Налоговый учет в организации: основы и принципы. Реферат: Налоговый учёт и отчетность


Курс лекций по дисциплине

Налоговый учет и отчетность

Для студентов экономических специальностей

Одобрена цикловой комиссией «Учетных дисциплин»

Председатель Е.В. Ярцева

г. Нижний Новгород

Методическая записка

Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей.

Целью данного пособия является:

Изучить теоретические основы расчета налога на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Разъяснить студенту причины возникновения «налогового учета», определение которому дано в гл. 25 НК РФ.

Рассказать:

    о роли и задачах «налогового учета» по выполнению обязательств организаций в начислении и перечислении налогов, налогооблагаемая база которых не может быть определена по данным бухгалтерского учета;

    о методах, нормах, правилах формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в налоговом учете;

    о различиях в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского и налогового учета;

    о вариантах ведения налогового учета и перечне документов, подтверждающих налоговый учет;

    об основных элементах учетной политики для целей налогообложения;

    о правилах и способах формирования доходов и расходов организации в регистрах налогового учета;

    о механизме расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в налоговом учете

    о цели введения ПБУ 18/0 и его связи с гл. 25 НК РФ.

    и о некоторых других особенностях формирования налога на прибыль.

Пособие состоит из восьми теоретических тем с наличием практических примеров в каждой теме.

Тираж – 100 экземпляров

Тема 1. Понятие и сущность «налогового учета» и отчетности 4

Тема 2. Учетная политика организации для целей налогообложения. 7

Тема 3. Налоговый учет доходов 8

Тема 4. Налоговый учет основных средств 18

Тема 5. Налоговый учет расходов организации 28

Тема 7. Налоговый учет в торговых фирмах. 48

Тема 8. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль по ПБУ 18/02. 52

Список использованной литературы и другой официальной информации 58

Тема 8. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль по ПБУ 18/02………………………………………………………………………

Приложения

Список использованной литературы и другой официальной информации

Тема 1. Понятие и сущность «налогового учета» и отчетности

Чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, фирма должна определить налогооблагаемую базу по этому налогу. Для этого необходимо вести налоговый учет. С введением главы 25 НК РФ закреплено понятие « налоговый учет».

Определение налогового учета дано в гл. 25 НК РФ: налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Правила установленные гл. 25 НК РФ таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

С 2003 года действует новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета. Организации с 2002 года помимо бухучета должны вести и налоговый учет.

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственнаяо перация.

Цель налогового учета – формирование налоговой отчетности в форме налоговой декларации.

До введения гл. 25 НК РФ показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок необходимых для формирования налогооблагаемой базы по налогу вносились в налоговую декларацию. Постоянные корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения заставляли бухгалтерию организации вести 2 вида учета: бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения. Правила корректировок прописанные в инструкциях были сложны, противоречивы и порой непонятны, что приводило к ошибкам по определению налогооблагаемой базы по налогу. С введением гл. 25 НК РФ определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стало более конкретизировано и детализировано.

Подтверждением данных налогового учета являются:

    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    аналитические регистры налогового учета;

    расчет налоговой базы.

Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    наименование документа;

    дата составления документа;

    наименование организации, от имени которой составлен документ;

    измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

    наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

    личные подписи ответственных лиц.

На основании одних и тех же первичных документов производится обобщение информации и в бухгалтерском и в налоговом учете.

Нижегородский колледж экономики, статистики и права –
филиал ГОУ ВПО МЭСИ

Курс лекций по дисциплине

Налоговый учет и отчетность
Для студентов экономических специальностей

Одобрена цикловой комиссией «Учетных дисциплин»
Председатель Е.В. Ярцева

г. Нижний Новгород

Методическая записка
Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей.

Целью данного пособия является:

Изучить теоретические основы расчета налога на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Разъяснить студенту причины возникновения «налогового учета», определение которому дано в гл. 25 НК РФ.

Рассказать:


  • о роли и задачах «налогового учета» по выполнению обязательств организаций в начислении и перечислении налогов, налогооблагаемая база которых не может быть определена по данным бухгалтерского учета;

  • о методах, нормах, правилах формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в налоговом учете;

  • о различиях в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского и налогового учета;

  • о вариантах , подтверждающих налоговый учет;

  • об основных элементах учетной политики для целей налогообложения;

  • о правилах и способах формирования доходов и расходов организации в регистрах налогового учета;

  • о механизме расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в налоговом учете

  • о цели введения ПБУ 18/0 и его связи с гл. 25 НК РФ.

  • и о некоторых других особенностях формирования налога на прибыль.
Пособие состоит из восьми теоретических тем с наличием практических примеров в каждой теме.

Тираж – 100 экземпляров

Тема 2. Учетная политика организации для целей налогообложения. 7

Тема 3. Налоговый учет доходов 8

Тема 4. Налоговый учет основных средств 18

Тема 5. Налоговый учет расходов организации 28

Тема 7. Налоговый учет в торговых фирмах. 48

Тема 8. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль
по ПБУ 18/02. 52

Список использованной литературы и другой официальной информации 58


Тема 8. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль по ПБУ 18/02………………………………………………………………………

Приложения

Список использованной литературы и другой официальной информации

Тема 1. Понятие и сущность «налогового учета» и отчетности

Чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, фирма должна определить налогооблагаемую базу по этому налогу. Для этого необходимо вести налоговый учет. С введением главы 25 НК РФ закреплено понятие « налоговый учет».

Определение налогового учета дано в гл. 25 НК РФ: налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком , предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Правила установленные гл. 25 НК РФ таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

С 2003 года действует новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). Оно требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль. Однако это положение не освобождает фирму от ведения налогового учета. Организации с 2002 года помимо бухучета должны вести и налоговый учет.

Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная о перация.

Цель налогового учета – формирование налоговой отчетности в форме налоговой декларации.

До введения гл. 25 НК РФ показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок необходимых для формирования налогооблагаемой базы по налогу вносились в налоговую декларацию. Постоянные корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения заставляли бухгалтерию организации вести 2 вида учета: бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения. Правила корректировок прописанные в инструкциях были сложны, противоречивы и порой непонятны, что приводило к ошибкам по определению налогооблагаемой базы по налогу. С введением гл. 25 НК РФ определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стало более конкретизировано и детализировано.

Подтверждением данных налогового учета являются:


  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

  • аналитические регистры налогового учета;

  • расчет налоговой базы.
Первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;

  • дата составления документа ;

  • наименование организации, от имени которой составлен документ;

  • содержание хозяйственной операции;

  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

  • личные подписи ответственных лиц.
На основании одних и тех же первичных документов производится обобщение информации и в бухгалтерском и в налоговом учете.

Схема

Первичные учетные документы


бухучет (ПБУ)

налоговый учет (гл. 25 НК РФ)

формы аналитического бухучета

справки по налоговым расчетам

формы синтетического бухучета

аналитические регистры налогового учета

бухгалтерская отчетность

налоговая отчетность

Принципы обобщения в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

На основании одних и тех же документов в бухгалтерском учете формируется одна информация, а в налоговом учете другая, т.к. способы, методы и правила бухгалтерского учета и налогового учета имеют существенные отличия. Например, в определении доходов организации, в определении первоначальной стоимости , амортизации основных средств и НМА, порядке определения расходов и делении расходов на прямые и косвенные и др.

Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ).

На основании этой информации систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет. Фирма может разработать их самостоятельно, а затем утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогового учета.

Фирма может воспользоваться готовыми регистрами налогового учета, рекомендованными ФНС России.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты:


  • наименование;

  • период (дата составления);

  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

  • наименование хозяйственной операции;

  • подпись (расшифровка подписи) лица ответственного за составление регистра.
В отличие от бухгалтерского учета, который базируется на принципе двухсторонней записи, налоговой учет базируется на односторонних записях. Регистры налогового учета можно вести либор вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере.

Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Если в регистрах налогового учета обнаруживаются ошибки исправить их вправе только ответственное за это лицо.

Исправление должно быть заверено подписью (с указанием даты) и письменно обоснованно.

За каждый отчетный период фирма составляет расчет налоговой базы (ст. 315 НК РФ).

Он должен содержать информацию:


  • о сумме доходов от реализации, полученных в отчетном периоде;

  • о сумме расходов, уменьшающих доходы от реализации;

  • о прибыли /убытке/ от реализации;

  • о сумме внереализационных доходов;

  • о сумме внереализационных расходов;

  • о прибыли /убытке/ от внереализационных операций;

  • о сумме налоговой базы за отчетный период.
Разрабатывать форму расчета налоговой базы и утверждать ее приказом об учетной политике для целей налогообложения необязательно. Достаточно правильно заполнить все листы и приложения декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учета, где все регламентировано, в налоговом учете нет жестких правил и стандартов по ведению налогового учета. НК РФ предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предлагает фирме самостоятельно решить как вести налоговый учет.

Существует 2 основных способов ведения налогового учета.

1 способ .


  1. если порядок налогового учета отдельных объектов или операций совпадает с бухучетом этих объектов или операций, то в расчет налогооблагаемой базы можно переносить данные из соответствующих бухгалтерских регистров.

  2. если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации или эта информация не позволяет определить налогооблагаемую базу по налогу в соответствии с требованиями 25 гл. НК РФ, то налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить применяемые регистры необходимыми реквизитами, т.е. данные для налогового учета можно формировать в бухгалтерском учете , но с «модернизацией» существующих регистров дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета.
2 способ.

Это ведение самостоятельных аналитических регистров налогового учета.

Выбранный способ ведения налогового учета утверждается в учетной политике для целей налогообложения.

Налоговый учет организуется не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам и сборам: НДС, НДФЛ, страховые взносы, транспортный налог и некоторые др., т.е. по тем налогам и сборам, налогооблагаемая база по которым не может быть определена по данным бухучета.

Каждое предприятие обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Такое требование обуславливается введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК. Рассмотрим далее, как осуществляется налоговый учет в организации.

Классификация

Согласно законодательству, действующему сегодня, налоговый учет в организации может вестись:

  1. Автономно.
  2. Интегрированно.

Первый способ предполагает необходимость формирования специальной службы. На нее возлагается выполнение всех задач, касающихся налогообложения. К ним в том числе относят вопросы по определению финансовой политики и взаимодействию с контрольными инстанциями. Специалисты этой службы координируют все денежные операции предприятия. Поскольку в их функции входит налоговый учет, основное требование к служащим этого отдела состоит в наличии соответствующего опыта и знаний. При этом они могут не разбираться в тонкостях ПБУ, отражения информации на счетах, не знать правил двойной записи и пр.

Сотрудники службы должны знать, что собой представляют регистры налогового учета, как они формируются. Для обеспечения реализации возложенных на них задач на предприятии должны присутствовать дополнительные экземпляры первичной документации. Автономный вариант ведения отчетности также предполагает установление взаимосвязи между налоговым и бухгалтерским учетом, внутреннего контроля тождественности сведений, отраженных в них. Это, в свою очередь, потребует дополнительных расходов. Второй вариант предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета. Этот способ ведения финансовых дел используется большинством предприятий. При этом варианте формирование регистров налогового учета осуществляется сотрудниками бухгалтерии.

Проблема выбора

Рассматривая тот или иной вариант ведения учета, руководство организации должно принимать во внимание финансовые возможности предприятия. Однако значение будут иметь не только они, но и прочие существенные факторы. К ним, например, относят:

  1. Отраслевую принадлежность.
  2. Организационную структуру компании.
  3. Наличие внешних и внутренних пользователей информации.
  4. Специфику работы предприятия.
  5. Уровень автоматизации и объем потоков информации между подразделениями.
  6. Состояние системы бухучета, внешнего и внутреннего контроля.

Финансовая политика

Она необходима каждому предприятию. Учетная политика представляет собой комплекс способов ведения учета хозяйственных операций, имущества, расходов и доходов. Она необходима для формирования достоверных сведений о прибыли предприятия в декларации. Финансовая политика должна отражать подходы компании к решению таких вопросов, как:



Ключевые аспекты

Чтобы вести налоговый учет налогов, необходимо установить и обосновать методические и технические направления этой деятельности. В частности, должны предусматриваться следующие аспекты:

  1. Порядок организации учета.
  2. Принципы и правила отчетности по всем видам деятельности, которые осуществляет хозяйствующий субъект.
  3. Формы регистров.
  4. Технология обработки данных.
  5. Методы ведения учета.

Разъяснения

К финансовой политике прилагаются аналитические регистры, имеющие определенную форму. В них в обязательном порядке указываются такие реквизиты, как:

  1. Название.
  2. Период, за который составляется документ.
  3. Измерители операции.
  4. Название действия.
  5. Подпись ответственного за оформление документа лица.

Разработанная и принятая финансовая политика предприятия утверждается приказом директора. Налоговый учет налогов должен вестись только теми способами, которые выбрало предприятие. Они используются последовательно от одного периода к другому. В финансовую политику могут вноситься корректировки, если имели место изменения:



Доходы и затраты

С 1 января 2002 г. предприятия должны аккумулировать информацию о поступлениях от продажи продукции, реализации работ/услуг, имущественных прав и материальных ценностей, а также внереализационной прибыли. Аналогично обобщаются и расходы в налоговом учете. Согласно положениям гл. 25 НК, предприятие может самостоятельно классифицировать поступления и траты от:

  1. Сдачи в аренду/субаренду имущества.
  2. Предоставления прав на продукты интеллектуальной деятельности в пользование.

Налоговый учет относит эти поступления и затраты к внереализационным. При предоставлении интеллектуальной собственности и имущества во владение на время или постоянное пользование за плату, они включаются в реализационные доходы и издержки.

Признание убытков

По ст. 283 НК, хозяйствующий субъект может вести налоговый учет потерь не только в текущем, но и в будущих периодах. Это позволяет сгладить ряд противоречий в отчетной документации. Данное положение особенно актуально для тех предприятий, которые в соответствии с налоговой отчетностью понесли убыток, а по бухгалтерским документам – прибыль.

Перенос потерь

Он осуществляется при соблюдении следующих условий:

  1. Сумма убытка не должна быть выше 30% от базы по налогу на доход.
  2. Переносить убыток допускается в течение не больше 10 л.

Предприятие, которое несет потери более чем в одном периоде, относит их на будущее по очередности получения, то есть после покрытия соответствующих затрат.

Амортизационные начисления

Они осуществляются линейным либо нелинейным методом. Предприятие выбирает наиболее подходящий вариант начисления и закрепляет его в учетной политике. При расчете амортизации по основным средствам могут использоваться коэффициенты – понижающие либо повышающие. Последние устанавливаются в отношении ОС:

  1. Эксплуатируемых в условиях повышенной сменности или в агрессивной среде.
  2. Выступающих в качестве предмета соглашения финансового лизинга.

Понижающие коэффициенты могут применяться к любому амортизируемому имуществу, перечень которого утвержден руководством компании.

Создание резервов

Налоговый учет предполагает равномерное включение будущих издержек в затраты предприятия. Для этого формируются резервы по:

  1. Сомнительной задолженности.
  2. Гарантийному ремонту и обслуживанию.

Сомнительной признается дебиторская задолженность, непогашенная в срок, установленный в договоре, и не обеспеченная гарантией банка, залогом, поручительством. В процессе принятия решения о формировании резерва, следует четко понимать различия между правилами, по которым предприятие ведет налоговый учет, и ПБУ. В случае возникновения сомнительного долга меньше чем за 45 дн. до завершения предыдущего периода, запас не формируется. Суммы отчислений, осуществляемых в резервы, входят во внереализационные расходы только у тех предприятий, которые используют метод начисления. Запас формируется по каждому долгу в соответствии с результатами инвентаризации. Размер отчислений должен равняться:



Резервы, использованные предприятием не полностью, могут переноситься на следующий период. Сумма вновь сформированных запасов должна корректироваться на величину остатка следующим образом:

  1. Положительная разница, образовавшаяся между остатком предыдущего резерва и новым запасом включается во внереализационные доходы прошлого периода.
  2. Отрицательная разница относится равномерно на внереализационные расходы.

Списание товаров и материалов

Величина расходов может устанавливаться путем оценки:

  1. Себестоимости 1 ед. запасов.
  2. Средней начальной цены.
  3. Затрат на первые по времени приобретенные объекты (метод ФИФО).
  4. Себестоимости последних купленных товаров/материалов (метод ЛИФО).

Периодичность выплаты отчислений с прибыли

Общая сумма налога устанавливается по завершении календарного года. На протяжении этого периода в бюджет вносятся авансовые платежи. Периодичность отчисления устанавливается предприятием и фиксируется в учетной политике. Ст. 286 НК предусматривает два способа внесения платежей:

  1. Поквартально.
  2. Ежемесячно.

Первый вариант должны использовать:

Ежемесячные авансы рассчитываются в соответствии со ставками налога и величины дохода, полученного с начала месяца до его завершения, с учетом ранее начисленных сумм.

Постановка на учет в налоговом органе

Она является обязательной для всех хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. При этом не имеет значения наличие обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязательства вести налоговый учет и отчислять обязательные платежи в бюджет. Регистрация плательщиков производится:

  1. По адресу нахождения предприятия или обособленных подразделений.
  2. По месту проживания физлица.
  3. По адресу расположения транспортных средств или имущества, являющихся объектами обложения и принадлежащих гражданам или юрлицам.

Важный момент

Постановка на налоговый учет предприятия, в составе которого присутствуют обособленные подразделения, находящиеся в пределах РФ, а также имеющего недвижимые объекты, подлежащие обложению, осуществляется как в ФНС по адресу своего расположения, нахождения своих филиалов и принадлежащего ему имущества.

Документы

Учет налогов в налоговых органах производится только в отношении лиц, сведения о которых внесены в Единый реестр. Для этого субъекту необходимо предоставить:

  1. Св-во о госрегистрации.
  2. Учредительные и прочие документы, которые необходимы для регистрации.
  3. Бумаг, подтверждающие формирование представительств и филиалов.
  4. Заявление.

Контрольная инстанция обязана поставить субъекта на учет в пятидневный срок. В этот же период ИФНС выдает соответствующее уведомление.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный Федеральный Университет

(ДВФУ)

Институт менеджмента и бизнеса

Финансовый факультет

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Налоговый учёт и отчётность

Выполнила студентка группы 1315Б

Коровина Екатерина

Проверил к.э.н доцент

Хлыстова О.В

Владивосток 2010


Введение

1.Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогов

1.1 Понятие налога и становление налогообложения. 4

1.2Функции и сущность налогов

2.2Объекты налогового учёта

3.Налоговая отчётность, её понятие, сущность, принципы ведения.

Заключение

1.1 Понятие налога и становление налогообложения .

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Возникновение налогообложения было обусловлено, прежде всего, необходимостью содержания государства и его институтов. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны, которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима. В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений. Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности. Что касается возникновения финансовой системы Древней Руси, так она стала складываться только с периода IX в. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью». Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины. В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. В царствование царя Алексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный органСчетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета. Эпоха реформ Петра I (1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы. В период правления Екатерины II (1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок. Основной чертой налоговой системы XVIII в. было большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги. В период времени XIXдо 1917г. начинает приобретать развитие Российская финансовая наука. В это время особую роль начинают играть специальные налоги, большое значение начинает иметь налог с недвижимого имущества, 6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон о подоходном налоге, который вступал в силу с 01.01.1917 г.

После революции 1917 г. основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как средства политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Фискальная функция налога практически утратила свое значение. В 1930–1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. В связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д. Смена высшего руководства страны и проведение различных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета. Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.

налог учёт декларация налогообложение

1.2Функции и сущность налогов

Налогообложение - важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить.

Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина - соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.

Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.

Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные.

Налоги взимаются ни только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

И хотя, на наш взгляд налоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов. Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но и они в состоянии обеспечить ее из собственных источников.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно становились более разносторонними.

Налоги преимущественно взимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральные налоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично в общегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные, городские, местные бюджеты.

Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности. С другой стороны, налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные, государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, кто официально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственной деятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивалиустановленные законодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.

2.Налоговый учёт, его сущность

2.1Налоговый учёт, принципы, функции и значение налогового учёта

Впервые понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учёта принимается с начала нового налогового периода, в при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в в текущем налоговом (отчётном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:

расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учёта, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра

Период (дату) составления

Измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении

Наименование хозяйственных операций

Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Значение и задачи налогового учета определяются ролью системы налогообложения в стране. Влияние налогов на экономику на этапе переходного периода к рынку изучается сравнительно недавно и до сих пор проблематично. Общепризнанным является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, т.е. основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов - конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.

К функциям налогового учета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Закона "О налогах…" (Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Согласно действующему законодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимой внутренним и внешним пользователям и т.д. Наряду с этим налоговый учет выполняет следующие фискальные задачи:

Вести документацию и хранить на бумажных, электронных или магнитных носителях информации в течение 5 лет;

Регистрация, постановка на учет и снятие с учета по РНН;

Регистрировать и выдавать лицензии и патенты на отдельные виды предпринимательской деятельности;

В установленные сроки осуществлять платежи налогов, представлять декларации по налогам;

Представлять в соответствующие органы информацию о платежах, продлении срока или возврате платежей и т.п.

Надлежащее выполнение функций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета. Они тесно связаны с такими принципами налогообложения;

Обязательности

Определенности;

Справедливости;

Единства;

Гласности;

Принципы учета разрабатываются людьми и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация о текущих платежах и размере корпоративного подоходного налога нужна налоговикам для контроля за использованием бюджета, значит она уместна. Но если данные об этом искажены, значит, информация необъективна, а если размер налога слишком высок, то выполнение (перечисление) неосуществимо. Значит, эти три критерия часто противоречат друг другу. Поэтому, очень важно бухгалтеру добиться достижения правильного баланса между уместностью и осуществимостью.

В основу реформы налогового учета положены принципы американской модели и стандартов учета. Следующие принципы налогового учёта: начисления непрерывности, понятности, существенности, значимости, достоверности, нейтральности, осмотрительности, завершенности, сопоставимости и последовательности.

Перечисленные принципы налогового учета, заложены в концептуальную основу налогового учета. Рассмотрим некоторые из них. Так, Налоговый Кодекс принцип начислений возводит в метод начислений и дает ему следующее определения. Метод начисления - метод налогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью реализации и оприходования имущества. Принцип непрерывности в налоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будет функционировать и в будущем; с присвоением ему РНН за ним будет осуществляться постоянный контроль со стороны налоговых органов. Принцип существенности в налоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информации налогового учета. Так, устанавливая очередность платежей налоговой задолженности: пени, штрафы и сумма налога, или наоборот, налоговые органы определяют существенность того или иного платежа для бюджета. Принцип осмотрительности в налоговом учете четко проявляется при определении меры ответственности налогоплательщиков в условиях принудительного взыскания задолженности по налогам. Принцип последовательности в налоговом учете предполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политика осуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных с налоговыми органами. Таким образом, мы остановились на наиболее часто используемых в налоговом учете принципах учета. Вместе с тем, налоговый учет функционирует на основе своих специфичных принципов:

Принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения;

Принципы международного налогообложения;

Принципы предоставления льгот при налогообложении;

Принципы определения налогооблагаемой базы и др.

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

2.2Объекты налогового учёта

Место налогового учета в системе национального учета определило выбор объектов и содержание метода его ведения. Для налоговых служб объектом внимания выступают хозяйственная деятельность налогоплательщиков. Для бухгалтера, осуществляющего налоговый учет, объектом внимания служат налогооблагаемые показатели и источники их возмещения. Поскольку налоговый учет, в значительно большом объеме ведется на предприятиях, то объекты и предмет налогового учета будет рассмотрен с точки зрения налогоплательщиков. Тогда к объектам налогового учета можно отнести три группы налогооблагаемых показателей:

1) имущество (долгосрочные активы)

2) доходы от предпринимательской деятельности (все виды)

3) разница в оценке стоимости активов.

Или, иначе говоря, к объектам налогового учета можно отнести налогооблагаемые показатели или объекты налогообложения, которые различаются по видам налогов и сборов, а также источникам платежей. Более подробно они рассматриваются в курсе "Налоги и налогообложение".

В обобщенном виде предметом налогового учета выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у него как у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налогов. Причем ведение налогового учета может быть возложено, как на налогоплательщика, так и на лиц, обязанных осуществлять исчисление налога. Для правильного понимания предмета "Налоговый учет" важное значение имеет разграничение таких терминов, как физическое лицо, юридическое лицо, резидент и нерезидент Юридические лица подлежат налогообложению отдельно от своих учредителей. Признак юридического лица вовсе не является обязательным для признания его в качестве плательщика налогов, поэтому налоговые службы вправе самостоятельно определять отдельного налогоплательщика или нескольких юридических лиц, осуществляющих деятельность в одном производственном комплексе, рассматривать как единого налогоплательщика.

В налоговом законодательстве отмечено, что хозяйствующие субъекты и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны своевременно и правильно начислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц. Кроме того, они же обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицом в календарном году.

Таким образом, ведение налогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органов целый ряд задач, решение которых с использованием только бухгалтерского учета просто невозможно. В бухгалтериях, должен быть четко налажен и организован налоговый учет не только по установленным срокам платежей, но и, постоянно и непрерывно необходимо вести наблюдение за объектами учета. Это обусловлено следующим. Во-первых, объекты налогового учета качественно разнообразны как показатели и как разные платежи. Во-вторых, налоговый учет должен обеспечить контроль за операциями, фактами хозяйственной деятельности, которые влияют на платежи и расчеты по налогам. Регистрация движения, изменение объектов налогового учета должна осуществляться в специальных носителях информации, в документах, придающих им юридическую, доказательную силу. Для налогового учета это очень важно, так как здесь чаще, чем где-либо налогоплательщики вступают в правоотношения с другими субъектами. Предметом налогового учета является производственная и непроизводственная деятельность хозяйствующего субъекта, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога. Налоговый учет обеспечивает выполнение фискальной, информационной и контрольной функций. Основные принципы налогового учета перекликаются с принципами налогообложения: обязательности, определенности, справедливости, единства, гласности и принципами бухгалтерского учета: начислений, непрерывности, существенности, последовательности, осмотрительности и т.д. Специфичные для налогового учета принципы:

Определения цены товара (работ, услуг);

Международного налогообложения;

3.1 Налоговая декларация и понятие налоговой отчётности

Налоговая отчётность- это декларации (расчёты) по налогам, представление которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично ил через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем отправки считается дата ее отправки.

Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

1. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

2. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

3. Налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

4. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3.2 Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

2. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

3. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 3ст.81, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал о обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 4ст.81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

3.3 Общие требования к заполнению налоговой декларации

1. Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Возможна распечатка заполненного текста Декларации на принтере.

Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 27.05.2002, №21; "Российская газета", 22.05.2002, №89).

Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк.

Все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках, за исключением сумм налога на доходы физических лиц в Разделе 5 декларации, которые исчисляются и показываются в полных рублях. При этом, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Доходы налогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов либо на дату фактического осуществления расходов.

Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и проставить подпись налогоплательщика под исправлением с указанием даты исправления.

Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию на бланке установленной формы. Декларация, представленная по форме, отличной от утвержденной Минфином России, налоговыми органами не принимается.
Заключение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы. Налоговая политика во многом определяет ход и направление хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.

С появлением налогообложения, перед государством встаёт задача серьезного контроля за соблюдением налогоплательщика организации ведения налогового учёта и отчётности, для правильного и рационального обеспечения денежными средствами государства в целом.

И так, по данному реферату «Налоговый учёт и отчетность» можно сделать вывод, что в современное время главным механизмом регулирования своевременных поступлений денежных средств в государственный бюджет, является контроль налоговых органов за соблюдением налогоплательщика требований налогового законодательства. В связи с этим, рекомендацией по повышению уровня подготовки специалистов по налогообложению будет являться: Усиленное, глубокое изучение основ ведения налогового контроля и курс основных дисциплин и тем самым это станет важнейшим направлением в успешном формировании финансовой системы Российской Федерации.


1.Http:/www.nalog.ru

2.Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.

3.Барышников Н.П. Бухгалтерский учёт, отчётность, история налогообложения–Том I. – Изд. 4 переработанное и дополненное /Серия “Бухучёт сегодня” – М.:Информационно-издательский дом “Филинь”,Рилант 2000. – 360 с.

4. Журнал «Налоговый вестник» № 1-12, 2005-2006гг.

5.Интернет ресурсы- http://www.uk-strategy.ru/7268860933

6.Информационно-правовая система: Консультант Плюс.

7.Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 мая 2010 года.- Новосибирск: Cиб. Унив. Изд-во, 2010.-574 с.

8.Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. - М.: Экономистъ, 2006.

9.Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 496 с.

10.Тарасевич Л.С., Гребенников П. И., Леусский А. И. «Микроэкономика»

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...