Основные принципы финансового права. Общая характеристика, структура и классификация финансово-правовых норм


Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере.

Как и любая самостоятельная отрасль права, финансовое право основывается на общих и специальных принципах. К общим принципам относятся:

1) приоритет представительных органов власти перед исполнительными в сфере финансовой деятельности. Основы данного принципа были сформулированы еще до появления науки финансового права; в частности, Великой хартией вольностей (1215) королю запрещалось взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего». В Российской Федерации основу этого принципа составляют положения Конституции Российской Федерации (ст. 71), Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 153), в соответствии с которыми законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты, осуществляют контроль их исполнения. Составление проектов бюджетов и их исполнение возложено на исполнительные органы, которые представляют законодательным органам соответствующие отчеты. Законодательным (представительным) органам предоставлено право вводить налоги (ст. 72 Конституции РФ), утверждать проводимую эмиссию денег, принимать законы в сфере валютного регулирования и т.д. Несмотря на рассматриваемый принцип, представительные органы непосредственно взаимодействуют с исполнительными органами: совместно решают вопросы, касающиеся проектов бюджетов, вопросы о предоставлении кредитов, погашении долговых обязательств и др.;

2) принцип федерализма. Наиболее существенные характеристики принципа федерализма закреплены Конституцией РФ: государственный суверенитет (ч. 1 ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12). В основе этого принципа лежит государственное устройство Российской Федерации. Подтверждение тому - принятие в стране не одного, а целого ряда законов о федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). При этом, с одной стороны, каждый из бюджетов представляет собой относительно самостоятельные денежные фонды, а с другой - напрямую зависит от вышестоящих бюджетов, так как для формирования нижестоящих необходимо перераспределение средств. Кроме того, принцип федерализма составляет основу финансовой деятельности государства. Направления финансовой деятельности определяются на всех уровнях, но главенствующая роль при этом отведена федеральной финансовой политике. Именно она устанавливает и закрепляет основы и направления финансовой деятельности других уровней;


3) принцип законности. Весь процесс по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств осуществляется только в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное закрепление порядка и правил финансовой деятельности является основой для финансового законодательства. При этом принцип законности распространяет свое действие на всех участников финансовых правоотношений, в том числе и на государство. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного и таможенного регулирования. В основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, п. 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Невыполнение положений законодательных и иных нормативных правовых актов может повлечь за собой нестабильность в финансовой системе государства и негативные последствия в различных сферах общественной жизни. Поэтому государство, регулируя посредством детальной регламентации все финансовые правоотношения, одновременно обеспечивает возможность применения мер государственного принуждения;

4) принцип гласности. Финансово-правовые нормы доводятся до сведения всех участников финансовой деятельности через средства массовой информации. Так, в соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию. Отдельные вопросы, например информация о введении налогов и сборов, результаты проверок финансовой деятельности, освещаются в специализированных изданиях. Принцип гласности в финансовом праве имеет законодательные гарантии. Например, п. 1 ст. 5 HК РФ предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей со дня их официального опубликования. В некоторых случаях органы государственной власти обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства (ст. 32 Налогового кодекса РФ). Благодаря гласности можно избежать различных нарушений норм финансового права. Особое место занимает открытое информирование о ходе рассмотрения и утверждения бюджета, его основных показателях, а также о направлениях социально-экономического развития государства, результатах исполнения бюджета.

К специальным принципам финансового права можно отнести:

1) принцип плановости. Данный принцип составляет основу всех финансово-правовых норм. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы, поэтому создается целая система финансового планирования, включая отдельные предприятия. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты являются основными финансово-плановыми актами на уровне государства. При этом структура, порядок составления, принятия и исполнения бюджетов закрепляются в соответствующих правовых актах. Например, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). Планирование финансовой деятельности, в том числе предприятий, осуществляется в целях обеспечения стабильного развития, носящего долговременный характер. Более того, бюджет, бизнес-план, баланс, смета и другие виды финансовых планов являются эффективными инструментами финансового контроля;

2) принцип реальности. Этот принцип требует достижения запланированных результатов в ходе финансовой деятельности. В этом заключена взаимосвязь планирования и конечных результатов финансовой деятельности, находящая отражение в процессе составления и исполнения отдельных финансовых планов. При этом планирование изначально должно устанавливать реальные показатели деятельности на будущий период, так как соблюдение принципа реальности является основой стабильного развития всего государства и предприятий. Итоги деятельности и сравнение запланированных показателей с достигнутыми отражаются в специальных финансово-плановых актах - отчетах об исполнении тех или иных финансовых планов;

3) принцип эффективности действия финансово-правовых норм. Он основывается на обеспечении стимулирования финансовой деятельности и ее постоянного совершенствования. Финансовые нормы должны эффективно влиять на все экономические и социальные процессы в государстве. В то же время эффективность может выступать не только фактором развития, но и фактором сдерживания, поскольку в определенный период времени эффективность финансово-правовых норм может быть направлена на преодоление отрицательных явлений в экономике государства. Например, увеличение целевого финансирования наиболее перспективной отрасли - атомной энергетики, направленное на получение дохода в этой сфере, выступает фактором ее развития; напротив, сокращение финансирования отраслей электроэнергетики, базирующихся на использовании первичных энергоресурсов (угля, газа и т.п.), снижает затраты государства в этих отраслях и является фактором, сдерживающим их развитие.

Совокупность перечисленных принципов финансового права представляет собой проекцию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и распределения государственных и муниципальных фондов денежных средств, придает финансовой деятельности государства и местного самоуправления целенаправленность, наполняет ее конкретно определенным смыслом. Общеотраслевые принципы финансовой деятельности находят свое отражение во всех подотраслях и институтах финансового права, отражая закономерности финансово-правового регулирования.

Российское право в целом, как и отдельные его отрасли, в т.ч. финансовое право, формируется и развивается в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на базе кᴏᴛᴏᴩых действуют принципы его подотраслей и институтов с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований) Естественно, с тех пор данные принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Стоит заметить, что он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования данных отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно демонстрируется на них.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ч. 1 ст. 7) Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Стоит сказать, для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, кᴏᴛᴏᴩая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к данным проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ)

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71) К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72) Вне данных пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76)

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, ϲʙᴏбодного перемещения финансовых средств (ст. 8)

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации будет рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75)

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на базе согласования с субъектами может передать им некᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏи полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать ϶ᴛᴏт процесс. В связи с данным предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, кᴏᴛᴏᴩым в настоящее время приходится финансировать осуществление как ϲʙᴏих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133) Эти органы руководствуются законодательством РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта РФ. Стоит заметить, что они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из ϶ᴛᴏго принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106) К полномочиям Правительства РФ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114) Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в т.ч. государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через ϲʙᴏих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. Материал опубликован на http://сайт
К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на базе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15) В сфере финансов ϶ᴛᴏ относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36) Налоговый кодекс РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5)

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на базе финансовых планов, разрабатываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов будут, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ) Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и крайне важно для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет ϲʙᴏи особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на базе закона спроса и предложения. И здесь крайне важно прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации могут быть использованы программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе кᴏᴛᴏᴩых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Для совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Стоит заметить, что оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется ϲʙᴏдный финансовый баланс, в кᴏᴛᴏᴩом учитываются финансовые ресурсы страны. Нужно помнить, такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Стоит заметить, что он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.) За нарушения норм финансового права предусмотрены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Исключая выше сказанное, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ϲʙᴏе применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо ϶ᴛᴏго, названным подотраслям и институтам ϲʙᴏйственны и особые принципы, в кᴏᴛᴏᴩых пробудет их специфика. Все данные принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Принципы российского финансового права

Российское финансовое право характеризуется определен-ными принципами, т. е. основополагающими началами, прави-лами и требованиями, выражающими его (права) наиболее су-щественные особенности и целенаправленность. Эти принципы носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов в правоприме-нительной и правотворческой деятельности имеет важное зна-чение, так как позволяет правильно понимать и применять пра-вовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законо-дательстве.

Принципы отечественного финансового права впервые были сформулированы Е. А. Ровинским применительно ксоэетскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности госу-дарства". Естественно, что принципы современного финансово-го права изменились при сохранении определенной преемствен-ности.

Основными общеотраслевыми принципами действующего фи-нансового права можно назвать следующие: приоритетность пуб-личных интересов в правовом регулировании финансовых от-ношений; социальная направленность финансово-правового

1 См.: Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского фи-нансового права. М., 1960. С. 21-30.


____123

регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодатель-ной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; принципы плановости и законности. Основное содержание названных принципов определяется Консти-туцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конк-ретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регули-ровании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных обра-зований, предполагает использование финансово-правовых ин-ститутов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный принцип не противоречит частным интересам личности, напро-тив, последовательная реализация его позитивно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социалъной на-правленности финансово-правовогорегулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение.

Принцип федершшзма предполагает направленность финан-сово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении Функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для Жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации (ст. 71-73, 76 Конституции РФ). Совершенствование принципа Федерализма в финансовых отношениях относится к числу пер-востепенных задач Российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Соглас- н о финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

Финансовой политики, а также установленных совместно об-


Учебник: Краткий курс. Общая часть

щих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого-обложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый по-рядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики является необходимым ус-ловием гарантированного Конституцией РФ единства экономи-ческого пространства в Российской Федерации, свободного пе-ремещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует также единой денежной системы в стране (ст. 75 Конституции РФ).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея-тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты Федерации в равной мере распространяется федеральное фи-нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде-рации осуществляет собственное правовое регулирование фи-нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятелъностъ финансовой деятелъности органов мест-ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера-

Социалъная направленностъ финансовой деятелъности в Рос-сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу-дарство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосре-доточение в распоряжении государства необходимых финансо-вых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодателъной (предста-вителъной) и исполнителъной власти, Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам феде-рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансово-го, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссий (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разра-


Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права ____125

ботка проекта федерального бюджета и обеспечение его испол-нения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение фун-кций на других уровнях законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Кон-ституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управ-лении делами государства как непосредственно, так и через сво-их представителей.



Принцип гласности. Основы его установлены нормами Кон-ституции РФ, требующими официальноп) опубликования зако-нов, что непосредственно относится и к законам, регулирую-щим финансовую деятельность (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в финансовом законодательстве (напри-мер, ст. 28, 36 БК РФ, ст. 5 НК РФ).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность го-сударства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуще-ствляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и про-граммами, а также планами предприятий, организаций и уч-реждений. Формами финансовых планов являются, в частно-сти, бюджеты разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71, 114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и явля-ется необходимым для них,выступая важным элементом регу-лирования экономического и социального развития и управле-ния финансами, хотя и со своими особенностями.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансо-вой системы. Оно осуществляется на всех территориальных Уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рам-ках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе госу-Дарства в целом составляется сводный фцнансовый баланс, в кото-ром учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансо- в ью балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законносты означает необходимость строгого соблю-Дения требований финансово-правовых норм всеми участника- м и отношений, возникающих в процессе финансовой дея-



Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 127


тельности. Он распространяется на государственные органы вла-сти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Консти-туции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих раз-ные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным под-отраслям и институтам свойственны и особые принципы, в ко-торых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития, угл"убления, конкретизации в финансовом законода-тельстве и последовательной реализации.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности 1 .

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права 2 .

Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований, по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей.

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии 1 .

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее Необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также Жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в Рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ев) субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные) налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72) 1 . Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства

Единство финансовой политики и денежной системы, самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки, основ федеральной финансовой политики, а также установленный совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа 1 .

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального’ опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст 114 ст. 132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование.

В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование 1 .

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в; законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные: стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика 2 .

Анализ принципов права, в том числе и отраслевых, не только не теряет своей актуальности, но и усиливает ее на современном этапе развития России. Это обусловлено тем, что помимо выражения сущности и целенаправленности правового регулирования они определяют пути развития и совершенствования права. Сказанное в полной мере относится к финансовому праву, особенно в связи с продолжением процесса его формирования и задачами четкого определения в этой отрасли права федеральных и региональных аспектов.

Основными общеотраслевыми принципами финансового права можно назвать следующие: приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений с учетом частных интересов; социальную направленность финансово-правового регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы; равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и, наконец, принципы плановости и законности.

2. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА


2.1. Понятие принципа законности

Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Действующая Конституция Российской Федерации содержит также ряд норм, направленных на обеспечение законности в сфере судопроизводства и правосудия (ст. 19, 21, 22, 23, 25, п.«о» ст. 71, пп.«б», «к», «л» ст. 72, ст. 76, 118, 120-123 и др.).

Исходные положения принципа законности, выраженные в ч. 2 ст. 15 Конституции, носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ), Конституции республик в составе России и уставы других субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы (пп. «б», «к», «л» ст. 72, ст. 76 Конституции РФ). Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Заметим, однако, что законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации. В свою очередь федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (чч. 3 и 5 ст. 76 Конституции).

Законность — явление политики правовой жизни, признак политической системы. Первый элемент законности — аспект общеобязательности права. Здесь законность является специфическим выражением свойств и регулятивных качеств права. Ведь право таково по самой своей природе, что мыслимо лишь в состоянии, когда образующие его нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. А коль скоро есть право, значит, существует и законность, т. е. такой порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать и исполнять нормативные предписания.

Следующий элемент законности — это идея законности, то есть формирующаяся в правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась всеобщность права, действительная реализация субъективных прав. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушения и пр.) выступают прежде всего по своей сути в качестве идеи политического сознания. Наиболее важный (третий) элемент законности заключается в том, что она как особое, отличное от собственно права самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда отмеченные выше идеи и начала воплощаются в особом режиме общественно — политической жизни, в системе требований законности. Причем всегда отчетливо проявляется тесная связь законности с правом, как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через закон (и иные формы), данный режим и именуется законностью.

Таким образом, законность является, а вернее, должна быть одним из основных атрибутов политического режима государства.

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то из таких актов или любой иной правовой акт, в том числе изданный федеральным органом, противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской. Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неотвратимость ответственности – этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.

Контроль за реализацией законов – выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в срорме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

Особенностью современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

2.2. Принцип законности в системе принципов финансового права

Среди всех принципов финансового права важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов.

Финансовые отношения во многом сводятся к отношениям, связанным с изъятием части собственности, выраженной в денежной форме. Такое изъятие может быть осуществлено только на законных основаниях. В противном случае финансовое право как выражение публичной власти теряет свое регулирующее значение. Беззаконие в финансовой сфере, безусловно, не получает такого общественного резонанса, как преступления против жизни и здоровья личности, однако по своим общественным последствиям оно, пожалуй, самое опасное явление.

Принимающие решения в области распределения части вновь созданной стоимости заранее просчитывают, каким образом и в какие сроки такое распределение произойдет, в каких размерах будут сформированы денежные фонды. Этот элемент управления процессом распределения называется планированием. Финансовое планирование охватывает все звенья финансовой системы, является обязательной функцией органов государственной власти и государственного управления. В той или иной мере финансовым планированием занимаются и другие участники финансовых отношений 1 .

Нормы финансового права, устанавливающие права и обязанности участников финансовых, бюджетных, налоговых и иных отношений, относящихся к сфере этой отрасли права, должны четко указывать на объем таких прав и обязанностей. Разграничение полномочий, четкое определение правил дозволенного поведения каждому участнику финансовых правоотношений можно выделить как еще один принцип, цементирующий финансовое право.

Сложность финансовых отношений и наличие большого количества органов как общей, так и специальной компетенции, не только участвующих в финансовой деятельности, но и управляющих финансовой системой, в связи с чем они наделены правом издания актов законодательства и других нормативных правовых актов, наталкивают на мысль, что следующим принципом финансового права можно обозначить принцип непротиворечивости финансово-правовых норм, содержащихся в актах различной юридической силы и различных юридических свойств 1 .

Финансовая деятельность государства регулируется не исключительно нормами финансового права. Однако по ключевым вопросам финансовых отношений, несомненно, в приоритете должны быть именно финансово-правовые нормы. Опыт свидетельствует о неоднократных попытках необоснованного внедрения норм других отраслей для регулирования финансовых отношений в республике. Приоритет норм финансового права в регулировании отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства над нормами других отраслей права, по, также можно позиционировать как принцип финансового права.

Свои исходные начала финансовое право берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов финансовых органов (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).

Принцип законности в финансовом праве предусматривает следующее:

— качество нормативно-законодательной базы финансового права и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы финансового права и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно «законную» (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);

— соблюдение норм права органами финансового права (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов финансового права).

2.3. Обеспечение принципа законности в финансовой сфере

Правопорядок в финансовой сфере является одной из основных частей государственного управления в сфере экономической и социальной деятельности. Он регламентируется правовыми нормами в области налогообложения, бюджетного устройства и бюджетного процесса, подтверждается реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, реализации обязанностей граждан, юридических лиц и государства.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в право(законо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

На вопрос о том, всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности ответ этот не может быть столь однозначно положительным, поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного акта, можно квалифицировать как нарушение законности.

Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам. На практике различение допускаемых должностными лицами нарушений закона, одни из которых являются и нарушениями законности, а другие нет, осуществляют эмпирически и в неадекватной форме.

Обеспечение правопорядка определяется осуществлением комплексных мер по совершенствованию финансового (в первую очередь налогово-бюджетного) законодательства и соблюдению его норм в процессе правоприменительной деятельности.

Нарушения финансового законодательства имеют место как на этапе законопроектной работы, так и в правоприменительной деятельности. Одна из главных причин нарушения финансового и налогово-бюджетного законодательства на этапе законопроектной работы – это усиление тенденций к стимулированию бессистемности действующего законодательства 1 .

Существенным недостатком действующего правового регулирования налогово-бюджетного и финансового управления является ориентация на совершенствование механизма эффективности конкретных функций управления, а на регламентацию фискальной компетенции, полномочий, функций органов налогового контроля. Разница здесь весьма существенна.

Эффективность инструментов налогово-бюджетного управления (налоговые ставки, налоговые сроки, налоговые льготы и др.) проверяется «обратной связью между воздействием и результатом».

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т. д. 1 .

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Под гарантиями законности понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так и вне ее.

Следует различать общие (экономические, политические и духовно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии законности. Правовые гарантии как вид специальных гарантий законности включают:

а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления нарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и контроля за состоянием законности;

е) меры профилактики нарушений законности.

Надзор и контроль за состоянием законности включают:

контроль высших органов государственной власти; контроль высших органов государственного управления (высшей администрации);

конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.

С управленческих позиций организация системы защиты и обеспечения законности означает, во-первых, определение состояния законности в том или ином звене государственного аппарата, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику нарушений законности, защиту законности и ее упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

Законность в финансовой сфере гарантируется, в частности, введением:

1) единых (унифицированных) правовых норм и стандартов при использовании налогово-бюджетных инструментов управления;

2) единых критериев правового регулирования контрольно-координационных функций госорганов, осуществляющих налогово-бюджетную деятельность;

3) единых принципов и норм обеспечения законности и правопорядка при рассмотрении налоговых и иных финансовых споров.

Органами общего надзора за законностью и правопорядком в финансовой сфере являются органы государственного финансового контроля (Счетная палата Федерального Собрания РФ, Минфин РФ, Центральный Банк РФ, другие органы в сфере финансового контроля), органы налогового регулирования и контроля, органы прокуратуры РФ, судебные органы (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ).

Функции общего надзора за законностью и обеспечением правопорядка в налогово-бюджетной сфере направлены на контроль за деятельностью государственных органов по предотвращению, сокрытия объектов налогообложения, незаконного вывоза капиталов за рубеж, предотвращению недобросовестной конкуренции, монополизма на рынке, мошенничества на фондовом рынке, невыполнения бюджетных обязательств государства, вытекающих из законов о бюджете, невыполнения государством обязательств по формированию фондов страхования банковских вкладов юридических и физических лиц.

Основными направлениями осуществления общего надзора являются: анализ финансовой отчетности и финансовой информации госорганов и хозяйствующих субъектов; проверка законности реализации полномочий госорганов в финансовой (налогово-бюджетной) сфере; оценка расчетно-платежных потоков хозяйствующего субъекта, проверка соответствия налогово-бюджетных и иных финансовых ведомственных нормативных актов Конституции РФ и законам РФ, принесение компетентными органами протеста в порядке общего надзора за законностью на незаконные решения судов по налоговым спорам; надзор за законопроектной деятельностью в налогово-бюджетной сфере в целях обеспечения единства правовой системы и конституционности налогово-бюджетных мер.

Использование арбитражно-процессуальных и административно-процессуальных норм в процессе обеспечения законности и правопорядка в налогово-бюджетной сфере означает, что при обнаружении финансового нарушения не хозяйствующий субъект должен доказывать свою невиновность, а налоговые органы должны подавать в суд и доказывать вину хозяйствующего субъекта (налогоплательщика) или иного участника финансовых (налоговых) отношений по нарушению государственных финансовых интересов. Компетенция государственных финансовых органов в рыночной экономике преимущественно касается не только контроля, но и регулирования поведения участников рынка. Регулирующие функции контроля в условиях рынка можно проследить на примерах финансового контроля (общего надзора за законностью) в налогово-бюджетной сфере. 1

Пока финансовое законодательство в основном регламентирует контрольные и фискальные функции финансовых органов. В то же время правовое регулирование финансово-экономического федерализма и финансового рынка вообще выпадают из поля зрения финансового законодательства. Слабо намечены ориентиры по обеспечению финансовых гарантий государства по страхованию валютных, банковских и иных предпринимательских рисков. Нет системы государственного содействия оптимизации и законной минимизации финансовых расходов, выплат, обязательных платежей, что подтверждается частым непризнанием налоговыми, валютными, таможенными органами выводов и расчетов аудиторов. Поэтому на современном этапе важно установить пределы разумного сочетания административно-правового, финансово-правового и экономико-нормативного регулирования, выполняющего не только фискально-контрольные, но и регулирующие функции.

Законность и правопорядок в финансовой сфере должны обеспечиваться четкостью норм, конкретной ответственностью сторон (особенно госорганов), согласованием мер по совершенствованию налогово-бюджетного законодательства с государственной моделью управления финансами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации: Принята Всеобщим народным голосованием 12 дек. 1993 г.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

    Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (в ред. от 01.12.2004 № 145-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. 18 января 1995 г.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета. 1999. 30 июня.

    Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. М., 2006.

    Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М., 2002.

Формируется и развивается в соответствии с определенными принципами , т. е. основополагающими началами, правилами и требованиями, выражающими наиболее существенные его особенности. Принципы носят общеобязательный характер, поскольку непосредственно закреплены в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности имеет важное значение, поскольку позволяет правильно понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законодательстве.

В принципах финансового права отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, дсмо- кратии, сочетания убеждения и принуждения и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией.

Принципы отечественного финансового права были впервые сформулированы Е. А. Ровинским применительно к советскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности государства. Такой подход был воспринят и другими авторами, поскольку финансовое право регулирует отношения, возникающие именно в финансовой деятельности государства (дополним — и муниципальных образований). Естественно, с тех пор эти принципы изменились, сохранив, однако, определенную преемственность.

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие:

  • приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
  • социальная направленность финансово-правового регулирования;
  • федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
  • единство финансовой политики и денежной системы;
  • самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
  • распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;
  • гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • плановость и законность финансовой деятельности.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые и кредитные отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.

Вместе с тем упомянутый принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, его последовательная реализация положительно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социальной направленности финансово-правового регулирования. , вытекающим из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Хотя сегодня реализация названного принципа в полном объеме предстает неблизкой перспективой, определение данного направления в развитии финансового права имеет существенное значение. Для его реализации требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели. Необходимость усиления внимания к социальным проблемам на современном этапе отмечена Президентом РФ в ряде посланий: Бюджетном послании от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» и Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., получивших развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» (где особо выделена демографическая проблема, которая определена как самая острая в современной России, влекущая проблемы экономического и социального развития страны), в Послании от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах». Внимание к этим проблемам усилено в Послании Президента Д. А. Медведева от 30 ноября 2010 г., а также в Бюджетном послании Президента РФ от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Поставленная в них задача модернизации экономики определена не как самоцель, а как инструмент решения проблем в экономике и социальной сфере с конкретным указанием путей ее реализации.

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, на финансовое обеспечение задач, имеющих значение как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов (ст. 71-73, 76 Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Повышение эффективности реализации данного принципа в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы предполагает, что согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8).

Единство финансовой политики и единство экономического пространства требуют единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает и вводит в действие налоги и т. д. Федеральная власть на основе согласования с субъектами может передать им некоторые свои полномочия с финансовым обеспечением их осуществления. При определении перспектив развития федерализма в упомянутом Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. подчеркнута необходимость продолжать этот процесс. В связи с этим предложено передать часть инвестиционных средств федерального бюджета субъектам РФ, которым в настоящее время приходится финансировать осуществление как своих полномочий, так и полномочий муниципальных образований.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут участвовать в осуществлении государственных полномочий.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет раздельно полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума Федерального Собрания принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства РФ относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики и др. (ст. 114). Аналогично закреплено распределение функций органов законодательной (представительной) и исполнительной власти на других уровнях. Судебная система обеспечивает защиту прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, в том числе государства, муниципальных образований, граждан и юридических лиц, а также решает вопросы о привлечении к ответственности за правонарушения в данной области.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, а также в осуществлении ее контроля вытекает из положения Конституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства и непосредственно, и через своих представителей. Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Такое участие может осуществляться индивидуально, посредством проявления личной инициативы, а также через различные общественные организации. В последнее время появились новые общественные организации широкого профиля и определенного финансового направления деятельности. К первым относится, например, Общественная палата РФ, созданная на основе Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЭ (с изм. на 3 мая 2011 г., № 89-ФЗ) в целях взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления. Деятельность в области налогообложения осуществляет Российский союз налогоплательщиков, учрежденный в 2004 г. в целях поддержки деятельности, направленной на повышение уровня правового сознания налогоплательщиков, осуществления общественного контроля за управлением средствами государственного бюджета и т. п. Затрагивает сферу финансов и общественное движение «Против коррупции».

Основы принципа гласности установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего ознакомления (ст. 15). В сфере финансов это относится, в частности, к принятию законов о бюджетах федерального и регионального уровней, об отчетах об их исполнении и др. Принцип гласности получил специальное закрепление и в финансовом законодательстве. Гак, в БК РФ прямо говорится о гласности как принципе бюджетной системы (ст. 28), об обязательном опубликовании утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 36). Налоговый кодекс РФ в соответствии с этим принципом предусматривает вступление актов законодательства в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. Формами финансовых планов являются, в частности, бюджеты разных уровней, бюджеты внебюджетных фондов (ст. 71,114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и необходимо для них, поскольку выступает важным элементом регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и имеет свои особенности. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. И здесь необходимо прогнозирование для определения направлений использования финансовых ресурсов. В сфере финансового планирования в Российской Федерации используются программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу, на базе которых производится прогнозирование процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

В целях совершенствования последнего, помимо составления годового федерального бюджета, согласно Бюджетному посланию Президента РФ был разработан перспективный (среднесрочный) финансовый план на 2006-2008 гг., намечен переход к утверждению трехлетнего федерального бюджета, изменению содержания финансовых плановых показателей с ориентированием их на конечный результат, что впоследствии нашло закрепление в БК РФ.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Он распространяется на государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права предусмотрены соответствующие меры ответственности, в частности в НК РФ и БК РФ. Кроме того, за иные правонарушения в сфере финансов предусмотрены также меры административной и уголовной ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития и углубления, конкретизации в финансовом законодательстве и последовательной реализации.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...