Закон о психологической помощи - размышления и ожидания. Качественная сертификация психологов


ГОРОДА МОСКВЫ

О психологической помощи населению в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.
Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Часть утратила силу 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 ..

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:
(Абзац в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

В России будет разработан законопроект о деятельности психологов, который позволит избавить психологическую помощь от мракобесия.

Тема оказания психологической помощи в современном быстроменяющемся обществе чрезвычайно актуальна. Находясь в постоянном движении, мы редко успеваем подумать о себе, о том, что нас гложет. Накопившиеся проблемы и эмоции могут закончиться срывом и привести к непоправимым последствиям, что требует качественного и своевременного лечения.

Психологи, психиатры (высшее образование + сертификация по психиатрии) и психотерапевты (психиатры со стажем) в России, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Это вызвано в первую очередь тем, что сфера деятельности специалистов по оказанию психологической помощи до конца не ясна.

Попытки решения этой проблемы предпринимались еще в 2014 г., но законопроект о регулировании деятельности психологов так и не был принят. Основной причиной этого можно назвать отсутствие достаточно проработанной теоретической и практической базы: не было ясно, что психолог должен делать, а что нет, как глубоко могут зайти его советы и какую ответственность он может понести за непрофессионализм.

Для того чтобы учесть все нюансы и лакуны законопроекта 2014 г., к разработке его новой редакции подключилось профессиональное сообщество, включая специалистов из МГУ. Как сообщают «Известия» со ссылкой на слова директора Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлии Шойгу, новый законопроект будет готов уже в этом году.

В первую очередь перед рабочей группой ставится вопрос о сертификации деятельности психолога, его прав и обязанностей. Но и о пациентах не забыли.

«Вторая задача этого закона - уточнение прав и обязанностей не только специалиста, но, что особенно важно, - клиента, который обращается за помощью. Сейчас единственная защита клиента - профессиональная ответственность специалиста. Нет ограничивающих факторов по использованию методов помощи, нет ограничений по нераспространению информации о клиенте», - рассказала Юлия Шойгу.

Одной из основных задач законопроекта является отделение психологической науки и профессиональной помощи от всякого рода мракобесия, наподобие деятельности ведьм, колдунов, магов. Несмотря на развитие науки, технологий и прогрессивных знаний о мире, разнообразные виды мистических практик до сих пор пользуются немалым успехом.

Экспертное мнение

Ринат Фаридович Галиев, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, член Российского общества аналитической психологии

«На данный момент в деле оказания психологической помощи существуют довольно серьезные проблемы, связанные с тем, что психологи в своей практике переходят границу между психологической коррекцией и психологическим лечением. Это разные понятия и разные практики. Когда помощь оказывается здоровому человеку, то особого негативного эффекта нет, но нужно понимать, что, если речь идет о психической патологии, ситуация резко меняется. Если психолог выходит за границы своей квалификации, то он будет нести ответственность за свое вмешательство в психопатологию.

Психолог, психотерапевт и психиатр имеют разные навыки. Сертификация - это дело техническое. Куда важнее четко разграничить грани между специалистами по оказанию психологической помощи.

Сама сертификация психолога уже существует, она обязательна для всех специалистов. Каждые пять лет нужно подтверждать профессионализм не только по основной специализации, но и по дополнительной. Например, врач-психиатр, врач-психотерапевт.

Несмотря на существование закона об оказании психологической помощи, его применение сталкивается с трудностями. Основная проблема заключается в том, что оказание психологической помощи подчинено Министерству здравоохранения, а психологическое образование - Министерству образования и науки. Нужен один конкретный закон и определение юрисдикции, специальный реестр с правами и обязанностями. Это не только поможет защитить пациентов и специалистов от неспециалистов, но и обеспечит понимание сути оказания психологической помощи вообще. Это нужно, чтобы человек понимал, куда и зачем обращается».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Думаю, основная задача закона - отрегулировать качество оказания психологических услуг населению.

Качество услуг определяется профессионализмом специалистов. Профессионализм определяется качеством образования и опытом. Также необходимо дифференцировать профессиональную специализацию в контексте контингента, которому оказываются услуги. В клинической сфере (государственной и негосударственной) должны работать специалисты, имеющие соответствующее образование, т.е. врачи-психотерапевты и клинические пcихологи, имеющие дополнительное образование в том или ином направлении психотерапии. Если это неклиническая сфера, то здесь, к профессионалам предъявляются те же требования, но контроль за выполнением этих требований должна осуществлять саморегулирующаяся организация, членом которой должен стать профессионал, работающий самостоятельно (в первых чтениях закона именно такой порядок и предлагался). Те же субъекты, кто выходит на рынок психологических услуг, не имея соответствующего статуса (не является членом саморегулирующейся организации профессионалов), должен нести административную (экономическую) ответственность в той или иной форме. Конечно, не совсем понятны механизмы привлечения к этой ответственности…Но их можно разработать..

Что касается моделей развитых стран в области оказания психологических услуг. Да, действительно, модели замечательные. Однако, воспользоваться в нашей стране этими моделями мы сможем лишь тогда, когда полностью изменим систему подготовки специалистов в этой области... Произойдет ли это когда-нибудь? На сегодняшний день и в ближайшем будущем вряд ли изменится ситуация. Для начала наша страна должна стать демократическим государством с развитым гражданским обществом. Пройдут десятилетия.

Если говорить о рынке психологических услуг. Эта тема актуальна лишь для мегаполисов.. В полумиллионных городах число людей, обращающихся к психологам столь мало, что о рынке никакой речи идти не может. Это связано с отсутствием культуры таких (психотерапевтических) отношений с одной стороны и предельной бедностью населения, с другой.

Поэтому, закон о психологической помощи должен сделать лишь первый шаг в сфере регулирования психологических услуг. Второй серьезный шаг будет сделан позже, и он будет касаться полного пересмотра системы образования специалистов в этой области.

Терминологический аппарат, с которым происходит игра - это всего лишь игра с лэйблами. Психотерапия – калька с англоязычного употребления этого значения. А сущность его – в психологическом воздействии на личность с целью гармонизации ее психического и (или) психологического состояния, улучшения качества жизни человека. Это воздействие может происходить при помощи специалистов – клиницистов (психотерапевтов и клинических психологов), либо психологов. Каждый из специалистов должен иметь соответствующий образовательный багаж – базовое образование (либо переподготовку), дополнительное образование в специальном направлении деятельности. Все документы должны предоставляться в соответствующие клинические (государственные и ли негосударственные) организации или в саморегулирующиеся профессиональные организации. Это критерии, которые могут давать легальность деятельности профессионала.

Могут ли в такой системе быть подтасовки, манипуляции? Конечно да. Но это - неизбежность, издержки любой деятельности. Они не будут носить массовый характер. По крайне мере, лица, которые сейчас самостийно занимаются «психотерапией» без базового образования, всего лишь пройдя обучение на каком-то единственном мастер-классе (пусть и хорошего профессионала), и, в силу, например, своих хороших коммуникативных способностей, обаяния, становятся, востребованными на рынке психологических услуг, в соответствии с законом об оказании психологической помощи, уже окажутся нелегалами, и вынуждены будут нести за это ответственность. Либо получать соответствующее образование…

P.S. Хотелось бы добавить, в клинические учреждения за психологической помощью (психотерапией) обращаются люди со столь серьезными проблемами дезадаптации, что, сам факт обращения их туда, говорит о преодолении страха быть причисленными к когорте людей с психическими проблемами и страхом стигматизации. И, к сожалению, по фактическому состоянию дел, клинические специалисты в государственной системе оказания подобной психологической помощи, в большинстве случаев, не располагают соответствующей материальной базой для индивидуальной и групповой работы. Эта тема ранее обсуждалась в контексте проблемы. При излишней регламентации этой деятельности в рамках системы здравоохранения, огромное количество людей будет вынуждено обращаться вновь к «непрофессионалам», уже на нелегальной основе.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...