Процесс реализации стадий правового регулирования. Стадии правового регулирования


Так как правовое регулирования - это длящийся во времени процесс, проходящий в своем развитии определенные стадии. Причем нет четкого разделения на какие-либо стадии, этот вопрос является спорным. Но все же более универсальной кажется классификация Н.А. Пьянова в широком и узком смыслах

При широкой трактовке, выделяются стадии правовой регламентации общественных отношений и действия норм права . На первом месте хочется выделить стадию правовой регламентации, где осуществляется разработка и установление норм права, также эта стадия связана с правотворчеством. На этой стадии еще не осуществляется как такового, реального правового регулирования, фактического воздействия на правовых норм на общественные отношения, и поэтому она является подготовительной. Разработка и установление правовых норм играют роль организующего начала, без которого в принципе регулирование общественных не может начаться. Думается уместным указать, на то, что именно с правотворчества начинает формироваться наиболее эффективное законодательство, «на данном этапе закладываются основы эффективности права» Правовая система социализма: в 2 кн./ Под ред. А.М. Васильева. М.,1987 . Кн. 2.Функционирование и развитие. С.34.

Стадия действия норм права - это функционирование правовых норм, уже фактическое регулирование общественных отношений.

Согласно узкой трактовке, процесс правового регулирования - это процесс функционирования, действия норм права. При таком подходе правотворчество выделяется в отдельную стадию, и не относится к стадиям правового регулирования, и правовое регулирования рассматривается как фактическое воздействие норм права.

Стадия общего действия норм права - начальная стадия процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных общественных отношений, а тех или иных их видов Пьянов Н.А. Указ. соч. С.336.. Нормы права распространяются на всех участников общественных отношений и определяют: кто может быть участником данного вида общественных отношений; какие юридические права и обязанности могут иметь эти субъекты; при каких обстоятельствах у субъектов общественных отношений могут возникнуть данные права обязанности; какие неблагоприятные последствия ожидают субъектов в случае злоупотребления ими своими юридическими правами; исполнения ими своих юридических обязанностей и отступления от того, что предписано правовыми нормами. Данную стадию можно охарактеризовать как нормативный уровень правового регулирования.

Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей - возникновение у конкретных субъектов конкретных юридических прав и обязанностей

Стадия реализации субъективных прав и обязанностей - поведение участников конкретных правоотношений.

Стадия применения права (дополнительная, факультативная) - проходится не всегда. Понимается деятельность государственных органов и организаций, связанная с конкретизацией предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права. Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т.е. их субъективные права или обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав или обязанностей.

Необходимость в стадии применения права возникает в двух основных случаях: «когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения» Там же. С.338.. Под применением права здесь рассматривается более широкое понятие.

Применение права , если дать ему юридическую характеристику, представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань системы включаются индивидуальные предписания. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 295. То есть, обладая властностью, юридической силой, применение права способно проводить в жизнь юридические нормы. Которые в последующем могут стать критерием правомерности поведения. Применение права занимает довольно значимую роль после правотворчества, хотя не всегда присутствует.

Неплохую характеристику, представляет И.Я. Дюрягин, показав такое свойство применения права, как то, что «организующая роль правоприменения проявляется в том, что посредством применения права осуществляется государственно-властное индивидуальное (казуальное) организующее воздействие на поведение людей, организуется претворение предписаний правовых норм в жизнь». Дюрягин И.Я. Право и управление. М.1981. С.76.

Исходя из выше изложенного можно заметить что регулирование общественных отношений может проходить либо три, либо четыре стадии, и в связи с этим Н.А. Пьянов предлагает выделить три модели процесса правового регулирования (при узкой трактовке). Первая модель имеет три стадии: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Вторая модель имеет четыре стадии: стадию общего действия норм права, стадию применения права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Третья модель тоже состоит из четырех стадий: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, стадию применения права и стадию реализации субъективных прав и обязанностей.

Любое человеческое общество имеет свой уровень упорядоченности и организованности. Это связано с осуществлением необходимых людям интересов, согласованием потребностей.

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии

С целью достижения согласования происходит социальное регулирование, то есть влияние на действия людей при помощи различных способов и средств воздействия на поведение. Такое регулирование может быть внешним и внутренним. Рассмотрим подробнее эти понятия. Внешнее регулирование отвечает на воздействие по отношению к человеку, а внутреннее отвечает за саморегулирование. В рассматриваемом понятии средства отвечают на вопрос: «Чем происходит регулирование поведения людей?». А способы отвечают за то, как происходит воздействие. В социальном регулировании средства выступают в виде общественных норм. А они уже являются основным средством воздействия.

Правовым регулированием (воздействием) называют целенаправленное воздействие на социальные отношения, а также поведение людей при помощи правовых средств.

Правовое регулирование, понятие, стадии, механизм его входят в сам рассматриваемый процесс, который завершается формированием правопорядка.

Каждый конкретный исторический этап развития общества должен сопровождаться сферой законного регулирования. В тех случаях, когда сферой охватывается только узкий круг отношений, это вызывает в обществе хаос, произвол, невозможность упорядочить социальные отношения там, где их необходимо урегулировать при помощи права. В случае, когда неоправданно расширена область деятельности правового регулирования, рождаются условия, укрепляющие тоталитарный режим. При нем поведение людей становится социально пассивным, а члены общества становятся безынициативными.

Правовое регулирование должно включать в сферу своего управления только те отношения, которые обладают определенными признаками:

  1. Они отражают интересы общесоциальные.
  2. Отдельные потребности членов общества.
  3. Данные отношения осуществляются его участниками путем взаимного интереса, каждый из которых ущемляет свои потребности с целью удовлетворения желания другого.
  4. Для таких отношений необходимо соблюдение подкрепленных действенной силой правил.
  5. Построение отношений происходит на согласии исполнять определенные требования, а также принятии обязательств выполнения данных правил.

Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, в которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп.

Первый вид состоит из отношений по обмену нематериальными и материальными ценностями. В основном эта группа регулирует имущественные отношения, так как взаимоприемлемый обмен имуществом выгоден как всему обществу, так и отдельному гражданину. Например, признание правил поведения обеспечено силой аппарата правового принуждения.

Вторая группа формирует отношения в обществе путем властного управления. Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы. И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения.

Третья группа отвечает за обеспечение правопорядка. Призвана она создать нормальную тенденцию протекания процессов управления в обществе и факторов по обмену ценностями.

Входящие в состав данных групп общественные отношения и являются предметом правового регулирования. Проще говоря, это отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию, но в силу конкретных исторических условий требуют правового регламентирования.

Методы

Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.

Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.

Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.

Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.

Основные способы правового регулирования

Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.

Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.

Понятие механизма

Механизм отвечает на вопросы: «Какими способами, средствами право может воздействовать на общественные отношения?» Под механизмом рассматриваемого регулирования подразумевается система определенных юридических средств.

Систематизировать и собрать юридические средства на общественные отношения, определить роль и место этого понятия в общественной жизнедеятельности позволяет именно механизм правового регулирования (элементы, стадии которого неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут существовать один без другого).

К составным частям или элементам относятся следующие факторы.

  1. Юридические факты.
  2. Юридические нормы.
  3. Нормы права.
  4. Акты правореализации, правоотношения, правосознания.
  5. Официальные акты толкования.
  6. Правоприменительные акты.
  7. Режим законности.

Конкретный элемент воздействует своим способом и реализует свои регулятивные функции.

Норма права

Данная норма является основой всего механизма, предписанием, образцом. Она является моделью поведения в правоотношениях. Другие элементы считаются поднормативными по отношению к норме права.

Нормативный правовой акт

НПА является документом, содержащим правовые нормы. Он воздействует на поведение людей с помощью установления правового режима. Это понятие регламентирует тот или иной вид отношений.

Официальные акты толкования

Что это такое? Данный элемент является определенным документом. Издается он специальными уполномоченными органами. Направлен акт на пояснение смысла норм права.

Юридические факты

Юридические факты – это события реальной жизни. Здесь все просто. Это жизненные ситуации. Но они предусмотрены правовыми нормами и вызывают определенные юридические последствия.

Правоотношения

Правоотношения являются общей моделью поведения. Заложена она в нормах законодательства. Все эти понятия прописаны в индивидуализированных и конкретизированных актах.

Акты реализации права

Данный элемент подразумевает определенные действия людей (участников правовой жизни) по реализации предписаний правовых норм. Такие действия осуществляют выраженные в обязанностях и правах меры обязательного или допустимого поведения.

Акты применения права

Правоприменительными актами являются индивидуализированные властные предписания, регламентирующие общественные отношения, то есть акты индивидуализированного правового регулирования.

Режим законности и правосознание

Своеобразными элементами являются правосознание и режим законности. Это связано с их нематериальностью. И это не мешает им влиять на весь процесс правового регулирования. Уровень режима законности и правосознания влияет на действенность работы всех элементов.

Понятие и стадии правового регулирования

Рассмотрим более подробно правовое регулирование: понятие, стадии. Что это? Правовое регулирование - это длящийся процесс во времени. Он подразумевает активную деятельность коллективов, их людей в процессе воплощения права в жизнь. Следовательно, стадиями правового регулирования являются определенные процессы, включающие четыре основных и одну дополнительную функцию.

Право начинает воздействовать на общественные отношения людей с момента осознания возможности и необходимости регламентации каких-либо жизненных ситуаций с его помощью.

Регулятивное воздействие рассматриваемого понятия начинается с издания органами государственной власти нормативных актов. А эти документы в процессе создания проходят определенные стадии правового регулирования. К стадиям правового регулирования относятся следующие понятия. Рассмотрим их более подробно.

Первая стадия

В основные стадии процесса правового регулирования входит первоначальный этап. Он отвечает за придание строгости юридическим формам и возведение в закон норм права, то есть создание нормативной основы. На данной стадии путем введения правовых норм регламентируется поведение участников. Иными словами, определяется круг обязанностей и возможностей для субъектов права.

К стадиям правового регулирования относится (как создание нормативной основы), прежде всего, статус человека и гражданина. Это понятие определяется Конституцией РФ и иными НПА. А правовое положение организаций определяется нормативными актами, регламентирующими их компетенцию, то есть устанавливающими права и обязанности. Например, в Гражданском кодексе существует статья, в которой организации или отдельному лицу предоставляется право в судебном порядке требовать опровержение порочащих их деловую репутацию, честь и достоинство сведений. Данная норма позволяет обратиться за судебной защитой любому члену общества.

Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права. Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни. При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий. Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия в процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления.

В стадии механизма правового регулирования в качестве его элемента выступают нормы законодательства.

Вторая стадия

Что это такое? Стадии правового регулирования включают в себя процесс конкретизации и индивидуализации обязанностей и прав. Это определение характеризует рассматриваемый этап. Его и называют второй стадией. На данном этапе после наступления определенных обстоятельств, регламентированных нормами права (юридический факт), появляются индивидуализированные отношения. Их участники начинают обладать конкретными обязанностями и правами.

То есть, находясь в определенной правовой ситуации, представители правовой жизни обладают определенными вариантами поведения, исходящими из правовых норм и условий ситуации. Следовательно, осуществляется индивидуализация их обязанностей и возможностей. Например, на этой стадии процесса правового регулирования в случае, когда репутация, честь и достоинство конкретного человека или организации опорочены, возникает определенное право за обращением в судебный орган за защитой. И обязанность этого органа власти - принять к рассмотрению исковое заявление.

На рассматриваемом этапе возникают отношения между конкретными лицами.

В стадии механизма правового регулирования (схема ниже) включены определенные элементы. Так, первый этап в качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов. Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, в котором один из них должен быть решающим.

Третья стадия

В качестве третьей стадии правового регулирования ТГП (Теория государства и права) включает воплощение или реализацию обязанностей и прав определенных субъектов, которые обладают ими в конкретной ситуации (правоотношении).

Например, правовая защита преследует цель защитить деловую репутацию, честь и достоинство организации или конкретного гражданина, которая достигается путем опровержения ложной информации по решению суда и возмещения морального вреда, а также иных убытков потерпевшему.

Правовое регулирование стадии реализации обязанностей и прав может захватывать длительный промежуток времени. Например, трудовые отношения, в которых реализуется правоохранительная, правообеспечительная функции права.

Третья стадия реализуется в таком элементе как правоотношение.

Четвертая стадия

В число стадии механизма правового регулирования (схема приведена ранее) включена четвертая стадия. Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав. В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта. Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются в жизнь, а именно реализуются в поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав. Что это? Акты стадии механизма правового регулирования выражаются в нескольких формах: исполнение, соблюдение и использование. Данная стадия выражается в таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав.

Пятая стадия

Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.

Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.

Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.

Типы правового регулирования.

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регулирования.

· Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

· Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс, он предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких- то жизненных ситуаций.



В некоторых условиях люди действуют в соответствии с нравом даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях товарного голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара.

В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовывали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры могут свидетельствовать о регулятивной роли права до его оформления в виде формальных определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права - первая стадия правового регулирования. На этой стадии создается нормативная основа правового регулирования, введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) устанавливается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина устанавливается прежде всего конституционным законодательством, а также другими норма- тивно-правовыми актами. Правовое положение организаций определяется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организации требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

· На первой стадии осуществляется общее, неперсонифициро ванное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.На первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

· На второй стадии правового регулирования осуществляется индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых появляются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, другими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.На этой стадии у конкретного человека или организации, чья честь, достоинство или репутация были опорочены, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа - обязанность принять исковое заявление.На этой стадии активно функционирует элемент правового регулирования, именуемый правоотношением.

· Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении). Так, цель правовой зашиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки. Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный период, например в длящихся правоотношениях (брачно-семейные, трудовые отношения). На третьей стадии происходит зашита нарушенных прав, устраняются препятствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функции права.

В научной литературе могут быть определены стадии правового регулирования и по иным, чем указано выше, основаниям.

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, под которым понимается использование в определенном порядке тех или иных элементов механизма правового регулирования. Процесс правового регулирования может быть:

· Простой.

Простым является такой процесс правового регулирования , в котором используется только один государственно-властный акт (нормативно-правовой акт), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен .

· Сложный.

Сложным является такой процесс правового регулирования , в котором используются два акты государственно-властного характера, один из которых является нормативным, а другой – актом применения права .

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии. На каждой из этих стадий работают особые юридические средства. Из них и складываются основные элементы механизма правового регулирования:

1. Сначала для решения тех или иных задач издается нормативно-правовой акт, вступают в действие юридические нормы, которые общим образом регламентируют данные отношения.

2. Затем на основании норм и при наличии предусмотренных ими конкретных фактов у лиц возникают права и обязанности, то есть возникают правоотношения.

3. И, наконец, права и обязанности реализуются, и наступает тот эффект, который имел ввиду законодатель.

Следовательно во всех случаях правовое регулирование распадается на три стадии:

1. Стадия издания нормы и ее общее действие.

2. Стадия возникновения прав и обязанностей, то есть правоотношений.

3. Стадия реализации прав и обязанностей, воплощения их в фактическом поведении участников общественных отношений.

Кроме того, нередко возникает необходимость в особой (дополнительной) стадии – стадия применения права, – когда компетентный властный орган издает правоприменительный акт.

Система правового регулирования и ее элементы.

Систему правового регулирования образуют различные способы, методы, приемы, которые используются правом в регулировании общественных отношений. Это арсенал юридических инструментов, которыми располагают органы государства, причем одни правовые инструменты могут быть использованы во всех отраслях, других – только в определенных отраслях и институтах, в зависимости от функций права одни правовые средства (инструменты) рассчитаны на урегулирование гражданских, семейных, трудовых отношений, другие же направлены на борьбу с правонарушениями. Характерные черты правового регулирования выражены в его методах, способах, типах.

Термины «метод» и «способ» – понятия близкие, в значительной мере совпадающие по своему содержанию. В качестве близких совпадающих они подчас употребляются в юридической литературе. В данной ситуации термин «способ» употребляется для обозначения только строго определенной группы правовых явлений, обязываний, дозволений, запретов. Способы правового регулирования – это основные пути юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и других правовых средствах. Различают три способа правового регулирования:

1. Дозволение.

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия .

2. Обязывание.

Обязывание заключается в возложении юридически подкрепленного долга совершить определенные действия .

3. Запрет.

Запрет – это возложение на лиц обязанности воздерживаться от действий определенного рода .

Все перечисленные способы связаны с субъективными правами и осуществляются через них, причем если при дозволении субъективное право, включая право требования, обеспечивающее собственные активные действия, образует само содержание данного способа правового регулирования, то при обязывании и запрещении право требования принадлежит другим лицам. Каждому способу соответствует своя разновидность правовых норм, правовых отношений, форм реализации. На базе способов правового регулирования складываются типы правового регулирования.

Одним из элементов системы правового регулирования является тип правового регулирования. Тип правового регулирования – это особое построение, порядок юридического регулирования, зависимый оттого, что лежит в его основе: общее дозволение или общий запрет . Следовательно, тип правового регулирования характеризует сочетание двух важнейших способов регулирования: дозволений и запретов. Уже давно в юридической литературе, да и вообще в юридическом обиходе получили распространение две формулы, имеющие отношение к особенностям права:

1. Дозволено все, кроме запрещенного.

2. Запрещено все, кроме дозволенного.

Каждая из этих формул выражает существование двух главных типов (порядков) правового регулирования. Тип правового регулирования – это наиболее существенная с социальной и юридической специфики правового регулирования. Если способы, при освещении которых называются дозволения, запреты, обязывания, выражают пути правового воздействия на общественные отношения, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права – это порядок воздействия на общественные отношения, его построение и направленность. Поэтому различаются два основных типа правового регулирования:

1. Общедозволительное регулирование, в основе которого находится общее дозволение, и поэтому строится по формуле «дозволено все, кроме запрещенного».

2. Разрешительное регулирование, в основе которого лежит общий запрет, и которое строится по принципу «запрещено все, кроме дозволенного».

Юридический процесс.

«Процесс» буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура», который означает официально установленный порядок при обсуждении и ведении какого-либо дела.

Долгие годы юридический процесс не находил соответствующего освещения ни в учебной ни в научной литературе, а рассматривался узко, отождествляясь только с юрисдикционной деятельностью. Длительное время в общей теории права разграничение правовых явлений на материальные и процессуальные не проводилось и определялось главным образом наличием законодательно обособленных отраслей гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. Так, известный правовед Голунский еще в 1943 году писал, что «если для судов соблюдение процессуальных правил является непременным условием их деятельности, то для административных органов какие-либо процедурные правила не имеют столь существенного значения ибо повседневная их деятельность требует повседневного руководства, которая конкретизируется в зависимости от обстановки».

К началу 50х годов прошлого столетия относится появление первых идей о процессе и о процессуальных нормах в не процессуальных отраслях права. Сущность концепции общего юридического процесса заключается в том, что функции процессуального права нельзя ограничивать только регламентацией принуждения или разрешения гражданско-правовых споров, что помимо уголовного и гражданского процессов в системе материальных отраслей права имеются многочисленные процессуальные нормы и институты, на основе которых осуществляется деятельность по реализации предписаний материально-правовых норм любых отраслей. Среди ученых, стоявших у истоков этой концепции, необходимо назвать представителей административно-правовой и конституционно-правовой науки, исследованиями которых собственно и положено начало переосмыслению назначения процессуальных норм в системе права в целом. К их числу относятся такие известные ученые, как Студеникин, Петров, Лунев, Основин, Гологан, Бахрах и др. Эти ученые на примере анализа норм административного или государственного права показали, что ограничивать существование процесса только уголовным и гражданским процессами нельзя. В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Например, законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, которые регламентируют порядок законодательной деятельности.

В правовом государстве вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, то есть по заранее установленным правилам. Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

1. Юридический процесс всегда и непосредственно связан с совершением операций с нормами права на основе стадий правоприменительной деятельности.

2. Юридический процесс осуществляется только компетентными субъектами, наделенными соответствующими властными полномочиями наведения правоприменительной и иной властно-значимой деятельности.

3. Юридический процесс всегда заключается в деятельности по рассмотрению конкретно-юридических дел и принятию соответствующих юридических актов.

4. Юридический процесс представляет собой такую форму деятельности, которая объективно нуждается в процедурно-процессуальной регламентации.

Эти особенности юридического процесса наиболее ярко выражены в юрисдикционных формах деятельности государства. Тем не менее, эти особенности (свойства) юридического процесса можно легко обнаружить и в других правовых формах деятельности государства и его должностных лиц.

Юридический процесс можно подразделять на различные виды по самым различным основаниям:

I. По характеру принимаемых решений:

1. Правотворческий .

Результат правотворческого процесса – это нормативно-правовые акты. Процедурной принятие нормативно-правовых актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различается в зависимости от органа правотворчества.

2. Правоприменительный .

Результат правоприменительного процесса – это принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны: для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной деятельности они не так сложны, как процедуры принятия актов юрисдикционных органов. Правоприменительный процесс юрисдикционных органов подразделяется на следующие виды:

· Производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение (такая процедура предусмотрена нормами ГПК, например, суды рассматривают дела по установлению родственных отношений лиц, по усыновлению и т.д.).

· Процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется АПК).

· Процесс определения мер юридической ответственности (например, производство по уголовным делам осуществляется нормами УПК).

II. По отраслевому признаку:

1. Гражданский (арбитражный, как разновидность).

2. Уголовный .

3. Административный .

III. В зависимости от органа, который их осуществляет:

1. Судебные .

2. Внесудебные .


Правомерное поведение.

Злоупотребление правом.

Проблема злоупотребления правом имеет давнюю историю. С этой проблемой сталкивались еще римские юристы, когда управомоченный субъект реализовывал предоставленное ему законом право в ущерб другим лицам. Подобное осуществление права с целью причинить вред другому носит название злоупотребление правом («шикана», нем. «придираться, причинять неприятности»). При осуществлении своего права, как говорил древнеримский юрист Цельс, не следует снисходить к злобе, это относится, например, к таким случаям, когда собственник, продав дом, счищает с его стен гипсовые украшения с единственной целью – досадить новому собственнику. Анализ законодательства и практики позволяет заключить, что злоупотребление правом – явление правовое, что предполагает:

1. Наличие у лица субъективных прав .

Речь может идти только о злоупотреблении объективным правом, а не субъективным правом, так как именно субъективное право является мерой поведения, имеет свои границы, а решение проблемы злоупотребления правом как раз и связано с возможностью выхода управомоченного субъекта в своем поведении за пределы этих границ.

2. Деятельность по реализации этих прав .

3. Использование прав в противоречии их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам .

4. Установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом.

5. Наступление юридических последствий.

Проблема злоупотребления правом важна и неоднозначна. В связи с ее анализом возникает много вопросов: является ли злоупотребление правом разновидностью правонарушения или это особый правовой феномен? Какова юридическая природа мер, наступающих для субъекта как следствие злоупотребления им своим правом? В чем состоит противоправность злоупотребления субъективным правом? Должен ли существовать в праве общий запрет злоупотреблять правами?

Резко критической отношение к проблеме злоупотребления правом высказывал российский цивилист Агарков. По его мнению, теория злоупотребления правом колеблет прочность гражданского правопорядка, делает неопределенной границу гражданских прав, поскольку граждане узнают о своем действительном праве не из закона, а лишь после совершения определенных действий, уже из судебного решения. Сам термин «злоупотребление правом» лишен смысла, поскольку соединяет исключающие друг друга понятия. Видимо не случайно именно цивилисты выступают против утверждения данного понятия и в теории права и в законодательстве. По мнению других ученых, злоупотребление правом есть такая форма реализации права, противоречащая его назначению, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам правоотношений. Субъектами, злоупотребляющими своими правами, могут быть:

1. носители конституционных прав и свобод (граждане, политические партии, средства массовой информации и т.д.);

2. предприятия, учреждения, организации;

3. государственные органы и их должностные лица.

В юридической науке предложено классифицировать различного рода злоупотребления правом на:

1. Правомерные .

В случае правомерного злоупотребления правом субъект не нарушает правовых предписаний и, следовательно, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, а затрудняет их осуществление, ограничивает возможность их реализации другими субъектами. Правомерное злоупотребление правом причиняет вред неохраняемым законом отношениям, поэтому такие злоупотребления в зависимости от конкретных обстоятельств можно рассматривать как аморальные или нецелесообразные (например, заключение брака по расчету).

2. Законодательно ограничиваемые .

В случае законодательно ограничиваемого злоупотребления правом возможность употребления прав во зло ограничивается предписаниями закона. К таким ограничивающим предписаниям относятся: лишение лица конкретного субъективного права либо отказ в защите принадлежащих ему прав (например, ст.10 ГК РФ: «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерениями причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке»).

3. Неправомерные .

Неправомерное злоупотребление – это форма противоправного и наказуемого деяния. Субъектом этих деяний, как правило, являются сотрудники правоохранительных органов, руководящие работники, журналисты и т.д., то есть лица, наделенные законом властью, специальными правами для осуществления общественно значимых функций. Выходя за рамки правовых предписаний, например, должностное лицо может совершить следующие преступные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК), незаконное задержание и т.д.

Первая стадия - формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения;

Вторая стадия - происходит определение специальных условий, при наступлении которых вступают в действие общие программы. Основным элементом данной стадии является юридический факт.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи между субъектами правоотношения (управомоченными и правообязанными).

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей.

Пятая стадия (факультативная) - вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Данная стадия выражается в реализации охранительных правоприменительных актов.

Вопрос 40. Понятие, основные черты и гарантии законности

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.

Важнейшим признаком права является его общеобязательность.

Законность трактуется именно как режим - то есть своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.

В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность рассматривается и как принцип деятельности демократического государства, основа его эффективного функционирования.

Как режим общественно- политической жизни законность не есть устоявшийся порядок отношений. Такой устоявшийся порядок правовых отношений определяется как правопорядок.

Не отождествляется законность и с деятельностью людей, их правомерными действиями. Она выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти.

Рассмотрим эти требования.

Основу законности составляет требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает непосредственно из свойства права - его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда он исполняется всеми и безусловно. Советская юридическая наука все содержание законности сводила только к этому требованию. Это, безусловно, правильное понимание явления, однако оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, непосредственно реализующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания. Не отражает такое понимание законности и особенности права как явления.

Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества).

Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому для режима законности важно, что все общественные отношения, требующие правового регулирования, должны быть законодательно регламентированы.

Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что закон и право – не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение.

Верховенство закона. Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего,законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов, значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что подзаконные акты должны соответствовать закону. Любое отступление от этого требования есть уже нарушение законности (даже если подзаконные акты всеми субъектами соблюдаются).

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью практической реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может пассивно либо активно реализовать свое право. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их реальное осуществление. Ведь использование как форма реализации предполагает возможность выбора варианта поведения.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Ведь одна из функций юридической ответственности – правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, и, следовательно, режим законности.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компетенции), должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.

Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены, прежде всего, к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.

2. Основные принципы законности

Подлинная, а не формальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: единство, всеобщность, целесообразность.

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии, учреждении) «своей» законности, отличной от общегосударственной.

Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы мест. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициативы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Точно так же все субъекты должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.

Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписаний независимо о субъективного к ним отношения. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, субъективизма и волюнтаризма отдельных лиц.

Однако формально закрепленный закон не может сам изменяться вслед за изменяющимися общественными отношениями. Со временем он может устареть, утратить свою актуальность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудачными, неэффективными и с технической стороны неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты. Поэтому нередки случаи, когда такие законы нарушаются по соображениям их устарелости, несовершенства, то есть нецелесообразности.

Выбор редакции
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...