Территориальное деление субъектов рф. Современное-административно территориальное деление россии


Стабильность территориально-административного устройства - это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.

Особенности становления Российской Федерации

История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.

В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.

История формирования структуры государственного управления

Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.

Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР. Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях - четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами. Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.

Современная иерархия государственных структур Российской Федерации

В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.

Структура административного деления Российской Федерации

В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.

Обязанности и права субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:

  • территориально-административным устройством России с закрепленными границами, пересмотр которых невозможен без взаимного согласия на федеральном и региональном уровне;
  • субъекты имеют свой высший закон;
  • наличие законодательного органа у каждого субъекта РФ и возможность ведения законодательной деятельности при условии, что данные законы не противоречат Конституции и распространяются только на территории данного субъекта;
  • система исполнительной и судебной власти;
  • наличие государственной символики.

Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.

Тенденции развития устройства России

Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.

Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:

  • создание необходимого уровня самодостаточности;
  • решение проблем региона;
  • создание местных рынков сбыта;
  • координация развития субъекта;
  • представительство на федеральном уровне.

Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Создание федеральных округов

С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г. было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы. Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.

Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.

Местное самоуправление в России

Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.

Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления

Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:

  1. Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
  2. Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.

В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором - интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.

Перспективы развития территориального устройства РФ

В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.

Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году


Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..

В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.

Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):

  • федеральный (Россия как государство);
  • региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));
  • муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.

Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России

Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.

Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.

На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.

Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.

Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10

Регион – субъект РФ Экономический район Федеральный округ
Республика Карелия Северный Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
Архангельская обл.
Ненецкий А. О.
Вологодская обл.
Мурманская обл.
г. Санкт-Петербург Северо-Западный
Ленинградская обл.
Новгородская обл.
Псковская обл.
Калининградская обл. не входит в состав ни одного из экономических районов России
Брянская обл. Центральный Центральный (центр – г. Москва)
Владимирская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.
г. Москва
Московская обл.
Орловская обл.
Рязанская обл.
Смоленская обл.
Тверская обл.
Тульская обл.
Ярославская обл.
Белгородская обл. Центрально-Черноземный
Воронежская обл.
Курская обл.
Липецкая обл.
Тамбовская обл.
Республика Дагестан Северо-Кавказский Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск)
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Карачаево-Черкесская республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Краснодарский край Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)
Республика Адыгея
Ростовская обл .
Республика Калмыкия Поволжский
Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Республика Татарстан Приволжский (центр – г. Нижний Новгород)
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.
Республика Марий Эл Волго-Вятский
Республика Мордовия
Чувашская республика
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Республика Башкортостан Уральский
Удмуртская республика
Пермский край
Оренбургская обл.
Курганская обл. Уральский (центр – г. Екатеринбург)
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Тюменская обл. Западно-Сибирский
Ханты-Мансийский А. О.
Ямало-Ненецкий А. О.
Республика Алтай Сибирский (центр – г. Новосибирск)
Алтайский край
Кемеровская обл.
Новосибирская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Республика Бурятия Восточно-Сибирский
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Забайкальский край
Иркутская обл.
Республика Саха (Якутия) Дальневосточный Дальневосточный (центр – г. Хабаровск)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Еврейская А. О.
Амурская обл.
Магаданская обл.
Чукотский А. О.
Сахалинская обл.
Итого: 83 региона 11 экономических районов 8 федеральных округов

Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.

Зарубежные территории, используемые Россией .

По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.

Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:

1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км2);

2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;

3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.

Хотя существует множество других форм территориального устройства страны (конфедерация, протекторат и др.), они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в данной работе.

3. Историко-географические особенности устройства России

В дореволюционный период.

В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц.

Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства.

Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. - часть уезда. С 1861 - единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. - воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708.

Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам.

Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917.

Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области - Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр - Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии.

В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г.).

Административно-территориальное деление России

Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» - в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г.

Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. - Вятская и Олонецкая; в 1869 г. - Бессарабская; в 1870 г. - Вологодская и Пермская. В 1875-1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской - 630 тыс. км2.

В первой четверти ХХ столетия.

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.).

Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение").

Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом.

Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра.

В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным.

Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

Современное государственное устройство России.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство.

Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России.

Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров.

Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник — РСФСР.

В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР.

Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город".

Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Административно-территориальное устройство России. Россия – федеративное государство. * Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями (административно-территориальными единицами), обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. Примеры административно-территориальных единиц (субъектов) Российской Федерации — республика, автономный округ, автономная область.

край, область, город федерального значения.

Слайд 12 из презентации «Государственное устройство России» . Размер архива с презентацией 954 КБ.

Скачать презентацию

Обществознание 9 класс

«Урок Конституция России» — На пути к конституции – из истории формирования конституционного строя в России. На пути к Конституции… Революция 1917 года- коренной переворот в жизни общества.

Конституция — основной закон государства. Структура Конституции РФ 1993 года. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьёву.

Административное деление России

Трагическая судьба царя- реформатора. Структура Конституции. Определи, с какими Конституциями связаны данные фотографии?

«Профессия дизайнер» — Учебно – тематический план (16 часов). Пояснительная записка. Оборудование рабочего места рисующего.

Тест»Джоконда». Превращение плоскости в объем. Задачи: Подобие форм в природе и быту. Знать: Признаки формы. Уметь: Восприятие формы. Практическое занятие.

Тест «Громкий- тихий».

«Профессия журналист» — Журналистика в России. Хорошего журналиста отличают ответственность, независимость от стереотипов, добросовестность и объективность. Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Жарко Петан. Как называется ваша профессия (должность)?

Профессия – журналист, должность – корреспондент. В начале XX века часнопредпримательская деятельность в области журналистики расширялась и крепла. Выезжать на криминал – убийства. 5 причин стать журналистом.

«Обществознание Власть» — И равным независимо от основания……………………………….

1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. Политика. Признаки государства. Совокупность органов государственной власти и управления. 6. Права и свободы человека. Участие в делах государства…. Республика. Найдите в приведенном списке принципы демократии. Обязанности. Референдум. Сила государства. Режим в котором существует разделение властей, свободы и права человека.

Формы государства.

«Профессия программист» — Сферы использования программирования в науке и технике. Перечень дополнительных навыков, необходимых программисту для работы.

ученика 9а класса Бортникова Романа. Программист. Российское образование программистов считается одним из самых лучших. План. Преимущества профессии. Наши специалисты ценятся во всём мире. Трудности в программировании.

«Профессия кондитер» — Спрос на специалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым. Профессия кондитер востребована во все времена. В таком случае выбирайте профессию кондитера!

Кондитер. Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Кондитеров иногда сравнивают с психотерапевтами или врачевателями человеческих душ.

Всего в теме «Обществознание 9 класс» 55 презентаций

5klass.net> Обществознание 9 класс> Государственное устройство России> Слайд 12

Россия

Вследствие территориальной обширности Российскиой Федерациии и сложности логистических коммуникаций между отдаленными городами, на нашем портале принято решение о территориальном представлении поставщиков и производителей, предлагающих товары в различных субъектах РФ.

Россия делится на двенадцать экономических районов.

Группы субъектов федерации, разделяют следующие характеристики:

  • Общие экономические и социальные цели и участие в программах развития;
  • Относительно подобные экономические условия и потенциал;
  • Подобные климатические, экологические и геологические условия;
  • Подобные методы технического осмотра нового строительства;
  • Подобные методы ведения таможенной надзор;
  • Габаритные подобные условия жизни населения.
  • Нет субъекта федерации не может принадлежать более чем одной экономической области.

Экономические регионы также сгруппированы в экономических зон (также называемые «macrozones»).Экономический район или его части, может принадлежать более чем одну экономическую зону.

Создание и упразднение экономических районов и экономических зон или любых изменениях в их составе, выносится по решению федерального правительства России.

История административно-территориального деления России

Это деление на экономические районы отличается от деления на федеральные округа. Первые созданы только для экономических и статистических целей, а вторые существуют исключительно как инструмент для отстаивания федеральных законов на территории страны.

Перечень и состав экономических районов. Ниже приводится список и состав из экономических районов, отсортированные по численности населения.

САРФТИ НИЯУ МИФИ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

НА ТЕМУ: «Современное административно-территориальное деление РФ »

Выполнила студентка группы Фин-10/2

Патракова Татьяна Викторовна

Проверила: старший преподаватель

Ширенина Татьяна Владимировна.

САРОВ
2010

Понятие административно-территориальное устройство РФ……………3

2. Значение административно-территориального устройства России……..6

3. Историко-географические особенности устройства России……………..9

4. Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов РФ………………………………………………………13

5. Правовые и организационные основы административно-территориальные преобразований………………………………………………………………16

Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ……20

Список использованных источников……………………………………….21

1. Понятие административно-территориальное устройства РФ

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества.

На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.

В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства.

Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

— единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

— тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

— единство территории Российской Федерации (ст.

5, 65, 67 Конституции РФ);

— равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

— единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

— единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п.

3 ст. 5 Конституции РФ);

— единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

— автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте.

Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения).

Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов) .

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы.

Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. В России было:

21 республика;

46 областей;

1 автономная область;

4 автономных округа;

9 краев;

2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое.

Современное-административно территориальное деление России

По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

2. Значение административно-территориального устройства России

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны.

Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму.

Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточ­ные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатра­пии, завоёванные территории и т.

д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе че­ловечества в IV – III тыс.

до н.э. к государственной форме организа­ции общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для перво­бытного общества, территориальной организацией общества.

Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов тер­риториального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах.

Она характеризуется единой структурой государ­ственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, пред­метная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограни­чивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют оди­наковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридиче­ские акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Од­нако в области хозяйственной, социально-культурной их полномо­чия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими при­мерами унитарного устройства являются: Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

Федеративная форма государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная.

Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т.

д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы.

К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается следующая схема государственно-территориального устройства РФ.

1. Субъекты федерации первого уровня:

Губернии
- Города федерального значения
- Особые федеральные территории

2. Субъекты федерации второго уровня:

Республики, края, области


Губернии

Мое мнение, в ходе конституционной реформы РФ можно было бы внести в Основной Закон новую структуру деления страны на субъекты федерации. А именно, ввести высший уровень - Губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого уровня.

Кроме того, субъектами федерации первого уровня будут и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.

Основной смысл этого один - убрать (или резко снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.

Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.

Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.

Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.

Ну и поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей по изменению границ субъектов и, главное, по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать, скажем так, более унитарной страной.

Хотелось бы подчеркнуть, что я не сторонник превращения России в абсолютно унитарное государство - это может вызвать серьезные внутриполитические проблемы, по-моему. Но мое мнение состоит в том, что, во-первых, федеральному центру нужно больше формальных полномочий, а во-вторых, субъекты федерации высшего уровня не должны бы быть национальными.

Однако

Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.

Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, а также общая история, язык, культура.

Экономические скрепы

Серьезными факторами единства страны станут, очевидно, такие мощные федеральные структуры как:

1. Первая северная губерния (население - 2,3 млн. чел.)

Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область

2. Вторая северная губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Республика Коми
Кировская область

3. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация , включая часть Ленинградской области)

4. Северо-Западная губерния (население - 3,5 млн. чел.)

Мурманская область
Республика Карелия
Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область

5. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)

Калининградская область

6. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)

Москва
Московская область

7. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)

Калужская область
Смоленская область
Брянская область

8. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Рязанская область
Тульская область

9. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область

10. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)

Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область

11. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)

Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область

12. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)

Орловская область
Курская область
Белгородская область

13. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)

Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл

14. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)

Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область

15. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)

Волгоградская область
Астраханская область

16. 17. Крымская губерния + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)

Севастополь
Республика Крым

18. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)

Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия

19. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)

Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан

20. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)

Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область

21. Приуральская губерния (население - 4,2 млн. чел.)

Пермский край
Удмуртская республика

22. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)

Свердловская область

23. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)

Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)

24. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)

Омская область

25. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)

Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область

26. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)

27. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)

Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва

28. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)

Иркутская область

29. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)

Республика Бурятия
Забайкальский край

30. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)

Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область

31. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)

Приморский край

В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается

* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.

** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:

- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края),

*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.

Административно-территориальное деление России

Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..

В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.

Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):

· федеральный (Россия как государство);

· региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));

· муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.

Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России

Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.

Федеральный округ Административно-территориальное деление
районы города городские районы (округа) поселки городского типа* сельские администрации всех типов (на 2006 г.) муниципальные образования (на 2006 г.)
Центральный
Северо-Западный
Южный
Приволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
Россия

Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.

На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.

Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.

Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10

Регион – субъект РФ Экономический район Федеральный округ
Республика Карелия Северный Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
Архангельская обл.
Ненецкий А. О.
Вологодская обл.
Мурманская обл.
г. Санкт-Петербург Северо-Западный
Ленинградская обл.
Новгородская обл.
Псковская обл.
Калининградская обл. не входит в состав ни одного из экономических районов России
Брянская обл. Центральный Центральный (центр – г. Москва)
Владимирская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.
г. Москва
Московская обл.
Орловская обл.
Рязанская обл.
Смоленская обл.
Тверская обл.
Тульская обл.
Ярославская обл.
Белгородская обл. Центрально-Черноземный
Воронежская обл.
Курская обл.
Липецкая обл.
Тамбовская обл.
Республика Дагестан Северо-Кавказский Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск)
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Карачаево-Черкесская республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Краснодарский край Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)
Республика Адыгея
Ростовская обл .
Республика Калмыкия Поволжский
Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Республика Татарстан Приволжский (центр – г. Нижний Новгород)
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.
Республика Марий Эл Волго-Вятский
Республика Мордовия
Чувашская республика
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Республика Башкортостан Уральский
Удмуртская республика
Пермский край
Оренбургская обл.
Курганская обл. Уральский (центр – г. Екатеринбург)
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Тюменская обл. Западно-Сибирский
Ханты-Мансийский А. О.
Ямало-Ненецкий А. О.
Республика Алтай Сибирский (центр – г. Новосибирск)
Алтайский край
Кемеровская обл.
Новосибирская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Республика Бурятия Восточно-Сибирский
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Забайкальский край
Иркутская обл.
Республика Саха (Якутия) Дальневосточный Дальневосточный (центр – г. Хабаровск)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Еврейская А. О.
Амурская обл.
Магаданская обл.
Чукотский А. О.
Сахалинская обл.
Итого: 83 региона 11 экономических районов 8 федеральных округов

Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.

Зарубежные территории, используемые Россией .

По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.

Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:

1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км 2);

2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;

3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...