Правовая система законодательства: понятие, функции, структура и описание.


Что такое система законодательства? Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства? (Укажите любые два различия.)


Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения...

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы... Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах...

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

(В.Н. Хропанюк )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: система законодательства - это совокупность источников пра-

ва, которые являются формой выражения правовых норм;

2) различия, например:

Система права носит объективный характер, а в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики;

Первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, а первичным элементом системы - статья

нормативно-правового акта, которая не всегда соцержит все три структурных элемента

правовой нормы;

В одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировкахов­ках.

В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве .

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризует следующие признаки .

Публичность нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.

Формальность законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т. д.).

Иерархичность нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства.

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:

I. Федеральный уровень

1. Законы Российской Федерации:

а) Конституция;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:

а) указы Президента;

б) постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).

II. Уровень субъектов Российской Федерации

1. Законы субъектов РФ:

а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ:

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).

Понятие "система законодательства" относится к базовым терминам юридической догматики. Законодательство -- внешняя, официальная форма выражения права. Это означает, что право не только признается и санкционируется государством, но и защищается им. Система законодательства организует и упорядочивает всю хаотическую совокупность официальных текстов нормативно-правового характера. Несмотря на кажущуюся простоту и определенность термина, его укорененность в юридическом понятийном аппарате, единое, общее представление о его значении отсутствует.

Наиболее распространено определение системы законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных актов, однако оно страдает рядом недостатков. Во-первых, простая "совокупность законов и подзаконных нормативных актов" еще не представляет собой системы, в которой между отдельными элементами должны существовать различного рода связи, позволяющие их упорядочить. Во-вторых, до сих пор трудно преодолеть традицию, в соответствии с которой формально систему законодательства венчает Конституция РФ, которой должны соответствовать все нормативно-правовые акты, а фактически на низовом уровне "высшей силой" обладают административные решения непосредственного начальства. В некоторых других определениях система законодательства понимается как совокупность только законов, а не всех нормативно-правовых актов. Некоторые авторы выделяют четыре ступени конкретизации понимания данного термина:

  • 1) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов;
  • 2) это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов Президента и постановлений Правительства);
  • 3) это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти;
  • 4) это совокупность только законов.

Таким образом, к концу XX в. начинают выделять узкое и широкое понятия системы законодательства. К узкому относится понятие законодательства как совокупности только законодательных актов, а к широкому -- как совокупности законов и подзаконных нормативных актов.

Однако в приведенных определениях отсутствует упоминание о законодательстве как о системе, т.е. речь идет об определенной иерархии, в которой находятся нормативно-правовые акты различного характера по отношению друг к другу, а соответственно и о юридической силе каждого отдельного нормативно-правового акта.

Система законодательства, как в узком, так и в широком смысле представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, находящихся в иерархическом и субординационном соотношениях друг с другом. Место каждого нормативного акта в данной системе зависит от его юридической силы, которая, в свою очередь, зависит от уровня органа, принявшего данный акт, и порядка его принятия.

Законодательство. По своей юридической силе ("по горизонтали") нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты, а "по вертикали" -- на федеральные и принимаемые субъектами РФ. Конституция РФ устанавливает иерархию законов: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76); законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76). К законам относятся: Конституция РФ, конституционные законы, федеральные законы (обычные федеральные законы), кодексы, кодифицированные акты -- Основы законодательства, а также конституции, уставы (положения) и законы субъектов РФ.

Конституция является учредительным, фундаментальным законом страны, который определяет правовую основу государства, принципы, структуру, основные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и форму государственного устройства, систему правосудия. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, как из-за особого порядка принятия (через референдум) и изменения, так и наличия особого механизма защиты -- Конституционного Суда РФ.

Конституционные законы, регулирующие правовые основы деятельности важнейших государственных институтов, принимаются в соответствии с Конституцией РФ, по указанным в ней вопросам (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не имеет права отклонить федеральный конституционный закон и в течение 14 дней обязан подписать его и обнародовать (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Обычные федеральные законы -- это акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Все законы обладают высшей юридической силой. Их соответствие Конституции РФ и конституционным законам должно обеспечивать единство системы законодательства и последовательное выражение принципов, заложенных Конституцией РФ.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и считаются одобренными Советом Федерации, если за них проголосовали более половины от общего числа его членов, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105).

Среди законов выделяются кодифицированные акты -- кодексы и иные акты. Кодификационный акт отличается от обычного федерального закона тем, что содержит нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные общественные отношения, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Кроме того, кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику. Акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

Одна из наиболее известных форм кодификационного акта -- кодекс, т.е. закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную группу стабильных общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к определенной отрасли материального или процессуального права (Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и т.п.). Кодекс представляет собой действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу.

Другой вид кодификационных актов -- это Основы законодательства, которые свидетельствуют о федеративном характере государства. Данная форма нормативно-правовых актов досталась нам в наследство от Советского Союза, в котором действовали 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, регулировавших важнейшие сферы общественной жизни, -- трудовые, имущественные, жилищные, семейно-брачные отношения и др. В настоящее порождает противоречия между федеральными и региональными законами, негативно влияет на качество регионального законодательства.

Проблемы в системе федерального законодательства на уровне федерального законодательства существует еще круг проблем, связанных с установлением системных связей между отдельными нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы. До последнего времени законы принимались относительно бессистемно. Вместо принятия головных актов по отдельным отраслям права и новым направлениям законодательства (например, социальное, информационное законодательства, законодательство в сфере СМИ, образования, медицины и др.) принимались отдельные "мелкотемные" законы, регулирующие лишь узкий круг общественных отношений в той или иной сфере, зачастую пересекающиеся друг с другом. Противоречия вновь принимаемых законов нормам действующих законов часто становятся основанием для отклонения их президентом. Наиболее частой причиной этого является "несоответствие Конституции РФ" и противоречия нормам действующего федерального законодательства. Да и сами действующие законы очень часто содержат не только внутренне противоречивые положения, но и не состыковки с другими федеральными законами, в силу чего нарушаются системные связи между актами одной юридической силы. Наиболее типичные несоответствия -- это отсылочные положения многих законов (например, социальных) о льготном налогообложении, в то время как положения Налогового кодекса не предусматривают подобных льгот. Другое частое несоответствие -- отсылочные нормы о различных видах юридической ответственности, предусмотренные "законодательством Российской Федерации", в то время как такая ответственность может быть, и не установлена административным и уголовным законодательствами. Со вступлением в силу с 1 июля 2002 г. нового Кодекса об административных правонарушениях, в котором систематизированы нормы об административной ответственности действующего законодательства, этот вопрос будет в основном решен.

Что же касается уголовного права, то здесь дело обстоит сложнее. При внесении законопроекта в Государственную Думу очень часто предлагаются изменения и дополнения к действующему Уголовному кодексу. С одной стороны, это действительно может быть необходимо, но с другой -- в случае внесения поправок можно нарушить целостность УК. Упорядочение законодательства подобно прохождению между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, требуется "вписать" будущий закон в действующее законодательство, для чего и требуется параллельное внесение изменений в действующие законы. С другой стороны, видно, что внесение изменений, в свою очередь, может нарушить уже более или менее сложившуюся целостность действующего законодательства.

Горизонтальные связи между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы имеют огромное значение, как для системы законодательства, так и для практики правоприменения. Они не только приводят законы в соответствие друг с другом посредством коллизионных норм, но и устраняют двойственность и противоречия между нормами различных актов, превращая хаос в систему.

Региональное законодательство. К региональному законодательству (официально -- "законодательству субъектов РФ") относят не только конституции республик в составе РФ или уставы (положения) других субъектов РФ, но и подзаконные акты, изданные исполнительной властью регионов (указы и распоряжения президентов республик и губернаторов, постановления региональных правительств).

На этом региональном уровне системы законодательства мы сталкиваемся с еще большим количеством проблем, в числе которых соответствие региональных законов федеральным; разграничение предметов регулирования законов и подзаконных нормативно-правовых актов; так называемое "встречное" (или опережающее) законотворчество субъектов РФ по вопросам совместного ведения; качество регионального законодательства; использование субъектами РФ права законодательной инициативы на федеральном уровне.

Во многом эти проблемы проистекают, как ни парадоксально, из самой Конституции РФ, ст. 71 которой закрепляет вопросы, находящиеся в исключительном ведении РФ; ст. 72 -- вопросы, находящиеся в совместном ведении РФ; а ст. 73 относит вопросы "остаточной" компетенции к ведению субъектов РФ.

Конституция РФ закрепляет принцип приоритета федерального законодательства перед региональным. По вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ принимают законы и иные нормативные акты в соответствии с федеральными (п. 2 ст. 76). Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае же возникновения противоречий между ними действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

В Конституции РФ также содержится некоторая оговорка относительно "остаточной" компетенции. В случае противоречия нормы время в РФ действуют основы законодательства о культуре, об охране здоровья граждан, основы лесного законодательства.

Этот вид кодификационных актов теряет свое значение, несмотря на важность содержащихся в них положений. Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется его содержанием, объемом и сферами регулирования им общественных отношений, направленностью на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл. Представляется, что именно кодификационные акты, отражающие федеративный характер государства, должны получить дальнейшее развитие в России и стать рамочными законами (хотя отечественная юриспруденция не оперирует подобным понятием).

Конституция РФ разграничивает вопросы, относящиеся к исключительному ведению Федерации (ст. 71) и к совместному ведению Федерации и ее субъектов. По первой группе вопросов принимаются только федеральные законы, по второй -- федеральные законы и законы субъектов РФ. В настоящее время в отечественном законодательстве формально нет рамочных законов, хотя некоторые, по сути, являются таковыми исходя из их содержания.

Учитывая федеративную форму государственного устройства и огромное разнообразие субъектов федерации, принятие рамочных законов представляется необходимым.

Устанавливая общие принципы и условия для всех субъектов РФ, они позволяют учитывать региональные и местные особенности, экономические, социально-политические, демографические, культурологические и иные факторы и традиции. Детальное регулирование Центром в сочетании с недостаточной самостоятельностью регионов и мест -- одна из основных причин неэффективности законодательства.

В соответствии с логикой построения системы законодательства обычные законы, кодексы и кодифицирующие акты обладают одинаковой юридической силой, так как принимаются парламентом в установленном порядке простым большинством голосов. Однако между ними существуют "горизонтальные" связи, которые не сводятся к иерархическим и субординационным. Несмотря на одинаковую юридическую силу указанных актов, в кодексах закрепляются положения о приоритете содержащихся в них норм. Кодифицирующие акты не столь категоричны на этот счет. Некоторые (например, Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не содержат вообще никаких положений о месте данных актов в системе законодательства. Федеральный закон "Об образовании", напротив, закрепляет положение о том, что другие законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области образования должны приниматься в соответствии с этим законом (п. 1 ст. 3).

Отсутствие в кодификационных актах положений о закреплении приоритета их норм вносит хаос в федеральное законодательство и федерального закона норме регионального, принятого в соответствии со ст. 73, действует норма регионального закона (ч. 6 ст. 76).

Основным стержнем всех противоречий является ст. 72 Конституции РФ, содержащая перечень вопросов, относящихся к совместному ведению. В настоящее время она стала своего рода тормозом дальнейшего развития федеративных отношений, особенно в области законодательства. Ст. 72 Конституции РФ не содержит принципов разграничения "совместного ведения", поэтому при конструировании очередного законопроекта, регулирующего вопросы совместного ведения, разработчики каждый раз сталкиваются с этой проблемой. Мало помогает и принятый в 1999 г. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", содержание, которого едва ли длиннее его названия.

Фактически ни Конституция РФ, ни упомянутый закон не предусматривают какого-либо специального порядка рассмотрения и принятия законов, регулирующих вопросы совместного ведения. Более того, не закреплен и порядок учета мнения субъектов РФ по законопроекту.

Справедливости ради стоит отметить, что Регламент Правительства Российской Федерации предусматривает согласование проектов своих актов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч. 2 п. 35). Это означает, что законодательные предложения правительства, перед тем как они направляются в Государственную Думу, проходят согласование с органами власти субъектов РФ.

Вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами неоднократно в различных аспектах рассматривался Конституционным Судом РФ. Можно перечислить огромное число постановлений Конституционного Суда РФ, в которых рассматривается вопрос о соответствии Конституции РФ многих актов субъектов РФ, регулирующих как вопросы совместного ведения, так и вторгающиеся в компетенцию центра. О важности проблемы свидетельствует также Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № I486, предписывающий создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ -- федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1) с целью обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в РФ.

Вопрос соответствия -- несоответствия регионального законодательства федеральному во многом связан и с так называемым "опережающим законотворчеством". В то время как проблема соответствия нижестоящих актов вышестоящим еще как-то решается, вопрос о непосредственном разграничении полномочий по-прежнему остается острым.

Пока же проблема разграничения полномочий решается при проектировании законов в каждом конкретном случае. Причем, если при разработке проекта инициаторы предусматривают разграничение полномочий центра и регионов, то при дальнейшем процессе обсуждения эти положения зачастую размываются, становятся неопределенными и расплывчатыми. В тех же случаях, когда предусматривается финансирование из бюджета определенного уровня, как правило, нечетко определяются и источники финансирования. Такие ситуации и приводят к упрекам в том, что региональное законодательство вторично и дублирует федеральное. Многие региональные законы страдают декларативностью в силу того, что в них отсутствует механизм реализации закрепленных норм, хромает законодательная техника.

Бессистемность, хаотичность, "мелкотемье" федеральных законов приводят к тому, что субъекты РФ принимают собственные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы, по которым еще не приняты акты на федеральном уровне. Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал, что субъекты РФ обладают правом осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения, но эти акты должны быть приведены в соответствие с впоследствии принятым федеральным законом.

Однако на практике регионы, активно осуществляющие "опережающее законотворчество", не всегда спешат привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с принятым позднее федеральным законом, тем более, что он не всегда оказывается качественней и эффективнее регионального. Другие регионы, напротив, не спешат принимать собственные законы, даже если регулирование тех или иных общественных отношений необходимо, аргументируя это отсутствием федерального закона.

Вопрос соответствия--несоответствия нижестоящих актов вышестоящим не порождал бы таких проблем, если бы существовал механизм учета мнения субъектов РФ и корректировки актов федерального уровня в соответствии с ним. Перераспределение полномочий при федеративной форме устройства сверху вниз ни в коей мере не должно отрицать использования законодательного опыта регионов.

Конституцией РФ закреплены такие механизмы, как право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов РФ (п. 1 ст. 104), представительство субъектов РФ в Совете Федерации, использование права законодательной инициативы депутатов Государственной Думы, поскольку они, так или иначе, представляют интересы своих избирателей в регионах. Однако эти механизмы оказываются недействующими по ряду объективных и субъективных причин.

Субъекты РФ редко используют право законодательной инициативы как со стороны своих законодательных (представительных) собраний, так и через членов Совета Федерации. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, регионы не располагают соответствующими кадровыми, материальными и финансовыми ресурсами разработки проекта надлежащего качества. Во-вторых, регионы не спешат выходить с инициативами, чтобы не возбуждать вопроса о соответствии законодательства различных уровней. В-третьих, играет роль политический фактор. В личных беседах чиновники говорят о том, что представителям в Совете Федерации не всегда "удобно" и "по чину" выдвигать инициативы в верхней палате. Возможно, что с новациями в Совете Федерации это положение изменится. В-четвертых, многие сетуют на то, что процесс прохождения и обсуждения законопроекта в Государственной Думе долгий, затянутый, что приходится долго ждать результата.

В регионах, как и на федеральном уровне, не разграничены предметы регулирования законодательной и исполнительной властями. Поэтому не понятно, по какому принципу те или иные вопросы должны регулироваться органами законодательной или исполнительной власти. Это обстоятельство позволяет им уходить от проблемы соответствия федеральным законам.

Адекватное определение теоретической конструкции системы российского законодательства и ее работающей модели необходимо для преодоления существующей до сих пор традиции, согласно которой приказ начальства -- главнее Конституции РФ.

Российское законодательство представляет собой систему, между элементами которой существуют связи различного рода. Связи иерархического и субординационного характера работают "вертикально" и разрешают коллизии между нормами актов различной юридической силы, в результате чего доминируют акты большей юридической силы. Связи субординационного и до некоторой степени координационного характера работают "горизонтально" и разрешают коллизии между актами одинаковой юридической силы. Внутри же формальной логической системы нормы законодательства действуют во многом хаотично. Однако ради справедливости следует отметить, что вновь принятые законы (включая кодексы) постепенно заставляют работать те нормы, которые прежде были декларативными и бездействующими.

Система законодательства - это взаимосвязанные нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. Их принятие исходит из необходимости решения различных государственных задач.

Система законодательства классифицирует и систематизирует правовой материал с целью обеспечения к нему доступа, а также для удобства использования субъектами. Упорядочение нормативных документов позволяет привести их в согласованный единый строй.

К законодательным документам относят всю совокупность Система законодательства классифицирует их по сектору регулирования отношений в обществе и по степени юридической силы. К первой подгруппе относят акты по гражданскому, семейному и Правовые акты, различающиеся по юридической силе, включают в себя документы, подписанные главой государства, а также другие указы, постановления и т.д.

Система законодательства федерального уровня содержит в себе Конституцию России, правовые акты, изданные федеральными органами, и договоры международного уровня, одним из участников которых является РФ.

Субъекты страны имеют свои конституции, уставы и иные правовые и нормативные документы. Они образуют свой порядок. Совокупность нормативных актов федерального уровня и субъектов - это

Упорядоченный строй правовых документов обладает объективным характером. Содержание всей законодательной системы определено социальным и материальным уровнем общественной жизни. Государство с помощью издания правовых документов решает определенные задачи, возникающие на каждом конкретном этапе его исторического развития. Совокупная система законодательных актов является не только их упорядочением. Она достаточно органична. Одним из приоритетных направлений, выражающих особенность законодательства России, является создание нормативных документов. Базой для них служат ранее принятые концепции, которые являются отражением положения страны в мировом сообществе, а также ее международный опыт.

Фундаментом законодательной системы являются нормативно-правовые акты. Этими документами оформляются решения уполномоченного государством органа. Юридическая степень акта определяется по его внешней форме. По этому признаку выстраивается иерархия документов, основой которой является конституция страны.

Системность законодательных актов указывает на результативность регулирования отношений в общественной сфере, а также является показателем качества правовой работы. Упорядоченность документов находится в постоянной динамике, которая обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Государство прослеживает тенденции в развитии общества и придает им обязательный характер, придерживаясь при этом своих интересов.

В сфере главенствующую роль занимает система Она являет собой сочетание тех нормативно-правовых актов, которые направлены на регулирование отношений между работодателем и сотрудниками. Законодательными документами о труде являются:

Конституции, а также федеральные и локальные законы;

Международные правовые акты, касающиеся тех которые были ратифицированы государством;

Указы, изданные Президентом РФ, призванные дополнительно защитить право на труд;

Различные постановления, касающиеся трудовых вопросов, подписанные Правительством РФ;

Акты федерального уровня;

Правовые нормативные документы, изданные субъектами РФ;

Акты на уровне местного самоуправления;

Соглашения, регулирующие вопросы социально-трудовых отношений;

А также различные местные нормативно-правовые акты субъектов хозяйствования.

Законодательная система (система законода гельства) является составным элсмешом правовой системы, го есть, будучи сама системным объектом, входит в систему большею порядка. Но какое место она в ней занимает?

Применение системного анализа в любой области знания - дело отнюдь не простое, несмотря на кажущуюся доступность и ясность абстрактных принципов, которыми следует при этом руководствоваться, и раскрытию которых посвящено большое количество публикация философского характера.

Может быть, это и объясняет, почему предпринятые попытки применения системных представлений в правовой науке, получив известное распространение в 70-80-е годы, в настоящее время практически не используются.1

Широкое применение системного подхода к исследованию права на различных уровнях умножает возможности выявления его содержания и формы, внутреннего единства и разграничения, взаимосвязи и взаимодействия частей, его составляющих/

Следует отметить, что в различных науках понятия системы заключают в себе различную сущность. В философском смысле под системой

См.. напр" 11|мновля кибермешка OIB. ред В.Н. Кудрявцев. М.. 1970: Управление. Сонио.:о1ня Право. Пол ред. И.13 Павлова. 13 II. Клзимирчукп. М.. 1971 Козлов И.А. Вопросы теории эффективное!и правовой нормы: Лнюрсф. дне. кил. юри.т. наук. JL, 197.?; Право и couho.toihm " От. ред. Ю Л 1н\оми|Х>ь. В II Казимирчук. М.. I97.V. Алексеев С.С. CipvKiypa cobcickoto права М., 1974. Исключение соствляют работы: Гну нова Л.Н Системные свяш правовой дейст вит ельност и. СПб.. 199!: Диманчук I В Кч>рия государственного управления. М., 1997.

" См.. Назаров Б.Л Социалистическое право в системе социальных связей. М.. 1976. (\ 176.

понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство1. «Поня тие «система», - пишет В.И. Гойман, - означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее их множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинение, координация, функциональной зависимости и т.д.).2 «...Элементом системы может быгь не любая часть исследуемого объекта... а лишь некоторый его существенный компонент, имеющий определенное назначение или выполняющий определенную функцию, такой, что при его исключении из состава объекта возникает качественно новый объект...», - отмечает А.С. Кравец.* Афанасьев В.Г. в своей работе указывает, что «части, компоненты целостной системы в их широком философском понимании - >го не результат произвольного механического членения целого..., а структурные единицы, в рамках данной целостной системы»3. Фиксирование только «множественности компонентов» еще не приближает нас к пониманию системы. «Ведь если бы дело сводилось юлько к)юму признаку, го любая куча камней, любое нагромождение «фактиков» являлись бы примерами систем. Однако подобные сум.матпвные образования отнюдь не представляют собой системы»5.

В юридической литерату ре уже отмечалось, что с философией связаны и юридическая наука в целом и все ее отрасли: в каждой из них при изучении государственно-правовых явлений возникают проблемы, решение которых невозможно без правильного методологического подхода, без правильного применения философских положений.6 Поэтому, говоря о системе права, кч»о\%ии\1о имен» в вид\. iiio iiM\ iрспнее сдинсию, согласованность, дифференциация характерны для всей системы права, присущи компонентам (элементам) права. Б этой связи необходимо учитывать принцип относительности систем, сущность которого состоит в том, что каждая система, с одной стороны, является частью (элементом) более обширной системы, а с другой включает в себя подсистемы нисходящего порядка. Возникновение любого целого может иметь место лишь в том случае, если реально существуют части, совокупность которых способна создать некую целостную организацию4.

Поняше сис.емы играет важную роль в современной науке и практике, причем оно имеет длительную историю развития, начиная с эпохи античности. Уже Аристотель выделил понятие элемента, как первоосновы вещи, из которой она слагается и которая ио виду неделима па другие виды.2 Гегель Г.В.Ф. полагал, что система может быть охарактеризована «только через свои связи в широком смысле слова, т.е. через взаимодействие составляющих элементов».54

«В самом деле, увидеть в изучаемом объекте систему как таковую без всякого обращения к системному подход) невозможно».1 Итак, система - ло сом(1к \ .чнос I ь взаимосвя шнных элемен юв, образующих определенную целое шосчь, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств ее элементов.5

В правовой науке понятие системы не выходит за рамки его философского содержания, однако имеет определенную специфику. Как полагает К.С. Вельский, «под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Понятие системы применяется там, где речь идет о совокупности элементов, образующих нечю целое, о раскрытии единого во множестве»1.

С учетом вышеизложенного, правовая система обладает рядом характеристик, отличающих ее от несистемных образований в правовой сфере и иных систем, - комнонентностыо, автономностью, целостностью, организованностью. Правовая система остается таковой даже в моменты некоторой дезорганизации, пока она способна преследовать свою цель и в леи сохраняются спс je.\ioo6pai> ющие факторы. Важным критерием наличности правовой системы выступает определенное качественное состояние общества, сложившееся под воздействием данной системы. В переходный период правовая система не теряет своей целостности и не прекращает своего функционирования. В широкой области изменений правовой действительности можно заметить постоянство основного компонентною состава правовой системы, которое представляет собой внутренне присущую правовому комплексу необходимость.2 Нам представляется, что бегло рассмотренные нами воззрения на системные обьекпл в праве применительно к правовой системе довольно удачно используются В.Д. Переваловым, который под правовой системой понимает целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей6. Перевалов В.Д. выделяет ия I ь уровней правовой системы: субьектно-сущностный (субъекты права); интеллектуально-психологический (правопонимание, мотивы правового поведения, др.): нормативно-регулятивный (нормы права, их регулирующее содержание): opiанизационно-деятельностный (формы реализации права, юридически оформленные связи и отношения); социально-регулятивный (освоение правовой действительности, итоговые акты правового поведения Наряду с понятием «правовая система» он оперирует понятием «система права», под которой понимает внутреннее строение (структуру) права, отражающую объединение и дифференциацию юридических норм. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов или внешнее выражение системы права3.

Анализ изложенных понятий позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, система права - более узкое понятие по сравнению с правовой системой. С истема права характеризует правовую систему с точки трения связей отдельных элементов последней между собой. Это, кстати, распространенный подход в толковании разбираемых понятий5.

Во-вторых, система законодательства объективирует, закрепляет эти связи между элементами правовой системы. На наш взгляд, данный подход требует уточнения. Вряд ли система законодательства (законодательная система) способна вбирать в себя и выражать все многообразие связей различных элементов правовой системы. Конечно, в законодательстве отражается та же деятельность по реализации правовых норм, итоговые результаты индивидуального и групповою правового поведения, но это косвенное отражение. Не насколько законодательство универсально, чтобы вбират ь в себя все внутренние многообразные связи в правовой системе.

Логично было бы, оставаясь в рамках предложенного В.Д. Переваловым понятия правовой системы, включить систему законодательства (законодательную систему) в нормативно-регулятивный уровень правовой системы наряду с нормативным массивом или же выделить ее в качестве отдельного уровня правовой системы, тесно смыкающегося с нормативно-регулятивным уровнем.

Синякин И.Н., отличая систему законодательства от системы права, акцентирует внимание на том. что система права и система законодательства это тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Система права, по его содержанию, - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативных правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и ecib

право. Представляется, что И.Н. Синякин, если его подход соотносить с подходом В.Д. Перевалова, рассматривает систему нрава более узко - как структуру нормативного массива, как структуру права, понимаемою и качестве системы норм права. Таким образом, система права связывает в единое целое не все пять элементов правовой системы, выделяемых В.Д. 11ереваловым, а только нормы права (нормативно-регулятивный уровень). Такое понимание системы права также допустимо, 1ем более оно давно сложилось2. Сильная сторона названною подхода - не просто констатация тесной святи норм нрава и законодательства, а оценка системы законодательства в качестве внешней формы права (норм права).

Итак, система законодательства есть внешняя форма нрава (системы норм права) или нормативно-регулятивного уровня правовой системы.

В понятии «система законодательства» заложены два исходных понятия «система» и «законодательство». Первое нацеливает на расчленение анализируемого явления и выделение связей, зависимости между отдельными элементами законодательства. Второе задает объем членимого материала, реконструируемого как системное целое.

Очевидно, что сначала следует четко определиться со смыслом, вкладываемым в термин «законодательство». Ню общеправовое легальное определение на федеральном уровне отсутствует. Имеются только определения отраслевых разделов законодательства в cooiветствующих отраслях, но они имеют разное концептуальное наполнение Скажем, Уголовный кодекс РФ вообще, по сути, сводит уголовное законодательство только к самому себе. Более широко состав гражданского законодательства определяет Гражданский кодекс РФ.

Отмеченное создает практические трудности в правотворчестве, правоприменении и систематизации нормативных правовых актов. Поэтому определение понятия законодательства является не только важной теоретической, но и сугубо практической проблемой1. Несмотря на ю, ню термин «законодательство» часто используется в правоi ворческой деятельности и является предметом исследования многих ученых, тем не менее, четкого, однозначного теоретического определения он также на сегодняшний день не имеет.2

" Об этом подробнее см., напр.: Ьслкии Д.А.

О категории «чаконодатсльстпо» / " Ученые записки Санкт-Пстерб)ргского государственного университета экономики и финансов. Вып 7. СПб., 2001. С. 8-9.

" См.: Систематизация хозяйственного законодательства. М. 1971; Теоретические проблемы системы советскою законодательства. М. 1979; Система советского

Гак, Ю.А. Тихомиров под законодательством понимает упорядоченную совокупность законов.7 Левченко В.М. считает, что законодательство - форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и определения в конкретные правовые акты.2

Иногда иол законодательством, как указывает А.С. Пиголкин, понимается деятельность высшего органа государственной власти по принятию законов. Законодательство в этом смысле основная, наиболее важная форма правотворческой деятельности

Бабаев В.К. представляет законодательство как совокупность нормативных актов, издаваемых высшими органами государственной власти и управления.4 Такой же точки зрения придерживалась в конце 70-х годов и С.В. Поленика, утверждавшая, что законодательство составляет только акты высшего представительного органа и Правительства.5 Здесь надо имеи» в виду происшедшие в дальнейшем структурные политико-правовые изменения, а именно: введение института президентства в нашей стране. Со1ласно статье 90 Конституции РФ. Президент РФ издает указы, которые обязакмьны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить законам. Не всегда указы Президента РФ являются строго подзаконными актами. Дело в том. что Президент РФ вправе указами закрывать пробелы законодательного регулирования"*. Иногда \ казы Президента РФ определяют как подзаконные акты, которые по юридической силе располагаются сразу после законов. Таким образом, в данное понимание законодательства включаются также нормативные указы Президента РФ. Другие авторы располагают между законами и подзаконными актами в строгом смысле слова регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ, имея в виду то, что через зги акты реализуются полномочия палат как высших органов власти1. По ведь это в подавляющем большинстве случаев акты индивидуальные, ненормативные, за исключением, может быть, актов амнистии.

Противоположной позиции придерживается Л. В. Тиунова. «В пасюящее время очень остро стоит вопрос о практической недопустимости объединения иод общим термином «законодательство» не только законов, но также у казов, актов исполнительной власти. Это подрывает авторшет закона, - считает Л.Б. Тиунова, - подменяет его актами управления».2 С таким опасением в известной степени можно согласиться, справедливо отмечает Ф.Р. Муратшин. Однако отказ от использования термина «законодательство» в указанном широком смысле ставит другой вопрос: каким термином обозначить совокупность различного рода нормативных правовых актов? Использование для этого таких словосочетаний, как «нормативный массив», ««правовая система», на наш взгляд, вряд ли может быть оправданным, так- как ни одно из них в полной мере не отражает сущности данного явления. Введение же какого-либо научного термина сопряжено с большими трудностями, вызванными необходимостью его научного обоснования/ Если рассматривать законодательство как систему только законов, то можно говорить о нарушении построения системы нормативных правовых актов. Например, в част 2 статьи 5 Конституции РФ установлено» что субъекты Федерации имеют свое законодательство, а в частях 2 и 4 статьи 76 основною правового акта государства говорится не только о законах субьскюв Федерации, но и об иных нормативных правовых актах. lie.си учесть, что в соответствии со статьей 16 Конституции РФ положения части 2 станки 5 составляют одну из основ конституционного строя России, то несоответствие между указанными нормами Конституции РФ станет очевидным.1

В теории и на практике при функционировании командно- административной системы долгие годы руководствовались пониманием законодательства как совокупности законов и подзаконных нормативных правовых актов", но с изменениями в государственно-правовой и других сферах общественной жизни изменились и подходы к пониманию законодательстве!. Гак, например, современная позиция С.С. Алексеева содержит принципиально иной подход, по сравнению с прежним, когда он включал в систему законодательства все нормативные, вспомогательные и производные акты правотворчества. Теперь он полагает, что в состав законодательства кроме законов допустимо включать иные нормативные аки>1. например, указы Президента РФ, изданные в порядке делегирования законодательных полномочий, то есть переданных ему законодательным органом, или в условиях, когда высший представительный орган не дсйс1иуе|/ "1акая позиция автора вытекает из Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что Россия представляет собой правовое государство (статья 1 Конституции РФ), одним из наиболее важных принципов которого является принцип верховенства закона.

Как верно отмечено в научной литературе, широкое понимание законодательства, объединяющее в единое целое и законы и подзаконные акты, принижает роль закона, создает почву для его подмены управленческими решениями. ">го неприемлемо для правового государства, пум. к котрому лежт через возрастание роли закона* на что мосюянно указывается в современной юридической литературе8. Поэтому, аргументируя отказ от широкой трактовки законодательства. Ю.А. Тихомиров отмечает, что теперь «понятие «законодательство» оправданно рассматривать в более узком смысле - как упорядоченную совокупность собственно законов».9 Расширительная трак тонка законодательства может приводить, как это уже было в истории нашего государства, к подмене закона подзаконными актами и может использоваться как легальное средство умаления роли закона в жизни общества.*

Надо огмеымь. что и в современном понимании законодательства в узком смысле существуют различия: это либо отнесение к законодательству только законов (при этом под законом подразумеваются Конституция РФ. конституционные и иные законы, либо только нормативные акты высшего органа законодательной власти10). Так, по мнению Р.З. Лившица, законодательством, «в соответствии с узким пониманием, являются только законы и другие законодательные акты (постановления), принимаемые парламентом»*.

Иногда термином «законода!ельстио» обозначают законы и иные нормативные правовые акты законодательного органа. Например, такое понимание законодательства содержится в статье 3 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»11. Аналогичное понимание законодательства заложено в статье 10 Устава г. Москвы2, где говорится, что законодательство Москвы образует Устав города, законы и постановления I оро дс кой Дум ы.

Краткое сведение воедино разных точек зрения на законодательство лает возможность выделить следующие подходы:

Г) это вся совокупность издаваемых в государстве законов и подзаконных нормативных правовых актов; 2)

это совокупность нормативных правовых актов высшего законодательного органа, Президента РФ и Правительства РФ (либо совокупность законов, указов президента и Постановлений Правительства); 3)

это совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной власти; 4)

эю совокупность только законов/

Представляется, что право на существование имеют все эти подходы. Однако в любом случае термин «законодательство», даже при самой широкой его трактовке, нельзя отождествлять с понятием источники права. Законодательство - это самая важная часть, но лишь часть системы источников права. Вряд лн, следует включать в законодательство обычаи, деловые обыкновения. Спорно включение в законодательство общепризнанных принципов и норм международного права. Здесь возникает вопрос: объективированы ли эти принципы и нормы в наших актах (источниках)? Если и признавать реальность названных принципов и норм, то их следует включать не в число источников права, а в само право, понимаемое как система юридических норм.

С другой стороны, представляется необходимым включение в законодательство (в его широкой интерпретации) судебных источников. В первую очередь, это. конечно, касается решений конституционных (уставных) судов. Те же решения Конституционного Суда РФ существенно дополняют содержание конституционною законодательства, пусть и в режиме правового толкования. Изначально интерпретационные нормы Конституционного Суда РФ имеют и самостоятельное нормативное содержание12. Но в системе законодательства акты судебных органов следует обособлять от законов и иных нормативных правовых актов. У них все-таки своеобразная природа. Это акты с нормативным содержанием, исходящие от органов правосудия, а не правотворчества.

На.чаи: ни ляд, летальное закрепление разных значений термина о законодательство» необходимо не только в отраслевых источниках права, но и в специальных актах, закрепляющих систему законодательных, иных источников, определяющих основные правила их принятия. Одним словом.

необходимо законодательство о законодательстве. Это важно сделать уже на федеральном уровне. И здесь, как верно отмечает А.Н. Кокотов, федеральный центр должен использовать положительный опыт субъектов Федерации, ряд из которых имеют акты с аналогичным содержанием1.

Забегая вперед, отметим, что без таких единых федеральных основ системы законодательства трудно обеспечить единство и непротиворечивост ь этой системы.

Законодательство - образование системное, требующее постоянной работы по своей систематизации. В этой работе важно учесть тс сложные связи, зависимости, что цементируют (должны цементировать) составляющие законодательство источники права. Именно они определяют то, что именуют структурой законодательства.

Всякой системе, независимо от того, какие объекты или явления сос i авляют ее содержание, свойственна своеобразная определенная структура. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы.2

Понятие «связь» определяется в философии как специфическое отношение, при котором наличие (отсутствие) или изменение одних объектов есть условие наличия (отсутствия) или изменения других объектов1; присущее материи коренное качество, заключающееся в том. что нее предметы, явления находятся в бесконечно многообразной зависимости и в многообразных отношениях друг к другу4. В научной литературе различаю» различные виды связей системы: генетические (связи порождения), структурные (связи строения), взаимодействия, функционирования, развития, управления и т.д.1 Известно, что та иди иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей.

Необходимо 01 Mci и ib. ч то законода 1е.тьство предст авляет собой не просто совокупность правовых актов, а их систему (в научной литературе исследуется законодательство как система с разноплоскостной структурой).

Выделяют обычно три такие структуры, в каждую из которых входит нормативный правовой акт, - иерархическую, отраслевую и федеративную7.

Выбор редакции
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...

Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...