Бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование экономики. Курсовая налогово-бюджетное регулирование в экономике россии


Главной задачей государства является стабилизация экономики, т.е. обеспечение роста объёмов производства, заня­тости населения, снижения уровня цен и их устойчивости, по­вышения уровня благосостояния населения. Эти задачи прово­дятся в жизнь через бюджетно-налоговую (фискальную) поли­тику и денежно-кредитное регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это госу­дарственная политика в области налогообложения, государст­венного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции, адек­ватного темпам экономического роста. Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительст­венными расходами и налогами. Она оказывает непосредствен­ное воздействие на уровень совокупных расходов и, следова­тельно, на объём ВВП и занятость населения, а также на регули­рование спроса.

Различают дискреционный и автоматический типы фис­кальной политики.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика -это автоматическое изменение государственных расходов и на­логов в соответствии с изменениями, происходящими в эконо­мике без вмешательства государства.

Автоматическая фискальная политика осуществляется при помощи «встроенных (автоматических) стабилизаторов», кото­рые применяются правительством автоматически, т.к. преду­смотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) прогрессивная шкала налоговых ставок (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает во время рецессии и быстро растёт во время оживления. Соответственно уменьшаются или увеличива­ются поступления в госбюджет. Падение поступлений сразу рас­ширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит;

б) пособие по безработице.

Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего сни­жения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Это препятствует падению доходов, поддержи­вает совокупный спрос и, следовательно, ВВП.

Данный процесс происходит автоматически без принятия каких-либо правительственных решений. Действие такой поли­тики в странах с развитой рыночной экономикой значительно смягчает тяжесть циклических колебаний, встроенные стабили­заторы амортизируют удары экономических кризисов.

Дискреционная - значит произвольная, зависящая от созна­тельного решения исполнительной власти. Дискреционная фис­кальная политика - политика, требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Законодательный процесс - процесс медленный, а медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.


При дискреционной фискальной политике в целях сокраще­ния падения производства и стимулирования совокупного спро­са в период спада целенаправленно создаётся дефицит госбюд­жета (увеличиваются госрасходы или снижаются налоги). Соот­ветственно в период подъёма целенаправленно создаётся бюд­жетный излишек (профицит) (высокий уровень занятости насе­ления позволяет сократить госрасходы, а значит, и совокупный спрос и выпуск продукции). Эти меры позволяют смягчить эко­номические катаклизмы и в определённой мере стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Чтобы фискальная политика была эффективной, её следует согласовывать с кредитно- денежной политикой.

Кредитно-денежная (монетарная) политика - это сово­купность мер, направленных на регулирование денежного обра­щения и кредита в целях стабилизации национальной экономи­ки, осуществляемой Центральным банком.

Суть этой политики состоит в том, что во время спада эконо­мики стимулируется рост предложения денег для поощрения рас­ходов, а в периоды подъёма экономики, наоборот, ограничивается предложение денег для ограничения расходов.

Главный субъект монетарной политики - это Центральный банк. Он реализует кредитно-денежную политику следующими способами:

операциями на открытом рынке (операции с государ­ственными ценными бумагами);

политикой учётной процентной ставки;

изменением нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке осуществляются Центро­банком (государством) путём покупки или продажи государст­венных ценных бумаг, облигаций. Таким образом масса денег может увеличиваться или уменьшаться. Для сокращения излиш­ка денежной массы в обращении Центральный банк активно на­чинает предлагать ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению.

Политика учётной процентной ставки. Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам под учётную ставку. Понижая учётную ставку, Центральный банк поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Следовательно, коммер­ческие банки за счёт этих ссуд увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учётную ставку, Центральный банк подав­ляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объём выдаваемых кредитов, а значит, и предложе­ние денег.

Изменение нормы обязательных резервов. Часть денег коммерческих банков обязательно хранится в виде резервов, а другая часть используется для предоставления кредитов. Если Центральный банк изменяет нормы обязательных резервов в сторону повышения, то обязательные резервы коммерческих банков растут, а возможности банка в области кредитования уменьшаются. Отсюда - снижение способности коммерческих банков создавать деньги путём кредитования. Однако, если же Центральный банк понижает резервную норму, то предложение денег у коммерческих банков растёт, и соответственно падает процентная ставка. Такой способ является мощным инструментом монетарной политики, однако на практике применяется весьма редко.

Монетарная политика заключается в быстроте и гибкости, причём она изолирована от политики, так как проводится Цен­тробанком, а не парламентом страны.

- 82.54 Кб

Введение.
Выбирая тему курсовой работы я решила остановится на такой актуальной теме как особенности бюджета налогового регулирования экономики России.
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Ведущую, определяющую роль в формировании бюджета играет налоговое регулирование и развитие экономической структуры любого современного общества, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Совершенствование механизма налогового регулирования в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма и непосредственно влияет на формирование бюджета России, особенно его доходной части.
Целью данной курсовой работы является: выявление особенностей налогового регулирования экономики России и влияние его на формирование государственного бюджета, а именно его доходной части.

Под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения, складывающиеся в государстве с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично, национального богатства в связи с образованием и использованием главного централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Бюджетная классификация государственного бюджета состоит из двух основных блоков: "доходы" и "расходы", которые в свою, очередь подразделяются на "государственный долг" и " финансирование".

1.Общая характеристика и инструменты бюджетно- налогового регулирования экономики,

1.1 Общая характеристика бюджетно-налогового регулирования экономики,
принципы рационального налогообложения.

В системе форм государственного регулирования экономики к числу наиболее значимых следует отнести налоговые. Налоговые регуляторы выполняют комплекс функций, посредством которых государство оказывает воздействие на воспроизводственные процессы. Прежде всего, речь идет о фискальной и стимулирующей функциях. Во взимании налогов реализуется монополия государства в его взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Это объективно присуще механизму государственного регулирования. Проблема заключается в том, что данная монополия создает противоречия между государством, как носителем монополии, и хозяйствующими субъектами, стремящимися к равной самореализации.

Если государство применяет селективное налогообложение, стремясь оказать поддержку тем сферам экономики, в которых заинтересованы органы государственной власти, то сужается налогооблагаемая база, обостряется противоречие между фискальной и стимулирующей функцией. В результате возникают два негативных последствия усиливается фискальная направленность налогообложения в сферах, на которые не распространяются льготы и нарушается принцип нейтральности налоговой системы, т.е. предприниматели различных отраслей, регионов ставятся в неравные условия. Последнее затрудняет рыночное саморегулирование.
Следовательно, должен быть сформирован механизм разрешения возникающего противоречия. При формировании рациональной системы разрешения противоречий налоговая система может защищать экономику от перегрева, способствовать экономическому росту, эффективно перераспределять ресурсы, материальные и денежные потоки.

К общим принципам рациональной системы налогообложения следует отнести:

  • эффективность,
  • сбалансированность фискальной и стимулирующей функций,
  • простоту, рациональность системы закрепления налогов,
  • нейтральность,
  • объективность,
  • финансовую справедливость,
  • административноуправленческая обеспеченность,
  • широкую базу налогообложения,
  • достаточность.

Экономически эффективной является такая система налоговобюджетных отношений в государстве, в рамках которой местные предпочтения определяют уровень и структуру предполагаемых государственных услуг. При этом учитываются такие факторы, как расходы на оплату этих услуг, сдерживающее влияние ограниченных доходов и наличие внешних воздействий. Таким образом, местные жители будут выбирать тот уровень услуг, который они предпочитают, выплачивая соответствующие налоги. Такой принцип налогообложения принципиально ближе всего к рыночным принципам взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.

В то же время, при направленности налогообложения на эффективность необходимо учитывать ряд ограничительных условий. Вопервых, региональные и местные органы власти должны быть наделены определенными полномочиями в сфере налогообложения, т.е. контролировать ставки и базу налогообложения. Вовторых, бремя налогообложения должно распределяться среди жителей данной административной единицы. Если оно экспортируется, то невозможно обеспечить выравнивание стоимости и полезности предоставляемых услуг, получаемых жителями данной территории. Втретьих, наряду с доходными функциями местные органы власти должны иметь возможность эффективно финансировать любые расходы без какихлибо ограничений сверху. Вчетвертых, эффективная система бюджетных отношений может иметь несправедливый в финансовом отношении характер, поскольку у более бедных административных единиц может оказаться недостаточно ресурсов для финансирования даже основных расходов. Впятых, эффективность может вступить в противоречие с макроэкономическим целями государства. Вшестых, для создания эффективной системы местных финансов могут потребоваться высокие административные расходы.

Сбалансированность фискальной и стимулирующей функций налогообложения. Соблюдение данного принципа является основополагающим условием нормальных расчетов с бюджетом и между хозяйствующими субъектами. Стимулирующее налогообложение обычно противопоставляется фискальному в перспективном плане. Чрезмерно высокий уровень налогообложения препятствует не только производственным инвестициям, ограничивая возможности развития производства в будущем. Он вызывает сокращение оборотных средств предприятий в такой степени, что текущее производство падает. Особенно, если высокий уровень налогообложения сочетается с инфляцией. Высокий уровень налогообложения принципиально изменяет характер действия инфляции на активность хозяйствующих субъектов. При низком налогообложении она стимулирует текущее производство, активизирует использование оборотных средств. Высокий уровень налогов в сочетании с инфляцией "вымывает" оборотные средства предприятий, особенно с длительным производственным циклом. При этом одновременно уменьшается объем поступающих в бюджет налоговых платежей, т.е. обе функции налогообложения не реализуются в достаточной мере.

С другой стороны, низкий уровень налогообложения может способствовать перегреву экономики и, соответственно, разбалансировке воспроизводственных пропорций. Следует считать, что сбалансированность фискальной и стимулирующей функций налогообложения достигается тогда, когда при нулевом приросте производства достигается полная собираемость налогов.

Простота, ясность, предсказуемость достигаются посредством достаточной жесткости требований не только к налогоплательщикам, но и к органам власти различного уровня. К их перечню относятся внешне очевидные, но зачастую не реализуемые требования:

  • планирование налогообложения должно быть стабильным как минимум в среднесрочном плане (35 лет);
  • в течение финансового года нельзя изменять параметры налогообложения (базы, ставки, льготы);
  • должны быть полностью исключены попытки органов государственной власти различных уровней конкурировать в области налогообложения отечественных товаропроизводителей. 1

При необходимости закрепления конкретной формы бюджетных поступлений за определенным уровнем власти целесообразно жестко разделить их источники. В этом случае тот или иной уровень власти, которому передано право налогообложения, получает возможность установления базы, ставок, использования и взимания налогов.
Налоговая система должна быть нейтральной по отношению к конкретному товаропроизводителю. Данный принцип вытекает из общей системы взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Рынок обеспечивает равную реализацию капитала в любых отраслях и сферах деятельности, равную прибыль на равный капитал. При изменении прибыльности в той или иной сфере деятельности возникают переливы капитала, приводящие к восстановлению принципа "равная прибыль на равный капитал". Различная тяжесть налогообложения в отраслях и регионах приводит к дезориентации капитала, препятствует его рациональным переливам.

Тесно связан с принципом нейтральности принцип объективности, означающий минимальное влияние решений органов государственной власти и управления на конкретных хозяйствующих субъектов, на их положение в рыночной среде. Фактически, он является организационной основой обеспечения нейтральности.

Нарушение данного принципа приводит к следующим негативным последствиям для экономики:

  • слабой ориентации экономической политики на стимулирование хозяйственной деятельности;
  • чрезмерности налогообложения для одних хозяйствующих субъектов и необоснованное занижение налогов для других;
  • отсутствию единой, целенаправленной системы льгот;
  • экономически неоправданному распределению бюджетных ресурсов между регионами.

Финансовая справедливость. Общее понятие справедливости в финансовой сфере может быть сформулировано следующим образом сочетание субсидий центрального правительства и налоговых полномочий местных органов власти должно дать всем административным единицам возможность предоставлять основные виды услуг при одинаковом уровне налоговых усилий. В этом случае неизбежно возникает перемещение ресурсов из богатых регионов в бедные, что и позволяет выровнять качество жизни всех граждан страны. В то же время стремление к финансовой справедливости вызывает ряд проблем.

Во-первых, стремление к финансированию с помощью субсидий снижает уровень налоговых усилий местных органов власти. Во-вторых, уменьшается степень подотчетности местных должностных лиц населению.
В-третьих, неизбежно возникает более широкое участие центрального правительства в установлении расходных приоритетов местных органов власти. Для решения этих проблем центральное значение имеет правильный выбор способа обоснованного перемещения ресурсов центрального уровня на местный.

Государственные органы, создающие справедливую систему бюджетных отношений должны учитывать два правила:

  • точное определение размера и характера диспропорций между бюджетным потенциалом и финансовыми потребностями различных территориальных единиц;
  • точный расчет динамики диспропорций при использовании альтернативных форм местного налогообложения и методов распределения субсидий центрального правительства.

Административноуправленческие возможности представляют собой важный фактор, который необходимо учитывать, принимая решение о закреплении налоговых платежей за различными уровнями власти. Каждый уровень власти должен быть в состоянии эффективно начислять и собирать налоги с широкой базой. В большинстве стран существует точка зрения, что местная система налогообложения управляется неэффективно, поэтому децентрализация налоговых полномочий приводит к сокращению общего объема мобилизуемых по стране налоговых поступлений.

Это связано с двумя обстоятельствами. Вопервых, на местном уровне недостаточно специалистов в области финансов, аналитиков, оценщиков, сборщиков налогов. Вовторых, местные политические деятели ближе к хозяйствующим субъектам и конкурируют друг с другом в экономической области. Поэтому на местном уровне возникает много факторов, препятствующих достаточно эффективному налогообложению.


Налогово-бюджетное регулирование в экономике России

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основные формы и методы государственного регулирования экономики России 5
1.1. Методы, применяемые государством 6
Глава 2. Налогово – бюджетное регулирование и его структура 16
2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства 17
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию налогово-бюджетного регулирования 22
3.1. Основные направления реформирования бюджетно-налоговой системы 22
3.2. Оптимизация налогового и бюджетного режимов 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Введение
Государственное регулирование экономики обращено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.
Основными субъектами государственного регулирования экономики (или государственной экономической политики) являются совокупность носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые отличаются уровнем и структурой своих интересов. Так, экономические интересы молодых семейных пар отличаются от интересов пенсионеров и др. Особенностью реализации интересов их носителей состоит в необходимости адекватных организационно-политических форм их выражения.
Выразители экономических интересов - это профессиональны союзы, политические партии, союзы промышленников и предпринимателей, комитеты защиты прав потребителей, творческие союзы (союз композиторов, художников, журналистов, писателей и др.), религиозные организации, независимые организации граждан по различным интересам. Способ выражения интересов субъектов экономической жизни общества меняется вместе с трансформацией общественной жизни и зачастую из-за ее неразвитости носит непоследовательный характер, зависит от субъективных устремлений исполнителей интересов. Из истории России известно, что стремление Ивана IY заменить наместников выборными посадских и крестьянских миров, то есть ввести самоуправление, не встретило поддержки со стороны многих миров из-за их неразвитости. Напротив, в XXI веке спустя почти 500 лет под предлогом незрелости носителей своих интересов вместо прямых выборов исполнителей интересов (главы субъектов федерации) вводится режим утверждения назначенцев.
Цель курсовой работы – рассмотреть налогово – бюджетное регулирование.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть основные формы и методы государственного регулирования экономики
- Рассмотреть структуру налогово-бюджетного регулирования
- Проанализировать основные направления совершенствования и реформирования налогово – бюджетной системы России.
Объект исследования –государственное регулирование экономики России.
Предметом является налогово – бюджетное регулирование.

Глава 1. Основные формы и методы государственного регулирования экономики России
Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.
Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.
1.1. Методы, применяемые государством
Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.К методам прямого государственного воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
- налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
- регулирование цен, их уровня и соотношений;
- платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.
Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.
В России созданы материальные, технологические и социальные основы индустриального общества. Таким образом, стратегическая цель развития экономики страны - постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.
Концепция развития экономики разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.
Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.
При программно-целевом подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в тех случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.
Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными (целевыми) результатами (показателями); включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно, а система мероприятий разработана не только с учетом достижения основной цели, но и с решением промежуточных задач. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, приводится оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и дается характеристика состояния экономики. Вот основные разделы этой программы.
- концепция программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Данная программа представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу. Анализ выполнения программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу и ее уточнение с выделением задач на предстоящий год содержатся в специальном разделе ежегодного послания Президента Российской Федерации.
По каждой целевой программе указываются: краткая характеристика, включающая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; необходимые объемы финансирования не только в целом, но и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программы.
Целью Правительственной среднесрочной программы на 1995-1997 гг. являлось достижение устойчивой стабилизации общего объема производства и возобновление экономического роста, а также осуществление макроэкономической стабилизации и создание на этой основе предпосылок для повышения инвестиционной активности. Большое внимание в этой программе уделялось и таким важным целям, подлежащим реализации, как дальнейшее улучшение условий для предпринимательства и деловой активности; активизация структурно-инвестиционной политики путем стимулирования инвестиций и высокоэффективных, конкурентоспособных производств при одновременном сохранении наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала; обеспечение роста уровня жизни населения...............

Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что радикальный пересмотр российской налоговой системы с целью изменения основных принципов ее функционирования и состава налогов недопустим. Она нуждается в серьезных изменениях частного характера в рамках уже сложившейся концепции налогообложения.
Основные выводы:
Фундамент успешной бюджетной политики – не формальное устранение дефицита бюджета, а разрешение порождающих его проблем
Для перевода российской экономики в режим устойчивого роста необходима либеральная налоговая реформа, направленная на снижение налогового бремени производителя и обеспечение равных возможностей для предпринимательской деятельности
Изменения налоговой системы должны проводиться в рамках уже сложившейся общей концепции налогообложения.

Основным источником бюджета любого государства являются налоги. С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Система налогообложения в государстве должна с одной стороны обеспечивать формирование бюджета, с другой стороны, не тормозить экономический рост.

Целью данной работы является определение налогообложение как важнейшего метода государственного регулирования экономики.

Задачами работы являются:

  • Раскрытие понятия налогов и их роли в формировании бюджета государства;
  • Рассмотрение системы налогообложения и ее влияние на развитие экономики.

Работа выполнена на основании изучения законодательно-нормативной базы и специальной литературы отечественных авторов по данному вопросу.


1. Понятие налогов и их функции

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений, которые возникают в процессе взимания государством налогов, вводят более широкое понятие «налогообложение», под которым понимают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование».

Отличительными чертами любого налога являются:

1) индивидуальная безвозмездность;

2) безэквивалентность;

3) обязательность;

4) законность.

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контрольную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Через фискальную функцию налогов происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для выражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слаборазвитых странах так и происходит. Там налоги в основном выполняют фискальную функцию.

Фискальная функция сама по себе является тормозом для хо-зяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени развития фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемости налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому немаловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функции налогов.

Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ-ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время.

Наиболее распространенными методами налогового регулирования являются:

  • изменение объема налоговых поступлений;
  • замена одних способов или форм обложения другими;
  • варьирование налоговыми ставками;
  • нивелирование налоговыми льготами и скидками;
  • изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта налогообложения);
  • реформирование структуры налоговой системы страны.

Хотя регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяй-ственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирую-щая функция налогов действует со знаком минус.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно-ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом.

Следует отметить, что все функции налогов тесно связаны между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном сче-те, к расширению функций государства и усилению его вмешатель-ства в экономику. На этой основе сформировалась регулирующая функция, которая способствовала появлению стимулирующей.

2. Налоговая система России

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность. В частности:

  • налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов. Налоговое законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране;
  • налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;
  • налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги).;
  • в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, единый социальный налог и др.), которые не существовали раньше;
  • налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-ственной налоговой службы;
  • новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас-пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов;

При налогообложении к плательщикам предъявляются одинако-вые требования и создаются равные условия путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечи-вать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества. Все это является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.

3. Налоговое планирование и регулирование

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов посредством налоговых инструментов.

Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики имеет прогнозирование налоговых поступлений. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий учета большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

В нашей стране планирование налоговых доходов федерального бюджета осуществляет Минфин России совместно с Федеральной налоговой службой.

Процесс прогнозной работы включает в себя несколько этапов.

I этап — аналитическая стадия сбора и обработки информации. На этой стадии органы Росстата, Федеральной налоговой службы, Фе-дерального казначейства доводят до Минфина России обобщенные сведения о текущих налоговых поступлениях. Эти сведения предо-ставляются отдельно по каждому налогу и для отдельных территорий. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о тех негативных моментах, которые проявляются в процессе сбора налогов (степень отклонения фактических поступлений от расчетных, количество вы-явленных налоговых правонарушений, причины недоимок и т.п.). В то же время подобного рода анализ позволяет выявить позитивное влияние действующей налоговой системы на экономическое разви-тие. Например, абсолютное увеличение налоговых поступлений по отдельным видам налогов, влияние существующих налоговых ставок на процесс инвестирования, структурные сдвиги в экономике и т.п. Все это будет иметь большое значение как при корректировке основ-ных направлений налоговой политики на следующий год, так и при определении конкретных налоговых ставок по отдельным видам на-логовых платежей.

II этап — Минэкономразвития представляет Минфину прогнозируемые на следующий год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых поступлений. Это такие показатели, как: объем ВВП; объем денежной массы; предполагаемый объем прибыли, создаваемый в отдельных отраслях хозяйства и на отдельных территориях; размер фонда оплаты труда; уровень инфляции; объем товарооборота и др.

III этап — с учетом представленных данных Минфин России про-водит расчет доходов консолидированного бюджета по основным на-логовым поступлениям. При этом обязательно учитывается степень риска, а в план заранее закладываются отклонения фактических объ-емов налоговых поступлений от плановых. Степень такого отклоне-ния зависит от непредсказуемости тех или иных факторов, которые являются существенными для отдельных налоговых платежей. Расчет проекта налоговых доходов осуществляется обязательно с учетом ре-зультатов проведения экспертизы исполнения бюджетов в текущем финансовом году.

IV этап — на основании произведенных расчетов Минфин Рос-сии формулирует свои предложения относительно корректировок налогового законодательства, которые представляются им в Государ-ственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на очеред-ной финансовый год. При необходимости могут корректироваться ставки отдельных налогов, система льгот по ним, размер необлагае-мого минимума (если речь идет о подоходном налоге), распределение отдельных налоговых доходов по уровням бюджетной системы и т.п.

В налоговом планировании используются разные методы: ими-тационные, многомерные и корреляционные методы; факторный и кластерный анализ и др.

Наиболее широко распространен в налоговом планировании факторный анализ. Он проводится по каждому налогу и позволяет более или менее точно определить, каким будет объем поступлений в буду-щем году по этому налогу.

Большое значение для выполнения плановых налоговых обязательств имеет принятая налоговая концепция. В зависимости оттого, какова налоговая концепция, можно говорить и о степени регулиру-ющего воздействия налогов на хозяйственную жизнь.

В настоящее время для действующей в России модели налоговой системы характерны следующие недостатки;

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины, различные сборы).
  3. Усложненность налоговой системы РФ. В настоящее время в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Необходимо существенно сократить число налогов, объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу. Например, вместо действующих имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость.
  4. Неэффективность существующих льгот. Льготы должны иметь временный и направленный характер и должны предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям, как это часто бывает сейчас.
  5. Недостаточно эффективным является контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств, доля которого в среднем достигает 40% денежного оборота страны, в результате чего «недоборы» платежей в бюджет составляют 20—25%.
  6. Частое изменение налогового законодательства, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

В ходе принятия частей первой и второй Налогового кодекса уже удалось внести существенные изменения в действующую систему на-логообложения.

Во-первых, на 1 января 2001 г. отменены оборотные налоги. Это налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы. Первый из них взимался по ставке 2,5% (0,5% суммы налога шли на федеральный уровень, 2% направлялись на формирование террито-риальных дорожных фондов). Второй налог составлял почти везде 1,5% и взимался на региональном уровне.

Во-вторых, снижена ставка налога на прибыль до 24%, а с 2009 года до 20%.

В-третьих, введен единый социальный налог. По замыслу прави-тельства этот налог должен в корне изменить систему финансирова-ния социальной сферы, а также снизить нагрузку на налогоплатель-щика. Вместо фиксированных ставок введена регрессивная шкала налогообложения, а все функции по сбору единого налога возложены на налоговые органы.

В-четвертых, введена единая ставка подоходного налога — 13%. Отменена прогрессивная шкала обложения доходов граждан. Теперь декларации о доходах должны подавать индивидуальные предприни-матели, частнопрактикующие нотариусы и адвокаты, а также граж-дане, желающие получить из бюджета возмещение уплаченных ими налогов. Таких вычетов стало больше — на здравоохранение, образо-вание, покупку жилья и т.п.

В-пятых, реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых, и, прежде всего, добычи углеводородно го сырья. Это позволило обеспечить изъятие в доход государства значительных сумм, обусловленных высоким уровнем мировых цен на нефть и газ.

В-шестых, заметно упрощен и облегчен режим налогообложе-ния малого бизнеса и сельскохозяйственных производителей за счет введения специальных налоговых режимов;

В-седьмых, начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земли.

В-восьмых, улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Вместе с тем отмеченные изменения хотя и оказали положитель-ное влияние, но не смогли решить полностью всех проблем суще-ствующей в России системы налогообложения.

В настоящее время большинство экспертов согласны с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:

  • постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на ре-альных производителей;
  • упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налого-плательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объ-единить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;
  • утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами РФ и муниципальными обра-зованиями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;
  • реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В част-ности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;
  • придать налоговым законам больше прозрачности, расши-рить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обес-печить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым нормам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;

внести поправки в уголовное законодательство, повышающее ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;

усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.


Заключение

Налоги занимают центральное место в комплексе экономических методов.

Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов. Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и других, что также, в конечном счете, способствует развитию экономики.

Посредством налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

В целом можно отметить, что эффективность налоговой системы - это не только количество и размер поступлений в бюджет, но и рост этих поступлений за счет развития и появления новых компании (то есть развития коммерческой деятельности), выход предприятий из «тени», особенно по зарплатным налогам и прибыли, наращивание оборотов. Налоговая система должна быть сбалансирована и ее основные функции не должны превалировать друг над другом, только тогда налогообложение может эффективно регулировать развитие экономики.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 323-ФЗ
  2. Государственные и муниципальные финансы/ И.Н. Мысляева.-М.: ИНФРА-М, 2007.-360с.
  3. Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 147.
  4. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие//С-Пб:"Издательский дом БИНФА", 2008, 256с.
  5. Финансы/под ред. А.Г. Грязнова, К.В. Маркина.- М.: Финансы и статистика, 2006.-410с.
  6. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление// Налоговый вестник", 2008.- 35-45с.

Тэги: Налоговая система России налоговое планирование регулирование
Вид работы: Реферат

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...