Управление соц поддержки населения. Основные направления, по которым ведется работа


Одной из важных частей демократического строя является социальная поддержка незащищенных слоев населения. В каждом населенном пункте существуют специальные центры, где людям помогают различными способами облегчить существование и приспособиться к неблагоприятным условиям жизни в стране. Рассмотрим, какие меры для этого используются в настоящее время.

Общая информация

Социальная поддержка населения стала необходимой вместе с введением в государстве рыночной экономики. Программы зашиты населения направлены на тех, кто самостоятельно не может обеспечить себе достойный уровень жизни:

В условиях рыночной экономики такие люди не могут получить достаточную прибыль при помощи собственного имущества или в виде оплаты за труд. Правительство реализовывает программы по защите этих групп населения для того, чтобы снизить напряженность между социальными классами внутри страны.

Поддержка оказывается все зависимости от возраста человека, его места проживания и пола. Важно лишь иметь российского гражданство и подтвердить сложную ситуацию в жизни документально. Сегодня власти страны ориентированы на оказание помощи конкретным людям в их жизненной ситуации.

На сегодня в стране открыто более 16 тысяч учреждений, в которых трудится порядка 400 тысяч человек. Практически в каждом районе крупного города есть отдел, куда люди могут обратиться за помощью. Существуют они и в небольших населенных пунктах. Сотрудники центра контролируют и отвечают за выполнение государственных программ.

Существует федеральная и региональная помощь населению. Наиболее узко направлена помощь, которая регулируется законами субъектов федерации. Работа центров поддержки в регионах строится по следующим принципам:

  1. Основной задачей является усовершенствование мер социальной защиты.
  2. Передача помощи населению производится в натуральном или денежном виде.
  3. На местах разрабатываются новые меры поддержки, которые будут более необходимы в конкретной ситуации.
  4. Работа с населением проводится в центрах и на выездных мероприятиях. К реализации проектов может быть привлечен Центр занятости и Пенсионный фонд.
  5. Центры социальной поддержки и защиты помогают получить необходимую медицинскую и юридическую помощь.
  6. Внедряются особые субсидии и льготы, а также контролируется выполнение федеральных программ.

Усилия власти на всех уровнях сконцентрированы на мерах социальной поддержки. Это позволяет добиться большей эффективности принятых мер и расширить для нуждающихся набор предлагаемых услуг.

Основные направления, по которым ведется работа

В органе социальной защиты каждого района готовы выслушать обратившегося и предложить ему одну из подходящих для ситуации мер. Наиболее востребованы мероприятия для поддержки материнства и детства, но их часто бывает недостаточно для семей в сложной жизненной ситуации. Тем не менее на сегодня для многодетных семей предусмотрена:

  • выплата пособий;
  • санаторно-курортное лечение;
  • выплата федерального и регионального материнского капитала;
  • предоставление земельных участков;
  • ежегодная помощь (если семья является еще и малоимущей).

Полный список мероприятий от органов социальной защиты, вы можете узнать в отделении этой структуры вашего района. Специалисты, работающие там, проконсультируют о подходящих для вашей семьи программах и видах помощи.

Департамент труда также работает над выполнением программ по поддержке населения. Его специалисты производят:

  • отправку на бесплатное профессиональное обучение и курсы переподготовки;
  • поиск вакансий для инвалидов, выпускников учебных заведений и трудоспособных граждан;
  • работу по созданию новых рабочих мест, при помощи распределения грантов на открытие бизнеса;
  • ежемесячные выплаты оставшимся без работы людям.

Государственная поддержка для пожилых людей и инвалидов может включать в себя посильную помощь, которую им предоставляют на дому (уборка, покупка продуктов) или в стационарных условиях. Для этого их помещают в пансионаты и дома-интернаты, где оказываются медицинские услуги и реабилитационные предприятия.

Еще одним способом социальной поддержки является распределение между незащищенными слоями населения гуманитарной помощи. В частности, перед первым сентября ежегодно проходит акция «Помоги пойти учиться». Российские бизнесмены и просто неравнодушные граждане собирают одежду и канцелярские товары, которые позже распределяют между самыми нуждающимися семьями. Многодетным благополучным семьями вместо гуманитарной помощи обычно оказывают поддержку в виде единовременной выплаты.

Существует помощь в покупке для нуждающихся. Например, сироты претендуют на получение квартиры по достижении ими 18 лет. Молодые семьи имеют право обратиться в муниципалитеты для получения льготной ипотеки и субсидии на приобретение жилплощади. Многодетные семьи впору претендовать на земельный участок, на котором можно возвести дом.

Из каких источников финансируются социальные программы

Федеральный закон № 131 («О социальной поддержке»), в частности статья 61, гласит, что финансирование мероприятий по защите населения от неблагополучных факторов производится из средств различных фондов. Дотации распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом.

Ежегодно в октябре-ноябре закладывается бюджет на будущий год, в котором одной из статей расходов является социальная помощь. Для этого проводятся расчеты:

  • затрат на приоритетные направления социальных расходов;
  • количества получателей адресной помощи (приблизительное);
  • потребности в социальной помощи;
  • необходимого количества средств на поддержку, с учетом индексации.

Социальная поддержка (социальная защита) населения - это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого - выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения - это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения - центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.


Особенности получения выплат в УСЗН

Если у обоих родителей имеется статус безработных, и они пребывают на учете в центре занятости, выплата единовременного пособия осуществляется непосредственно Управлением социальной защиты населения , посредством подачи заявления одного из супругов в данное управление. Для того чтоб подать документы на оформление выплаты единовременного пособия необходимо иметь следующие справки:

Справка, подтверждающая факт рождения ребенка, которая выдается в обязательном порядке непосредственно в роддоме после его рождения;

Свидетельство о пенсионном страховании супругов. Если же семья, в которой рождается ребенок неполная и один из родителей отсутствует, подается свидетельство лишь того родителя, с которым по факту проживает новорожденный;

  • копия и оригинал паспорта, или любого другого документа, который устанавливает личности родителей;
  • ксерокопия трудовых книжек обоих супругов, где указывается последнее место их официального трудоустройства;
  • справка из УСЗН, которая подтверждает тот факт, что данный вид пособия на указанного в документах ребенка, ранее не оформлялся и не был выплачен.
Если один из родителей является индивидуальным предпринимателем, и выплату единовременной материальной компенсации планируется получить от государства, необходимо наличие ежемесячных взносов предпринимателем в фонд социального страхования. Если такие взносы не производились до момента подачи заявления на оформление пособия, то его дальнейшая выплата становится невозможной. Перечень документов, необходимых для подачи заявления индивидуальным предпринимателей, является аналогичный тому, что подается в УСЗН официально нетрудоустроенными родителями.

Порядок получения


Для того чтоб получение выплаты единовременного пособия было возможным, требуется выполнить своевременную подачу заявления и всего необходимого пакета документов, что были перечислены выше. Это может быть документация, предназначенная как для УСЗН, так и для места трудоустройства одного из родителей.

Крайне важным моментом является именно своевременное обращение за выплатой данного вида компенсации, поскольку оптимальный срок для обращения за компенсацией, установленный для данного вида пособия составляет полгода с того времени как родился ребенок. Обращение относительно выплаты единовременной компенсации по истечению указанного срока возможно, однако в этом случае родителям потребуется предоставление весомых оснований и доказательств, относительно причин, по которым обращение не было осуществлено в установленные сроки. Убедить в серьезности приведенных аргументов работодателя и тем более Управление социальной защиты крайне тяжело, а потому если обращение за выплатой не осуществлялось по халатности родителей или целенаправленно затягивались сроки подачи заявления, доказать что-либо и получить материальную компенсацию, по прошествии полугода весьма трудно, а большинстве случаев, почти невыполнимая задача.

Рассмотрение заявления происходит в течение десяти рабочих дней, с момента его подачи в соответствующие органы. В том случае, когда заявитель получил отказ в начислении единовременной материальной компенсации, его информируют об этом не позднее чем через пять дней с момент отказа, путем почтового уведомления по месту регистрации. В дополнение к письменному отказу и разъяснению причин по которым он осуществился, прилагается также весь пакет документов, которые были предоставлены заявителем при обращении. В случае положительного результата рассмотрения и последующего одобрения заявления, подразумевается выплата назначенной суммы заявителю, посредством получения через кассу организации, в которой он трудоустроен. Либо в виде начисления на банковский счет, в случае, когда заявление подавалось в УСЗН. Расчет и начисление единовременной материальной компенсации осуществляется в течение месяца после подачи заявления.

Когда ребенок рождается мертвым или погибает на первых неделях жизни, выплата единовременной компенсации родителям не осуществляется. Если происходит усыновление нескольких детей, то при подаче заявления на выплату данной компенсации, она рассчитывается на каждого ребенка по отдельности, в соответствии с законодательно установленной суммой.

При обнаружении того, что родители, во время подачи заявления на выплату компенсации, целенаправленно предоставляют данные, не соответствующие действительности, для того, чтоб увеличить сумму компенсации, они обязаны возместить те средства, которые были выплачены им вследствие ложных данных. Если сумма компенсации превышает необходимый размер из-за ошибки, которую допустили исполнительные органы, выплаченные деньги оставляются получателю. В соответствии с действующим государственным законодательством, возмещение любых финансовых просчетов выполняется тем лицом, по чьей вине они были допущены.


От: Казакова Наталья,  16851 просмотров

-

Грачева, Ольга Евгеньевна

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ .

1.1. Методологические основы регулирования социальной поддержки населения в регионе.

1.2. Социально-экономический анализ демографических процессов (на примере города Москвы).

1.3. Анализ нормативно-правового обеспечения регулирования социальной поддержки населения на региональном уровне.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ).

2.1. Основные характеристики системы социальной поддержки населения на региональном уровне.

2.2. Методы регулирования социальной поддержки населения в процессе реализации социальных функций.

2.3. Комплекс мер социальной поддержки населения на основе формирования системы социальных стандартов и государственных гарантий.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА

3.1. Основы реализации региональной социальной политики с учетом сбалансированности различных источников финансирования.

3.2. Меры социальной поддержки населения на основе дифференцированной системы потребительских бюджетов социально-демографических групп населения города Москвы. . 95 3.3. Механизм государственного регулирования уровня коммерциализации деятельности отраслей социальной сферы.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне"

Актуальность темы исследования. Социальная поддержка населения в современных условиях приобретает все более актуальный характер в связи с действием демографических, социальных и экономических факторов, связанных со старением населения, появлением новых социально незащищенных групп, изменением структуры потребностей, недофинансированием социальных программ. Доля населения старше трудоспособного возраста достигла в 2008 году 22% от всего населения России. Численность пенсионеров составляет 38,5 млн. чел., инвалидов - 13 млн. чел. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 25.05.09 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» отмечается необходимость безусловного выполнения социальных обязательств государства перед населением с одновременным повышением адресности социальной помощи и расширением полномочий субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Реализация мер социальной поддержки различных групп населения носит ярко выраженный региональный характер, так как определяется уровнем социально-экономического развития территории, особенностями формирования бюджетов всех уровней, полномочиями федеральных и региональных властей в зоне совместной ответственности - социальной сфере.

В городе Москве накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм и методов бюджетной поддержки льготных категорий населения, сформирована законодательная и нормативная база, регламентирующая предоставление мер социальной защиты, создана сеть учреждений для оказания населению разнообразных услуг социального характера. Однако некоторые факторы существенно снижают эффективность мер социальной поддержки. Так, например, отсутствие сбалансированности федеральных и региональных социальных программ, недостаточный уровень пенсионного обеспечения со стороны федеральных органов управления требует от региональных властей принятия дополнительных мер по доведению уровня доходов неработающих пенсионеров до прожиточного минимума. Так, в Москве затраты на ежемесячные социальные выплаты 2 млн. неработающих пенсионеров сопоставимы с 50% расходов из Пенсионного фонда РФ на выплату им трудовых пенсий.

Отсутствие системы социальных стандартов и нормативов в практике формирования и реализации мер социальной поддержки населения сдерживает широкое внедрение социального заказа некоммерческим организациям, не позволяя персонифицировать предоставление социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей населения.

Изложенные соображения свидетельствуют о научной и практической актуальности темы диссертации, посвященной развитию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне.

Степень научной разработанности темы. Проблемы разработки основ социальной политики, поиск новых форм и методов социальной поддержки населения, развитие отраслей социальной сферы привлекают внимание многих ученых и специалистов. Существенный вклад в исследование этих проблем внесли ученые-экономисты: В.Н. Бобков , Н.Н. Гриценко, Э.Б. Гилинская, Е.Ш. Гонтмахер , Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, В.А. Литвинов , Т.М. Малева, JI.H. Овчарова, А.А. Разумов , Н.М. Римашевская, JI.C. Ржаницына, Д.Ф. Шавишвили , А.Ю. Шевяков, В.А. Шульга, Л.И. Якобсон и др. В работах названных авторов разработаны ключевые проблемы, связанные с оценкой уровня жизни населения, разработкой принципов и направлений социальной политики, устранением диспропорций в социально-экономическом положении регионов, выражающихся в экономическом неравенстве по доходам, по потреблению , а также в уровне предоставляемых государством социальных гарантий населению.

Региональные аспекты развития социальной сферы, разработка и обоснование системы социальных стандартов и государственных гарантий освещены в работах ученых-регионалистов: П.И. Бурака , В.Н. Лексина, Н.В. Зубаревич, И.А. Рождественской , А.В. Топилина, С.Н. Смирнова, Ю.В. Шевцова и др.

Вместе с тем продолжают оставаться нерешенными проблемы, обусловленные недооценкой социальной составляющей в процессе реформирования российской экономики. Увеличились масштабы такого явления как «социальное сиротство », появились новые категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке (мигранты, лица, занимающиеся бродяжничеством и т.д.). Проблемы социальной поддержки населения обострились в связи с ростом безработицы , снижением доходов населения, задержкой выплаты заработной платы в период кризиса .

В связи с этим требуется разработка и реализация адекватной системы мер социальной поддержки населения, дальнейшее развитие форм и методов социальной защиты, определение и уточнение параметров отнесения граждан к социально незащищенным категориям. На региональном уровне проблемы социальной поддержки населения трансформируются в решение задачи финансового обеспечения социальных гарантий населению с учетом системы их качественных характеристик.

Целью диссертационного исследования является повышение уровня социальной поддержки уязвимых групп населения региона, разработка предложений по оптимизации финансовых расходов и совершенствованию регионального механизма социальной защиты с учетом потребностей населения (на примере крупного города).

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

Уточнить место социальной поддержки населения в системе социальной политики региона;

Конкретизировать содержание основных терминов и понятий, характеризующих социальную поддержку населения в условиях усиления регионального аспекта социальной политики;

Выявить особенности форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне;

Обосновать критерии отнесения различных групп населения к социально незащищенным категориям;

Определить приоритетные направления развития региональной системы мер социальной поддержки;

Разработать предложения по совершенствованию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне (на примере Москвы).

Предметом исследования являются основные организационно-экономические формы и методы социальной поддержки населения на региональном уровне.

Объектом исследования выступают социально незащищенные группы населения региона.

Методологическую основу исследования составили системный подход и методы сравнительного анализа, методы экспертных оценок, нормативные методы обоснования социальных программ развития региона, организации форм и методов социальной поддержки населения. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях современной экономической науки, региональной экономики и социальной политики, нашедших отражение в трудах российских и зарубежных ученых.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты и нормативные документы РФ, города Москвы, других субъектов РФ, статистические и аналитические материалы Мосгорстата , Росстата, комитетов и департаментов Правительства Москвы и Санкт-Петербурга, данные мониторинга Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Научная новизна данного исследования заключается в разработке методических подходов и обосновании системы мер социальной поддержки населения на основе обеспечения финансовой сбалансированности бюджетов различного уровня, внедрения региональной системы потребительских бюджетов с учетом дифференциации потребностей социально незащищенных категорий населения.

На защиту выносятся следующие научные результаты исследования, полученные лично автором:

Предложена взаимоувязанная по иерархическому принципу многоуровневая структура терминов и понятий социальной политики, построенной на основе социальной справедливости, социального партнерства , позволяющая определить роль и место мероприятий по социальной поддержке населения в региональной социальной политике в условиях рыночной экономики;

Обоснован содержательный аспект терминов и понятий, (социальная поддержка, социальная защита, социальное обслуживание и др.), позволяющих достичь методологическое единство при разработке и обосновании региональных социальных программ и мер социальной поддержки населения;

Предложена классификация методов социальной поддержки, позволяющая сформировать комплекс мер социальной защиты населения с учетом участия внебюджетных фондов, благотворительных организаций и иных учреждений негосударственного характера для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в социально значимых услугах;

Предложены критерии отнесения различных социально-демографических групп населения, имеющих право на льготное обслуживание: величина среднедушевых доходов, обеспеченность жильем, транспортными средствами, наличие иждивенцев, отсутствие работы более одного месяца и др.;

Разработаны предложения по совершенствованию механизма финансового обеспечения государственных гарантий региональной системы мер социальной поддержки населения на основе достижения сбалансированности бюджетов разного уровня и разграничения полномочий органов исполнительной власти в части предоставления населению социально значимых услуг;

Предложена структура потребностей отдельных категорий населения в натурально-вещественной форме для дифференциации структуры потребления льготных категорий граждан, характеризующая особенности потребительских мотиваций в зависимости от различных физиологических, социальных и экономических факторов. Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и обосновании методических положений, способствующих дальнейшему развитию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне; дает возможность широкого использования результатов исследования при анализе, оценке, прогнозировании и совершенствовании разработки законодательных и нормативно-правовых актов в сфере социальной поддержки населения, а также разработке региональных социальных программ.

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах: «Бедность и социальная защита населения» - Москва,8 октября 2004 г., «Современная социальная политика в российско-германском сравнении» - Москва, 5 мая 2005 г.; III Московский гражданский форум «Общество и власть: открытый диалог » - 20-21 ноября 2008 г.; форум «Год семьи - результаты, проблемы, перспективы» - Москва, 22-25 января 2009 г.; Российский экономический конгресс, секция «Экономика мегаполиса », Москва, 7-11 декабря 2009 г.; нашли практическое применение при разработке генеральной схемы размещения объектов социальной инфраструктуры в Москве на период до 2020 г., а также ппри продготовке предложений, направленных на развитие методов государственного регулирования развития социального комплекса («Разработка региональных нормативов бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы города», «Анализ состояния и оценка уровня жизни населения Москвы » и ряд других).

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)", Грачева, Ольга Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного в работе исследования сделаны следующие выводы и предложения.

Основой формирования нового механизма социальных отношений должны стать концептуальные положения социально-экономической системы общества, категории и понятия, содержащиеся как в действующих нормативно-законодательных документах, так и вновь сформулированные, соответствующие происходящим переменам.

Проведенный диссертантом анализ содержательного аспекта основных терминов и понятий, регулирующих процесс социальной поддержки населения, позволил сделать вывод об отсутствии достаточно четких представлений об общей стратегии социальных преобразований в обществе. В настоящее время дискуссионный характер носит не только трактовка понятий, но и определение целей социального реформирования .

Как показали результаты исследования, в основу содержательного аспекта терминов и понятий, регулирующих процесс социальной поддержки населения, должно быть положено объективное понимание необходимости социального воспроизводства населения. При этом объектом социальной политики являются человеческие ресурсы как единственно возможный значимый фактор социальных преобразований. Реализация этого положения требует соответствующего понятийного аппарата, включающего следующие термины: социальное обслуживание , социальный продукт, социальная сфера, социальная услуга.

С этой точки зрения социальной политикой в современной трактовке молено назвать комплекс мер по организации социального обслуживания населения в целях удовлетворения разнообразных социальных потребностей граждан. Этот содержательный аспект определяет всеобъемлющий глобальный уровень социальной трансформации, ибо общественные отношения, попадающие в сферу социального регулирования гораздо шире, шире чем общественные отношения, урегулированные нормами социального законодательства.

На этом уровне предложена следующая трактовка основных терминов: под социальным обслуживанием понимается комплекс мер по воспроизводству долгосрочных ресурсов населения, взаимоувязанный с целеполаганием социальной политики, процесс оказания социальных услуг выражается в форме социального продукта (услуги), а социальная сфера -это совокупность (комплекс) отраслей, производящих социальный продукт. Под социальным продуктом понимаются результаты деятельности в форме товара или услуги, формирующие долгосрочные ресурсы, которыми обладает население (образование, здоровье, демография и т.д.).

Региональному уровню социальной политики соответствует другая группа терминов и понятий, среди которых можно выделить основные: социальная помощь, адресная помощь, социальная защита, социальные службы, обслуживаемый контингент, потребитель социальных услуг, сеть учреждений социального обслуживания и некоторые другие понятия. На этом уровне целью социальной политики является не объект (человеческие ресурсы), а предмет - конкретные группы населения, выделенные с учетом системы критериев и требующие определенных мер социальной поддержки. Таким образом, при такой трактовке социальная поддержка представляет собой часть социального обслуживания и относится к понятиям более низкого, чем социальная политика, уровня.

В результате исследования была обоснована эффективность существующего механизма критериального формирования контингента, нуждающегося в социальной поддержке как единственного действенного инструмента для регулирования мер социальной защиты населения, включающих помощь инвалидам, малообеспеченным , лицам пожилого возраста и некоторым другим льготным категориям.

Как показали результаты исследования, одним из наиболее значимых факторов, определяющих тип учреждения социальной защиты, перечень социальных услуг и формы социальной поддержки, является структура обслуживаемого контингента. Проведенный диссертантом расчет структуры городского населения по категориям потребителей социально значимых услуг показал, что удельный вес следующих категорий: «занятые », «пенсионеры », «дети всех возрастов » имеет значения соответственно - 50%, 25%, 15%. Около 10% населения города относится к категории «прочие ».

Городские показатели структуры численности потребителей социально значимых услуг, в зависимости от ряда факторов, могут варьироваться по административно-территориальным округам города и создавать предпосылки для районной дифференциации потребления социальных услуг.

Пространственный аспект развития социальных отраслей требует обоснования районной дифференциации общегородских показателей уровня социальной потребности населения, которые бы ориентировались не на фактическое участие конкретного округа в насыщении рынка социальных услуг, а на его научно обоснованный обслуживающий статус.

Наиболее существенное влияние на диспропорции в социальном развитии административных округов оказывает структура потребительского контингента: постоянно проживающее в округе население, занятые в отраслях городского хозяйства, пенсионеры, учащиеся и другие категории.

Социальная потребность населения реализуется в процессе социального обслуживания и оказывает влияние на формирование форм и видов обслуживания. В результате проведенных расчетов сделан вывод о том, что наибольший удельный вес в общих объемах социальной защиты населения приходится на такую форму социальной поддержки как «доплаты неработающим пенсионерам до уровня прожиточного минимума» (78,4%). Ежемесячные городские денежные выплаты льготным категориям (ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, пострадавшим от политических репрессий) составили 6,5% от объемов социальной поддержки. Компенсационные выплаты неработающим пенсионерам составили 4%. Таким образом, около 90% всех расходов на реализацию мер социальной поддержки населения приходится на группу лиц нетрудоспособного возраста.

Необходимо отметить, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки населения, в настоящее время недостаточно. Более 30% социально незащищенных категорий населения получают денежные доплаты только до уровня прожиточного минимума, а объемы социальной помощи для семей с детьми не учитывают общий уровень социальной потребности этой категории и составляют лишь 4% в общем объеме услуг социального характера.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что развитие системы социальной поддержки населения должно основываться на создании финансовых предпосылок реализации новых форм и методов социальной защиты. Недостаточность участия некоммерческих организаций (2,5% от общего объема затрат на социальное обслуживание москвичей), задержки и нерегулярные выплаты социально уязвимым категориям граждан из федерального бюджета являются основными препятствиями совершенствования системы мер социальной поддержки в регионе.

Участие негосударственных учреждений социальной поддержки населения не систематизировано, носит единовременный характер и имеет ярко выраженный региональный характер, культурные и религиозные традиции. Основной формой социальной помощи, как правило, является предоставление населению продуктовых и вещевых товаров . Количество получателей этой формы социальной поддержки крайне незначительно и составляет 13,0 тыс. чел. (0,2% от общей численности контингента). Значительно реже речь идет об услугах, поскольку в данном случае необходима соответствующая инфраструктура , на создание которой требуются значительные первоначальные инвестиции .

По мнению автора увеличение объемов ресурсного обеспечения мер социальной поддержки населения требует возрождения и развития благотворительного движения посредством всевозможных фондов помощи, центров милосердия, обществ помощи инвалидам и престарелым, благотворительных акций отдельных предприятий и учреждений. Это позволит существенно повысить финансовые возможности реализации программ социальной поддержки населения и создаст систему коллективной ответственности каждого члена общества в структуре «государство-общество-гражданин». Актуальным направлением решения проблемы финансового обеспечения мер социальной поддержки является создание консолидированного бюджета для перспективного развития социальных учреждений и обеспечения достойного уровня жизни социально незащищенным категориям граждан.

Автор обосновывает объемы финансовой составляющей (около 20 млрд. руб.) этого бюджета, а также предлагает основные направления расходования средств с учетом реализации и внедрения новых форм обслуживания населения.

В результате исследования был обоснован вывод о необходимости регулирования социальной поддержки населения на основе принципа дифференциации предоставления социальной помощи. На основе этого принципа население классифицировано по социальным группам и для каждой группы разработан ассортиментный перечень услуг. Так, например, для инвалидов и нетрудоспособных пенсионеров социальная помощь должна обеспечить возможность их включения в процесс нормальной жизнедеятельности. Это предусматривает, в частности для инвалидов -обеспечение им доступа к учреждениям социально-культурного и бытового обслуживания с помощью учета их интересов при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры для реализации их потребностей; для одиноких престарелых - уход патронажных сестер, услуги социальных работников и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Грачева, Ольга Евгеньевна, 2010 год

1. Законодательные и нормативно-правовые документы

2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) от 02.08.1995 № 122-ФЗ (в ред. от 22.08.2004).

4. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (принят ГД ФС РФ 17.05.1995) от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 25.12.2009).

5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи » (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010).

6. Федеральный закон от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.10.1997).

7. Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.03.2006).

8. Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008).

9. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ №0 порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (принят ГД ФС РФ 07.03.2003).

10. Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

11. Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы ».

13. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

14. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

15. Закон города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

16. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

17. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».

18. Постановление Правительства города Москвы от 17.02.2009 № 115-1111 «О Годе равных возможностей в Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года».

19. Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1269-ПП «О денежном эквиваленте мер социальной поддержки неработающих пенсионеров».

20. Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии».

21. Постановление правительства Москвы от 29.12.2009 г. № 1462-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП ».

22. Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения ».

23. Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. № 20-ПГ1 «О ходе реализации комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг. и задачах по ее выполнению в 2010 году».

24. Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. № 200-1111 «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года» (в ред. ППМ от 29.08.2006 № 647-ПП, от 11.09.2007 № 802-ПП, от 08.04.2008 № 260-ПП).

25. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 126-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2008 году и о комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг.».31

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В каждой стране есть свои льготные категории граждан. Они имеют особые права на поддержку от государства. Например, на бесплатное обеспечение лекарствами или дополнительные денежные выплаты. Что можно сказать о России в отношении данного вопроса? Кого относят к льготным категориям населения? Какой тип поддержки можно получить в том или ином случае? Где и как оформляются льготы? На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Сложнее запомнить, какие бонусы положены льготникам. Очень часто список оных огромен.

Полный перечень

На самом деле льготников в России больше, чем может показаться. Далеко не всем известно, в каких случаях у граждан есть особые права на социальную поддержку. Сейчас вниманию будет представлен приблизительный перечень льготных категорий граждан. Иногда следует учитывать регион проживания человека - где-то бонусы от государства тем или иным слоям населения даются, где-то нет. Поэтому вопрос требует досконального изучения.

  • детей до 3 лет;
  • детей-инвалидов;
  • взрослых-инвалидов;
  • пенсионеров;
  • военных;
  • многодетные семьи;
  • нуждающихся;
  • безработных;
  • молодые семьи;
  • доноры;
  • ВОВ).

Также к льготникам часто относят нетрудоспособных граждан, иждивенцев, потерявших кормильца, вдов военных. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за малышом, а также беременные тоже иногда имеют особые права.

Дети

Социальная защита населения - это ответственность, которая числится за каждым государством. Оно должно как-то помогать тем, кто живет в пределах той или иной территории. Уже было сказано, что у каждой категории лиц есть свои собственные льготы и бонусы от государства. Но какие именно? Обо всех немного по порядку.

Маленькие дети имеют особые права в России. Они могут ездить бесплатно на общественном транспорте, если не занимают отдельного места. Школьники при наличии соответствующего удостоверения способны покупать билеты по заниженной цене.

Также в России предусмотрено льготных категорий граждан. Дети до трех лет включены в этот список. Правда, далеко не все лекарства выдаются бесплатно. Точный перечень рекомендуется узнавать в поликлинике по месту жительства, в которой прикреплен ребенок. По определенному рецепту многие лекарства детям выдаются бесплатно. Либо продаются со скидкой в той или иной степени.

Дети-инвалиды могут получить специальную пенсию. Для этого достаточно родителям обратиться в так называемую социальную службу с определенным перечнем бумаг. А именно с:

  • заявлением;
  • паспортом законного представителя;
  • реквизитами банковского счета;
  • свидетельством о рождении ребенка и о заключении брака, если есть;
  • справками о здоровье несовершеннолетнего;
  • СНИЛСами законного представителя и малыша.

Ветераны

Социальная защита населения крайне важна. Следующая категория граждан, которым в России положены определенные льготы, - ветераны. Причем любые. Основной перечень льгот и социальной поддержки, как и в большинстве случаев, регулируется на региональном уровне. Поэтому точный список возможностей тех или иных льготников нужно уточнять в каждом городе.

Ветераны имеют право на:

  • лекарственное обеспечение;
  • получение протезов (за исключением зубных);
  • медицинское обслуживание без очереди (бесплатное);
  • дополнительные надбавки к пенсии;
  • налоговые вычеты;
  • освобождение от уплаты налогов на имущество и транспорт (не всегда);
  • бесплатный проезд на общественном транспорте (не на всем и не везде);
  • скидки на лекарства в аптеках;
  • скидку на услуги ЖКХ в 50%;
  • установку домашнего телефона вне очереди;
  • компенсацию затрат на ритуальные услуги (выплачивается близким).

Некоторые ветераны имеют право на получение бесплатного жилья или участка. Например, такая возможность числится за гражданами-героями РФ и СССР. Остальным ветеранам придется обеспечивать себе жилье на общих условиях. Вот такая социальная защита населения предусмотрена в России. Но это еще не все!

Многодетные

Дело все в том, что у каждой категории населения есть свои собственные бонусы от правительства. Что положено многодетным? Такие люди долгое время могут получать разнообразные типы поддержки. Начиная с пособий и выплат и заканчивая обеспечением жилья.

Многодетностью считается наличие в семье от трех несовершеннолетних детей. Причем неважно, усыновленных или родных. Главное, что в ячейке общества на законных основаниях воспитываются несовершеннолетние.

Граждан в основном везде имеют разные бонусы. У многодетных их практически столько же, сколько у ветеранов. Причем они везде одинаковые. Независимо от региона проживания многодетные семьи имеют право на:

  • обеспечение лекарствами;
  • выплаты, положенные на детей до 16 лет;
  • все стандартные пособия за рождение малышей;
  • бесплатные места в детских садах;
  • бесплатное питание в учебных заведениях;
  • обеспечение школьной формой и некоторыми школьными принадлежностями;
  • получение материнского капитала (Федерального и регионального);
  • бесплатное обеспечение жильем;
  • получение земельного участка в регионе проживания на бесплатной основе в собственность;
  • пособия к 1 сентября;
  • возможность посещения детьми бесплатно музеев раз в месяц (иногда больше).

Вообще сейчас в России стараются как можно больше поддерживать многодетные семьи. Поэтому таким гражданам выплачивают пособия, зависящие от количества несовершеннолетних в ячейке общества. Также все семьи с детьми могут получать налоговые вычеты.

Взрослые инвалиды

На что могут претендовать инвалиды, которым уже есть 18 лет? Многое зависит от группы инвалидности. Но в целом социальная защита населения, относящегося к данной категории, схожа.

Совершеннолетние инвалиды получают льготы при поступлении в вузы. Также им могут назначать повышенные стипендии. У данной категории населения в обязательном порядке предусматривается выплата пенсии. Размер ее зависит от группы инвалидности.

При необходимости гражданам предоставляют бесплатное лечение, лекарства, реабилитационные приспособления, протезы. Либо предлагается выплатить компенсацию за все перечисленные ранее покупки.

На работе инвалидам обязаны предоставить подходящие условия труда, работать в ночные смены им нельзя, сверхурочно - только по личному согласию. Сокращенная рабочая неделя и тоже предусматриваются законом.

Зачастую граждан льготных категорий предусматривает предоставление жилья или участка. Инвалиды тоже относятся к основным претендентам.

Безработные и нуждающиеся

Льготные категории граждан в Москве и других городах зачастую получают определенные пособия и выплаты. Они положены также безработным и нуждающимся людям. Только первой категории лиц - определенное время. А именно около 12 месяцев. Все зависит от ситуации.

Чтобы получать денежные средства, безработные должны встать на учет в центре занятости населения. При этом они будут получать А вот нуждающиеся на данную выплату не претендуют, если у них есть работа. Зато можно обратиться в службу социальной поддержки населения и получать пособия и надбавки. Также нуждающимся будут помогать в Достаточно собрать определенный перечень документов, который доказывает нужду.

Безработные не могут получать бесплатно землю, зато им помогают с поиском работы - центр занятости будет предлагать разнообразные вакансии тем, кто числится как человек, не выполняющий трудовые обязательства.

Пенсионеры

Льготные категории граждан везде разнообразны. В России вечными льготниками считаются пенсионеры. Зачастую они сочетают еще статус инвалидов, а также нуждающихся. Какие меры социальной поддержки к ним применяются?

В основном от государства людям, достигшим пенсионного возраста, полагаются:

  • пенсионные выплаты (даже работающим гражданам);
  • возможность бесплатного проезда на общественном транспорте или приобретение билета со скидкой;
  • льготная оплата коммунальных услуг (в отдельных случаях);
  • право бронирования билетов на электричке (льготные категории граждан в Москве, особенно пенсионеры, имеют возможность заказа билета за 10 суток);
  • освобождение от имущественных налогов;
  • снижение транспортного налога или полное его отсутствие;
  • установку телефона в доме (стационарного);
  • бесплатное обеспечение лекарствами (в некоторых случаях).

Военнослужащим положены выплаты за выслугу лет. Вдовам военных (даже не пенсионного возраста) до вступления в новые официально зарегистрированные отношения - пенсия.

Беременные

Что получают дети льготной категории населения, понятно. А как быть беременным и матерям с малышами? Это тоже своеобразные льготники, хоть и в меньшей степени.

Среди возможностей, предоставляемых девушкам в "интересном" положении, выделяют право беспрепятственного трудоустройства с отсутствием испытательного срока. Работодатели не имеют никакого права на увольнение таких женщин.

Социальная поддержка населения в отношении беременных выражается в виде разнообразных выплат и пособий, как и в большинстве случаев. Здесь неработающие женщины обращаются в социальные службы за:

  • пособием по уходу за малышом до полутора лет;
  • единовременной выплатой за рождение;
  • пособие до 3-летнего возраста ребенка (не везде);
  • губернаторские и региональные выплаты.

Куда обращаться за льготами

Список льготных категорий граждан уже известен. Некоторые бонусы от государства для тех или иных случаев - тоже. А где их получать? Основным обеспечением социальной поддержкой занимается так называемая социальная служба. В ней каждый может узнать о положенных льготах и получить некоторые выплаты.

Но не все бонусы оформляются здесь. Сейчас их можно получить в:

  • больницах;
  • школах;
  • садиках;
  • городской администрации (обычно по вопросам обеспечения землей или жильем);
  • пенсионном фонде (оформляются пенсии);
  • службе одного окна или в МФЦ;
  • через сайт "Госуслуги".

Заключение

Теперь понятно, какие есть льготные категории граждан в России. На самом деле все просто - точная информация о льготниках и бонусах, которые им положены, уточняется в социальной службе. Здесь, как уже было сказано, оформляются некоторые пособия и денежные выплаты.

Льготников в России много. Но всем предоставляется помощь в тех или иных размерах. Чаще всего люди не подозревают о положенных им льготах. Следует помнить, что социальная поддержка населения - это ответственность государства, которую правительство взяло на себя.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...