Стадии избирательного процесса виды сроки результаты элементы. Понятие и стадии избирательного процесса


Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) определение результатов.

Голосование - это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избиратель­ного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по дру­гим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в кото­рых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, кото­рые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избира­тельной системы. Результаты выборов подводятся путем сумми­рования поданных за того или иного кандидата го­лосов избирателей и должны быть официально опуб­ликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Каждая избирательная комиссия составляет про­токол об итогах голосования, который подписыва­ется членами комиссии с правом решающего голо­са и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

1) избирателям;

2) зарегист­рированным кандидатам;

3) их доверенным лицам;

4) уполномоченным представителям зарегистриро­ванных кандидатов, политических партий, избира­тельных блоков;

5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

6) представителям средств массовой информации.

Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из заре­гистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опуб­ликованы в течение 3 недель со дня голосования.

27 Понятие и виды избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат . Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Пропорциональная система : депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

предвыборная агитация;

При этом факультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях повторное голосование, повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших, новые выборы.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса *(33).

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующей, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии, и соблюдении предусмотренных законом сроков их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются незаконными (юридически ничтожными), не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий *(34).

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений. Действующим избирательным законодательством в целях соблюдения общих политике - правовых принципов обязательности и периодичности выборов, непрерывности и легитимности деятельности выборных институтов предусматриваются два юридических режима назначения даты выборов: основной и дополнительный. Рассмотрим основные стадии избирательного процесса более конкретно.

Для реализации субъективного избирательного права граждан Российской Федерации необходимы определенные действия участников избирательного процесса: избирателей, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти.

Избирательный процесс включает в себя следующие основные стадии:

1) назначение выборов

2) образование избирательных округов и избирательных участков, избирательных комиссий

3) составление списков избирателей

4) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация

5) предвыборная агитация

6) финансирование выборов

8) установление результатов выборов.

Назначение выборов на федеральном уровне осуществляется разными органами: выборы Государственной Думы - Президентом Российской Федерации (п. «а» ст. 84 Конституции РФ), выборы Президента РФ - Советом Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ). На региональном уровне выборы депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также глав исполнительной власти назначаются представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ.

Избирательные округа . В зависимости от численности представительного органа власти и типа избирательной системы происходит и образование избирательных округов.
До 1993 г. выборы во всех республиках СССР проводились по одномандатным избирательным округам. В 90-х годах были эксперименты избрания депутатов по многомандатным округам. Выборы депутатов в Государственную Думу (1993 г.) проводились по смешанной избирательной системе - на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).

При выборах представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 1994 г. в основном была применена мажоритарная избирательная система относительного большинства. В 20 субъектах Федерации было образовано 110 многомандатных избирательных округов. В остальных субъектах Федерации образовывались только одномандатные избирательные округа.


При выборах Совета Федерации первого созыва (1993г.) образовывались двухмандатные избирательные округа на территории каждого субъекта Федерации независимо от численности избирателей.

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определялись соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки . Последние образуются органами местного самоуправления по согласованию с вышестоящими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и избирательные законы субъектов Российской Федерации устанавливают правила образования избирательных участков и сроки с учетом временного пребывания избирателей в различных местах.

Списки избирателей - это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме органом, осуществляющим регистрацию и государственный учет населения, и главой местной администрации.

Для организации и проведения выборов представительных органов власти и местного самоуправления, а также высших должностных лиц государства и субъектов Федерации образуются избирательные комиссии . Они обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Создается сеть избирательных комиссий субъектов Федерации во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действующих на постоянной основе. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определил следующие виды избирательных комиссий, осуществляющих организацию, подготовку и проведение выборов в Российской Федерации:

· Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

· избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

· окружные избирательные комиссии

· территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий устанавливаются федеральными законами и законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Деятельность избирательных комиссий носит гласный и открытый характер, с широким участием в их работе кандидатов в депутаты, представителей избирательных объединений, средств массовой информации. Решения избирательных комиссий по вопросам их ведения носят обязательный характер для всех участников избирательного процесса, в том числе и для органов государственной власти и местного самоуправления. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Количественный состав избирательных комиссий в зависимости от их уровня колеблется от 7 до 15 членов.

Выдвижение кандидатов в представительные органы власти - одна из центральных стадий избирательного процесса, это этап, предопределяющий будущий состав депутатского корпуса. Новое избирательное законодательство внесло существенные моменты в процедуру выдвижения. Ныне право выдвижения кандидатов (или списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы и жительства.

Избирательное объединение - это общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами (нормативными правовыми актами представительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Право выдвижения кандидатов в депутаты может принадлежать избирательным блокам, то есть союзу избирательных объединений, создаваемых ими для совместного участия на период проведения выборов. Избирательный блок регистрируется соответствующей избирательной комиссией. Партия, движение, общественная организация могут входить в состав лишь одного избирательного объединения. В случае вхождения в блок они уже не могут выступать качестве самостоятельного избирательного объединения.В поддержку списка кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве, определяемом законами.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией, также устанавливается законами. Для регистрации кандидатом (списков кандидатов) необходимо наличие заявления от самих кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; представления избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, и установленное количество подписей избирателей в поддержку данного кандидата.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» 1994 г. в отличие от прежнего российского законодательства установил, что кандидат в депутаты представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе.

Законодатель определяет условия дополнительного выдвижения кандидатов и порядок обжалования в случаях отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующей комиссией.

Кандидат в депутаты имеет ряд гарантий, обеспечивающих ему возможность эффективного участия в избирательном процессе: социально-экономических, организационных и юридических. Среди них - личная неприкосновенность кандидата в депутаты, право кандидата иметь определенное количество доверенных лиц, право бесплатного пользования на территории округа всеми видами общественного транспорта, кроме такси, а также право на неоплачиваемый отпуск на период предвыборной агитации.

Предвыборная агитация - это деятельность граждан РФ, общественных объединений, иных участников избирательного процесса по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании ЗА или ПРОТИВ того или иного кандидата, либо списка кандидатов.
Граждане, общественные объединения свободно, на равных условиях вправе в допускаемых формах и законными методами вести агитацию ЗА или ПРОТИВ избирательного объединения, кандидата.

Формами агитации являются средства массовой информации, предвыборные мероприятия (собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия), агитационные печатные материалы. Предвыборная агитация должна вестись с соблюдением строго установленных законом требований: соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации; недопустимость использования служебного положения должностными лицами, журналистами и другими творческими работниками средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов; а также недопустимость злоупотребления свободной массовой информации, агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганды войны.

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не разрешается.

Следующим моментом в избирательном процессе является организация финансирования выборов . Новое законодательство допускает использование, как государственного финансирования выборов, так и средств из негосударственных источников. Бюджетные средства используются непосредственно избирательными комиссиями, а определенная часть передается избирательным объединениям и кандидатам в депутаты. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться из следующих источников: средств, выделенных в равных размерах избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных в равных размерах избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Законодательство четко определяет, что не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием и религиозных организаций. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов.

Одна из заключительных стадий избирательного процесса - голосование . Избирателю, который за 15 дней со дня голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательных комиссий, или возможность голосования по почте. При этом на соответствующую избирательную комиссию возлагается обязанность соблюсти тайну голосования, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при определении результатов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату или списку кандидатов, за которых сделан выбор, либо против всех кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень. Допускается возможность использования переносных избирательных ящиков для избирателей, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на избирательный участок.
Тайна голосования обеспечивается тем, что избиратель заполняет бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии письменно оповещают избирателей заблаговременно.

Принципиальное значение имеет закрепление в законодательстве итогов (результатов) выборов . В зависимости от типа избирательной системы - мажоритарной или пропорциональной - производится и установление результатов выборов. Для признания выборов состоявшимися законодатель установил кворум явки избирателей не менее 25 % зарегистрированных избирателей.

Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число действительных голосов. При распределении депутатских мандатов на основе пропорционального представительства сначала подсчитывается сумма голосов, поданных за списки тех избирательных объединений, которые допускаются к распределению депутатских мандатов. Чтобы быть допущенным к данному распределению, необходимо получить не менее 5 процентов действительных голосов. Каждое избирательное объединение, за которое подано более 5 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов пропорционально числу поданных за него голосов.

При этом устанавливается следующая методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями. Подсчитывается общее число голосов, поданных за списки, преодолевшие пятипроцентный барьер. Эта сумма делится на мандаты, распределяемые по данному округу. Полученный результат есть избирательное частное (избирательная квота). Затем число голосов, поданных за каждое избирательное объединение, делится на указанное частное. Полученная целая часть и есть число депутатских мандатов данного объединения. Если после этих действий остаются нераспределенные мандаты, то производится вторичное распределение, и оставшиеся мандаты передаются тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) при произведенном выше делении. Избранными считаются кандидаты от первого помещенного в списке и далее в порядке их очередности.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) определение результатов.

Голосование - это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избиратель­ного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по дру­гим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в кото­рых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, кото­рые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избира­тельной системы. Результаты выборов подводятся путем сумми­рования поданных за того или иного кандидата го­лосов избирателей и должны быть официально опуб­ликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Каждая избирательная комиссия составляет про­токол об итогах голосования, который подписыва­ется членами комиссии с правом решающего голо­са и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

1) избирателям;

2) зарегист­рированным кандидатам;

3) их доверенным лицам;

4) уполномоченным представителям зарегистриро­ванных кандидатов, политических партий, избира­тельных блоков;

5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

6) представителям средств массовой информации.

Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из заре­гистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опуб­ликованы в течение 3 недель со дня голосования.

27 Понятие и виды избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат . Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Пропорциональная система : депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

В ст. З п. 3 Конституции России установлено, что в качестве непосредственного выражения воли населения выступают свободные выборы и референдум. Новейшая история страны иллюстрирует бесспорные свидетельства ключевой роли в развитии государственного режима этих двух элементов. Понятие избирательного процесса закреплено в Основном законе. Порядок, предусмотренный в нормах, обязателен для исполнения всеми его участниками. Многие положительные изменения в России имели место именно потому, что гарантии избирательных прав граждан стали фундаментальным условием обеспечения демократии.

Юридический аспект

Избирательное право реализуется на практике по установленному порядку. В качестве одного из главных этапов данных мероприятий выступает формирование режима, в соответствии с которым назначается голосование органами, уполномоченными на это, либо ответственными служащими. Кроме того, законодательно устанавливается порядок ротации депутатского состава регионального представительного госоргана.

В Конституции страны регламентировано проведение выборов исключительно в федеральные структуры власти. Порядок формирования представительных местных и региональных органов закрепляется в уставах, законах, конституциях субъектов и муниципальных образований. При этом федеральными законами обеспечивается избирательное право посредством обязательного назначения голосования. В нормативных актах закрепляется унифицированный подход к вопросу регулирования порядка его назначения, а также определения перечня уполномоченных на это субъектов.

Выборы и избирательный процесс: общие сведения

Формирование представительных федеральных органов осуществляется в сроки, которые установлены законодательно. Выборы в России назначает президент. День голосования – первое воскресенье после окончания конституционного периода, на который была сформирована Госдума прежнего созыва. Если президентом оно назначено не будет, срок и порядок устанавливает Центральная избирательная комиссия. При роспуске Госдумы одновременно Глава страны устанавливает дату досрочного голосования. Если президент не назначил день, то его также определяет Центральная избирательная комиссия. Дату голосования за главу государства определяет Совет Федераций. Днем выборов будет являться первое воскресенье после завершения конституционного периода, на который он был избран. Исчисление этого срока осуществляется с даты принятия им полномочий. Если Советом Федераций не будет установлена дата голосования, ее определяет Избирательная комиссия.

Установленные сроки

По ФЗ № 67 от 12 июня 2002 г. при досрочном прекращении полномочий государственных (федеральных), местных, региональных органов власти выборы должны быть назначены не позже чем через 14 дней с момента окончания деятельности указанных структур. Непосредственно голосование должно быть осуществлено не позже 180 и не раньше 70 дней с даты принятия решения. Избирательная комиссия в качестве даты устанавливает первое либо второе воскресенье того месяца, который следует за тем, когда были прекращены полномочия органа или депутатов, или не позже 180 дней со дня досрочного окончания их деятельности.

Особый случай

В Законе предусмотрена ситуация, при которой избирательная комиссия не назначила выборы или она отсутствует и не может быть образована по установленному порядку. В таком случае голосование устанавливается судебной инстанцией общей юрисдикции в соответствии с заявлениями граждан, объединений, прокурора, местных и региональных органов власти.

Основные стадии избирательного процесса: формирование ответственных органов

В некоторых изданиях данный этап выносится за рамки общего порядка. По мнению экспертов, с этим можно согласиться в отношении Центральной комиссии, а также инстанций субъектов РФ. Это обусловлено тем, что эти структуры считаются постоянно действующими. Однако относительно местных, участковых и прочих территориальных комиссий данное положение неприменимо. Это подтверждается и действующим законодательством. В соответствии с ним, основные стадии избирательного процесса предполагают образование территориальных уполномоченных органов не позднее установленного срока назначенного голосования.

Формирование компетентных структур осуществляется по принципу обеспечения независимого статуса. ЦИК формируется из 15 членов. Пять из них назначаются Госдумой. Ими становятся кандидаты, предложенные фракциями, другими объединениями и депутатами Думы. При этом от одного объединения назначается только один член избирательной комиссии. 5 должностных лиц назначается СФ. Кандидатуры предлагают представительные и исполнительные органы регионов. Оставшиеся пять членов назначаются президентом. ЦИК формируется на 4 года.

Составление списков голосующих

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется обобщение данных, полученных с применением государственной регистрационной (учетной) системы. Порядок формирования списков установлен в соответствующем ФЗ и прочих нормативных актах. В перечни включаются все граждане РФ, которые на дату проведения голосования обладают избирательным правом. По региональным законам в списки вносятся и иностранцы, достигшие 18-ти лет, не признанные недееспособными судом, не содержащиеся по приговору в месте лишения свободы и которые преимущественно либо постоянно проживают в пределах муниципального образования РФ, где проводится голосование. Список избирателей формируется соответствующей комиссией. При этом может использоваться автоматизированная информационная система.

Формирование участков

Для голосования образуется избирательный округ на соответствующей территории. Формирование этих элементов осуществляется в соответствии со списками зарегистрированных граждан. Каждый избирательный орган создается по общей схеме, принятой компетентным органом. Определение порядка формирования участков осуществляется не позже 70-ти дней до даты голосования. Избирательный округ имеет свои границы. Он может включать в себя административно-территориальную единицу, муниципальное образование или населенный пункт. Избирательная комиссия определяет номер участка и его центр. Утверждение предоставленной схемы формирования территорий для голосования осуществляется соответствующим представительным органом госвласти или местного самоуправления.

Основные требования к схемам создания участков

При проведении выборов в избирательных округах должно соблюдаться приблизительное равенство одномандатных территорий по количеству зарегистрированных голосующих граждан. Допустимое отклонение от средней нормы – не больше 10%, для труднодоступных и отдаленных районов – 15%. При формировании многомандатных округов должно соблюдаться примерное равенство количества избирателей на один мандат. При образовании участков на территориях, где проживают малочисленные народы, допустимое отклонение от нормы представительства не может быть выше установленного предела и не более 30%. Не допускается формирование округа из неграничащих районов, кроме случаев, которые регламентированы в ФЗ и законах регионов.

Выдвижение кандидатов

На этой стадии избирательного процесса в РФ осуществляется предоставление списков баллотируемых в представительные органы граждан. В Федеральном законе установлен определенный порядок выдвижения кандидатов в структуре объединений. В России при формировании различных представительных органов используются разные избирательные системы. Политические партии определяют своих кандидатов на высших форумах путем тайного голосования.

Несомненно, данный порядок не может полностью гарантировать демократичность процедуры, поскольку многое зависит от атмосферы внутри объединения. Тем не менее на этой стадии избирательного процесса в РФ обеспечиваются минимально равные исходные возможности, необходимые для участия в честном и справедливом соревновании. Представление кандидатов может осуществляться и посредством самовыдвижения. Также они выдвигаются по инициативе избирателей или их группы, которые обладают активным правом. При этом отправляется уведомление в уполномоченный орган, где будет осуществляться регистрация кандидатов.

Сбор подписей

На этой стадии избирательного процесса в РФ определяются те кандидаты, которые будут регистрироваться. В их поддержку собираются подписи. Максимальное их количество не должно быть больше 2% от количества избирателей, которые зарегистрированы в округе. При сборе подписей должны быть соблюдены определенные условия. Они призваны обеспечивать "чистоту" данной процедуры. Кроме этого, в Законе установлены правила поведения самих кандидатов в ходе этого процесса, в том числе еще не прошедших регистрацию. Так, в частности, запрещено использовать преимущества служебного либо должностного статуса. Оно предполагает, например, привлечение подчиненных, прочих сотрудников муниципальных и государственных структур для сбора подписей в их рабочее время.

Регистрация кандидатов (их списков)

Данная процедура, с одной стороны, представляет собой юридический факт, открывающий очередной этап избирательного процесса. С другой же – это исключительно организационный момент. Регистрация кандидатов подлежит строгому документированию. Реализация данной задачи может осуществляться разными способами. В первую очередь, согласно требованиям ФЗ, необходимо присутствие установленного числа подписей, собранных в поддержку баллотирующихся граждан. Также должно быть подано заявление о самовыдвижении кандидата, представление избирателей либо их групп, объединений, блоков, выдвинувших своих членов. Кроме этого, должно быть письменное подтверждение от кандидатов об их согласии баллотироваться.

Агитация

Избирательная кампания предполагает определенную деятельность граждан, кандидатов, блоков и объединений, общественных организаций с целью побудить либо уже побуждающую граждан участвовать в голосовании. На государственном уровне обеспечена возможность осуществлять свободную агитацию в рамках закона. Избирательная кампания может проходить с участием СМИ, посредством созыва встреч с гражданами, публичных дебатов, митингов, дискуссий, шествий, демонстраций и прочих манифестаций, а также с выпуском и распространением соответствующих печатных материалов. Кандидат, объединение или блок могут самостоятельно определять характер и форму агитационной деятельности. Запрещено участие в мероприятиях членам избирательных комиссий, государственным органам, религиозным объединениям, должностным лицам госорганов, инстанций местного самоуправления, благотворительных фондов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В ходе предвыборной гонки не допускается злоупотребление свободой СМИ. Запрещена агитация, способная разжечь национальную, расовую, религиозную, социальную вражду и ненависть, насильственно изменить конституционный строй, привести к захвату власти и нарушению целостности страны. Не допускается пропаганда военных действий и прочие мероприятия, противоречащие закону. Избирательная кампания начинается с даты регистрации кандидатов и завершается за сутки до голосования в 00.00. На протяжении трех дней до указанной даты не допускается обнародование результатов опросов, прогноза итогов выборов и прочих исследований, касающихся процесса.

Завершающий этап

На последней стадии процесса производится голосование за кандидатов, подсчет голосов и определение результатов. Этот этап считается самым ответственным из всех. Перед непосредственным голосованием, избирательная комиссия утверждает текст бюллетеня, а также контролирует изготовление и снабжение бланками нижестоящих уполномоченных органов. Процедура проводится в выходной день. Время для голосования устанавливается в пределах с 8 до 22 часов.

О месте и времени участковые и территориальные комиссии сообщают избирателям не позже чем за 20 дней до установленной даты. Каждый гражданин отдает свой голос лично. Не допускается пользоваться избирательным правом другого человека. Уполномоченный орган должен обеспечить всем гражданам возможность принять участие в голосовании, в том числе тем, кто по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам не может этого сделать самостоятельно. В случае проведения процедуры вне соответствующего помещения в ходе нее могут присутствовать наблюдатели.

Особенности заполнения бюллетеней

Непосредственно само голосование гражданина осуществляется в специальной комнате или кабинке. В этих помещениях не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может сам заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого человека. При этом последний не должен состоять в комиссии, являться кандидатом или его доверенным лицом, уполномоченным представителем объединения либо блока, а также наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются в специальные ящики.

Подсчет голосов

Он осуществляется членами комиссии. В ходе подсчета голосов признаются недействительными бюллетени, в которых не представляется возможным установление волеизъявления граждан, а также бланки неустановленной формы. Результаты подсчетов фиксируются в специальных протоколах. Для исключения вероятности фальсификации итогов процедура начинается непосредственно после истечения времени для голосования и проводится без перерыва. Об итогах голосования должны быть извещены все члены комиссии, наблюдатели, объединения и блоки. В соответствии с данными протоколов уполномоченных органов определяется общий итог по территории. Об этом также составляется протокол и подписывается членами комиссии с правом решающего голоса.

Важный момент

Член комиссии подлежит немедленному отстранению от участия в работе, а наблюдатель – удалению из соответствующего помещения в установленных законом случаях. В частности, это может иметь место при наличии нарушений со стороны указанных лиц тайны голосования или при их попытке оказать влияние на волеизъявление голосующего гражданина. Решение об отстранении принимается участковой комиссией.

В заключение

Выборы признаются недействительными, если окружная комиссия установила нарушения, не позволяющие достоверно установить результаты волеизъявления граждан, также они считаются несостоявшимися по решению суда. Все документы уполномоченных органов всех уровней, в том числе бюллетени, подлежат хранению на протяжении сроков, которые предусмотрены в законодательстве. Данные периоды не могут быть меньше одного года. Для протоколов комиссий срок хранения – не менее 1 года с даты объявления следующего голосования этого же уровня. Конечные результаты выборов подлежат обнародованию. Опубликование осуществляется в официальных СМИ. Обнародование осуществляется в кратчайшие сроки после установления итогов выборов для ознакомления с результатами всех граждан РФ и представителей мировой общественности.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...