Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.


Игра «Окончание пословицы» В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Проверь, знаешь ли ты их. Терпенье и труд … Под лежачий камень … Горька работа, … Не сиди сложа руки, … Делу время, …














«Угадай профессию» Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством». Попробуйте угадать, что это за искусство. Вам даётся 4 подсказки об этой профессии. -Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог. -Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку. -Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха. -Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...