Принципы налогового обложения. Принципы налогообложения - Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.). На тему: принципы налогообложения


У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли классики экономической науки. Достаточно привести имена таких выдающихся ученых, как А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, А. Вагнер и др., фундаментальные работы которых заложили основу современного налоговедения. В частности, А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня. К ним он отнес принцип справедливости , заключающийся во всеобщности и пропорциональности налогообложения; принцип определенности , который в современной трактовке означает, что налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить; принцип удобства , в соответствии с которым каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика; принцип эффективности , согласно которому административные расходы по взиманию налогов не должны быть больше, чем сами налоговые поступления.

В течение прошедшего десятилетия перепись регулярно осматривает население и дает обновленную информацию о ее десятилетней оценке доходов, которая составляет основу для такой значительной части нашей экономической работы по налогам. Хотя этот размер обследования обеспечивает статистическую значимость для большинства демографических концепций, он в лучшем случае представляет собой грубое представление о типах и диапазонах доходов, особенно среди домохозяйств с высокими доходами.

Потребление обычно является публичным актом, и сам факт, что потребление оставляет очень заметные следы, означает, что использование его в целях распределения позволяет избежать многих проблем определения, связанных с «доходом». Если бы мы использовали потребление в качестве показателя, позволяющего измерить справедливость налоговой системы, мы бы предположили, что уровни налоговых платежей будут соответствовать уровням потребления. Достаточно просто, но что вы делаете с молодыми налогоплательщиками?

Принцип налогообложения основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства . Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной. Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Так, принципы налоговой ответственности как самостоятельного института налогового права закреплены в главе 15 НК РФ и включают требование законности, презумпцию невиновности, однократность и индивидуализацию наказания, принцип сложения налоговых санкций и др. Статья 40 НК РФ устанавливает специальные принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Они потребляют очень дорогое образование, которое они со временем расплачиваются, покупая дома, чтобы начать семью, которая выплачивается через ипотечные кредиты, покупая свой первый автомобиль, свою мебель и воспитывая детей. Краткосрочное и долгосрочное потребление смешиваются в реальной жизни, что создает проблемы для аналитиков распределения.

Во всяком случае, модели потребления, как правило, следуют жизненному циклу: высокое потребление и задолженность на раннем этапе, за которым следует увеличение чистой стоимости и меньшего потребления в средней жизни, что заканчивается низким потреблением и истощением сбережений над выходом на пенсию. Если бы система налогообложения следовала этой схеме потребления, было бы справедливо?

Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах» :

1. . Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Наконец, некоторые аналитики утверждают, что мы можем много узнать о справедливости налоговой системы, изучив фактические предельные налоговые ставки, с которыми сталкиваются налогоплательщики по доходу. Если налоговая система удовлетворяет вертикальным и горизонтальным критериям справедливости, то предельные налоговые ставки будут примерно одинаковыми для всех налогоплательщиков в каждом классе доходов.

То есть Конгресс решил использовать налоговую систему для достижения конкретных социально-экономических целей, что привело к значительному распада в вертикальном капитале. Несмотря на то, что на этом графике много общего, его единственным важным сообщением является то, как таргетинг на налоговые льготы вызвал значительные искажения капитала в коде. Диаграмма Хассетта показывает, что отклонение от налоговой системы, основанной на принципах, привело к тому, что налоговое законодательство было менее справедливым.

2. . Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Формирование и эволюция принципов налогообложения

Достижение значительно более совершенного налогового кодекса, очевидно, связано с основными законодательными усилиями. Руководящие принципы перед членами Палаты представителей и сенатом должны помочь им извлечь наш налоговый кодекс из драматических трудностей, в которые он упал.

Чтобы помочь учащимся понять, что люди с трудом соглашаются на справедливый налог из-за разных ценностей и приоритетов. В Соединенных Штатах к людям относятся в равной степени по закону. Например, люди, имеющие одинаковый доход, должны облагаться налогом таким же образом. Два принципа налогообложения связаны с равным отношением к налоговым вопросам: полученными выгодами и способностью платить.

3. . Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. . Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Полученные выгоды: Согласно этому принципу, те, кто получает или получают выгоду от государственной службы, должны платить за это. Люди, которые пользуются платной дорогой, должны заплатить пошлину. Люди, которые используют парк, должны платить за парковку. Не всегда легко понять выгоды, которые получают разные люди от некоторых государственных услуг, таких как национальная оборона.

Способность платить: у некоторых людей более высокие доходы или больше, чем у других. В соответствии с принципом оплаты, эти люди платят больше налогов только потому, что они могут позволить себе платить больше. Концепция налоговой справедливости, в которой говорится, что люди с разным уровнем богатства или разным доходом должны платить налоги по разным ставкам. Доход включает заработную плату, проценты и дивиденды, а также другие платежи.

5. . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Концепция налоговой справедливости, в которой говорится, что люди должны платить налоги пропорционально выгодам, получаемым ими от государственных товаров и услуг. Попросите учащихся выполнить одно или несколько из следующих действий. Проанализируйте со студентами концепцию платежеспособности и различия между богатством и доходом. Изучите преимущества, полученные в качестве меры справедливости. Согласно этому принципу люди, которые используют объект или услугу, должны платить за это. В качестве примера отметим плату за вход и парковку, которые помогают оплачивать эксплуатацию и обслуживание национальных парков.

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

Принцип законности налогообложения .

Законность представляет собой многоплановую юридическую категорию, под которой в литературе понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д. Обобщив высказанные в литературе позиции, можно определить законность как точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Попросите другие примеры полученных преимуществ. Напомните студентам о трудностях в достижении соглашения о справедливом налоге, поскольку люди имеют разные ценности и приоритеты. У меня даже была довольно интересная записка от парня, который сказал, что он не думал, что это справедливо, что только потому, что его доход был настолько низким, что он не заплатил федеральные налоги.

Средние и малообеспеченные домашние хозяйства платят эффективную ставку около 9% по налогам на заработную плату; верхняя 1% платит 2%; семьи со средним доходом выплачивают 17% от общей суммы налога на заработную плату; верхняя 1% платит 4%. Другими словами, богатые платили большую часть федеральных подоходных налогов не потому, что их налоговые ставки выросли - фактически, они пошли вниз. Это потому, что они собирали львиную долю роста на протяжении десятилетий.

Правовой институт законности включает две составляющие . Первая касается сферы правотворчества, где законность состоит в соблюдении законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение этих требований по форме или по существу влечет ущербность нормативного акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены. Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и выражается в неукоснительном выполнении правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство. В сфере налогообложения присутствуют обе составляющие.

Эти изменения связаны с тем, что, когда вы пользуетесь определенным типом дохода, вы увидите его больше. Конечно, вы обнаружите, что люди согласятся с вами, например, защитники единого налога могут присоединиться к вам. Тот факт, что налоговый кодекс стал менее прогрессивным в период, когда распределение доходов до налогообложения стало более неравным, является еще одним аспектом несправедливости - нарушением принципа №.

На следующем рисунке показано, что система налогов и трансфертов стала меньше оплотом против неравенство с течением времени. Это то, что они оставляют нас с слишком небольшим доходом, чтобы помочь компенсировать недостатки, которые блокируют возможности наименее обеспеченных людей, которые обеспечивают им безопасную сеть в трудные времена, которые помогают им удовлетворить основные потребности в еде и жилье. Наконец, несмотря на все предсказуемые соревнования, единственный принцип налоговой справедливости, который кажется неповрежденным, - это # ​​Если вы были богаты или бедны до наступления налогового дня, вы снова будете завтра.

Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам:

· налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления;

· налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;

Пять принципов налоговой справедливости

Майк говорит: Не говоря уже о том, что с более прогрессивной налоговой системой в экономику встраивается больше стабильности. Меня особенно раздражают люди рабочего класса, которые спорят о едином налоге. Конечно, это справедливо: каждый платит ту же ставку налога. Нужно лишь немного подумать, чтобы понять, что это не так справедливо на практике. Наверное, это то, на что они рассчитывают. Легко сказать, что плоский налог - хорошая идея. Объясняя, как это мошенничество, требуется еще много слов. Меллон получил отмену налога на сверхприбыль во время войны, а верхняя предельная ставка по физическим лицам упала с 73% до 58%. Но преимущественное отношение к приросту капитала было впервые введено в размере только 5%, что фактически снизило ставки самых богатых людей с 73% до 5%. Неожиданно для супербогатых, которые были на месте в течение последних 90 лет. Такие организации, как «Альянс семейного богатства», имеют членов, которые регулярно встречаются и разрабатывают стратегии сохранения семейного богатства для многих будущих поколений. Пэрис Хилтон, Ким Кардашян и Хайме Джонсон - всего лишь несколько примеров. То, что они означают, - это «плоский налог на заработанный доход», и они предпочитают нулевой налог на инвестиционный доход. Кроме того, на самом деле, они предпочли бы главный налог за плоский налог - это их реальное определение справедливости. Доход от налогообложения по обычным ставкам и списание корпоративного подоходного налога. Консерваторы неизменно противодействуют тому, что 47% домохозяйств не справедливо платить нулевой федеральный подоходный налог. - Вы видели, как консерваторы утверждают, что налоги на какую-то группу должны повышаться? Гровер Норквист съел их на завтрак. И ставки государственных налогов, как правило, довольно плоские. - Что это за состояние? В то время как налоги с продаж являются регрессивными, государственные доходы и налоги на имущество, как правило, довольно прогрессивные. Ларри говорит: фактические эффективные налоговые ставки самых богатых семей резко упали, - часть из этого связана с тем, что их доходы перешли на инвестиционный доход. Во всяком случае, это обоснование утверждения правила Баффета увеличивает справедливость: оно частично устраняет уменьшенную прогрессивность в отношении некоторых домохозяйств-миллионеров, особенно тех, кто имеет большую часть своего дохода от капитала, а не заработной платы. - Так более прогрессивным является более справедливым? Но в какой-то момент более прогрессивные становятся «конфискационными» и «перераспределительными». «Ясность» показывает нам, где провести линию между двумя? Тот факт, что налоговый кодекс стал менее прогрессивным в период, когда распределение доходов до налогообложения стало более неравным, - это еще одно измерение несправедливости - нарушение принципа. - Теперь мы глубоко погружены в противоречие. Мы все еще не знаем, насколько прогрессивным вы должны быть, чтобы быть «справедливым». На приведенном ниже рисунке показано, что система налогов и трансфертов стала меньше оплотом против неравенства с течением времени. Это показывает, что неравенство выросло на 10 процентных пунктов быстрее после налогов и трансфертов, чем раньше. - Теперь мы вводим неравенство в дискуссию. Является ли неравенство мерой справедливости? Если да, то каким образом мы должны добиться справедливости в отношении дохода? Алан говорит: Мой вопрос связан с диаграммой «Доля дохода, уплаченного налогами по доходам». Используется ли «доход», на котором основана карта, наследование? Если это так, это реалистично, но если это не так, это нереально. Если первые 1% могут сказать, что они заплатили самый высокий процент от общих налогов, но если ставка налога основана на общей сумме дохода, которая не включает наследование, то это бессмысленно. Предположение, по-видимому, подразумевает, что любой, кто делает добро, делает это за счет другого. Какая полная нагрузка дерьма, но своего рода «материал», который часто бросают туда, пытаясь козел отпущения и разделить американцев. Этот тип бессмыслицы должен остановиться. Наша налоговая система необычайно прогрессивна, причем топ-10% получателей платят ~ 70% подоходного налога. Нижняя группа получателей дохода платит ноль за отрицательные налоги. На самом деле наш налоговый кодекс стал более прогрессивным при Буше. Для тех, кто хочет вернуться к налоговым ставкам эпохи Клинтона, эти ставки были на 50% выше по минимальной предельной ставке. О, но подождите, это всего лишь возврат к ставкам для самого высокого уровня работников, потому что, хорошо, эй, экономика была прекрасна! Это может быть одно глупое утверждение, сделанное с серьезностью. Компании росли с поразительной скоростью, что привело к огромным доходам от налогов на прирост капитала. Налоговый кодекс является прогрессивным, но он слишком сложный, чтобы быть эффективным. Упрощение должно быть частью реформы и справедливости. Кощунство в финансовом отношении - это зло. Но, конечно, кто заботится о стабильной экономике в эти дни? . Однако принцип выгод неэффективен для эффективного предоставления общественных благ.

· акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;

· при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог;

· акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы», Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения .

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Всеобщность налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера.

Отметим, что НК РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». В то время как ст. 57 Конституции РФ, находящаяся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации . КС РФ указал, что «налог это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Принцип равенства налогообложения означает, прежде всего, запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса . Равенство налогообложения частное проявление универсального, общеправового принципа формально-юридического равенства, действующего во всех отраслях современного права. В самом общем виде этот принцип закреплен в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Статья 19 Конституции РФ провозглашает: «Все равны перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип равного налогового бремени не допускает установление дискриминационных правил налогообложения в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков. В частности, КС РФ указал, что дифференциация режимов налоговых платежей не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев, поскольку это противоречит конституционному принципу равенства.

Принцип соразмерности налогообложения .

Соразмерность налогообложения включает требования:

· пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

· обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

· допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Требование пропорциональности логично дополняет принцип всеобщности налогообложения: каждый участвует в формировании централизованных бюджетных и внебюджетных фондов соразмерно своей фактической способности уплачивать налоговые платежи . Таким образом, предполагается дифференцированный подход к различным по размерам объектам налогообложения. По общему правилу, чем больше налоговая база (размер земельного участка, стоимость имущества, мощность двигателя, величина дохода или прибыли), тем больший налог должен уплатить налогоплательщик.

Установление налогов и сборов должно быть экономически оправданным и целесообразным, базироваться на всестороннем экспертном и статистическом анализе финансовой ситуации в стране, увязываться с бюджетным процессом, соответствовать провозглашенным политическим целям государства. При этом совокупный размер бюджетных расходов (потребности государства в бюджетных средствах) не может выступать определяющим критерием в налогообложении. Сам по себе бюджетный дефицит, то есть отсутствие финансовых средств у государства, еще не составляет необходимое и достаточное «экономическое основание» для взимания налогов и сборов, хотя, безусловно, влияет на структуру налоговой системы.

Поскольку налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности – одного из основных прав и свобод человека, на законодательство о налогах и сборах в полной мере распространяется положение части третьей ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, то есть пропорционально, соразмерно им.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно признаваться несоразмерным. Налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более - разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также – не должен выталкивать плательщика в «теневые» секторы жизнедеятельности общества. В сфере налогообложения принцип соразмерности диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы .

Принцип единства налоговой системы России .

Требование единства налоговой системы Российской Федерации логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер . Установление общих принципов налогообложения и сборов, формирование налоговой системы, включающей, в том числе, исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ. «Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, указал КС РФ, приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей». В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы также федеральным законодателем.

Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. При этом налоговые органы, будучи отнесены к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации; налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.

Принцип определенности налогообложения .

Требование определенности – важнейший признак права как системы социальных норм. Источники права, особенно законодательство, отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Язык налогового законодательства должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому, рассчитан не на узкого специалиста, а на обычного, «среднего» россиянина. Особое значение здесь придается правилу, сформулированному еще древнеримскими юристами: Leges intellegi ab omnibus debent – законы должны быть понятны каждому.

Вопросы определенности налоговых норм неоднократно затрагивались в судебной практике КС РФ, которым сделаны важнейшие выводы о том, что в Российской Федерации, как в правовом государстве, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно этим обусловлено предписание НК РФ о том, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он обязан платить. Формальная определенность налоговых норм должна обеспечить их правильное понимание и применение. Расплывчатость налоговой нормы, наоборот, может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым – к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения. Поэтому предусмотренный в дефектных – с точки зрения требований юридической техники – нормах налог не может считаться законно установленным (Постановления КС РФ от 28.03.2000 № 5-П, от 20.02.2001 № 3-П и др.).

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов. К сожалению, термины «сомнение», «противоречие», «неясность» нормативно не определены и носят оценочный характер. В то же время при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение налогового права. Перечислите его основные источники.

2. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

3. Что понимается под налоговым законодательством?

4. На какие группы делятся источники налогового права?

5. Имеют ли законодательные акты о налогах и сборах обратную силу?

6. Дайте определение отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

7. Перечислите методы налогового права.

8. Охарактеризуйте принципы налогового законодательства.

9. Раскройте содержание принципа соразмерности налогообложения.

10. Что понимается под принципом единства налоговой системы России?

В этой главе рассматриваются правила налогообложения, сформулированные А. Смитом. Приводится анализ принципов налогообложения, предложенных А. Вагнером. Подробно освещены основные направления современных принципов построения систем налогообложения. Раскрыты экономические принципы налогообложения. Одновременно характеризуются основные организационные принципы системы налогообложения. Также рассмотрены юридические принципы налогообложения.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, налоговым ставкам, способам взимания, фискальными полномочиями органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы налогообложения, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Потребность в выработке правил налогообложения появилась буквально с возникновением налогов и фактически с этого момента данная проблема стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. В этот период их мировоззрение строилось на индивидуалистических теориях государства и налогов, в соответствии с которыми государство должно было как можно меньше обременять налогоплательщика. Что касается интересов государства, то согласно указанным теориям налоги должны удовлетворять минимальные потребности казны.

Правила налогообложения А. Смита

В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Основоположник классической политической экономии шотландский экономист А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", изданном в 1776 г. впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения. Суть их состоит в следующем.

Правило равномерности гласит, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

Это правило нередко в экономической теории называется также принципом справедливости, поскольку оно призывает ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

Суть правила определенности, или известности, состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Исходя из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов1.

Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые ученые еще ранее А. Смита сформулировали определенные положения, относящиеся к принципам налогообложения. Например, идеи о необходимости равномерности налогообложения, определенного удобства для налогоплательщика и возможно меньшего налогового гнета до А. Смита высказывали В.Р. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771).

В частности, французский экономист В.Р. Мирабо считал, что налогообложение должно основываться непосредственно на самом источнике дохода, быть с ним в постоянном соотношении и не должно быть обременено издержками взимания.

Но именно А. Смит сумел не только четко и ясно сформулировать, но и научно обосновать указанные положения, чем заложил фундамент начало теоретической разработке принципиальных основ налогообложения.

Как видно из указанных принципов, они построены А. Смитом исходя из интересов одной стороны налоговых отношений - налогоплательщика. Поэтому сформулированные А. Смитом, принципы получили название "декларации прав плательщика".

Принципы налогообложения А. Вагнера

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

Предложенные принципы налогообложения А. Вагнер в конце XIX в. изложил в девяти основных правилах, которые он объединил в четыре группы.

1. Финансовые принципы:

достаточность налогообложения;

эластичность, т. е. подвижность, налогообложения.

2. Экономико-хозяйственные принципы:

надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал);

разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

3. Этические принципы, или принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения.

4. Принципы налогового администрирования:

определенность налогообложения;

удобство уплаты налога;

максимальное уменьшение издержек взимания.

"Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева

Подкрепление и определенное развитие принципов налогообложения А. Смита получили в труде российского ученого Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов" (1818). Касаясь правила справедливости, он отмечал, что каждый налог имеет свои неудобства и поэтому при введении налогов следует избирать те из них, которые сопряжены с меньшими неудобствами. При этом Н.И. Тургенев указывал на необходимость установления умеренных налогов. Он в своем труде особо подчеркивает необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. К числу важнейших принципов Н.И. Тургенев относит также такие принципы, как определенность налога, сокращение издержек, а также удобство взимания налогов. Существенным развитием теории налогообложения явилось высказывание Тургенева о целесообразности взимания налога не с самого капитала, а с дохода, причем чистого дохода, с тем чтобы не истощать источники государственных доходов.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение вышеназванные принципы налогообложения получили лишь в начале XX в., когда после первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы.

Между тем, налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

Разработанные в XVIII - XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему.

Указанную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения (рис. 8).

Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения, которые схематично приведены на рис. 9.

В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Принцип равенства в вертикальном аспекте

При этом равенство и справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Иначе говоря, с повышением дохода должна увеличиваться и налоговая ставка. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.

Принцип равенства в горизонтальном аспекте

Согласно принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.

Реализация принципа равенства: два подхода

Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу, уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета, различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и других социальных затрат. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

В построении мировых налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Наиболее наглядно иллюстрирует принцип равенства и справедливости так называемая "кривая Лоренца", представленная на рис. 10.

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено биссектрисой ОСА.

Эта прямая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей полное равенство и кривой Лоренца (ОЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Треугольник, образованный биссектрисой и осями координат (ОВ и АВ), характеризует крайнюю степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. Анализ кривой Лоренца позволяет сделать заключение, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение доходов после вычета налогов более равномерным по сравнению с их распределением до вычета налогов. Отсюда можно сделать вывод, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков.

Принцип эффективности налогообложения

Среди экономических принципов налогообложения наиболее принципиальное значение имеет принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным. Иными словами, налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций. Реализация этого принципа возможна лишь при условии, что налог устанавливается не на производительный капитал, а именно на доход. Главная мысль здесь состоит не в отрицании

возможности обложения производительного имущества, а в том, что размер налога не должен превышать величины, приводящей к его сокращению;

максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип соразмерности налогов

Необходимо отдельно выделить принцип соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков. Данный принцип также можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, в частности на уровень налогового бремени на товаропроизводителей.

Принцип множественности налогов

Принцип множественности налогов включает в себя ряд аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам. Другим не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость "бюджета одного налога", поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.

Практическое применение принципа множественности налогов должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности государственных финансов, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем ограниченное число видов налоговых поступлений с высокими ставками налогообложения.

Принцип всеобщности налогов

С принципом равенства и справедливости также тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложения каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.

Вместе с тем указанный принцип не носит абсолютного характера. Он распространяется не на всех лиц без исключения, а на тех, кто подпадает под понятие налогоплательщик". Это означает, что налоговое законодательство не должно делать исключений для отдельных категорий налогоплательщиков, как, например, это было в первые годы формирования российской налоговой системы, когда военнослужащие, работники прокуратуры и лица некоторых других профессий освобождались от уплаты налога на доходы физических лиц. Одновременно данный принцип не означает, что все без исключения граждане обязаны платить налоги, вне зависимости от того, имеют они доход или владеют имуществом.

Принцип универсализации налогообложения

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного и складочного капитала или фонда или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;

должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

Принцип удобства и времени взимания налога

Одним из важнейших принципов является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщиков. Исходя из этого принципа каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.

Принцип разделения налогов по уровням государственного управления

Исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, имеет соблюдение принципа разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

Принцип единства налоговой системы

Существенным является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому не допустимы налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств или как-то иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Не должны, в частности, устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров, работ и услуг между разными территориями или муниципальными образованиями внутри страны, вывоз капитала за пределы территории внутри одного государства, либо ограничивающие капиталовложения в пределах другой территории или муниципального образования страны. Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов бюджета любого уровня, если их уплата переносится на налогоплательщиков других внутригосударственных территориальных образований.

Принцип эффективности

Важное значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. Вместе с тем налоги должны оказывать стимулирующее влияние на развитие национальной экономики и возрастание хозяйственной активности как юридических, так и физических лиц.

Принцип гласности

Принцип гласности означает требование официального опубликования налоговых законов, других нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип определенности

Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества. Исходя из этого налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, писем, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Нельзя допускать толкования законодательства по налогообложению органами исполнительной власти. Согласно этому принципу сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это создает устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, имея возможность уточняться с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых государством законов по вопросам государственного бюджета.

Принцип определенности налога означает также, что каждый должен знать, какие налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налог не может считаться установленным, если не определены плательщики данного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к произволу со стороны государственных органов и должностных лиц в отношениях с налогоплательщиками, нарушению прав граждан и организаций.

Принцип одновременности обложения.

Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Рассмотрим юридические принципы налогообложения, приведенные на рис. 12.

Принцип законодательной формы установления налога

Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, то при установлении налогов нужно учитывать положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Поэтому исключительно в законе должны быть определены перечень налогов, порядок их установления, изменения и отмены, основные элементы налога, а также порядок его исчисления и уплаты.

Реализация данного принципа обеспечивает детальную структурированность и целостность национальной налоговой системы, а также жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства.

Принцип равенства и справедливости

С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации одной из них.

Принцип приоритетности налогового законодательства

Важным является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Таким образом, при коллизии норм должны применяться положения именно налогового законодательства. Данный принцип нельзя понимать расширительно, поскольку он касается лишь тех случаев, когда затрагиваются положения, касающиеся сферы исключительно налогового регулирования, в частности установление льгот для отдельных налогоплательщиков, индивидуальных налоговых ставок, особых условиях налогообложения и т. д.

Принцип научного подхода к формированию налоговой системы

В российской экономической литературе нередко выделяется еще один принцип налогообложения, а именно: научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальное функционирование. Согласно этому правилу недопустимо при установлении ставок налога исходить сугубо из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Нетрудно заметить, что содержание этого принципа практически полностью совпадает с положениями принципа соразмерности налогов. Поэтому думается, что выделять научный подход в установлении налогов не следует. Вместе с тем нельзя отрицать, что применение на практике любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа.

Содержание как всей системы принципов в целом, так и каждого направления не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.

В то же время приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.

Отдельные принципы налогообложения, такие как множественность налогов, удобство, экономность и некоторые другие достаточно легко выполнимы, и даже обязательны. Абсолютное же соблюдение других принципов, например равенства и справедливости, соразмерности и некоторых других, практически невозможно, но государство обязано стремиться к их соблюдению при построении налоговой системы.

Нередко теоретики и практики налогообложения выделяют также и другие принципы. В частности, к числу таких принципов налогообложения нередко относят принцип федерализма, принцип плавности, принцип единства налоговой и финансовой политики, принцип равноправия субъектов федерации в сфере налогообложения, принцип социальной направленности, принцип разделения законодательной и исполнительной властей и некоторые другие. Нетрудно заметить, что указанные правила представляют собой по существу составную часть приведенных выше организационных, экономических или правовых принципов, и поэтому придавать им статус самостоятельного принципа налогообложения вряд ли целесообразно.

Не случайно поэтому экономическая наука к настоящему времени четко не определила принципы налогообложения.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что исторически основополагающими положениями налогообложения являются правила, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Современные принципы построения систем налогообложения объединяют в экономические, организационные и юридические направления. Важнейшим экономическим принципом налогообложения является принцип равенства и справедливости, который выражается кривой Лоренца. При формировании налоговых систем должны применяться кроме экономических принципов также организационные и юридические.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каковы основные правила налогообложения, сформированные шотландским экономистом А. Смитом?

Какие принципы налогообложения были предложены А. Вагнером?

Каковы основные направления принципов построения современных налоговых систем?

Какие экономические принципы налогообложения применяются в настоящее время?

В чем состоит принцип равенства и справедливости?

Что представляет собой принцип эффективности налогообложения?

Каковы основные организационные принципы налогообложения?

В чем заключается суть принципа универсализации налогообложения?

На каких юридических принципах базируются современные системы налогообложения?


Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...