Применение усн освобождает от уплаты. Освобождение ип от налогов


Каникулы для предпринимателя

Помните о том, что, когда вы открываете новый бизнес, бремя налоговой нагрузки ложится на ваши плечи с первого же дня после открытия. Учитывая высокий уровень налогов в нашей стране, малому бизнесу, к которому, безусловно, относится и индивидуальное предпринимательство, весьма непросто справиться с подобными сложностями. ИП без налогов – вот о чем мечтают те, кто вступает на тернистый путь предпринимательства без образования юридического лица.


В этой связи вопрос о том, каким образом и в каких случаях индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты налогов, – очень актуален. В нашей статье мы попробуем подробно рассмотреть все возможные сценарии того, как получить освобождение от налоговой нагрузки на бизнес и остаться в рамках правового поля.

Случаи избавления ИП от уплаты налогов

Для того чтобы понять, какие налоги и по каким основаниям можно не платить, сначала стоит ответить на вопрос, какие налоги индивидуальный предприниматель обязан уплачивать:

  • Налоги непосредственно в казну из доходов индивидуального предпринимателя.
  • Налоги с недвижимого имущества, используемого в предпринимательских целях.
  • товаров, работ или услуг.
  • Налоги, уплачиваемые индивидуальным предпринимателем как физическим лицом (налог на имущество, земельный, транспортный).

Порядок зависит от системы налогообложения.

Если ОСНО

Сразу отметим, что использование общей системы налогообложения не даст возможности полностью освободиться от уплаты налогов. В любом случае при использовании уплачиваются налог на доходы физических лиц и налог на имущество. Но при этом есть несколько интересных нюансов в части уплаты налога на добавленную стоимость:

  • Если сумма выручки ИП за последние 3 месяца (квартал) не превысила 2 000 000 рублей, то он освобождается от уплаты НДС.
  • Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень направлений бизнеса, которые могут быть освобождены от уплаты НДС: например, продажа ортопедических протезов, оказание медицинских услуг беременным. Внимательно ознакомьтесь с этим перечнем.
  • В случае, если ИП ведет внешнеэкономическую деятельность и выступает в ней в качестве экспортера, то он может использовать при овеществлении операций по экспорту.

Использование общей системы налогообложения не даст возможности полностью освободиться от уплаты налогов.

Применение специальных налоговых режимов предоставляет индивидуальным предпринимателям более широкие возможности для ослабления налоговой нагрузки или же полного избавления от уплаты налогов.

Налогообложение на спецрежимах

При регистрации деятельности у предпринимателя есть возможность выбора налогового режима. Таким образом, предприниматель может избежать обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц, на добавленную стоимость и налоговых отчислений на имущество.


Однако следует учесть, что, даже находясь на УСН, ИП должен с недвижимого имущества, используемого для предпринимательской деятельности, если оно содержится в перечне недвижимости, подлежащей обязательному налогообложению (ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Использование упрощенной системы налогообложения дает возможность освободиться от налогов, уплачиваемых при использовании общей системы налогообложения, но не избавляет от ряда обязательных отчислений. Налоги, которыми облагаются доходы от предпринимательской деятельности, в любом случае должны уплачиваться в бюджет. То есть выручка или прибыль (безусловно, реальная) однозначно являются объектом налогообложения.

При его размер определяет Федеральная налоговая служба на основе данных о базовой доходности и потенциально возможном доходе.

Чтобы добиться освобождения от налогов в 2017 году, индивидуальные предприниматели, стоящие на УСН, могут использовать такую опцию, как . Справку о начале действия программы по регионам можно посмотреть . Ниже поговорим о них подробнее.

Налоговые каникулы

2015 – это первый год, когда в ряде регионов России начали применять специальную методику поддержки малого предпринимательства. Она позволяет индивидуальному предпринимателю получить нулевую налоговую ставку при осуществлении определенного рода деятельности – производственной, научной или предпринимательской деятельности в области оказания бытовых услуг населению. Помимо рода деятельности, ИП должен соответствовать еще ряду критериев:

  • Под программу попадают индивидуальные предприниматели, впервые в подобном качестве после того, как региональный закон о налоговых каникулах вступил в силу. Вновь созданные ИП подобной льготы не получат.
  • Индивидуальный режим должен быть на «упрощенке» (использовать упрощенную систему налогообложения). Напомним, что для использования УСН количество сотрудников не может превышать 100 человек, а доход не должен быть выше 60 миллионов рублей в год.
  • Доход от деятельности, на которую распространяется действие налоговых каникул, должен составлять не менее 70% от общей выручки ИП.

Налоговые каникулы позволяют индивидуальному предпринимателю получить нулевую налоговую ставку при осуществлении определенного рода деятельности.

В соответствии со статьей 346.20 НК РФ , длительность налоговых каникул составляет 2 налоговых периода (2 года) с того момента, как было произведено открытие ИП. В случае получения статуса индивидуального предпринимателя в 2017 году, налоговые каникулы затронут 2017-2018 годы. Следовательно, в течение этого времени налог не уплачивается.

Но учтите, что применение налоговых каникул местные органы управления осуществляют на свое усмотрение. Поэтому для получения разрешения на применение подобной льготы вам необходимо будет обратиться в свое территориальное отделение ФНС за детальной консультацией и выяснить, какие шаги от вас потребуются.

Если вы выяснили, что имеете право на получение льготы в виде налоговых каникул, вам необходимо:

  • Подготовить пакет документов для регистрации индивидуального предпринимателя.
  • Если вы в своей деятельности планируете задействовать , то не забудьте подать заявление на его получение совместно с документами для регистрации ИП.
  • Если вы планируете применять упрощенную систему налогообложения, то вы должны уведомить об этом Федеральную налоговую службу не позднее 30 дней с даты получения статуса ИП.

Снижение нагрузки по уплате НДС

В том случае, если вы занимаетесь экспортом, для избавления от уплаты НДС (применение нулевой ставки данного вида налога) вам потребуются следующие подтверждающие документы:

  • Контракт на поставку товаров с иностранным контрагентом, в котором вы будете фигурировать в качестве поставщика.
  • ГТД (государственная таможенная декларация).
  • Ксерокопии транспортных накладных.
  • Заполненная ИП с учетом актуальной налоговой ставки.


Если речь идет о сценарии освобождения от уплаты НДС по причине того, что выручка за последние 3 месяца не превысила отметку в два миллиона рублей, то в территориальное управление ФНС необходимо подать:

  • Уведомление об использовании подобного права по форме, утвержденной приказом МНС России.
  • Бухгалтерские документы, подтверждающие факт непревышения данной отметки (оптимальна выписка из книги учета доходов и расходов).

Если же речь идет о том, что предприниматель осуществляет один из льготных видов бизнеса (в соответствии с п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50), то никакие документы подавать не требуется. Просто декларация не подается, а НДС не уплачивается.

Подведем итоги

Как видно из вышесказанного, способов снижения налоговой нагрузки на хрупкие плечи малого предпринимательства немало. Но самое главное – они есть и они работают. Конечно, идеальным вариантом представляется использование налоговых каникул, но, если уж так получилось, что в вашем регионе они не действуют, не отчаивайтесь.

Во-первых – всегда можно сменить регистрацию и открыть ИП в том регионе, где эта льгота допустима. По истечении двух лет (в течение которых вам, конечно, придется сдавать отчетность по месту регистрации ИП) вы можете сменить место регистрации. Во-вторых, даже без налоговых каникул поблажки, предоставляемые законодателем малому бизнесу, представляются весьма существенными. Самое главное, оставаться в рамках правового поля и действовать согласно букве и духу закона, тем более что сегодня возможностей для этого предостаточно.

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

  • налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее об этом см. ;
  • налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов , дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:

  • при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
  • при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран - участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке перечислять экологические платежи? Деятельность организации связана с природопользованием

Ответ: да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации и автономные учреждения на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

  • НДС (ст. 161 НК РФ);
  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ);
  • налога на прибыль (п. 2, 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация на упрощенке включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества?

Ответ: да, может.

Организации (в т. ч. автономные учреждения), арендующие государственное или муниципальное имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 18-11/3/42465).

Счет-фактура с НДС

Если по собственной инициативе или по просьбе контрагента организация (в т. ч. автономное учреждение) на упрощенке выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС, эту сумму придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации на упрощенке не имеют. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53.

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, организация на упрощенке должна составить декларацию по НДС в электронном виде и передать ее в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Пример начисления и уплаты НДС организацией на упрощенке. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога

Организация «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2015 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в 2014 году.

В марте 2015 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» передала в налоговую инспекцию электронную декларацию по НДС за I квартал 2015 года. В этот же день НДС в сумме 18 000 руб. был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2015 года.
В этот же день НДС в размере 18 000 руб. был вторично перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Исключением из этого правила являются посредники, применяющие упрощенку и действующие от своего имени. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Обязанность по уплате налога в бюджет у них не возникает (письмо Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-11-11/123). Однако в налоговую инспекцию они должны сдавать журналы учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Посредники, которые применяют упрощенку и реализуют товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, признаются налоговыми агентами по НДС. А следовательно, они должны перечислять в бюджет суммы налога, удержанные из доходов иностранных организаций. В отношении этих сумм такие посредники обязаны сдавать в налоговые инспекции декларации по НДС. Это следует из положений пункта 5 статьи 161, пункта 5 статьи 346.11 и абзаца 2 пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация, применяющая упрощенку, перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога? Счет-фактуру покупателю организация не выставляла

Ответ: нет, не должна.

Организации (в т. ч. автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:

  • импорт товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • выставление счетов-фактур покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);
  • исполнение обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Если счет-фактуру покупателю организация не выставляла, то платить НДС не нужно. Даже если в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 18 ноября 2014 г. № 03-07-14/58618.

НДС при передаче товаров для собственных нужд

Ситуация: должна ли организация (автономное учреждение) на упрощенке платить НДС при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд?

Ответ: нет, не должна.

Организации (автономные учреждения) на упрощенке не являются плательщиками НДС по всем операциям. Исключением являются импорт товаров, проведение операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Поэтому при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд организации на упрощенке НДС не уплачивают.

Совмещение УСН и ЕНВД

Если по отдельным видам деятельности организация (в т.ч. автономное учреждение) на упрощенке переведена на ЕНВД, нужно обеспечить (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

По материалам открытых источников

Упрощенная система налогообложения с 2003 года

Истратова М.В.
эксперт "РНК"

Таможенные пошлины;

Платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

Плата за пользование водными обЪектами;

Налог на добычу полезных ископаемых.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты транспортного налога, который является региональным налогом .

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты следующих местных налогов:

Иные налоги и сборы, установленные местными законодательными органами в соответствии c действующим законодательством.

У индивидуальных предпринимателей

При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов:

На основании Федерального закона РФ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации и от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Тем самым они обязаны, в частности, использовать в своей деятельности контрольно-кассовые машины (ККМ). Порядок применения ККМ определен Федеральным законом от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Кроме того, организации также обязаны своевременно предоставлять статистическую отчетность, порядок заполнения, оформления и представления которой определен действующим законодательством.

Обязанности налогового агента

Применение организациями и упрощенной системы налогообложения не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Обязанность налогового агента возникает в указанных ниже случаях.

1. По налогу на добавленную стоимость у организаций и индивидуальных предпринимателей на основании ст. 161 НК РФ:

При приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

При аренде федерального имущества, имущества субЪектов Российской Федерации и муниципального имущества;

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Например, организация или индивидуальный предприниматель , применяющие упрощенную систему, арендуют федеральное имущество, имущество субЪекта РФ или муниципальное имущество у органов государственной или муниципальной власти. В таком случае на них возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет соответствующей суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 161 НК РФ.

2. По налогу на доходы физических лиц у организаций и индивидуальных предпринимателей на основании ст. 226 НК РФ. Исчисление и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227 и 228 части второй НК РФ.

3. По налогу на прибыль у организаций при выплате налогоплательщикам налога на прибыль доходов в виде дивидендов в соответствии со ст. 275 НК РФ, а также в случае выплаты доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через на территории Российской Федерации, на основании ст. 310 НК РФ.

Исполняя обязанности налогового агента при выплате доходов иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, необходимо принимать во внимание положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

4. По налогу с продаж у организаций или индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 354 НК РФ, если по условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится указанными организациями или индивидуальными предпринимателями, то есть комиссионерами (поверенными, агентами), и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента). При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если он уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Допустим, в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала). В таком случае налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом), при этом сумма налога исчисляется им исходя из полной цены товара.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом для организаций и индивидуальных предпринимателей , применяющих упрощенную систему, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.

Отчетными периодами по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.

Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного обЪекта налогообложения определяются нарастающим итогом.

Выбор обЪекта налогообложения

Налогоплательщики -- как организации , так и -- вправе самостоятельно выбрать обЪект налогообложения единым налогом. При этом на основании ст. 346 14 НК РФ обЪектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Однако согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -- Закон N 104-ФЗ) начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей , применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26 2 НК РФ, обЪектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, обЪект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года применяться не будет.

Различия между обЪектами налогообложения, применяемыми при переходе на упрощенную систему, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица условий применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного обЪекта налогообложения

Условия применения УСН

ОбЪект налогообложения

доходы

доходы, уменьшенные на величину расходов

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период 6% (ст. 346 20 НК РФ) 15% (ст. 346 20 НК РФ)
Порядок признания расходов в целях налогообложения Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога Перечень расходов приведен в ст. 346 16 НК РФ и является закрытым. Порядок определения расходов установлен в ст. 346 16 НК РФ
Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Сумма единого налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога (квартальных авансовых платежей по налогу) (ст. 346 21 НК РФ) Вычет не производится
Уплата минимального налога Минимальный налог не уплачивается Уплачивается в порядке, предусмотренном ст. 346 18 НК РФ
Перенос убытков на будущее Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346 18 НК РФ

Рассмотрим табл. 1 более подробно.

1. Различия между обЪектами налогообложения заключаются в применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок и порядке формирования налоговой базы.

2. Если в качестве обЪекта налогообложения выбраны доходы, для исчисления единого налога не имеют значения осуществленные налогоплательщиком расходы.

Для налогоплательщиков, которые в качестве обЪекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов, в ст. 346 16 НК РФ предусмотрен порядок признания расходов. (Перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, является закрытым.) При этом необходимо, чтобы расходы соответствовали критериям, установленным в ст. 252 НК РФ. Кроме того, расходы, приведенные в закрытом перечне, принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному в статьях 254, 255, 263 и 264 НК РФ. Эти условия распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание ! В закрытом перечне расходов, на которые можно уменьшить полученные доходы, отсутствуют расходы на приобретение покупных товаров с целью их дальнейшей перепродажи.

Также в п. 3 ст. 346 16 НК РФ установлен порядок уменьшения доходов на расходы, связанные с приобретением основных средств, как приобретенных до применения упрощенной системы, так и после перехода на упрощенную систему.

3. Налогоплательщики, выбравшие обЪектом налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму единого налога (квартальных авансовых платежей), подлежащих уплате в бюджет на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%.

Пример 1

Организация (индивидуальный предприниматель), выбравшая в качестве обЪекта налогообложения доходы, рассчитывает сумму налога за 2003 год. Сумма фактически полученных доходов за 2003 год составила 2 500 000 руб. Сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год составила 280 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащего уплате за 2003 год:

2 500 000 руб. х 6% : 100% = 150 000 руб.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 346 21 НК РФ сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%, рассчитаем, на какую сумму можно уменьшить налог:

150 000 руб. х 50% = 75 000 руб.

Сравним сумму, на которую можно уменьшить налог, и сумму уплаченных страховых взносов. Сумма уплаченных страховых взносов больше, чем сумма, на которую можно уменьшить налог. Следовательно, организация (индивидуальный предприниматель) уплатит в бюджет 75 000 руб. налога независимо от того, что страховые взносы, фактически уплаченные за 2003 год, превышают этот показатель.

Изменим условия примера.

Сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 год составила 60 000 руб.

Сравним сумму, на которую можно уменьшить налог, и сумму уплаченных страховых взносов. Сумма уплаченных страховых взносов меньше, чем сумма, на которую можно уменьшить налог. Следовательно, организация (индивидуальный предприниматель) может уменьшить сумму налога на сумму уплаченных страховых взносов в полном обЪеме и перечислить в бюджет 90 000 руб. налога (150 000 руб. - 60 000 руб.).

4. Налогоплательщики, которые выбрали обЪектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают в бюджет сумму единого налога по окончании налогового периода в размере не менее минимального налога. Порядок уплаты налога в размере минимального налога установлен в п. 6 ст. 346 18 НК РФ.

Чтобы определить, какой налог -- в размере минимального или исчисленный исходя из налоговой базы -- должен уплатить налогоплательщик, необходимо произвести следующие действия:

Во-первых, определить сумму налога, исчисленную исходя из налоговой базы по окончании налогового периода;

Во-вторых, определить размер дохода, полученного за налоговый период;

В-третьих, определить сумму минимального налога, умножив размер полученного дохода на 1%;

В-четвертых, сравнить сумму минимального налога и сумму налога, исчисленного исходя из налоговой базы. Если сумма минимального налога больше, чем сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы, в бюджет подлежит перечислить налог в размере минимального. Если сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы, больше, чем сумма минимального налога, в бюджет перечисляется сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы.

Пример 2

Доходы, полученные организацией (индивидуальным предпринимателем) за 2003 год, составили 4 000 000 руб.

Расходы, фактически оплаченные за 2003 год, составили 3 900 000 руб.

Налоговая база за 2003 год -- 100 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате по результатам работы за 2003 год, составляет 15 000 руб. (100 000 руб. х 15% : 100%).

Доходы, полученные за 2003 год, -- 4 000 000 руб.

Сумма минимального налога организации (индивидуального предпринимателя) за 2003 год составит 40 000 руб. (4 000 000 руб. х 1% : 100%).

В связи с тем что сумма минимального налога превышает сумму налога, исчисленного в общем порядке, организация (индивидуальный предприниматель) обязана перечислить в бюджет 40 000 руб.

Если налогоплательщиком по итогам работы за налоговый период получен убыток, он должен исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог. Это следует из нормы п. 6 ст. 346 18 НК РФ. Согласно данной норме минимальный налог уплачивается, если он превышает исчисленный в общем порядке налог. Если по итогам налогового периода получен убыток, налог, исчисленный в общем порядке, равен нулю. Очевидно, что минимальный налог, исчисленный в размере 1% от полученных доходов, будет больше нуля и, следовательно, подлежит уплате в бюджет.

Пример 3

У организации (индивидуального предпринимателя), признающей обЪектом налогообложения доходы за вычетом расходов, за 2003 год получен убыток в размере 20 000 руб.

Доход, полученный организацией (индивидуальным предпринимателем) за 2003 год, составил 2 000 000 руб.

Так как по результатам работы за 2003 год получен убыток, налог не исчисляется.

Доход, полученный за 2003 год, составил 2 000 000 руб.

Сумма минимального налога организации (индивидуального предпринимателя) за 2003 год составит 20 000 руб. (2 000 000 руб. х 1% : 100%).

В связи с тем что организацией (индивидуальным предпринимателем) получен убыток, в бюджет подлежит перечислению минимальный налог в сумме 20 000 руб.

Налогоплательщики, уплатившие налог в размере минимального, имеют право в следующем налоговом периоде включить разницу между суммой уплаченного налога и суммой налога, исчисленного исходя из налоговой базы, в состав расходов при исчислении налоговой базы. На сумму разницы можно увеличить сумму убытка того налогового периода, в котором эта разница признается расходом.

5. Налогоплательщики, выбравшие обЪектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право на основании п. 7 ст. 346 18 НК РФ перенести на будущее убытки, полученные по итогам предыдущих налоговых периодов, но не более чем на 10 налоговых периодов. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%.

Пример 4

Организацией (индивидуальным предпринимателем) по результатам работы за 2003 год получен убыток в сумме 100 000 руб.

В 2004 году доходы организации (индивидуального предпринимателя) составили 900 000 руб., а расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения, -- 600 000 руб.

Следовательно, обЪектом налогообложения является сумма 300 000 руб. (900 000 руб. - 600 000 руб.).

Рассчитаем, на какую сумму убытка можно уменьшить налоговую базу 2004 года:

300 000 руб. х 30% : 100% = 90 000 руб.

Организация (индивидуальный предприниматель) вправе уменьшить налоговую базу на 90 000 руб. Следовательно, налог будет исчисляться исходя из 210 000 руб. (300 000 руб. - 90 000 руб.).

В 2005 году доходы организации (индивидуального предпринимателя) составили 300 000 руб., а расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения, -- 150 000 руб.

Следовательно, обЪектом налогообложения является сумма 150 000 руб. (300 000 руб. - 150 000 руб.).

Рассчитаем, на какую сумму убытка можно уменьшить налоговую базу 2005 года:

150 000 руб. х 30% : 100% = 45 000 руб.

Организация (индивидуальный предприниматель) вправе уменьшить налоговую базу на оставшуюся сумму убытка 2003 года в размере 10 000 руб. (100 000 руб. - 90 000 руб.). Следовательно, единый налог будет исчисляться исходя из 140 000 руб. (150 000 руб. - 10 000 руб.).

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, предусмотренный в главе 26 2 НК РФ, может применяться с 1 января 2003 года организациями и индивидуальными предпринимателями при определенныхусловиях. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой налогообложения и общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

На основании Закона N 222-ФЗ переход к УСНУО в настоящее время также носит добровольный характер. Однако применять УСНУО в 2002 году могут организации и индивидуальные предприниматели , подпадающие под критерий субЪектов малого предпринимательства, содержащийся в Федеральном законе от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее -- Закон N 88-ФЗ).

С 1 января 2003 года отсутствует ограничение на применение упрощенной системы налогообложения организациями , которые не являются малыми в соответствии с нормами Закона N 88-ФЗ.

В отличие от действующего в настоящее время Закона N 222-ФЗ на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации любых форм собственности, в том числе некоммерческие организации , осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Условия перехода на упрощенную систему организаций

Не каждая организация, принявшая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, имеет право ее применять. Ограничения на переход на упрощенную систему налогообложения с 2003 года для отдельных категорий организаций и при осуществлении некоторых видов деятельности предусмотрены в ст. 346 12 НК РФ.

Рассмотрим подробнее, какие ограничения установлены для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения.

Показатель размера доходов

Основным условием является показатель размера дохода от реализации, определяемого в соответствии со ст. 249 НК РФ. Данная статья определяет доход от реализации как выручку от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручку от реализации имущественных прав.

В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении размера доходов от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ значение имеет выбранный организацией, являющейся плательщиком налога на прибыль, метод признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли. Как известно, с 1 января 2002 года в целях налогообложения прибыли организации могут признавать доходы по методу начисления в порядке, предусмотренном ст. 271 НК РФ, и по кассовому методу в порядке, определенном ст. 273 НК РФ.

Особо следует отметить, что в сумму доходов, рассчитываемых для целей перехода на упрощенную систему, не включаются внереализационные доходы.

Обратите внимание ! В следующем номере журнала будет рассмотрен вопрос о порядке возврата к общему режиму налогообложения. При этом одним из условий возврата является получение доходов в размере свыше 15 млн. руб. Для этих целей учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.

Организациям необходимо иметь в виду следующее. Некоторые виды доходов, такие как доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности, согласно главе 25 НК РФ признаются в составе внереализационных доходов. Однако на практике имеют место ситуации, когда указанные доходы организации получают регулярно и их размер может превышать доходы от обычных видов деятельности (от реализации товаров, работ, услуг). При этом сдача имущества в аренду (субаренду) или предоставление в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности не является основным видом деятельности организации.

Следовательно, в учетной политике для целей налогообложения организациям целесообразно отразить, в состав каких доходов -- от реализации или внереализационных -- организация включает перечисленные выше виды доходов. По нашему мнению, в приказе об учетной политике для целей налогообложения целесообразно отразить подробный перечень доходов организации, которые являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 249 НК РФ.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года сумма дохода от реализации организации по итогам девяти месяцев 2002 года не должна превышать 11 млн. руб. без учета НДС и налога с продаж, если такая организация является плательщиком указанных налогов.

В пункте 2 ст. 346 12 НК РФ не сказано о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения организаций, применяющих в 2002 году УСНУО, предусмотренную Законом N 222-ФЗ. В статье 346 12 НК РФ речь идет о порядке определения доходов от реализации в соответствии с положениями ст. 249 НК РФ, которые применяются плательщиками налога на прибыль. Как известно, организации, применяющие УСНУО на основании Закона N 222-ФЗ, плательщиками налога на прибыль не являются.

Исходя из формулировки п. 2 ст. 346 12 НК РФ доход от реализации должен быть определен по правилам ст. 249 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСНУО в 2002 году, могут для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года пересчитать доход за девять месяцев по правилам ст. 249 НК РФ, поскольку прямо это не запрещено.

У организаций, применяющих в 2002 году УСНУО, могут возникнуть проблемы при пересчете полученных доходов по правилам ст. 249 НК РФ. Проблема заключается в доходах от сдачи имущества в аренду (субаренду) и от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности. Организации, которые в 2002 году являются плательщиками налога на прибыль, в учетной политике для целей налогообложения могут предусмотреть порядок признания таких доходов в целях налогообложения, а у организаций, применяющих УСНУО в 2002 году, учетная политика для целей налогообложения не формировалась. Следовательно, такие организации могут столкнуться с проблемой: в состав каких доходов включить выручку при пересчете ее по правилам ст. 249 НК РФ.

По нашему мнению, если у организации доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) и доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности не являются предметом деятельности, они не должны включаться в доходы от реализации при их пересчете. В данном случае во избежание разногласий с налоговыми органами можно порекомендовать организациям оформить внутренний документ, определяющий порядок расчета доходов от реализации для осуществления перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года.

В пункте 3 ст. 346 12 НК РФ приведен закрытый перечень организаций, которые не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения независимо от размера доходов от реализации.

В табл. 2 для сравнения приведены ограничения для применения упрощенной системы организациями, установленные главой 26 2 НК РФ и Законом N 222-ФЗ.

Таблица 2

Сравнительная таблица ограничений, установленных для применения упрощенной системы налогообложения организациями

(Закон N 222-ФЗ)

Организации, имеющие филиалы и (или) представительства Ограничений не установлено
Банковские организации, за исключением небанковских кредитных организаций Кредитные организации -- как банковские, так и небанковские
Страховые организации Страховые организации
Негосударственные пенсионные фонды
Инвестиционные фонды Инвестиционные фонды
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Ломбарды Ограничений не установлено
Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров Организации, занятые производством подакцизной продукции
Организации, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых Ограничений не установлено
Организации, занимающиеся игорным бизнесом Предприятия игорного бизнеса
Ограничений не установлено Предприятия развлекательного бизнеса
Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции Не содержит прямого ограничения
Организации, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД Не содержит прямого ограничения
Организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога Не содержит прямого ограничения
Организации, в которых доля участия других организаций превышает 25% в совокупности Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субЪектов РФ, общественных и религиозных организаций (обЪединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субЪектами малого предпринимательства, превышает 25%
Организации, у которых средняя численность работающих превышает 100 человек Организации, у которых предельная численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет 15 и более человек (с учетом филиалов и представительств)
Организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. руб. Ограничений не установлено
Организации, доход которых за налоговый (отчетный) период превышает 15 млн. руб.
Ограничений не установлено Некоммерческие организации
Ограничений не установлено Организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий

Рассмотрим табл. 2 более подробно.

Наличие филиалов и представительств

В отличие от действующего в настоящее время порядка, предусмотренного Законом N 222-ФЗ, с 1 января 2003 года организации , имеющие филиалы и (или) представительства, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения.

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, которые не выделены в соответствии с гражданским законодательством в филиалы или представительства, ограничения на переход к упрощенной системе не установлены. Следовательно, организации, у которых обособленные подразделения не указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, имеют право на переход на упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание ! В действующем в настоящее время законодательстве о налогах и сборах содержится определение обособленного подразделения организации, но нет определений филиала и представительства. Данные определения содержатся в ст. 55 ГК РФ.

Как следует из ст. 11 НК РФ, для целей налогообложения, чтобы признать любое территориально обособленное подразделение организации обособленным, имеет факт организации рабочих мест на срок более одного месяца. При этом для целей налогообложения не имеет значения, указано обособленное подразделение в учредительных документах или нет. На основании ст. 11 части первой НК РФ можно обратиться к другим отраслям законодательства РФ, если какие-то понятия и термины отсутствуют в законодательстве о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Руководители этих подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности в пределах полномочий, указанных в доверенности.

Переход на уплату ЕНВД

Не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26 3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ . Следовательно, если организация осуществляет на территории субЪекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346 26 НК РФ, она не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Она в обязательном порядке должна применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Многопрофильные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, по иным видам деятельности применяют общий режим налогообложения.

Наличие в уставном капитале вкладов организаций

На основании пп. 14 п. 3 ст. 346 12 НК РФ не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, если доля непосредственного участия в их уставном капитале других организаций составляет более 25%.

Для применения УСНУО не имеет значения размер доли участия в уставном капитале организации -- субЪекта малого предпринимательства. Доля такой организации может составлять и 100%. При этом организация, уставный капитал которой полностью состоит из вклада организации -- субЪекта малого предпринимательства, может применять упрощенную систему.

С 1 января 2003 года ситуация меняется. Теперь не будет иметь значения, что вклад в уставный капитал свыше 25% осуществил субЪект малого предпринимательства. Наличие вклада других организаций -- как коммерческих, так и некоммерческих, в совокупности превышающего 25% общего размера уставного капитала, является ограничением для применения упрощенной системы налогообложения.

Данное ограничение не распространяется на организации:

Если уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;

Среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 50%;

Доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25%.

Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по численности

Подпункт 15 п. 3 ст. 346 12 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек. При этом ее расчет осуществляется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.

При расчете средней численности работников необходимо руководствоваться постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121 "Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения".

Ограничение по стоимости амортизируемого имущества

Следует обратить внимание и на пп. 16 п. 3 ст. 346 12 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб.

Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные обЪекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации . Амортизируемым имуществом признаются основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. и нематериальные активы, срок использования которых свыше 12 месяцев.

Здесь необходимо отметить, что законодатели не определили, какую стоимость амортизируемого имущества необходимо учитывать при переходе на упрощенную систему. Напомним, что в ст. 257 НК РФ содержится порядок определения стоимости амортизируемого имущества. При этом амортизируемое имущество может иметь стоимость первоначальную, восстановительную, остаточную.

Трудно сказать, как применить данное ограничение на практике сейчас, если принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако, по нашему мнению, данная ситуация не будет носить повсеместный характер, потому что предельный размер стоимости имущества в 100 млн. руб. довольно большой показатель. А так как применение специального налогового режима в виде упрощенной системы рассчитано на субЪекты малого бизнеса, вряд ли этот вопрос вызовет огромные проблемы.

Однако данный вопрос нельзя трактовать однозначно. По нашему мнению, если у организации, которая желает применять упрощенную систему, первоначальная (восстановительная) стоимость будет превышать предельный размер, а остаточная стоимость позволяет перейти на упрощенную систему, можно воспользоваться нормой п. 7 ст. 3 части первой НК РФ. Данная норма все неясности законодательства о налогах и сборах трактует в пользу налогоплательщиков. Тогда такие организации могут применять упрощенную систему налогообложения.

Условия перехода индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему

В пункте 3 ст. 346 12 НК РФ также установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. В отличие от организаций индивидуальные предприниматели, принявшие решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, не имеют ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 года. Таким образом, для перехода индивидуального предпринимателя на упрощенную систему размер его дохода за девять месяцев 2002 года не имеет значения.

В табл. 3 для сравнения приведены ограничения для применения упрощенной системы индивидуальными предпринимателями, установленные главой 26 2 НК РФ и Законом N 222-ФЗ.

Таблица 3

Сравнительная таблица ограничений, установленных для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями

(ст. 346 12 главы 26 2 НК РФ)

(Закон N 222-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров Ограничений не установлено
Индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых Ограничений не установлено
Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом Ограничений не установлено
Нотариусы, занимающиеся частной практикой Ограничений не установлено
Индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции Ограничений не установлено
Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД Не содержит прямого ограничения
Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога Не содержит прямого ограничения
Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек Индивидуальные предприниматели, у которых предельная численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет 15 и более человек
Индивидуальные предприниматели, доход которых за налоговый (отчетный) период превышает 15 млн. руб. Совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему, превышает стотысячекратный МРОТ, установленный законодательством РФ

Рассмотрим табл. 3 более подробно.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет на территории субЪекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346 26 НК РФ, он не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, по нашему мнению, по иным видам деятельности должны применять общий режим налогообложения.

Так же как и на организации, на индивидуальных предпринимателей распространяется ограничение по численности работников.

Не имеют права применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.

Обратите внимание! В настоящее время порядок определения средней численности работников индивидуальными предпринимателями Госкомстатом России не установлен. Порядок, установленный постановлением Госкомстата России от 07.12.98 N 121, распространяется исключительно на организации.

По нашему мнению, порядок определения средней численности работников для организаций можно применить и для индивидуальных предпринимателей.

Порядок перехода к упрощенной системе

Статья 346 13 НК РФ определяет порядок перехода на упрощенную систему налогообложения.

Период для подачи в налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя заявления на переход к упрощенной системе налогообложения установлен с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Напомним, организации должны указать в заявлении размер дохода от реализации, полученного за девять месяцев текущего года. Сообщение в заявлении индивидуальными предпринимателями размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, носит добровольный характер.

На основании ст. 8 Закона N 104-ФЗ указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 31 августа 2002 года. Специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26 2 НК РФ, вводится в действие с 1 января 2003 г. Соответственно для применения упрощенной системы с 2003 года организации и индивидуальные предприниматели должны в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года подать в налоговые органы заявления о переходе на упрощенную систему.

В главе 26 2 НК РФ не содержится прямого указания на разработку МНС России формы заявления о переходе на упрощенную систему. Однако для унификации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанных с применением упрощенной системы в соответствии с положениями главы 26 2 НК РФ, приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в частности, утверждена форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения". Данный приказ носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее представляется целесообразным использовать организациями и индивидуальными предпринимателями разработанную МНС России форму заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Что касается перехода на упрощенную систему налогообложения организациями , которые зарегистрированы в течение 2002 года, по нашему мнению, если организация зарегистрирована до 1 октября 2002 года, размер дохода от реализации определить можно, хотя все девять месяцев такая организация в 2002 году не отработала. Даже если организация зарегистрирована 30 сентября 2002 года, такой показатель, как доход от реализации за девять месяцев 2002 года, у нее существует.

В то же время для организаций, которые зарегистрированы после 1 октября 2002 года, существует противоречие. Согласно п. 2 ст. 346 13 НК РФ вновь созданные организации могут применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации, но на основании ст. 8 Закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ она вводится в действие только с 1 января 2003 года. По нашему мнению, такие организации вправе перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 года, подав заявление о переходе на данную систему с 2003 года одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года, а также после 30 ноября 2002 года.

Индивидуальным предпринимателям при переходе на упрощенную систему не требуется определение размера доходов от реализации. Поэтому в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут подать заявление на применение упрощенной системы с 1 января 2003 года.

Однако могут изЪявить желание применять упрощенную систему индивидуальные предприниматели, которые зарегистрируются после 30 ноября 2002 года. В таком случае аналогичное противоречие возникает и у индивидуальных предпринимателей. По нашему мнению, индивидуальный предприниматель при представлении в налоговые органы после 1 декабря 2002 года заявления на применение с 1 января 2003 года упрощенной системы одновременно с подачей заявления о постановке на учет будет иметь право ее применять.

По всей видимости, данное противоречие можно рассматривать как техническую ошибку при подготовке законодательного акта. С точки зрения государственной политики в отношении малого бизнеса не должно быть ущемления организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в конце 2002 года, в праве на переход на упрощенную систему с 2003 года.

Данная ситуация возникает только в 2002 году и в случае решения ее в пользу налогоплательщиков не принесет негативных последствий для бюджета.

Во избежание возможных разногласий с налоговыми органами все-таки можно порекомендовать в данном случае следующее. Если планируется регистрация нового юридического лица после 1 октября 2002 года или регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица после 1 декабря 2002 года и есть желание применять упрощенную систему налогообложения, можно перенести регистрацию на период после 1 января 2003 года. В таком случае никаких проблем с применением упрощенной системы не возникнет. Она будет применяться с момента создания организации или с момента регистрации индивидуального предпринимателя.

(Продолжение следует.)

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения, применяющие упрощенку, освобождаются от уплаты:
– НДС (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям);
– налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15%);
– налога на имущество.

Об этом сказано в пункте 2

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 ).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация, применяющая упрощенку (ЕНВД, ЕСХН), перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262 . Несмотря на то что это письмо адресовано организациям, применяющим ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

^ Налоговые агенты

Когда организации на упрощенке является налоговым агентом

Организации и автономные учреждения на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:


  • НДС (ст. 161 НК РФ );

  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ );

  • налога на прибыль (п. 2 , 3 ст. 275, ст. 310 НК РФ).
Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при выполнении обязанностей налогового агента при аренде помещения, которое находится в государственной (муниципальной) собственности. Организация (автономное учреждение) применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Да, можно.

Организации (автономные учреждения), арендующие государственное (муниципальное) имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ ). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ ). При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 18-11/3/42465 ).

^ Совмещение УСН и ЕНВД

Если по отдельным видам деятельности организация (автономное учреждение), применяющая упрощенку, переведена на ЕНВД, нужно обеспечить раздельный учет доходов и расходов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ ).

Счет-фактура с НДС

Что делать, если организация на упрощенке выставила счет-фактуру с выделенным НДС

НДС придется перечислить в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ ). Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации, применяющие упрощенку, не имеют. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53 .

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, в налоговую инспекцию нужно подать декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ ). В составе декларации представьте:


  • титульный лист ;

  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».
Об этом сказано в абзаце 6 пункта 3 раздела I Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н .
Пример начисления и уплаты НДС организацией, применяющей упрощенку. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога
ЗАО «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2012 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в 2011 году.

В марте 2012 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года. Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет с аванса (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2012 года.
Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет со стоимости выполненных работ (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Исключением из этого правила являются посредники, применяющие упрощенку и действующие от своего имени. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 ) либо выдавать кассовые чеки или другие документы установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ ). Однако обязанность по уплате налога в бюджет у них не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-11-11/123 .

Следует отметить, что данное исключение не распространяется на посредников, которые применяют упрощенку и реализуют товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. В таких ситуациях посредники признаются налоговыми агентами: они должны перечислять в бюджет суммы НДС, удержанные из доходов иностранных организаций (п. 5 ст. 161 , п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация (автономное учреждение), применяющая упрощенку, перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога. Счет-фактуру покупателю организация не выставляла

Нет, не должна.

Организации (автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:


  • импорт товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ );

  • выставление счетов-фактур покупателю с выделением суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ );

  • исполнение обязанностей налогового агента по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК РФ ).
Если счет-фактуру покупателю организация не выставлял, то платить НДС не нужно. Даже если в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой. Аналогичная точка зрения отражена в письме МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15 .
Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...