Чем было вызвано правовое регулирование общественных отношений. Реферат: Правовое регулирование общественных отношений


Акты о труде нормативные локальные

Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ).Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Акты, принимаемые в организации, могут также восполнять пробелы в праве и осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующих актов, принятых государственными органами или социальными партнерами на уровне отрасли, территории и т.п. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров и утверждается общим собранием (конференцией) работников (см. Коллективный договор). Соглашения по охране труда заключаются между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.148 КЗоТ). Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Большинство других локальных нормативных актов о труде принимается по согласованию с профсоюзами. Так, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом разрабатываются графики сменности, графики отпусков, положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждений по итогам годовой работы. Согласовывается с профсоюзом и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют лишь приказы руководителя, решения правления, совета директоров или общего собрания акционерного общества, которые могут приниматься без участия представителей работников в порядке, определенном уставом. Локальные нормативные акты о труде охватывают практически все сферы трудовой деятельности (рабочее время, время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, социально-бытовые льготы работникам и др.). Локальные нормы дополняют государственное и коллективно-договорное (на отраслевом, территориальном, профессиональном уровне) регулирование

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов. Например, постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Российского закона «О подоходном налоге с предприятий» 1991 г. предписано Государственной налоговой службе по согласованию с Министерством экономики и финансов издать инструкцию по применению указанного Закона.

Классификация норм права.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и.т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

23. Понятие толкования норм права. Объективные предпосылки толкования права .

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

В отличие от иных видов толкования толкование права -особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является право - специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права - вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами - государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов - нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

Тема 1.1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Люди в процессе жизнедеятельности вступают в общественные отношения, которые регулируются при помощи права. Но так было не всегда.

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения, между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.

Формирование права шло несколькими путями.

1.Государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. 2.Государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечения их реализации. Государство, как правило, само создает правовые нормы путем создания специальных нормативных актов.

Таким образом, право возникло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

На протяжении многих веков люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:



1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм;

нормы, которые регулируют общественные отношения. Их называют социальными нормами. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе.

Социальные нормы характеризуются как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем поощрений или наказаний, то есть путем позитивных или негативных санкций.

Среди наиболее важных выделяют нормы обычаев, морали, этикета, корпоративные, религиозные и правовые. Эти нормы рассмотрим с точки зрения возникновения в человеческом обществе.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Пример: празднование нового года в ночь на 1 января.

Нормы морали – это правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Пример: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Пример: помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине.

Корпоративные нормы – это правила поведения, установленные общественными организациями. Пример: деятельность Южно-Уральского государственного технического колледжа регулируется уставом.

Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в священных различных книгах, либо церковью. Пример: никому не воздавайте зло за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные. А дайте место гневу Божию. (Новый завет).

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Пример: Конституция РФ ст. 29(2) Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально- культурные. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

Итак, современное право характеризуется следующими признаками:

1. нормативность, право состоит из норм;

2. общеобязательность, правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями;

3. формальная определенность, правовые нормы выражаются в словесно – письменной форме в текстах различных источников права;

4. системность, все правовые нормы логически связаны, вытекают друг из друга, образуя систему законодательства;

5. гарантированность государством, реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы;

6. многократность принуждения, нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития.

В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1.Регулятивную - способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2.Охранительную - способность охранять общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3.Гуманистическую - право смягчает в обществе конфликты;

4.Воспитательную - право готовит подрастающее поколение к восприятию существующих в обществе идеалов;

5.Идеологическую - формирует в общественном сознании представление о необходимых принципах поведения.

Соотношение права и морали

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия, как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право это система наведения порядка в обществе , обеспеченная государством принудительной силой, то мораль это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек

заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т.п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

Контрольные вопросы:

1.Что такое социальная норма?

2.Какие виды социальных норм вы знаете?

3.Какие нормы называются правовыми?

4.Перечислите и раскройте признаки права.

5.Назовите сходство и отличия права и морали.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004.
5. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006.
7. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М., 2007.

Тема 1.2. СИСТЕМА ПРАВА

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений.

Институт права это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений (пр.: в трудовом праве существует институт рабочего времени)

Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют отрасль трудового права.

Метод правового регулирования - способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. Например: метод равенства сторон в гражданском праве.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.

1.Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2.Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3.Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний;

4.Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

5.Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

6.Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

7.Земельное право. Регулирует отношениясвязанные с использованием и охраной земли.

8.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

9.Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможеннуюграницу государства.

Все указанные отрасли относятся к отраслям материального права, т.к. содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами норм материального права являются:

1)гражданско-процессуальное право- совокупность норм регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых и т.д. правоотношений;

3)уголовно-процессуальное право -совокупность норм регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . Право публичное регулирует отношения между гражданами и государством (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и т.д.). Частное право регулирует отношения между частными лицами на основе их взаимных обязательств (гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права). Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Систематизация законодательства:

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

1)основы законодательства;

3) уставы (положения).

Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

Инкорпорация бывает:

а) хронологической , когда нормативные акты в сборниках расположены

в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б)систематической , когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники. При разрешении юридических споров, можно ссылаться только на издания официального характера.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания (охрана окружающей среды, образование). По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути, консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации. Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина. Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система права?

2.Какие уровни можно выделить в системе права?

3. Что такое правовой институт?

4. Что такое система законодательства?

Литература
1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, гл. XII, с. 191- 214; гл. XXII, с. 355-391.
2.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 16, с. 36; тема 20, с. 218-232.
3.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. XV, с. 210-220.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Тема 1.3. ФОРМЫ ПРАВА

Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативно – правовой акт.

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.

Правовая доктрина – это мнения ученых – юристов по вопросам права.

Религиозные тексты – священные книги как источник права.

Нормативно – правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

В зависимости от юридической силы нормативно – НПА делятся на законы и подзаконные акты .

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1.Основные Конституция РФ и Конституции субъектов РФ

2. Федеральные конституционные законы законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. Например, ФКЗ о Судебной системе РФ.

3.Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону.

4. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства.

Подзаконный акт – один из видов НПА, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов, обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2)постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3)ведомственные нормативные акты НПА общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4)подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1.Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти.

2.Компетентность . НПА должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3.Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение НПА не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. 4.Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих НПА более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете РФ» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5.Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

138В. К. Бабаев

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические

Понятие права__139

нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов. Например, постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Российского закона «О подоходном налоге с предприятий» 1991 г. предписано Государственной налоговой службе по согласованию с Министерством экономики и финансов издать инструкцию по применению указанного Закона.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...