Участники бюджетного процесса получатели бюджетных средств. Бюджетный процесс



Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банка России), контрольно-счетных органов.
В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета - бюджетный период - установлено с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их исполнением.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс включает:
бюджетное прогнозирование
составление бюджета
рассмотрение и утверждение проекта бюджета
исполнение бюджета в течение бюджетного года
анализ и контроль исполнения бюджета

Эта тема занимает много места в экзаменах. Эта тема легче других.

Есть 2 разновидности административно-правового понимания процесса: широкое (как всех процедур вообще) и узкое (как юрисдикционного процесса).

Бюджетный процесс – в широком смысле, включает в себя все стадии управленческого процесса, связанные с принятием и исполнением закона о бюджете.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс предполагает строгую последовательность в реализации. Это деятельность постадийная. Стоит ли выделять контроль как стадию? Скорее – нет, так как осуществляется все время.

Стадии бюджетного процесса:

    Составление проекта

    Рассмотрение и утверждение проекта

    Исполнение бюджета

    Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Организация бюджетного процесса на основе безусловного исполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования – важная задача. Постановление Правительства № 249 от 2004 года, Распоряжение Правительства от 2010 года № 1101-р – о повышении эффективности бюджетных расходов.

Внедрение программно-целевого принципа – распределение бюджета по государственным программам и подпрограммам (это бывшие нацпроекты). То есть нужно разделить бюджет на программы, а их – на подпрограммы. Предполагается, что 2-3 года будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов федерального бюджета. Цель – упорядочение, так как огромное количество счетов, открытых ФК в ЦБ, затрудняет управление.

Участники бюджетного процесса

На всех уровнях

На федеральном уровне субъекты бюджетного процесса имеют некие полномочия как участники, но не всегда эти полномочия носят властный характер. В бюджетном законодательстве полномочия не всегда властные. Так, полномочия по распределению – властные, а полномочия по принятию гражданско-правового обязательства от имени публичного образования – невластные полномочия.

Участники бюджетного процесса – лишь те лица, которые имеют те или иные полномочия. Получатели средств бюджета полномочиями не наделены, и они не являются участниками бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса признаются Президент (в субъектах – высшее должностное лицо), высшие исполнительные органы власти, законодательные (представительные органы) – ФС, законодательные органы субъектов, представительные органы МО, органы финансового контроля, главные администраторы, администраторы доходов бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита, получатели бюджетных средств, Центральный банк, что касается ГВФ, то это органы государственных внебюджетных фондов. Все они обладают бюджетными полномочиями.

Поскольку субъект РФ осуществляет свое бюджетное регулирование (так, в СПБ есть закон «О бюджетном процессе в СПБ», который определяет ход процесса), в субъектах детализируется законодательство РФ. Следовательно, могут быть и иные участники бюджетного процесса, но особых отличий нет.

Бюджетные полномочия определяются в основном БК.

Бюджетные полномочия – это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Президент РФ – выступает с ежегодным бюджетным посланием к ФС, содержащим основные направления бюджетной (налоговой) политики. Прежде всего – повышение эффективности управления, мониторинг и иные направления политики.

Исполнительные органы готовят законопроект о бюджете, представляют его в законодательные органы.

Законодательные органы – есть проблемы разграничения полномочий с исполнительными органами. Законодательные органы, в первую очередь принимают закон о бюджете, кроме того, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, определяют правовой статус органов, которые…, в случае введения временной финансовой администрации в субъекте РФ или МО (когда субъект РФ – «банкрот»), закон о бюджете может приниматься законодательным органом вышестоящего уровня – у субъекта ФС, у МО законодательным органом субъекта РФ.

Исполнительные органы – обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение (правительство), разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, предоставляют отчет, обеспечивают управление государственным долгом, осуществляют иные полномочия.

Определение ВС от 16.12.2009 г. № 92-Г09-5 – Правительство не может регулировать стадию рассмотрения и утверждения проекта бюджета, это может делать лишь законодательный орган, который имеет полномочия на этой стадии.

Определение ВС от 20.06.2007 – органам исполнительной власти субъектов предоставляются в ряде случаев полномочия по изменению параметров бюджетной росписи. Но внесение изменений в бюджетную роспись не должно затрагивать параметры закона о бюджете, полномочия, касающиеся закона о бюджете, могут реализовываться только законодательным органом.

Постановление ФАС ВВО от 30.11.2009 по делу № А28-3784/2009 – заявление было о том, что в бюджете не было предусмотрено выделение средств на исполнение конкретного судебного решения. Средства на покрытие расходов от исполнения конкретного судебного решения в бюджете не предусматриваются, предусматриваются в общем.

Определение ВС РФ от 1.02.2006 – на стадии передачи средств должны быть согласительные процедуры.

Финансовые органы – составляют проект соответствующего бюджета, предоставляют его для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют его исполнение, устанавливают порядок составления отчетности, осуществляют иные полномочия, регулируют отношения по межбюджетным трансфертам и т. д.

Постановление ФАС УО от 3.11.2009 № Ф09-8430/09-С2, Определение КС от 1.10.2009 № 1312-О-О – с одной стороны, судебные решения должны исполняться, однако денежные средства МО сконцентрированы только в бюджете, поэтому может быть недостаточность средств на конкретную цель, и тогда возникает вопрос, не может ли финансовый орган перераспределить средства в бюджете. КС говорит, что возможно перераспределение расходов в бюджетной росписи без внесения изменений в бюджет может быть только в рамках одного вида расходов, на другие виды расходов нельзя обратить взыскание без перераспределения их в бюджете законодательным органом. При недостаточности средств выбор направления расходования – исключительное полномочие законодательного органа, только представительный орган имеет право определять направление расходования. Исполнительный орган может перераспределять только в рамках вида расходов.

Если закон о бюджете не принят на 1 января года, то есть к началу финансового года, то по ст. 190 БК вводится временное управление бюджетом . На федеральном уровне этого не случается, но на уровне МО это может возникнуть, раньше было и в субъектах. Тогда финансовый орган правомочен ежемесячно доводить лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов отчетного финансового года. Иные показатели применяются в размерах на отчетный финансовый год.

Какими показателями руководствоваться, если приняты плановые показатели на следующий после отчетного год? На этот вопрос БК не дает ответа, так как плановые периоды не адаптированы к БК.

Финансовый орган не имеет права: доводить лимиты бюджетных обязательств и ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии ЮЛ и ФЛ, предоставлять бюджетные кредиты, осуществлять заимствования более 1/8 объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал, формировать резервные фонды.

Не хватает процедур, которые давали бы финансовому органу понять, когда режим временного управления начался и когда он должен завершиться.

Постановление ФАС СКО от 29.03.2005 № Ф08-1104/2005 – поскольку в протоколе сессии законодательного органа видно, что депутаты всесторонне обсуждали вопрос предоставления???

Администраторы, главные администраторы (ст. 160.1 БК).

Главный администратор обладает наиболее общими полномочиями. Формирует перечень администраторов, наделяет их бюджетными полномочиями, доводит до них сведения для составления финансового плавна или проекта бюджета, сведения для ведения кассового плана, формирует и предоставляет бюджетную отчетность и т. д.

Администраторы несут само бремя практической деятельности, связанное с начислением, учетом, контролем исчисления платежей, взысканием платежей, решениями о возврате излишне уплаченного, решениями о зачете, бюджетной отчетностью, и т. д.

Главный администратор – ФНС, администраторы – территориальные органы ФНС. Аналогично и иные органы. Перечень главных администраторов – в законе о бюджете.

Особенность ФНС как администратора – такой орган, администрирующий налоговые доходы, существует только на федеральном уровне и создает территориальные органы. При этом в налоги включаются и пени, и штрафы.

Постановление Правительства № 995 от 29.12.2007 – о перечнях администраторов. Администраторы определяются по доходам, которые они администрируют. Каждый главный администратор принимает свои акты, который регламентирует администрирование определенного дохода, в т. ч. территориальными подраделениями, может быть администрирование органами субъектов доходов бюджета РФ (Приказ Роструда от 17.08.2010 № 231).

Во многих случаях возникает проблема о том, что плательщик должен правильно определить получателя платежа, то есть администратора. Это касается некоторых неналоговых доходов. Тогда суды оценивают, имеет или не имеет орган права администрировать соответствующий доход.

Была раньше очень массовая проблема (теперь решенная), когда было непонятно, к какому органу обращаться плательщику страховых взносов в ПФР – в ФНС или в ПФР (функции были разделены), обращаться надо было в ФРС.

Приказ Минфина № 80н (2008 г.) – порядок учета участников федерального бюджетного процесса (распорядителей, получателей, администраторов, главных распорядителей и главных администраторов бюджета), они получают собственный код.

Главный распорядитель, распорядитель

По системе главных распорядителей и распорядителей выстраивается исполнение бюджета.

Главный распорядитель (по ст. 6) – это ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, учреждение (в некоторых случаях), имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Главные распорядители – в законодательном акте, на уровне всего публично-территориального образования.

Распорядитель – ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Основные полномочия – определены БК.

Ст. 158 БК – основные полномочия главного распорядителя:

    обеспечивать результативность, эффективность, адресность, целевой характер бюджетных средств (контроль),

    формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей,

    ведение реестра расходных обязательств,

    планирование расходов бюджета,

    составление, утверждение, ведение бюджетной росписи,

    распределения ассигнований, лимитов,

    внесение предложений по формированию и изменению лимитов

    определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений (кто и как может утверждать бюджетную смету)

    формирует государственные (муниципальные) задания (в соответсвии с ними предоставляются субсидии учреждениям)

    обеспечивает контроль за получением трансфертов

Главный распорядитель распределяет по распорядителям ассигнования, для чего формирует бюджетную роспись. Может обеспечивать внутренний аудит внутри своей системы.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (ч. 3 ст. 158 БК): главный распорядитель выступает в суде от имени РФ по следующим требованиям: о возмещении вреда от действий должностных лиц по ведомственной принадлежности, а также по требованиям, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных казенному учреждению. Выступает не финансовый орган при возмещении вреда по ст. 1069, 1070, а выступает именно главный распорядитель. По остальным основаниям выступают в суде финансовые органы, иные органы в суде почти не выступают.

Главные распорядители поименованы в законе о бюджете, и этим главным образом они отличаются от распорядителей (главное отличие).

Постановление Пленума ВАС № 21 2006 года: нужно выяснять, кто выступает в качестве главного распорядителя, и он будет выступать от казны.

В Послании Президента – система мониторинга качества финансового менеджмента: обеспечение качества расходования наименьшего количества выделяемых средств.

Распорядитель:

Осуществляет планирование расходов бюджета

Распределяет бюджетные ассигнования, лимиты по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств и т. д.

Получатели бюджетных средств (ст. 162 БК)

Очень разные точки зрения на понятие получателя средств.

Получатель в бюджетном кодексе – участник бюджетного процесса.

Получатель – это ОГВ, ОМСУ, органы фонда, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. А что насчет автономных учреждений, ЮЛ, ФЛ? Они не включаются в число участников бюджетного процесса.

В некоторых случаях пытаются обращаться к статусу получателя как участника бюджетного процесса, но применимо к ответственности это неверно, и иные лица, получающие средства бюджета, могут привлекаться к ответственности.

В подзаконных актах, которые регламентируют процедуру исполнения бюджета, находим детализацию категории получателя средств (Приказ ФК от 7.10.2008 № 7н). Там – своеобразное определение, и есть несколько таких определений в актах для определенных целей.

Ст. 289 БК – нецелевое использование бюджетных средств: говорится об ином основании получения получателем бюджетных средств, непонятно, допустимо ли тут расширенное толкование понятия получателя.

Минэкономразвития указало, что негосударственное учреждение не может иметь статус получателя.

Полномочия получателя:

    Составляет и исполняет бюджетную смету

    Принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства (заключает во исполнение законодательства гражданско-правовые договоры, оплачивает их за счет бюджетных средств)

    Обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований

    Вносит предложения по изменению бюджетной росписи

    Ведет бюджетный учет

    Формирует и представляет бюджетную отчетность

    Исполняет иные полномочия

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и исполнение их в бюджетном году.

То есть смета устанавливает объем прав на принятие казенным учреждением расходных обязательств.

Закон 83-ФЗ – об учреждениях. Есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Законодатель ввел эту реформу, чтобы не отвечать по долгам учреждений. При этом больше самостоятельности они не получили. Учреждения (кроме казенных) получают госзадание и субсидии, доходы от деятельности расходуются по своему усмотрению, но при этом есть механизмы контроля.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее выполнение государственных (мун) услуг, работ, функций в целях обеспечения выполнения полномочий ОГВ или ОМСУ.

Ст. 161 БК про казенные учреждения распространяется на ОГВ, ОМСУ и органы управления ГВФ. ОГВ становятся казенными учреждениями в части обеспечения своей деятельности.

Какие есть казенные учреждения? Это воинские части, учреждения УИС, силовых структур, психиатрические больницы, лепрозории и т. д.

Все операции отражаются на лицевых счетах в ФК или финн органах субъектов. Казенные учреждения не вправе иметь банковских счетов (грубое нарушение), не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника, быть участником и учредителем ЮЛ, получать кредиты и т. д.

Заключение и оплата контрактов – в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов ведет к признанию недействительным контракта по иску ОГВ. Это вопрос гражданского законодательства, но решается он БК. С точки зрения ГП недостаточность денежных средств не является основанием для признания сделки недействительной, ведь можно обратиться к распорядителю.

Лимиты – объем прав на принятие обязательств. Вопрос в том, что если на момент заключения сделки право на принятие обязательств в таком объеме отсутствует, есть ли тут дефект полномочий, который является основанием для признания сделки недействительной?

Что, если лимиты доводятся, в соответствии с этими лимитами заключается ГПД, но лимиты уменьшаются? Казенное учреждение должно обеспечить согласование размещения заказов на новых условиях. Контрагент вправе требовать лишь возмещение фактически понесенного ущерба, вызванного изменением условий гос контракта.

При ответственности по обязательствам: при недостаточности денежных средств ответственность субсидиарно несет собственник имущества.

Бюджетное учреждение – формально не является участником бюджетного процесса. Передаются субсидии на выполнение гос задания, но могут быть иные субсидии, бюджетные инвестиции. Получает доходы от доходной деятельности, средства бюджетов ГВФ (медицинские учреждения – из ФОМС). Операции осуществляются через лицевые счета в ФК.

Постановление Правительства от 30.12.2011 № 1249 – об исполнении бюджета, есть правила предоставления субсидий учреждениям.

Бюджетному учреждению должны открываться лицевые счета, открытые в органах ФК. Это не один лицевой счет, их может быть несколько. В зависимости от необходимости санкционирования расходов осуществляется учет операций по счетам с теми или иными денежными средствами. Никакого санкционирования по общему правилу не должно быть, лишь проведение операций. Но если речь идет о субсидиях на выполнение гос задания, должна пройти процедура согласования расходов.

Доходы от оказания платных услуг не изымаются в бюджет, так как они не зачисляются в доходы бюджета, должен быть для них отдельный счет, открытый казначейству в ЦБ, как для средств, не подлежащих зачислению в бюджет.

Автономные учреждения тоже получают субсидии, но имеют больше полномочий по распоряжению имуществом и могут иметь расчетные счета.

Бюджет - это главный финансовый документ страны, который отражает все статьи доходов и расходов. Процесс его составления является важнейшим моментом в организации работы экономического сектора государства. Именно от бюджета во многом зависит то, как будет жить народ в следующем году. Важным элементом данной работы являются участники бюджетного процесса. Именно о них и пойдет речь.

Что такое бюджет?

Бюджетом называют основной документ, который закрепляет ту совокупность финансов, согласно которой работают звенья государственного и муниципального самоуправления. Осуществляют работу по его формированию участники бюджетного процесса. И их полномочия напрямую влияют на конечный результат. От того, насколько правильно будет составлен бюджет, зависит дальнейшая деятельность не только бюджетно-финансовой системы, но и государства в целом. Главный финансовый документ страны определяет, насколько держава способна выполнять свои обязательства перед народом, оказывать бюджетные услуги и обеспечивать социальную стабильность. Бюджет включает в себя совокупность следующих категорий:

  • налоговые сборы;
  • государственный кредит;
  • государственные расходы.

Документ является звеном, объединяющим в себе все вышеперечисленные финансовые позиции. Так как бюджет предопределяет жизнь государства на будущий год, то неудивительно, что его утверждают на Федеральном Собрании. Это говорит о том, что по юридической силе проект бюджета приравнен к закону.

В экономическом смысле документ представляет собой форму, которая наглядно демонстрирует, куда будут расходоваться средства централизованного фонда, и как он будет восполняться. После формирования бюджета начинается распределительный этап, когда все зафиксированные в документе финансы делят между регионами и отраслями народного хозяйства. Более детальный порядок составления и реализации документа прописан в Бюджетном кодексе. Там же закреплено и общее право Российской Федерации на самостоятельный бюджет, а также перечислены участники бюджетного процесса.

Что представляет собой бюджетный процесс?

Составление бюджета представляет собой согласованную работу различных органов. Все участники бюджетного процесса касаются каких-либо стадий формирования документа. Они могут представлять интересы государственной власти и местного самоуправления. Работа участников бюджетного процесса происходит согласно порядку, регламентированному законодательством Российской Федерации. Составление главного финансового документа страны включает в себя следующие действия:

  1. Составление и рассмотрение проекта бюджета.
  2. Утверждение.
  3. Исполнение проекта.
  4. Контроль над выполнением предыдущего пункта.
  5. Ведение бюджетного учета.
  6. Формирование бюджетной отчетности.

Данная работа, в которой задействованы участники бюджетного процесса, направлена на то, чтобы отыскать все возможные источники пополнения государственной казны, разработать их и мобилизовать. Бюджет должен быть максимально точным, чтобы в будущем была возможность подсчитывать реальные доходы и расходы.

Данный процесс направлен на последующее планирование распределения финансовых средств, их вложение или сохранение. Четкость и закрепленность позволяют не потратить лишнего, ведь в масштабах государства одно неправильное решение обернется потерей огромных средств.

Бюджетный процесс является основополагающим при определении направления соответствующей политики, которая могла бы реализовывать намеченную экономическую программу. Она заключается в оптимальном распределении имеющейся суммы между различными экономическими зонами, бюджетами разных уровней и сферами хозяйственной деятельности.

В чем заключается принцип работы участников?

Чтобы правильно определить размер бюджета, способы его формирования, распределения и реализации, участники соответствующего процесса должны придерживаться определенных принципов. На них и основывается вся работа по организации главного финансового документа страны.

Чтобы максимально полно охватить все средства в стране, необходимо учитывать ту информацию, которая предоставляется территориальными и местными бюджетами. Именно такой детальный анализ информации позволяет максимально точно рассчитать конечное число в главном финансовом документе страны.

Все цифры, которые имеются в предоставляемых органами местного самоуправления документах, должны иметь подкрепление, на основании которого из федерального бюджета будет выделена требуемая сумма денег. То есть на получение каких-либо средств от государства должны быть причины, имеющие социально-экономический характер.

Данный процесс не может осуществляться кем-то самостоятельно. От него зависит жизнь и развитие всего государства, поэтому он должен быть обсужден и согласован участниками. Принятием единого решения завершается каждый этап бюджетного процесса. Этот пункт определяется Кодексом, как гласность и публичность.

На любом уровне при формировании документа за основу берется единая классификация. Это необходимо для однородности данного действия и отсутствия разногласий.

Документ составляется лишь на определенный срок, составляющий, как правило, один календарный год. Это необходимо для того, чтобы информация, предоставленная от всех органов, была актуальной и в то же время носила периодический характер.

Данная форма образования и расхода денежных средств отражает и социально-экономическую политику, которой планирует придерживаться Президент Российской Федерации.

Какие существуют этапы деятельности?

Прежде чем начать сам бюджетный процесс, необходимо проделать ряд подготовительных операций, которые заключаются в анализе текущего состояния социально-экономической сферы. На его основе делается прогноз того, насколько реально выполнить те или иные задачи. Под рассмотрение попадает все - от работы муниципальных учреждений до отраслей народного хозяйства. Полученные данные и баланс имеющихся ресурсов объединяются в перспективный финансовый план. Он является той базой, ориентируясь на которую, органы местного самоуправления составляют свои предположительные проекты бюджета. Важным моментом в данной линии является регулирование, задача которого заключается в выделении той доли средств, которая положена конкретному уровню.

На федеральном уровне процесс формирования главного экономического документа страны начинается с составления проектной базы, которая потом рассматривается и утверждается. В течение года реализуются все те действия, финансирование которых предусмотрено схемой расходов и доходов. В конце составляется отчет о проделанной работе, который анализируется, чтобы выделить и устранить допущенные ошибки.

Какие субъекты задействованы в процессе?

Участниками бюджетного процесса являются соответствующие субъекты, работа которых непосредственно связана с данной процедурой, т. е. уполномоченные органы. Их права и обязанности закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Но не все участники прослеживают формирование главного финансового документа страны полностью, многие лишь касаются некоторых стадий. От этого их роль не становится менее значительной. В зависимости от того, на чем сосредоточена деятельность участников можно выделить три категории субъектов данного процесса:

  • формирования финансового сектора;
  • денежно-кредитного регулирования;
  • органы, осуществляющие контроль над растратой государственного имущества.

Под первым пунктом понимается непосредственно само Министерство финансов, как Российской Федерации, так и республик. Сюда также входят финансовые управления администраций муниципальных образований.

Последний пункт представляют те органы, которые осуществляют бюджетный процесс на его последней стадии, т. е. контролируют четкость исполнения предписаний главного финансового документа страны. Сюда можно отнести Счетную палату, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также региональных и местных представительств.

Аналогичными полномочиями обладают и другие субъекты. От предыдущих они отличаются результатами работы, имеющими федеральное значение. Это такие субъекты, которые имеют определенные должности (например, президент РФ) или являются представителями других формирований. К последним относятся все депутаты Государственной думы. Такими полномочиями обладают члены Правительства и Совета Федерации. Но большая часть органов имеет профиль непосредственно связанный с финансовой деятельностью. Бюджетный процесс невозможен без Казначейства, фискальных органов, Счетной палаты. Свое слово в формирование бюджета вносят представители Государственных внебюджетных фондов, а также распорядители финансов.

Помимо тех лиц, которые составляют бюджет и формируют средства в реализацию, существуют и другие участники данного процесса. Это те субъекты, относительно запросов которых, и формируется схема расходов и доходов. К ним относятся учреждения, работа которых ведется за счет государственных средств.

Работа всех участников процесса имеет различное направление. Согласно этому классификационному признаку, субъекты делятся на две категории - законодательного характера и исполнительного. Деятельность первых заключается в разработке необходимой нормативно-правовой базы посредством выпуска соответствующих законов. Другая функция, возложенная на них, заключается в контроле и проверке расхода выделенных средств. Вторая категория участников занимается тем, что приводит идеи первых в жизнь, то есть занимается проектной деятельностью. Они составляют ориентировочный образец схемы доходов и расходов и, после обсуждения, утверждают его.

Зачем нужно вести учет субъектов процесса?

Реестр участников бюджетного процесса закрепляет в себе информацию обо всех получателях государственных средств. Этот перечень является одним из тех информационных ресурсов, которые поставляют данные для формирования главного финансового документа страны. Но не только реестр участников бюджетного процесса является тем самым источником. Помимо него, можно выделить следующие элементы:

  • систематизационная форма, закрепляющая списки отраслевых и ведомственных муниципальных услуг;
  • база, включающая в себя все источники доходов бюджетного процесса;
  • реестр, состоящий из договоров, в которых прописана субсидия, предоставленная физическим и юридическим лицам;
  • перечень зданий и сооружений, которые находятся во владении государства;
  • список банковских гарантий;
  • учетная форма контрактов, которые были заключены заказчиками;
  • перечень банковских организаций, наделенных достаточными полномочиями для принятия банковских гарантий с целью налогообложения;
  • таблица кодов, которые отвечают за прибыль и затраты.

Какие элементы являются частью сводного реестра?

Сводный реестр участников бюджетного процесса является упорядоченной структурой, из которой берется информация на различных этапах формирования схемы доходов и расходов государства. В этой базе последовательно изложены данные о двух категориях субъектов. Это участники и неучастники бюджетного процесса.

И если с первыми все предельно ясно, то что представляет собой второй подвид? Сюда относятся те формирования, которые работают на государственной основе, но при этом являются автономными и бюджетными. Также юридическое лицо, не являющееся участником бюджетного процесса, - это предприятия унитарного характера. Отличие таких предприятий в том, что они являются получателями субсидий. Последние, в свою очередь, выделяются из бюджета соответствующего уровня.

Реестр участников и неучастников бюджетного процесса включает в себя еще одну форму соответствующих субъектов. К ним можно отнести также унитарные предприятия, но которые наделены правами государственного заказчика. Это необходимо для того, чтобы у организации появилась возможность реализовывать муниципальные контракты. Сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса предусматривает и иные формы выражения субъектов процесса по составлению схемы главного финансового документа страны.

Как происходит формирование информационных ресурсов бюджетного процесса?

Понять назначение и эффективность работы данной структуры можно на примере государственного задания. На каждый такой проект составляется соответствующая форма, которая включает в себя:

  1. Информацию, о том предприятии или учреждении, на плечи которого ложится выполнение задания. Вот как раз тут и приходит в помощь сводный реестр участников бюджетного процесса. Дело может быть поручено как субъектам данного действия, так и юридическим лицам, которые к нему не относятся. В этом пункте прописывается наименование организации и сфера её деятельности.
  2. Уникальный номер государственного заказа. Также в этом пункте прописывается наименование самой задачи и её особенностей.
  3. Показатели качества. Это те результаты и заданные значения, которым должна соответствовать работа, и по которым впоследствии проводится оценка.
  4. Нормативно-правовые акты, согласно которым проводится тарификация предоставляемой услуги.
  5. Порядок оказания государственной услуги.
  6. Дополнительные данные о государственном заказе.

Зачем каждому участнику необходим свой номер?

Чтобы сделать процесс выделения финансов более организованным, каждому субъекту присваивается код по реестру участников бюджетного процесса. Он представляет собой восемь цифр, согласно которым можно четко идентифицировать, является ли запрашиваемая организация участником, или же это юридическое лицо, которое не наделено подобными полномочиями. Код сводного реестра участников бюджетного процесса позволяет узнать необходимую информацию об учреждении. Данные находятся в свободном доступе.

Для чего потребовалось формирование «Электронного бюджета»?

Чтобы упростить систему поиска, правительством был внедрен проект по формированию Сводного реестра системы «Электронный бюджет». Благодаря ему стало гораздо проще идентифицировать бюджетное учреждение. Участником бюджетного процесса является оно или нет - это тоже зафиксировано в системе. В век активного развития информационных технологий просто невозможно было не автоматизировать данный процесс.

Проект разработан с целью облегчения работы финансовых органов всех уровней. «Электронный бюджет» предназначен для закрепления актуальной информации, которая должна соответствовать реестру. С этого года изменению подверглись реквизиты обязательных полей в документах Федерального казначейства. Под данное правило попал и код по реестру участников бюджетного процесса, который с пяти цифр увеличился до восьми.

У данной системы есть масса преимуществ по сравнению с процессом работы без компьютера. Во-первых, не нужно заполнять реквизиты по каждой организации вручную. Информационная система автоматически вводит код участника бюджетного процесса. Как узнать данные из соответствующих справочников теперь также не станет проблемой, ведь программа автоматически синхронизирует их со справочниками системы «Электронный бюджет». Заявки на изменение организаций формируются также автоматически и данные по учреждению сразу заполняются. Но главным плюсом компьютеризации является полное соответствие «Электронного бюджета» и «Сводного реестра». Теперь на вопрос «как узнать, сводный реестр участников бюджетного процесса включает в себя информацию об учреждении или нет» можно с уверенностью ответить положительно.

Как ведется работа Реестра?

Чтобы внести в базу муниципальное учреждение, Федеральное казначейство формирует проект заявки. Затем организация, наделенная соответствующими полномочиями, должна заполнить предоставленную форму. После этого Федеральное казначейство занимается непосредственно созданием самой реестровой записи, а также настраивает автоматическое изменение данных в случае необходимости.

На проектной стадии производится проверка, корректировка и ввод данных. Этому предшествует формирование заявки на включение информации.

Затем происходит процесс внутреннего согласования. Действующими лицами на данном этапе являются: исполнитель, согласующий и утверждающий.

Заявка проходит проверку в течение пяти рабочих дней после утверждения. В том случае, если результат отрицательный, происходит повторное внутреннее согласование, после которого протоколу присваивается уникальный номер.

Если проверка была пройдена успешно, то, так же как и в предыдущем случае, происходит внутреннее согласование. После этого записи присваивается уникальный код. Следующим этапом является формирование извещения и также присвоение уникального номера. По окончании процедуры данные размещаются в системе «Электронный бюджет».

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года


Статья 151. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями
1. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
2. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента Российской Федерации.
3. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
4. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
Счетная палата Российской Федерации;
контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
5. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Субъекты Российской Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
7. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.
См. статью 151 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 152. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
См. статью 152 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
1. Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
2. Законодательные (представительные) органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
См. статью 153 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 154. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные настоящим Кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
См. статью 154 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 155. Бюджетные полномочия Банка России
1. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики.

2. Банк России обслуживает счета бюджетов.

Об открытии органам государственной власти субъектов РФ или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ, включая органы федерального казначейства Минфина РФ, счетов для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, в учреждениях ЦБР или кредитных организациях (филиалах) см. Указание ЦБР от 28 июня 2004 г. N 1459-У

3. Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
См. статью 155 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 156. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
1. Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.
2. Кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).
См. статью 156 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 157. Органы государственного и муниципального финансового контроля
1. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
2. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3. Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются настоящим Кодексом, Федеральным закономСчетной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.
См. статью 157 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 158. Главный распорядитель бюджетных средств
1. Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
2. Главный распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
3. Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.
4. Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
5. Главный распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
6. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
7. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
8. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
9. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
10. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации:
по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;
по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.
Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета.
11. Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета.
См. статью 158 настоящего Кодекса с комментариями


Статья 159. Распорядитель бюджетных средств
1. Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
2. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации представлять сторону субъекта Российской Федерации в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта Российской Федерации на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
3. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет.
4. Распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.
5. Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
6. Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
См. статью 159 настоящего Кодекса с

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного про­цесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и ис­полнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный период в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев с 1 января по 31 декабря.

Бюджетный процесс основывается на принципах:

    единства универсальности,

    самостоятельности,

    полноты отражения и гласности,

    эффективности, достоверности,

    адресности и целевой направленности,

    специализации и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования);

    законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

    исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

    Центральный банк РФ;

    органы государственного (муниципального) финансового контроля;

    органы управления государственными внебюджетными фондами;

    главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

    главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

    главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

    получатели бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне

    Президент.

    Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума).

    Правительство РФ.

    Минфин РФ.

    Федеральное казначейство.

    Счетная палата РФ.

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

    Администраторы (администраторы) доходов бюджета.

    Администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим бюджетные полномочия основных участников бюджет­ного процесса (рис. 3).

Законодательные (представительные) органы власти имеют сле­дующие полномочия:

рассмотрение и утверждение бюджетов;

рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

формирование и определение правового статуса органов, осущест­вляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней; другие обязанности.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) ор­ганов власти касаются вопросов регулирования деятельности государст­венных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:

составление проектов бюджетов;

представление их на рассмотрение и утверждение законодатель­ным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документами и материалами;

исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

управление государственным (муниципальным) долгом;

осуществление ведомственного контроля за исполнением бюдже­та;

представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обя­занности.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Основные этапы бюджетного процесса

      Составление проектов бюджетов

      Исполнение бюджетов.

      Рассмотрение и утверждение бюджетов.

      Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Проект бюджета составляется на основе Прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (сроком на 3 года: очередной финансовый год и плановый период). Порядок составления определяется Правительством РФ.

Процедура рассмотрения и утверждения Федерального бюджета (этапы)

1.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию (не позднее марта) – в нем определяется бюджетная политика РФ.

2.Правительство РФ составляет проектфедерального бюджета и направляет его Президенту РФ и в Государственную Думу (до 26 августа текущего года).

3.Государственная дума:

Первое чтение (30 дней со дня внесения);

Второе чтение (35 дней со дня принятия во первом чтении);

Третье чтение (15 дней со дня принятия во втором чтении);

4. Совет Федерации (в течении 14 дней –отклонение или подписание законопроекта о Федеральном бюджете)

5. Президент РФ - подписание закона о бюджете РФ (или отклонение) –

(в течении 5 дней).

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...