Какое влияние оказывают чрезвычайные ситуации. Причины, условия, типовые фазы и последствия чс


Последствия опасных явлений , способных создать чрезвычайную ситуацию, обычно распределяют на пять групп: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, ущерб окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Количественные и качественные характеристики последствий в каждом конкретном случае зависят от наличия тех или иных опасных и вредных факторов окружающей среды, мощности и продолжительности действия их источников, а также от защищенности людей и среды обитания от неблагоприятного воздействия.

3.1. Медицинские и медико-санитарные последствия

Данные последствия чрезвычайных ситуаций относятся к группам последствий опасных явлений - «ущерб здоровью людей» и «нарушение условий жизнедеятельности людей».

Основными медицинскими последствиями чрезвычайных ситуаций являются: наличие большого числа пострадавших и возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения; дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери среди медперсонала; резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки. Как следствие возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возможностями медицинской службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. При самых тяжелых травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; при доставке линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%.

Вышеизложенные соображения, а также неуклонное возрастание числа природных и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвало к жизни новое направление в медицине - медицину катастроф.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это ком­плексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возник­ших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах меди­цинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обста­новку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятель­ности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидеми­ческих учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие» ) - это человек, у которого в ре­зультате непосредственного или опосредованного воздействия на него пора­жающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери , возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери .

Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникно­вения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в меди­цинское учреждение) и пропавшие без вести.

Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (боль­ных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяже­лые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и прежде всего от характера, масштаба и интенсивно­сти ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, го­товности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации по­следствий ЧС и др.

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Введение

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, акватории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием (эпизоотия, эпифеотия), применением противником современных средств поражения, приведшим или могущим привести к людским и материальным потерям.

Стихийные бедствия - разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По-разному можно встретить их: растерянно, даже обречено, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

Виды ЧС. Возникновение, протекание, последствия ЧС

В антропологическом аспекте определение стихийных бедствий может быть сформулировано следующим образом: стихийные катастрофы - это разрушительные природные процессы, вызывающие гибель людей в результате воздействия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и так далее, а также в результате травматизма при разрушении жилых и общественных зданий, производственных объектов и технических сооружений; уничтожение сельскохозяйственной продукции на полях и плантациях, в хранилищах и на складах; гибель сельскохозяйственных животных; разрушение коммунально-санитарной инфраструктуры, в том числе электросетей, систем связи, водопровода и канализации. Последнее обстоятельство часто приводит к массовым вспышкам инфекционных заболеваний после стихийных бедствий.

Источниками природных ЧС являются опасные природные явления. В числе подобных явлений:

  • - геологические процессы: землетрясения, вулканические извержения, оползни, карсты;
  • - гидрологические явления и процессы: подтопление, цунами, сели, наводнения, заторы;
  • - опасные метеорологические явления и процессы: ураганы, штормы, смерчи, бури;
  • - природные пожары: пожары ландшафтные, степные, лесные.

Землетрясения - сейсмические явления, которые являются результатом внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии. Передаются на большие расстояния в виде упругих колебаний и приводят к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Первичный поражающий фактор землетрясения - сейсмическая волна сжатия или разряжения в грунте (колебания). Она может вызывать вторичные поражающие факторы: сейсмический удар, смещение горных пород и ледников, извержение вулканов, нагон волн - цунами и другое.

Оползни - скользящие смещения на более низкий уровень части горных пород. Большей частью бывают на открытых, не заросших лесом скатах. Основная причина их возникновения - избыточное насыщение подземными водами глинистых пород и крутизна скатов (20 градусов и более).

Наводнение - временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах выше обычного (выше ординара).

Причины наводнений:

  • - обильные осадки
  • - интенсивное таяние снегов
  • - образование заторов и зажоров льда
  • - разрушение дамб и плотин
  • - большие морские приливы
  • - сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море (залив)
  • - цунами и другие.

Масштабы наводнений, связанных с прорывом плотин (дамб) при разрушении гидротехнических сооружений, зависят от объёма водохранилища, ширины проёма, глубины воды перед плотиной, средней скорости движения волны попуска.

Важнейшие характеристики наводнения:

  • - максимальный уровень воды за время наводнения (с максимальным уровнем связаны площадь, слой и продолжительность затопления местности. Максимальный расход воды за время наводнения).
  • - скорость подъёма уровня воды.

К основным характеристикам последствий наводнения относятся:

  • - численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнению;
  • - количество населённых пунктов, предприятий попавших в зону наводнения;
  • - протяжённость железных и автомобильных дорог, линий электропередач, связи и коммуникаций, оказавшихся в зоне затопления;
  • - количество погибших животных, разрушенных мостов и тоннелей.

Наводнение классифицируется в зависимости от причин возникновения на четыре группы:

  • - связанные с максимальным стоком от весеннего таяния снегов;
  • - формируемые интенсивными дождями;
  • - вызванные большим сопротивлением, которое водный поток встречает в реке при заторах (зажорах);
  • - создаваемые ветровыми нагонами воды на крупных озёрах и водохранилищах, а также в морских устьях рек.

Возможна также пятая, связанная с прорывом плотин, группа наводнений, но она относится к техногенным ЧС.

Цунами - длинные волны, вызванные землетрясением силой более 8 баллов, происходящим под водой. Эти волны движутся с большой скоростью - от 50 до 1000 км/ч; расстояние между соседними гребнями от 150 до 300 км. Высота волны в области возникновения небольшая, а у побережья на мелководье волна резко замедляется, ее фронт вздымается и обрушивается на берег со страшной силой. Высота крупных волн при этом достигает 5-10, а иногда и 40 м.

Основными характеристиками цунами являются:

  • - магнитуда цунами
  • - интенсивность движения волны
  • - скорость движения волны.

Масштабы цунами характеризуются балльностью:

  • 1 балл - очень слабое: волна фиксируется лишь приборами;
  • 2 балла - слабое: может затопить плоское побережье, но его замечают лишь специалисты;
  • 3 балла - среднее: плоское побережье затопляется; лёгкие суда могут оказаться выброшенными на берег; портовые сооружения могут получить слабые повреждения;
  • 4 балла - сильное: побережье затопляется; прибрежные постройки повреждаются; крупные парусные и небольшие морские суда могут быть выброшены на берег, а затем смыты в море; возможны человеческие жертвы;
  • 5 баллов - очень сильное: прибрежные территории затоплены; волноломы, и молы сильно повреждены; крупные суда выброшены на берег; имеются человеческие жертвы; велик материальный ущерб.

Сель - это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с содержанием камней, песка и других твёрдых материалов. При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды. Крутой передний фронт высотой от 5 до 15 метров образуется “Голову” селя. Максимальная высота вала водогрязевого потока иногда достигает 25 м. Обладают большой массой и высокой скоростью передвижения, от 2,5 до 10 м/с и более. Время от возникновения селя в горах до момента выхода его в предгорье часто исчисляется 20-30 мин.

Причина возникновения: интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снегов и ледников.

Сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводя из строя линии связи, электропередачи, уничтожают сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных.

Опасные метеорологические явления процессы.

Ураганы, штормы и смерчи представляют собой чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха.

Смерч (торнадо) - восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид тёмной воронки с вертикальной осью вращения. Во внутренней полости смерча давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути его движения.

Природные пожары.

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожары. Статистика показывает, что они возникают в 8 - 10% случаев стихийно, а в 90% случаев по вине человека.

В России в среднем ежегодно выгорает от 30 до 50 тысяч га лесов. В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяют на низовые, верховые, почвенные. Почти все они в начале своего развития носят характер низовых и, если создаются определенные условия, переходят в верховые и почвенные.

Подземные пожары очень часто являются продолжением лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникнуть и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что они часто охватывают огромные пространства, трудно поддаются тушению и в земле образуются большие пустоты, в которые могут провалиться люди, животные и техника.

Степные пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом. Скорость их распространения достигает 20 - 30 км/ч.

Основными способами тушения лесных и степных пожаров являются:

  • - захлёстывание и забрасывание грунтом кромки пожара;
  • - устройство заградительных минерализованных полос и канав;
  • - тушение водой и химическим растворами;
  • - отжиг (пуск встречного огня).

Тушение подземных пожаров осуществляется двумя способами:

первый - вокруг торфяного пожара на расстоянии 10 метров от его кромки роют траншею глубиной до грунта или до уровня грунтовых вод и заполняют её водой;

второй - вокруг пожара устраивается полоса, насыщенная поверхностно-активными веществами, ускоряющими процесс проникновения влаги в торф.

Основными этапами тушения пожаров являются:

  • - локализация;
  • - остановка пожара (прекращение горения пламени);
  • - дотушивание (тушение горения внутри помещение);
  • - окарауливание (охрана мест, где потушены пожары).

В начале данной книги мы дали определения понятиям "последствия", "масштаб" чрезвычайных ситуаций, "потери" и "ущерб", понесенные в результате их возникновения. К потерям был отнесен выход из строя людей, к ущербу - материальный и финансовый урон. Сразу следует отметить, что такое разделение терминов "потери" и "ущерб" условно, поскольку в русском языке они синонимы. Это сделано для удобства на практике одним термином отличать жертвы от утрат экономического характера, хотя, конечно же гибель и ранения людей при бедствиях отражают не только социальный, трагический, моральный, но и экономический аспект.

Последствия чрезвычайных ситуаций по своей природе очень разнообразны и имеют экономический, социальный, экологический и даже порой политический характер. Однако в большинстве случаев доминирующими являются экономические последствия.

Экономические последствия чрезвычайной ситуации представляют собой совокупный ущерб, понесенный людьми (физическими лицами), организациями (юридическими лицами), местным самоуправлением, субъектами федерации, государством, международным сообществом в результате возникновения чрезвычайной ситуации, а также возникшую необходимость затрат, не связанных с компенсацией ущерба.
Как правило, необходимость этих затрат обусловлена выявившимися недостатками системы противодействия бедствиям, плохим состоянием защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Поскольку меры по реализации этой необходимости в большинстве случаев относятся на период после ликвидации последствий соответствующей чрезвычайной ситуации, то для практических нужд можно допустить, что ее экономические последствия заключены в совокупном ущербе.

Таким образом, в целом понятие "последствия чрезвычайных ситуаций" отражает, как правило, обобщенный негативный результат чрезвычайной ситуации, а понятие "ущерб" - ее основные экономические последствия. В тех случаях, когда ущерб от возникшей чрезвычайной ситуации достаточно полно определен, его можно считать оцененными последствиями.

В широком смысле под ущербом понимаются потери, убытки, урон, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода, а также вред, наносимый одним субъектом другим субъектам, людям, обществу, природной и иной окружающей среде. При этом, в зависимости от природы ущерба, говорят об имущественном, финансовом, моральном и иных его видах.

С 1 января 2002 года введен в действие ГОСТ Р 22.10.01-2001 "Оценка ущерба". Он устанавливает термины и определения понятий в области ущерба от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с этим государственным стандартом ущерб - потери некоторого субъекта или группы субъектов, части или всех своих ценностей. При этом под ценностями понимается имущество, деньги, нематериальные блага, а также их свойства и отношения. Имущество здесь - вещи, совокупность вещей, имущественные права, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми.

Ущерб может быть определен (оценен) в стоимостных и (или) натуральных показателях.
Как следует из приведенного ранее определения экономических последствий, ущерб при чрезвычайных ситуациях обычно наносится физическому лицу, коммерческой или некоммерческой организации, муниципальному или территориальному образованию, субъекту Российской Федерации, стране в целом. В тех случаях, когда в ликвидации последствий на гуманитарной основе принимают участие международные организации и иностранные государства, можно считать, что он в определенной доле падает на мировое сообщество в целом или на какой-либо зарубежный субъект международного права. Для физического лица, коммерческой и некоммерческой организаций, муниципального и территориального образований, субъекта Российской Федерации упомянутым ГОСТом определены в качестве видов ущерба допустимый, недопустимый, критический, катастрофический ущербы. Для каждого носителя ущерба даны свои специфические определения каждого его вида. В общем же можно считать, что допустимый ущерб не приводит к снижению уровня жизни, не превышает средств, имеющихся для возмещения ущерба или поддержания функционирования в требуемом объеме. Недопустимый ущерб снижает уровень жизни ниже приемлемого уровня, не может быть возмещен за счет средств, имеющихся для возмещения, или превышает средства на восстановление функционирования в требуемом объеме. Критический ущерб снижает уровень жизни ниже критического уровня, и не только не может быть возмещен за счет отведенных на это средств, но превышает расчетную прибыль, превышает средства, необходимые для выполнения хоть каких-то функций, за исключением самообеспечения, превышает сумму бюджетных средств. И, наконец, катастрофический ущерб ведет к утрате дееспособности, банкротству, прекращению существования или его поддержания за счет помощи извне, что уже переходит в область неэкономических отношений.

Ущерб, наносимый при чрезвычайных ситуациях, может быть классифицирован не только по видам терпящих ущерб субъектов, но и по ряду других признаков.

Ущерб обычно возникает непосредственно в ходе стихийного бедствия, аварии, катастрофы, а также может быть результатом действия вторичных поражающих и иных негативных факторов, проявившихся в условиях уже сложившейся чрезвычайной ситуации. Такой ущерб называют прямым. К прямому ущербу относят личностные, общественные, корпоративные, государственные и другие потери (убытки), возникшие непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации на объектах хозяйственного, социального и иного назначения в ходе возникновения и развития данной чрезвычайной ситуации. При этом под зоной чрезвычайной ситуации имеется в виду территория, на которой эта ситуация сложилась.

Однако этим не исчерпываются экономические последствия чрезвычайной ситуации. При ее возникновении ущерб наносится не только попавшим в ее зону объектам, но также различным страховым организациям, хозяйственным, трудовым, просветительским, семейным и другим сообществам, государственным структурам, связанным теми или иными отношениями с непосредственно пострадавшими. Такой ущерб называют косвенным. Косвенным ущербом являются потери (убытки), которые несут организации, связанные деловыми отношениями и обязательствами с пострадавшими в чрезвычайной ситуации и вынужденные в силу этого терпеть убытки или нести дополнительные затраты, хотя их собственные объекты не попали в зону чрезвычайной ситуации. Обычно косвенный ущерб не ограничивается рядом ближайших организаций, напрямую связанных с пострадавшими, но распространяется и на другие организации, связанные уже косвенно с пострадавшими. В результате выстраивается разветвленная последовательность (цепочка) косвенных ущербов, влияние на которые самой чрезвычайной ситуации с удалением от непосредственно пострадавших ослабевает. Поэтому на практике исчерпывающий косвенный ущерб определить нельзя. При его оценке достаточно учитывать лишь несколько шагов по цепочке косвенных ущербов в направлении наиболее существенных связей.

Следует иметь в виду, что некоторые составляющие прямого и косвенного ущербов от чрезвычайной ситуации могут проявиться не сразу, а только с течением времени. Это особенно характерно для чрезвычайных ситуаций, связанных с воздействием на компоненты окружающей среды. Совокупность прямого и косвенного ущербов составляет полный ущерб, который определяется на некоторый момент времени: Wполный = Wпр +Wк, где Wпр и Wк - соответственно прямой и косвенный ущербы.

В перспективе, когда новых составляющих ущерба больше не выявляется, полный ущерб становится общим ущербом от чрезвычайной ситуации.

Важные стороны ущерба от чрезвычайных ситуаций проявляются при его рассмотрении относительно объектов, испытывающих поражающие и иные негативные воздействия, т. е. при его классификации по видам объектов воздействия. Здесь различают:
- медико-биологический ущерб жизни и здоровью индивидуумов;
- ущерб жизни и здоровью различных сообществ людей;
- материальный и моральный ущербы физическим и юридическим лицам;
- экономический ущерб организациям, социально-экономической системе;
- социально-политический ущерб государству;
- экологический ущерб природной среде и некоторые другие.

Эти разные ущербы имеют общую экономическую составляющую - по всем ним может быть предъявлен иск на возмещение ущерба в экономической форме.

Введение

чрезвычайный безопасность экономический

В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно предположить, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по масштабам чрезвычайные ситуации могут стать одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества, а более всего на жизнедеятельность людей и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых главную роль играют экономические показатели и способы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время большое внимание уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как главной составляющей системы обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежном исчислении) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Изучение статистики техногенных и природных аварий и катастроф за пару последних десятилетий показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


1. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций


.1 Основные понятия


На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия «экономические последствия чрезвычайных ситуаций».

В целом к ним относятся:

сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;

выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

потери объектов социально-культурной сферы;

сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

снижение уровня жизни населения;

косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

расходы общества на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.

На практике же при оценке экономического ущерба внимание уделяется только прямым потерям материальных ценностей. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одной из целей закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

К данной проблеме применяются определенные понятия. К ним относятся:

Риск - величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность - это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.

Экономический ущерб - величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.

Уязвимость - величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Изучение и использование вышеперечисленных понятий сотрудниками органов государственный власти и управления обосновывает принятие управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами.


.2 Методы оценки опасности от чрезвычайных ситуаций


Для оценки опасности могут быть использованы методы: экономико-статистический (статистический), экспертных оценок и комбинированный.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, отражающие изменения образующих ущерб признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значение указанных факторов, можно определить возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь на соответствующий стоимостный показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии необходимого количества статистических данных или малой изученности явления, то есть в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работе в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба той или иной чрезвычайной ситуации. Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.


.3 Экономический ущерб


Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:

а) прямой экономический ущерб, состоящий из:

затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;

расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;

расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;

затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;

затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;

расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т.п.;

затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

б) косвенный экономический ущерб государству, представляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:

расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;

снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.


2. Обеспечение безопасности


.1 Формирование экономических механизмов обеспечения безопасности


Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.), позволяющих достигнуть рационального уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основные критерии построения этих механизмов - развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.

В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;

функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;

возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;

экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.

В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:

установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;

формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;

совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


.2 Основные механизмы обеспечения безопасности


Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности - текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по некоторым критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, которые в зависимости от конкретных условий могут стать основой для разработки системы ограничений на какую-либо деятельность. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются территориальные и местные фонды безопасности.

Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ. Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

Местные фонды безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных в отношении чрезвычайных ситуаций городов.

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее время в законодательном порядке утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 требует «…организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте».

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам.

Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Система стимулирования - это механизмы прямого действия, делающие для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

образование фондов безопасного развития предприятий;

установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;

ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;

льготное кредитование и субсидирование предприятий.


3. Обеспечение мероприятий РСЧС


Обеспечение мероприятий РСЧС бывает: финансовое и материальное.

Финансовое обеспечение мероприятий РСЧС - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное обеспечение мероприятий РСЧС - это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Организация финансового и материально-технического обеспечения РСЧС учитывает два режима ее функционирования - предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Большинство предупредительных мероприятий носят долговременный характер, требуют значительных капитальных вложений, не дают скорой отдачи и потому в условиях рыночной экономики не может финансироваться за счет иных источников, кроме бюджетных. Наиболее приемлемый способ целевого бюджетного финансирования - разработка и реализация государственных целевых программ, на что ежегодно выделяются средства в расходной части бюджетов федерального и (или) субъектов Федерации.

Действия в чрезвычайных ситуациях предусматривают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему населению. Эти мероприятия носят экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.


Заключение


Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10-15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


Список литературы


1. Я.Д. Вишняков, В.И. Вагин, В.В. Овчинников, А.Н. Стародубец «Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я.Д. Вишняков и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 304 с.

Васильчук МВ, Медведь МВ, Сачков ЛС Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000 г. - 896 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
, оба вида выплат приравниваются к оплате труда и облагаются налогом в размере 13% , как любой доход физического лица, но некоторое...

Встреча с американскими союзниками после прорыва в районе Амштеттена. Фото из архива автора Есть герои, чье подвиги в годы Великой...

В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...
Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...
Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...