Обязательной стадией административного процесса является. Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим


Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. Стадию можно определить как часть процесса, в пределах которой участники данного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадии данного производства. К ним относятся:

а) возбуждение производства по административному делу;

б) рассмотрение административного дела;

в) принятие решения по административному делу;

г) исполнение решения по административному делу;

д) пересмотр решения по административному делу.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1. Возбуждение производства по административному делу (и проведение административного расследовании - ст. 28.7 КоАП РФ). Для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных социальных документов.

Так, для того чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий орган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т.д. При этом действующее законодательство не исключает рассмотрения заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано.



Для возбуждения, например, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу.

За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом - протоколом, составленным по правилам ст. 28.2 КоАП РФ.

А решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т.д.

2. Рассмотрение административного дела - вторая, наиболее важная стадия административной процедуры. Именно для нее характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. В пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например. Правительство РФ проекты своих постановлений, т.е. нормативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства РФ.

3. Принятие решения по административному делу - процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения, - соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др.

4. Исполнение "решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства индивидуальные юридические решения могут:

а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например положительное решение по заявлению гражданина;

б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например принять решение о лицензировании определенного вида деятельности, совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т.д.;

в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5. Пересмотр решения по административному делу. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протест)" прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс РФ в гл. 24 закрепил "производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части", тем самым предусмотрев возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогично Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23).

Административный процесс: понятие, признаки, виды

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

Вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

Представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

Обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

Целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

Результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

Регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

Обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка - процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты (оперативности) - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

Являются разновидностью административно-правовых норм;

Выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

Имеют установленную структуру (строение);

Обеспечиваются принудительной силой государства;

Нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования : общие и специальные нормы.

По юридической силе : нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени : срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве : действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц : нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств : нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения - вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

Носят управленческий, организационный характер;

Основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

Регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

Являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса - лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

Государственные органы, предприятия и учреждения;

Государственные служащие;

Общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

Субъекта, возбудившего управленческое дело;

Субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

Стороны административного процесса;

Третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

Уполномоченного представителя;

Лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

Лица, защищающего права и интересы других лиц;

Лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикционный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

Анализ управленческой ситуации;

Рассмотрение дела и принятие решения;

Исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

Регламентируются нормами административно-процессуального права;

Обусловлены логикой всего производства;

Направлены на решение конкретных задач;

Характерен определенный круг участников;

Определенные сроки совершения;

Соответствующее процессуальное оформление.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Крымский филиал

Краснодарского университета МВД Российской Федерации

Кафедра административного права и административной деятельности ОВД

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Выполнил:

Реблян Т.А.

Симферополь 2014

Введение

2.1 Возбуждение производства по административному правонарушению

2.2 Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.4 Обжалование и опротестование решения по делу

2.5 Исполнение решения по административному делу

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государственные органы, должностные лица, а также органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие в современном правовом государстве несут ответственность за издание незаконных правовых актов управления, за принимаемые такими органами решения и осуществляемые действия или бездействие, за необоснованное привлечение физических или юридических лиц и применение мер административного принуждения к данным лицам. Приоритетным правовым институтом, обеспечивающим защиту от нарушений органами исполнительной власти прав и свобод человека и гражданина, является административное судопроизводство.

Понимание сущности административного процесса особо важно в первую очередь как для юристов, так и для всех субъектов административного процесса, поскольку закон требует соблюдения норм административного права, и соблюдения процедур разрешения административных дел.

Теория административной юстиции отразилась в работах А.Т. Боннера, П.Ф. Елисейкина, Д.М. Чечота, И.А. Жеруолиса и многих других юристов времен СССР. В настоящее время исследованием этого вопроса занимаются следующие ученые-юристы как Салищева Н.Г., Старилов Ю.Н., Веденеев Ю.А., Бахрах Д.Н. и другие.

Актуальность данного исследования не составит сомнения, поскольку в сфере государственного регулирования, управления и контроля учавствуют так или иначе все граждане и юридические лица. В жизни они часто сталкиваются с решениями служащих и должностных лиц, администрации и органов исполнительной власти.

Объект исследования - общественные отношения, связанные с проблемой совершенствования материальных, процессуальных и исполнительных норм об административных правонарушениях.

Предмет - стадии административного процесса.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение стадий административного процесса.

Для достижения поставленной цели, требуется решить ряд задач: -

Определить сущность административного процесса;

Рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;

Определить участников административного процесса;

Подробно рассмотреть и изучить отдельные стадии административного производства.

Глава 1. Административный процесс

1.1 Понятие и сущность административного процесса

В общем смысле «процесс» можно определяют как совокупность поочерёдных действий, которые совершаются для достижения поставленного результата, а также порядок осуществления какой-либо деятельности (к примеру, законодательный процесс и тому подобное).

Так как при осуществлении исполнительной власти органы и должностные лица совершают разного рода действия (другими словами реализуют государственно-управленческую деятельность), тогда соответственно, при этом имеет место процесс.

Под понятием «процесс» в традиционном юридическом смысле чаще понимают деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению определённых гражданских, уголовных, трудовых, и других дел. Однако если рассматривать подробнее, то понимание процесса сводится только к правоохранительной деятельности, что составляет содержание функции правосудия. Суд, при рассмотрении таких дел, применяет санкции определённых правовых норм, тем самым реагируя на отклонения от материально-правовых требований, так суд выполняет судебную юрисдикцию.

Государственно-управленческая деятельность ориентирована на решение задач только позитивного характера; а юрисдикция не является признаком что определяет ее содержание, но сама государственно-управленческая деятельность не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества делают административный процесс своеобразным.

Назначением процесса с юридической точки зрения является реализация норм материального права. Из этого следует, что деятельность по реализации материальных административно-правовых норм рассматривается в качестве административного процесса. Следовательно, административный процесс представляет обеспечение применения норм административного права в области государственного управления с целью достижения конкретных юридических результатов, т.е. последствий, подразумеваемых диспозицией нормы.

Иными словами, целью административного процесса является обеспечение субъектами исполнительной власти соблюдения соответствующих правил поведения (правоприменения). Однако важно помнить, что субъекты исполнительной власти применяют и санкции материальных административно-правовых норм.

Следовательно, осуществляя государственно-управленческую деятельность, соответствующие исполнительные органы (должностные лица) совершают административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера, т.е. реализуют диспозиции и санкции административно-правовых норм.

Следовательно, исполнительные органы и должностные лица в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности, совершают действия правоприменительного и правоохранительного характера, тем самым реализуя диспозиции и санкции административно-правовых норм.

Таким образом, эти обстоятельства характеризуют процессуальную деятельность исполнительных органов и должностных лиц, в двух направлениях.

Первый заключается в том, что административный процесс в широком понятии это фактически совокупность всех действий, что совершаются специальными субъектами для реализации своей компетенции. Государственно-управленческая деятельность во всех своих разносторонних проявлениях являет собой административный процесс.

Второй в том, что под административным процессом понимается деятельность полномочных органов и должностных лиц исполнительной власти в области реализации санкций материальных норм административного права. это есть узкое понимание административного процесса как правоохранительной (юрисдикционной деятельности), и тем самым сближает его с судебно-процессуальной деятельностью.

«Общие свойства административного процесса:

а) участие одного или нескольких органов исполнительной власти, органов управления;

б) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц;

в) участие граждан и юридических лиц как инициаторов процесса;

г) наличие стадий процесса - подача иска, заявления, жалобы, сбор и оценка документальной информации, заслушивание сторон, принятие решений, обжалование решений, исполнение решений,

д) юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах».

«Возможны разновидности административного процесса, которые различаются по процедуре и характеру рассмотрения административных дел, по кругу процессуальных действий, по субъекту принятия решения, например:

«а) административно-иерархический процесс, когда дела рассматриваются в порядке подчиненности в упрощенном порядке внутри учреждения или системы управления;

б) административный процесс, осуществляемый специально уполномоченными или образованными органами (административными комиссиями и т.д.);

в) смешанный административный процесс, когда его элементы как бы входят в рамки другого процесса (бюджетного, налогового и т.д.);

г) административно-юрисдикционный процесс, когда установленные правила административного судопроизводства применяются специальными органами административной юстиции. Здесь тщательно урегулированы все стадии и процессуальные действия, совершаемые сторонами и участниками процесса, последовательность их совершения и строгая фиксация».

Предмет административного судопроизводства это конфликты, что возникает в сфере государственной и любой другой публичной власти. Большинство этих дел конфликты между гражданином и представителями государственной власти (либо местного самоуправления).

Немаловажным является установление природы соответствующих дел. Это - административные дела, которые возникают в сфере государственного управления и регулирования, а также споры, что возникают из административных правоотношений, и дела по защите прав и свобод граждан в сфере управления

Эти дела делятся на четыре категории, среди них обжалование гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций, что нарушили их права преимущественно публичного характера. сюда относиться отказ предоставления публичной информации, проведения регистрации юридических действий, предоставления определенных документов, проведения регистрации юридических действий, связанных с ограничениями и нарушениями в процессе выборов, о препятствовании к занятию должности на государственной службе, о невыполнении служебных функций, к участию в обсуждении проектов актов, и тому подобное. Сюда же относятся составы административных правонарушений, которые совершаются должностными лицами, предусмотренные КоАП.

Правонарушения граждан по составам, содержащимся в КоАП, так же могут быть отнесены к этой группе.

Также споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых вынесенных последними. Среди них, ненормативные акты Правительства, министерств и ведомств, или региональных органов исполнительной власти, нормативные акты, что нарушают права иных органов, организаций и граждан. К примеру, согласно статье 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» «акты Правительства РФ могут быть обжалованы в Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции и в административные суд».

Третье - это тематические споры. Практика показывает, немалые объёмы правонарушений бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства. И здесь административное судопроизводство могло бы существенным образом помочь устойчивости императивных норм.

И четвертое, в сфере административного судопроизводства могут быть споры относительно компетенции в системе органов исполнительной власти. Также в случаях нарушений компетенции, вмешательства, подмены, воспрепятствования и использования полномочий очень много в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами. В субъектах Федерации много скрытых и явных конфликтов между губернатором (главой администрации) и его департаментами, управлениями. Сохраняют остроту административные споры «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами. Сейчас они разрешаются или неформальными средствами, либо с помощью согласительных комиссий.

1.2 Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если эти они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

«Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права - административного, земельного, экологического и других. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина - это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается в том, что только то деяние может быть признано административным правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание административной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного взыскания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за нарушения которых установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, то есть все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.

Объективная сторона, состоит в делении правонарушений на материальные и формальные. Для привлечения к ответственности норм с формальным составом необходимо наличие самого факта нарушения правовой нормы, независимо от наступивших последствий (к примеру, управление транспортными средствами водителями, которые находятся в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, которое находится в состоянии опьянения). Нормы материального состава включают в себя противоправное деяние, наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба).

Важным вопросом является вопрос о субъектах административного правонарушения. Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть и физические, и юридические лица.

«Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения».

Субъективная сторона административного правонарушения состоит из вины правонарушителя, мотива совершения правонарушения и его цели. Вина правонарушителя - основной элемент субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя Должно было и могло их предвидеть.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.

«1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Глава 5. ст.ст. 5.1-5.44). К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии; незаконное использование денежных средств кандидатом, и другие.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6. ст.ст. 6.1-6.14). Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; занятие проституцией; незаконное занятие частной медицинской практикой; незаконное приобретение либо хранение, употребление и продажа наркотических и психотропных веществ, их аналогов, и ряд других.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (Глава 7. ст.ст. 7.1-7.28). Это, в частности: самовольное занятие земельного участка; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий, и зон их охраны и другие.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (Глава 8. ст.ст. 8.1-8.40) Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и другие.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (Глава 9. ст.ст. 9.1-9.14) К ним, в частности, относятся: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, и ряд других.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Глава 10. ст.ст. 10.1-10.14).Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, и другие.

7. Административные правонарушения на транспорте (Глава 11. ст.ст. 11.1-11.29). Они, в частности, включают такие правонарушения, как: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте, и ряд других.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (Глава 12. ст.ст. 12.1-12.36). К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения и другие правонарушения в данной области.

9. Административные правонарушения в области связи и информации (Глава 13. ст.ст. 13.1-13.24). Это, в частности: самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования и ряд других.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (Глава 14. ст.ст. 14.1-14.25). К данному виду относятся, в частности, следующие правонарушения: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей и другие правонарушения.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (Глава 15. ст.ст. 15.1 - 15.26). Этот вид правонарушений включает в себя, в частности, такие правонарушения как: нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, и ряд других.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (Глава 16. ст.ст. 16.1-16.22) Это, в частности: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений, и другие правонарушения.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (Глава 17. ст.ст. 17.1-17.13). К ним, в частности, относятся: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, а также ряд других правонарушений в данной области.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (Глава 18. ст.ст. 18.1-18.14). Среди правонарушений данного вида можно назвать в частности, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, а также другие правонарушения в данной области.

15. Административные правонарушения против порядка управления (Глава 19. ст.ст. 19.1-19.25) Это, в частности: самоуправство, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений (информации), а также другие правонарушения.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (Глава 20. ст.ст. 20.1-20.27). К ним относятся, в частности: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах, а также ряд других.

17. Административные правонарушения в области воинского учета (Глава 21. ст.ст. 21.1-21.7). Это, в частности: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования, а также другие правонарушения.»

1.3 Участники административного процесса

Производство по делам об административных правонарушениях - это один из видов административно-юрисдикционного производства. Задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП.

В соответствии с главой 25 КоАП участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор».

Так, в соответствии со ст. 25.1 КоАП «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо».

«Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».

«Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевших, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются соответствующими документами».

«При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица».

«Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение».

«Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».

«Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания».

«В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос водится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний».

«Свидетель вправе:

Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки, внуков);

Давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

Пользоваться бесплатной помощью переводчика;

Делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол».

«Понятой, то есть любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, может быть привлечено должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей».

«В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист обязан:

Участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

Удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты».

«Специалист вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

Делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан:

Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

Дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения».

«Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Однако эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы вы ходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения».

«Эксперт вправе:

Знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

С разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

Указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы».

«В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода».

«Прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом».

Глава 2. Стадии административного процесса

КоАП определён порядок поэтапного производства дела об административном правонарушении. Такие этапы называются стадиями производства. Стадии отграничены друг от друга конечным процессуальным решением и отличаются определёнными задачами, процессуальными действиями, а также определённым кругом лиц, участвующих в производстве по делу. Все стадии осуществляются в логической последовательности и образуют систему производства. В главах 28-30 Кодекса об административных правонарушениях выделяются следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Возбуждение производства по административному правонарушению;

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению;

Рассмотрение дела об административном правонарушении;

Обжалование и опротестование решения по делу;

Исполнение решения по административному делу.

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

Первоначальная стадия - стадия возбуждения дела по административному правонарушению является самостоятельной стадией производства и является совокупностью процессуальных действий, целью которых является определения подведомственности (подсудности) и установление факта административного правонарушения. Данная стадия заключается в процессуальной деятельности по получению информации об административном правонарушении, также ее оформлении и регистрации. В КоАП РФ указан перечень поводов для возбуждения дела по административному правонарушению. "Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения" .

Особое значение на данной стадии имеет составление протокола об административном правонарушении. Под протоколом понимается такой процессуальный документ, который отражает сведения о факте противоправного деяния и о личности нарушителя.

В соответствии с КоАП протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также в рамках упрощенного производства, то есть когда административное наказание назначается без составления протокола.

"В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении" .

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Это решение оформляется в виде определения, а прокурором - в виде постановления. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В процессе административного расследования осуществляются процессуальные действия, такие, как проведение экспертизы, истребование необходимых предметов и документов, производство ревизий, документальные проверки, инвентаризации и другие.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Протокол является процессуальным документом, завершающим административное расследование. В нем систематизируются доказательства, собранные по делу, формулируются выводы. В описательной части протокола излагается сущность дела: указываются место и время совершения административного правонарушения, его способы, мотивы, последствия и другие существенные обстоятельства; результаты проведенных процессуальных действий; обстоятельства, смягчающие административное наказание. Если по делу об административном правонарушении проходят несколько лиц, то при изложении сущности дела указывается роль каждого из них. Сведения о лице, в отношении которого проводится административное расследование, должны быть достоверными.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

2.2 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

«При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости могут быть вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица» .

Подобные документы

    Понятия, виды (распорядительный, охранительный), стадии (возбуждение, подготовка, рассмотрение, обжалование, опротестование по делу о правонарушении, исполнение постановления о наложении взыскания) и проблемные вопросы административного процесса.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Обжалование постановлений и решений по делу об административному правонарушению. Опротестование судебных решений, принесение протеста на не вступившее в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и последующие решения.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Понятие, принципы и задачи производства по обращениям граждан. Виды обращений. Стадии административного производства: возбуждение, рассмотрение обращения и принятие решения, исполнение решения, обжалование. Ответственность за нарушение законодательства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Понятие и основные правовые черты административного процесса, его принципы и юридическая структура. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, порядок его обжалования. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Общая характеристика административного производства в Российской Федерации: понятия, задачи и принципы. Стадии и участники этого процесса. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении. Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2009

    Политические права и свободы и их место в системе конституционны прав и свобод граждан Российской Федерации. Эволюция политических прав и свобод в России. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Обзор порядка производства по делам об административных правонарушениях. Стадия обжалования решения по делу об административном правонарушении как механизм реализации субъектом права на защиту своих интересов. Опротестование прокурором решений по делам.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2016

    Административный процесс как правовая форма управленческой деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации, его основные особенности. Стадии административные производства. Система принципов юридического процесса и их классификация.

    реферат , добавлен 24.06.2010

    Характеристика мер административного принуждения. Нормативные основы в сфере применения мер административного пресечения и перспектив усиления охраны прав и свобод граждан и важнейших интересов государства. Виды мер административного принуждения.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Право каждого гражданина на судебную защиту, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Порядок обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ, его полномочия. Принципы, особенности и процессуальные стадии конституционного судопроизводства.

Судопроизводство по любому административному делу может последовательно проходить через несколько стадий процесса.

Стадия - это установленная законом часть судебного административного процесса, объединенная совокупностью определенных процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели судопроизводства, в рамках которой административный спор или жалоба на судебное решение по данному спору должны быть рассмотрены по существу.

Стадии судебно-административного процесса как относительно обособленной части судопроизводства характеризуются конкретными задачами, для достижения которых предусмотрены специальные, присущие только этой стадии средства. Процессуальные действия и отношения, образующие самостоятельную стадию процесса, протекают в специфических именно для этого этапа административного судопроизводства условиях, в определенные сроки, с участием особого круга субъектов. При этом судьи, ответственные за производство в данной стадии, наделяются в соответствии с задачами, стоящими на этой стадии, специальными полномочиями, а заинтересованные лица - правами для отстаивания своих интересов. Завершается каждая стадия процесса принятием определенного решения, оформляемого в виде соответствующего процессуального акта, в котором находят отражение ответы на вопросы, которые необходимо было решить на каждой из них.

При делении процесса на стадии определяющим критерием служит то обстоятельство, что процесс может быть завершен в любой стадии. Исходя из этого критерия возможно выделение следующих стадий судебно-административного процесса.

1. Производство в суде первой инстанции, которое имеет особое процессуальное значение. В этой стадии дело рассматривается по существу и разрешаются основные вопросы административной юрисдикции: о законности административного акта, о восстановлении нарушенного права, об удовлетворении административного иска и т.д. Она характеризуется вынесением важнейшего правоприменительного административно-процессуального акта - судебного решения, обусловливающего достижение основной цели всего судебно-административного процесса.

Производство в суде первой инстанции занимает главенствующее, центральное положение в общей системе судебно-процессуальной деятельности. Все последующие стадии обусловлены постановленным судебным решением и направлены либо на его исполнение, либо на его отмену или изменение с учетом волеизъявления заинтересованных лиц. Причем ни одна последующая судебная инстанция (за исключением апелляционной) не вправе постановить новое судебное решение. Поэтому в случае такой необходимости административное дело вновь подлежит возвращению в суд первой инстанции. Первая инстанция - это точка отсчета, и без производства в суде первой инстанции нет самого правосудия. Первая инстанция может оказаться и последней: если вынесенное решение не обжалуется или не опротестовывается, то этим решением суда первой инстанции и заканчивается разбирательство но делу.

  • 2. Производство в суде второй (апелляционной) инстанции. В апелляционном порядке решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом и прокурором, участвующим в административном деле (гл. 34 КАС РФ). Апелляционная инстанция может отменить решение суда первой инстанции, но она не вправе оставить производство по делу незавершенным. Если решение отменяется, суд второй инстанции должен разрешить дело по существу или окончить производство, используя одно из следующих полномочий: а) принять новое решение, т.е. вынести иное суждение суда о правах и обязанностях сторон административно-правового спора; б) прекратить производство по делу; в) оставить заявление без рассмотрения.
  • 3. Производство в суде кассационной инстанции. В кассационном порядке рассматриваются вступившие в законную силу судебные акты. Цель этой стадии - проверка законности и обоснованности судебных решений по жалобам заинтересованных лиц или по протесту прокурора. Переход дела в эту стадию возможен, как правило, при наличии инициативы лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами (гл. 35 КАС РФ).
  • 4. Производство в суде надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами (гл. 36 КАС РФ).
  • 5. Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление, представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд, принявший этот судебный акт, лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (гл. 37 КАС РФ).
  • 6. Исполнительное производство связано с необходимостью принудительного исполнения судебного решения или иного документа, если обязанное лицо добровольно это не делает (гл. 38 КАС РФ).

При этом каждая из этих стадий административного судопроизводства в свою очередь состоит из определенных этапов (от возбуждения дела до вынесения решения):

  • 1) возбуждение производства по делу. Этот этап начинается с подачи административного иска, заявления жалобы или протеста;
  • 2) подготовка дела к судебному разбирательству. Производится единолично судьей с участием всех заинтересованных лиц;
  • 3) судебное разбирательство. Этот этап является центральным звеном любой стадии судебно-административного процесса, поскольку именно на этом этапе осуществляются общие для данной стадии судопроизводства цели и задачи. Судебное разбирательство - это осуществляемое в форме судебного заседания рассмотрение и разрешение судебно-административного дела по существу вчиненного административного иска или по вопросам заявленной жалобы.

Особое значение имеет этап судебного разбирательства на стадии производства в суде первой инстанции, поскольку он связан с рассмотрением административного дела но существу. Рассматривая дело в судебном заседании, суд первой инстанции должен непосредственно исследовать доказательства, установить фактические обстоятельства дела, выяснить права и обязанности сторон в материальном административном правоотношении и вынести законное и обоснованное судебное решение.

В свою очередь, судебное заседание, в котором происходит разбирательство административного дела, состоит из четырех частей, которые могут быть обозначены как стадии разбирательства дела в судебном заседании :

  • - подготовительной;
  • - рассмотрения дела по существу;
  • - судебных прений;
  • - постановления и оглашения решения.

Каждая из этих частей (стадий судебного заседания) имеет свою специфическую задачу, свое содержание, место в судебном разбирательстве и предназначена для разрешения только определенного круга вопросов.

Исполнительное производство как стадия судебно-административного процесса также включает три этапа:

  • - возбуждение исполнительного производства;
  • - подготовка дела к исполнительному производству;
  • - процедура исполнительного производства.

В отечественной литературе существует точка зрения, в соответствии с которой исполнительное производство не включается в судопроизводство, а рассматривается как самостоятельный вид административного процесса. Однако в современной теории административной юстиции определяющим является иной подход. Он нашел свое отражение и в решениях Европейского суда по правам человека. Так, в его постановлении от 07.05.2002 «Бурдов против России» содержится правовая позиция, согласно которой исполнительное производство является логическим продолжением судебного разбирательства, поскольку при неисполненном судебном решении правосудие теряет свою разумную ориентированность и завершенность.

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административног о судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1 ). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательс кой или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления). Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты (ст. 96 КАС РФ ). Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование ( ст. 55 КАС РФ ). Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС ) ( ч. 4 ст. 92 КАС РФ ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст. 291 КАС РФ ). Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административног о дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме. Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств (ч. 1 с. 84 КАС РФ ) и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств (ч. 5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты (ч. 1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда (ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов). С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастност ь суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение (ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административног о судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу. Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах .

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки. Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполни теля надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании. Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2 .

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ ).

Об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (гл. 22 ).

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции (гл. 26 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (гл. 22 ).

Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.

Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно:

О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ ).

О принудительной госпитализации граждан (гл. 30–31 ).

Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Срок на подачу иска

Срок рассмотрения дела

Срок на обжалование

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ )

5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

2 месяца

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ). Общие сроки

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
– федеральных органов исполнительной власти;
Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
– Судебного департамента при ВС РФ;
Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*

Пока действует оспариваемый акт

3 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями (гл. 22 ). Общие сроки

3 месяца

1 месяц

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполни теля

10 дней

10 дней

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственно й комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**

3 месяца

2 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26 )

6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административном у делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 )

6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

3 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев


Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...