Третейские суды в советский период. Глава i


1) История советского суда в 1917 - 1920-е годы

Во время Октябрьской революции 1917 года и последующей Гражданской войны рухнула вся система российской государственности, начался слом всей существующей структуры судебных органов История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 74.. В революционном хаосе правосудие подменялось вседозволенностью людей, обладавших властью и оружием, а право - политикой и революционной необходимостью.

В 1917 году судебные функции возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его постановлению была создана рабоче-крестьянская милиция. Также была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая получила неограниченные полномочия: от ареста и следствия до вынесения приговора и его исполнения.

В 1922 году ВЧК была упразднена, вместо неё был создан единый общественный орган - Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ). При ОГПУ создается Главное управление милиции, а также судебная коллегия. Для рассмотрения особо опасных для советской власти политических преступлений в период становления советской судебной системы создавались революционные трибуналы.

С созданием новой судебной системы были упразднены прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов.

Вместе с тем постепенно создавалась новая судебная система, первоначально сформулированная в трех декретах о советском суде. Декретом о суде №1 окончательно ликвидирована система общего и военного суда. Взамен были учреждены выборные народные суды. Декрет о суде №2 учреждал окружные суды для решения гражданских и уголовных дел. Вводился кассационный порядок обжалования решений и приговора суда. Декрет о суде №3 внес изменения в подсудность народных судов. В их ведении остались уголовные дела, за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях (убийство, разбой, бандитизм, изнасилование, взяточничество, спекуляция, фальшивомонетничество). Кассационной инстанцией определялся учреждаемый по декрету Кассационный народный суд в городе Москве.

Таким образом, первыми итогами становления советской судебной системы стали революционные трибуналы и системы общих (народных) судов. Революционные трибуналы рассматривали политические дела и приравненные к ним наиболее тяжкие преступления экономического характера, военного суда, а народные суды заменили собой систему досоветского общего суда и института мировых судей.

В 1922 - 1924 годах была осуществлена судебная реформа Официальный Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru. В РСФСР создавалась единая, своеобразная судебная система, не признававшая как независимую судебную власть, так и систему разделения властей. Советская судебная система состояла из четырех звеньев:

Народный суд в составе постоянного народного судьи;

Народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

Губернский суд;

Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов в РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Становление судебной системы сопровождалось появлением советских кодексов.

2) История советского суда в 1930 - 1941 годы

Образование СССР, изменение административно-территориального устройства вносили новшества в систему судоустройства. Произошла реорганизация органов юстиции. Упразднялись окружные суды и прокуратуры органов, определялась структура органов юстиции по территориальному признаку.

В 1938 году Верховный совет СССР принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Закон определял, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных или автономных республик, краев, областей, окружными или специальными судами, народными судами в соответствии с компетенциями, отнесенными Законом к их ведению. Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом, избирался на пятилетний срок. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов на территории СССР.

Однако положения Закона о судоустройстве систематически нарушались, выходила масса подзаконных актов, прямо ему противоречащих. К 1941 году в основных чертах сложилась советская система правосудия, её основной чертой была репрессивная сущность.

3) Суд и процесс в СССР в годы Великой Отечественной войны

С началом войны произошли значительные изменения в судоустройстве и процессуальном праве. Кардинальность данных изменений была обусловлена чрезвычайными условиями, с которыми столкнулась страна. Учреждались военные трибуналы в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. В период войны действовали военные трибуналы Красной армии и ВМФ, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта. Суды общей юрисдикции на прифронтовых территориях преобразовывались в военные трибуналы, так же как и в городах в период нахождения на осадном положении. Военные трибуналы получали широкие полномочия. В их компетенции находились преступления, совершенные не только военнослужащими, но и гражданским населением в прифронтовых районах, если в составе преступлений фигурировали нарушение общественного порядка, хищения, уклонение от воинской службы, повинностей и др. По Положению о военных трибуналах в них устанавливался ускоренный и упрощенный порядок рассмотрения дел с ограничением процессуальных гарантий подсудимого.

Дела о преступлениях лиц, обвиняемых в предательстве, рассматривались военно-полевыми судами оперативно (в течение 48 часов с момента поступления в суд), в упрощенном порядке, публично, и приводились в исполнение по истечении 72 часов История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 111..

Во второй период войны (1944 - 1945 годы) начинается постепенное восстановление советского суда.

4) Советский суд послевоенного времени 1945 - 1953 годы

Советский народ и государство, судебная система с окончанием войны возвращались к мирной жизни. В регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуналы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавливалась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окружные суды.

В 1946 году для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР. Так же было ЦК ВКП(б) принял решение о юридическом образовании в СССР - качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности и повысить позитивный имидж советской юстиции.

5) Советский суд в 1953 - 1991 годы

Либерализация общественной жизни осуществлялась путем совершенствования законодательства. В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. В актах упразднялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной ответственности, судебные заседания становятся открытыми.

Согласно Положению о Верховном Суде СССР от 1957 года этот суд мог проверять любое дело, предварительно рассмотренное Верховным Судом союзной республики. Коллегии и Пленум Верховного Суда СССР вправе были рассматривать протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в случае противоречия их союзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик. При рассмотрении гражданских и уголовных дел коллегии применяли в т.ч. законы той союзной республики, где возникал спор о гражданском праве или где было совершено преступление.

В 1958 году были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Основы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Важнейшим направлением в деятельности органов суда были предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, её порождающих. Предусматривалось упразднение участковой системы народных судов, её замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был увеличен до пяти лет. Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов - перед соответствующими Советами. Предусматривалось образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР. Она, в том числе, определяла судебную систему СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. В СССР действовал Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах. Верховный Суд СССР наделялся полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялся Законом о Верховном Суде СССР.

Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража, прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых в 1979 году Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР.

В 1980 году в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Советскую судебную систему составляли общественные суды и суды союзных республик. Общественные суды - это Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Верховный Суд СССР - высший судебный орган в системе органов правосудия. Он действовал в составе: Пленума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.

Основным звеном судебной системы являлся районный (городской) народный суд. Он непосредственно и постоянно связан с населением. Им рассматривалось подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Народный суд всегда являлся только судом первой инстанции, ибо полномочен был разрешать дела впервые, действовал в составе народного судьи и двух народных заседателей. Все вышестоящие суды могли быть судами первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции, но они являлись и судами второй, кассационной, инстанции, когда проверяли законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения или приговора, не вступившего в законную силу.

Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Несмотря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как правило, коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах.

Большое число законодательных изменений происходило в годы перестройки. В период с 1987 по 1991 годы было принято более 100 законов, указов, постановлений. Однако с распадом СССР в 1991 году судебная система и право бывших советских республик стали развиваться самостоятельно, всё больше отдаляясь друг от друга. Формирование же суда современной России открывает новый период в тематике истории отечественного государства и права История суда России: учебное пособие. - М.: Проспект, 2013. - С. 149..

Зарождение и первоначальный этап развития советского суда

В исторической и юридической литературе, посвященной изучению истории развития российского государства и права, отмечается, что установление в нашей стране Советской власти привело к коренному переустройству всей существовавшей ранее системы правового регулирования, и, в том числе, оказало непосредственное влияние на организацию и деятельность юрисдикционных органов.

Основным юридическим источником, регламентировавшим деятельность судебных органов в первые годы установления советской власти, выступали Декреты о суде:

Определение 1

Декреты о суде – нормативные правовые акты органов советской власти, применявшиеся на первых этапах ее формирования и становления (1917-1918 гг.), регулятивное воздействие которых было направлено на упорядочение деятельности судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Декрет о суде № 1был принят самим Совнаркомом 22 ноября (05 декабря) 1917 г. Основными положениями рассматриваемого акта выступали:

  1. Упразднение всех судебных учреждений, существовавших в России к тому моменту;
  2. Приостанавливалось течение всех процессуальных сроков, вплоть до издания особого декрета о регулировании порядка процессуального движения всех неоконченных к моменту принятия Декрета дел;
  3. Приостанавливалась деятельность мировых судов, до их замены вновь образуемыми местными судами, формирование которых предполагалось на основании прямых демократических выборов. К подведомственности таких местных судов, в частности, были отнесены все гражданские дела при цене иска до трех тысяч рублей, а также все уголовные дела, наказание за совершение которых не превышало двух лет лишения свободы
  4. Упразднялись институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры, уже доказавшие свою эффективность в Российской Империи. Вместо них объявлялось, что функции предварительного следствия возлагаются на местных судей, а обвинителя и защитника, в свою очередь, могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, которым принадлежали гражданские права»;

Однако даже непродолжительная реализация приведенного нормативного акта доказала неэффективность его положений, в связи с чем, уже в Декрете о суде № 2 от 20 февраля 1918 г., обязанность осуществления предварительного следствия по уголовным делам («превышающим подсудность местного суда») возлагалась на специальные следственные комиссии из трех человек.

Кроме того, при Советах были учреждены коллегии правозаступников, на которых, в том числе, возлагались функции общественной защиты обвиняемых в совершении уголовных преступлений.

Верховный Суд СССР

Систему советских судов, на протяжении практически всего этапа существования СССР, возглавлял специальный орган – Верховный Суд.

Определение 2

Верховный Суд СССР – высший орган союзной судебной системы, осуществлявший свою деятельность с 23 ноября 1923 года по 02 января 1992. Был упразднен вместе с иными высшими органами государственной власти Советского союза.

Предпосылки образования Верховного Суда были связаны с самим фактом создания Союза ССР, поскольку в тот момент, в 1922 году отчетливо обозначилась потребность в создании единого для всех союзных государств судебного органа, осуществляющего высшие контрольно-надзорные функции, функции координации деятельности судебных органов отдельных республик, функции толкования, и т.д.

Таким органом, в результате принятия Положения Президиума ЦИК СССР от 23 ноября 1923 стал Верховный Суд, деятельность которых, в том числе, регламентировалась положениями Конституции СССР, принятой в 1924 г.

Подробнее останавливаясь на компетенции Верховного Суда следует обратить внимание на то, что Конституцией СССР в качестве таковой признавалось:

  • Формирование ВС СССР руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • Рассмотрение и опротестование судебных актов верховных судов союзных республик, при выявлении в них фактов противоречия общесоюзному законодательству, а равно в связи с посягательством на интересы других советских республик;
  • Дача заключений о соответствии Конституции (т.е. о законности) тех или иных постановлений союзных республик;
  • Рассмотрение и разрешение судебных споров, сторонами которых выступали союзные республики;
  • Рассмотрение и разрешение уголовных дел по обвинению высших должностных лиц СССР в совершении должностных преступлений.

Народные суды в СССР

В определенной степени уникальным советским юрисдикционным органом выступали «Народные суды», которые на протяжении исторического развития Союза ССР неоднократно меняли наименование, одновременно уточняя особенности их организации и деятельности. Всего можно выделить пять этапов в истории развития народных судов:

  1. Местные народные суды (1917-1922 гг.), составлявшие низшее звено судебной системы СССР, избирались населением и рассматривали несложные уголовное и гражданские споры;
  2. Окружные народные суды (1918-1922 гг.) – в обозначенный период суды кассационной инстанции в России;
  3. Народные суды (1922-1937 гг.) – образованные в уездах, районах, губернских городах и городских районах суды первой инстанции;
  4. Районные (городские) народные суды (1937-1989 гг.) – впервые предусмотренные в Конституции СССР 1937 года суды первой инстанции, образуемый в районах, городах областного подчинения и городских районах;
  5. Районные (городские) народные суды (1989-1993 гг.) – суды первой инстанции, в отличие от предыдущего этапа изменялась процедура назначения судей, а также сроки их полномочий. В рассматриваемый период народные судьи назначались областными советами народных депутатов на срок десяти лет (с 1991 года – пожизненно). Были упразднены с 1996 в связи с принятием ФКЗ «О судебной системе», нормы которого предусматривали передачу полномочий районным (городским) судам.

Дорогие читатели, вашему вниманию предлагается газетный сериал о знаковых судебных процессах, вызывавших в свое время определенный общественный резонанс. То есть теоретически открытых для любого гражданина СССР, вознамерившегося посетить такое заседание. Что-то вроде ремейка рубрики «Из зала суда» былого советского газетно-журнального сообщества. Невероятно, но факт: в ориентированной на тотальную закрытость стране свято соблюдалось право открытого «народного суда». Даже самые жуткие времена массового террора и произвола славятся открытостью, гласностью судопроизводства по уголовным делам. Потомков, никогда не живших в СССР, этот феномен прямо загонит в мозговой тупик. Уму непостижимо, а жившие при СССР сами не знают, почему так.

Конечно, мы берем только процессы, имевшие под собой реальную основу, не касаясь дел троцкистов-уклонистов, врагов народа и агентов японской, германской и марсианской разведок.

Семен Львович Ария - участник Великой Отечественной войны, заслуженный юрист Российской Федерации, обладатель ряда профессиональных наград и, что немаловажно, автор «Новой». Этим интервью, с благословения мэтра, мы начинаем сериал о самых важных процессах в истории СССР.

…Маршал адвокатуры, как его почтительно именуют еще с 70-х годов прошлого века, в общении сродни маршалу «пехтуры», т.е. пехоты той далекой военной поры. Суров в общении, очень суров, разборчив, придирчив.

Не так давно на редакционной онлайн-конференции Семен Львович по-адвокатски, очень красиво выбил почву из-под ног визави. Ведущий, узнав, что С.Л. начал профессиональную юридическую деятельность в 1947 году, естественно, поинтересовался ролью и местом адвоката в «годы, известные своей репрессивной наполненностью». Подразумевая ответ в контексте вопроса. Но получил его в таком содержательном виде, что более уже не рисковал заикаться о репрессивной наполненности. Так сказать, покинул данное семантическое поле.

А ответ был следующим: «Как мне кажется, в те времена судебная система работала лучше, чем сейчас, как это ни поразительно».

Этот момент, собственно, и стал отправной точкой к разговору о «форматах» судебных процессов на разных этапах отечественной истории. Состязательность и гласность была дана российскому судебному процессу, как известно, реформой 1864 года. С той поры он и существует почитай полтораста лет. В чем же, по мнению мэтра, отличия, нюансировка, открытого судебного процесса дореволюционного от советского, а советского от современного российского - вот тема нашего разговора и первый вопрос С.Л.:

Отличия, конечно, заметные. Например, взять помощника присяжного поверенного (как до революции официально именовали адвоката) и равнозначного ему стажера адвоката в СССР. Помощник присяжного поверенного вел дела сам, он только определенную категорию дел не мог вести. А стажер в СССР сам вести дела не мог. Он мог только выполнять поручения своего патрона и присутствовать на процессе. Но кардинальное отличие в другом. До 17-го года адвокаты в большинстве случаев выступали перед судом присяжных. Адвокаты держали речь не перед профессиональными судьями, а перед представителями народа.

Семен Львович, отсюда ведь напрашивается вывод, что адвокаты советского периода были профессиональнее (нежели Плевако и его современники), ибо у них узкая специализация - знание УК, УПК… Зато Плевако обязан был иметь более широкий подход к делу.

Это были совершенно различные системы выступления в суде. Те адвокаты могли заниматься юриспруденцией только во второй инстанции. При кассационном рассмотрении дела. Вот там вступала в свои права юриспруденция. В судебном же процессе была психология прежде всего. Потому что они обращались к «людям с улицы». А в советском суде профессиональные юристы - там юриспруденция начиналась с порога.

Вот и получается, что советские адвокаты были более подкованы в юриспруденции. По умолчанию, как говорится…

Ну, насчет «более подкованы» говорить, конечно, не приходится. Просто у них была совершенно иная методика выступлений в судах. А по сути профессии, дореволюционные адвокаты на три головы выше советских! Вот до революции был такой адвокат Андриевский. Его защитительные речи это литературные произведения. Критический реализм, сплошной анализ повседневной жизни своего времени. На советских процессах психологии тоже хватало и знания жизненных обстоятельств. Там же кроме судьи (который тоже человек) были еще два народных заседателя - «люди с улицы».

А в современной России, простите за дилетантство, на уголовных процессах судья и… кто еще… трое судей? Из них один главный?

Никого нет. Один судья. В редких случаях, когда подсудимый высказывает пожелание, чтобы его судили трое профессиональных судей - судят три юриста. Но народных представителей в современном суде нет.

То есть в советское время был некий сильно урезанный суд присяжных заседателей. Вместо классических двенадцати - двое. И опытный адвокат обращался прежде всего к ним.

Но и влияние на исход дела эти двое оказывали совершенно другое. Минимальное. Те двенадцать заседателей сидели отдельно в специальной совещательной комнате. Без судьи. И выносили решение самостоятельно. А народные заседатели для принятия решения запирались в судейской комнате, втроем с судьей. В юридической среде у них даже было прозвище - кивалы. По образу поведения. Судья чего-нибудь скажет - они тут же кивают. Но бывали дела, когда они могли «упереться рогом». Это им, кстати, не возбранялось. Но такое было большой редкостью. В подавляющем большинстве случаев они во всем слушались судью - он ведь в этом деле человек опытный. Ссориться с судьей, который для них в целом был все-таки начальством, таким же как у них на производстве или в учреждении, они не хотели. Поэтому роль в советском судебном процессе народные заседатели играли незначительную.

Семен Львович, вы 44 года выполняли свои функции в советском суде. За это время судебный процесс как-то менялся, была в нем внутренняя динамика именно как в процессе?

За время советской власти судебный процесс менялся незначительно. Несмотря на то, что в 1960 году приняли другой Уголовно-процессуальный кодекс. Но само правосудие мало изменилось. Один ныне известный адвокат как-то сказал: «Социалистическая законность отличается от просто законности, так же как электрический стул отличается от просто стула».

Существенные изменения начались после развала СССР. Здесь начался уже другой судебный процесс. Но я вам должен сказать, что подавляющая масса уголовных дел судом разрешалась достойно. За редким исключением тех, в которые вмешивались партийные органы. Райком лез, обком давал установку, кому, что и как присудить. Работать в целом было интересно. А вот после окончания советской власти положение в системе правосудия ухудшилось существенно.

Это мы знаем… Вот смотрите, казалось бы, люди в судебной системе (особенно в 90-е годы) остались те же, что и в 80-е, и даже в 70-е. Что же в них изменилось? Какой-то переключатель в них щелкнули?

Люди остались теми же. Изменилась практика управления судебным процессом. Эта самая «вертикаль власти», которая была насажена в административном управлении, точно так же была насажена и в правосудии. Им начали командовать все, кому не лень. Начиная от самого верха и заканчивая муниципалитетами. Появились заказные дела. И по своей практике (до прошлого года я активно работал, сейчас уже меньше) могу сказать, что часть дел, рассматриваемых судами, имеют заказной характер. Когда в обвинениях нет не только юриспруденции, нет даже зачатков человеческой логики. Однако такие дела судили опытные юристы, которые придавали надуманным обвинениям юридически обоснованную видимость. А на прорехи в законодательстве, на черные дыры просто закрывают глаза. И кроме того, резко повысился уровень коррупции.

- Но коррупция в судах и в советское время была будь здоров!

Была. Но в значительно меньших объемах.

А вот как она проявлялась в советском суде? Сейчас понятно - заказывают весь процесс с потрохами. Покупают и Фемиду, и обвинение. А тогда?

Продажный суд - он и есть продажный суд, что тут толковать? Главное отличие, что тогда не представители государственной власти покупали суды, а сами подсудимые. И еще одно отличие от нынешней системы. В советское время я участвовал в нескольких очень больших процессах, где судили судей и прокуроров. Был такой процесс «Выборнова и других». Судили полностью весь следственный отдел Московскойобластной прокуратуры. Другой процесс - судили полный состав Ташкентской городской прокуратуры во главе с Туполевым, прокурором города Ташкента. Племянником Андрея Николаевича Туполева. Еще один процесс - Верховный суд Союза ССР судил полный состав Киевского районного нарсуда Москвы. Одиннадцать судей были на скамье подсудимых. Все они оказались законченными взяточниками. А на двенадцатого судью этого суда не нашли никаких материалов. Он один остался при должности. Из этого следует, что взяточничество было и тогда. Но в меньшей степени, чем сейчас. Сейчас бы и двенадцатый не удержался от взяток. Второй раз я ездил в Ташкент защищать председателя Верховного суда Узбекистана Пулатходжаева…

Разве можно представить себе подобные процессы в наше время? Сейчас суд стал управляемым. И управляют им свои. Судьей управляет председатель городского суда, им управляют из Верховного суда. А в те времена на судью могли повлиять только партийные органы. Районные или областные. Но они, эти партийные органы, в свою очередь, побаивались ЦК. Потому были сдержаннее в своих претензиях к суду, чем нынешние власти.

Все «комплименты» в адрес советского суда, конечно, не относятся к той части разрешения дел, которая творилась по политическим обвинениям и где юстиция была заменена плахой и топором. К счастью, это в прошлом.

Я позволю себе использовать такую обобщенную формулу: в те времена советские у судей и прокурорских работников было намного больше личного достоинства. Сейчас произошла полная эрозия достоинства. Это касается не только работников правосудия, все общество находится в состоянии разложения.

От редакции . Это лишь малая толика разговора с Семеном Львовичем Арией. Впереди его живые, ироничные и грустные комментарии из залов судебных заседаний советского прошлого. Потому что из его рассказов, из его книг о судах советского времени, в которых он участвовал, фактически родилась тема газетного сериала о громких судебных процессах в СССР (1918-1991). Кстати, пару месяцев назад вышла новая книга С.Л. Арии «Жизнь адвоката» (491 с.). В ней - и военные рассказы, и судебные речи, и жалобы, и интервью, и статьи... Рекомендуем всем.

Народный суд являлся основным звеном советской судебной системы. Такое положение народного суда было связано прежде всего с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов.

Народный суд рассматривал все гражданские дела, подведомственные судебным органам, дела об административных правонарушениях, за которые судом применяются меры административного воздействия.

Народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90% всех гражданских и уголовных дел чаще других судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.

Местные народные суды в России в 1918-1922 гг. - суды кассационной инстанции. Созданы декретом о суде № 2. Назначались губернскими исполнительными комитетами советов рабочих и крестьянских депутатов. Упразднены Положением о судоустройстве 1922 г. Заменены губернскими судами.

Окружные народные суды - в России в 1922-1937 гг. являлись судами первой инстанции. Созданы Положением о судоустройстве СССР 1922 года. Имелись в уездах, губернских городах и городских районах. Назначались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год. Упразднены Конституцией 1937 года. Функции перешли к одноимённым органам избираемым населением города или района.

Районные, или городские народные суды в России в 1937-1989 гг. -суды первой инстанции. Созданы Конституцией 1937 года. Имелись в районах, города областного подчинения (кроме городов областного подчинения имеющих городские районы), городских районах. Состояли из народных судей и народных заседателей. Народные судьи избирались населением района или города сроком на 5 лет, народные заседатели избирались собраниями трудовых коллективов сроком на 2 года.

Городские народные суды в России в 1989-1993 гг. являлись судами первой инстанции. Состояли из народных судей и народных заседателей. Народные судьи назначались областными советами народных депутатов сроком на 10 лет, а с 1991 года -- пожизненно, народные заседатели избирались фабрично-заводскими собраниями или сельскими собраниями сроком на 5 лет. Упразднены федеральным конституционным законом «О судебной системе» 1996 года. Функции переданы районным (городским) судам.

Среди основных принципов деятельности народных судов в советской Конституции 1977 года выделялись следующие положения:

  • 1. Гарантировалось осуществление правосудия по уголовным делам на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания.
  • 2. Регламентировалось ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.
  • 3. Гарантировалась гласность судебного разбирательства.
  • 4. Право обвиняемого на защиту, сущность которого в том, что гражданину предоставляется возможность активно защищаться против выдвинутого обвинения как самому, так и с помощью защитник.;
  • 5. Гарантировалась презумпция невиновности, тесно связанная с правом обвиняемого на защиту.

Положение народного суда было обусловлено характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием "народный". Основной формой участия граждан в судебной деятельности "народного" суда являлось включение в состав суда народных заседателей.

По своему положению народные заседатели были приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать решения по существу дела.

Введение 3

Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР_ 6

§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6

§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12

§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период_ 17

§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20

Глава II. Структура советской судебной системы_ 23

§ 1. Народный суд_ 23

§ 2. Областной (краевой) суд_ 25

§ 3. Верховный суд союзной республики_ 28

§ 4. Военные трибуналы_ 30

§ 5. Верховный Суд СССР_ 33

Заключение 36

Список источников и литературы_ 39

Введение

В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.

Важнейшим фактором общественной и индивидуальной безопасности, безусловно, является целесообразно организованная система судебных органов. Судебная реформа начала 90-х гг. в России не привела к созданию судебной системы, эффективно выполняющей свою основную функцию. Многие её неудачи, на наш взгляд связаны с тем, что советский опыт осуществления правосудия не был в должной степени учтён. Этим и обусловливается актуальность обращения к изучению судебной системы СССР.

Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в СССР. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:

· рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы. Мы выделили четыре качественно определённых этапа в развитии советской судебной системы. Первый этап хронологически совпадает с периодом так называемого "военного коммунизма". Второй этап начинается в 1922 году. Верхней его границей является 22 июня 1941 года, то есть начало Великой отечественной войны. Третий этап приходится на военные и послевоенные годы. И, наконец, четвёртый этап охватывает конец 50 – начало 80-х гг.

· выявление и описание основных структурных элементов советской судебной системы.

История советского суда достаточно рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг. . Особенность работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических оснований советской судебной системы и стремлении во всех "перегибы" обвинить отдельных лиц.

Основные исследования истории формирования и структуры советской судебной системы приходятся на 70-80-е гг. . Особенность этих работ в том, что они описывали и объясняли актуально действующую систему судебных органов, тогда как для нас она является уже фактом исторического и правового опыта.

В 90-е гг. количество исследований, посвящённых советской судебной системе, заметно сокращается. Собственно научный характер носят, пожалуй, только работы А. С. Смыкалина .

Источниковой базой данной работы стали:

· тексты трёх советских конституций (1924, 1936 и 1977 гг.);

· ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1938 г.); Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"; Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. и некоторые другие законодательные акты.

Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР

После победы Октябрьской революции лидер большевиков В. Ленин призвал к применению победителями государственных принудительных мер для подавления сопротивления свергнутых классов. Он писал: "Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, - другие средства не изобретены" .

В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

Из старых судебных органов первое время после Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые .

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: "Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии" .

Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

· избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

· гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;

· полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

· допущение защиты со стадии предварительного следствия;

· коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

· в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

Декрет № 2 о суде предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2 . Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы – местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).

Выбор редакции
Кашель, насморк, простуда - это то, чем ежегодно болеет каждый. Обычно подобные проявления болезни не вызывают серьезных беспокойств. Но...

Если вам снится, что у вас красивые длинные волосы, то вас ждут радостные известия, преданная дружба и благополучие. Мужчине такой сон...

Организм человека всегда старается предупредить о развитии в нём серьезных нарушений путём появления видимых признаков, указывающих на...

, оба вида выплат приравниваются к оплате труда и облагаются налогом в размере 13% , как любой доход физического лица, но некоторое...
Встреча с американскими союзниками после прорыва в районе Амштеттена. Фото из архива автора Есть герои, чье подвиги в годы Великой...
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...
Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...
Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...
Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...