Как должна применяться выбранная учетная политика. Назначение учетной политики. Регламентация


1.2 Назначение учетной политики. Регламентация

Под учетной политикой обычно понимают:

· либо совокупность способов учета, применяемых субъектом;

· либо документ, в котором содержится описание подобной совокупности.

В пункте 3 статьи 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится: «организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности».

Согласно изменениям, внесенным в НК РФ законом № 137-ФЗ от 27.07.2006: «учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Наибольшее влияние на формирование понятия и регламентацию учетной политики, бухгалтерской и налоговой, оказали и продолжают оказывать следующие документы:

· Положение о бухгалтерском учете;

· Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

· ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

· Глава 25 «Налог на прибыль» НК РФ.

Первым документом было введено и закреплено понятие бухгалтерской учетной политики; вторым документом закрепление установлено на законодательном уровне; третьим документом учетная политика была детализирована; четвертым документом введено понятие «налоговая учетная политика».

Разумеется, перечисленными пунктами количество документов, регламентирующих учетную политику, не ограничивается – упоминания об учетной политике содержатся во многих других нормативных документах и разъяснениях.

1.3 Формирование учетной политики

Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо знать действующую нормативную базу. Так, согласно п. 4 ПБУ 1/2008 формирование учетной политики это обязанность не только главного бухгалтера, но и иным лицом, на которого в соответствии с законом РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации.

Чтобы более понятно было кто же ответственен за формирование учетной политики организации, стоит разобраться в том кто является исполнителем, и какая ответственность на нем лежит. В качестве субъектов учета выступают, как правило, юридические лица, однако от их имени вынуждены действовать занимающие определенные посты работники. В деле формирования, или составления, учетной политики имеются свои начальники и подчиненные - физические лица: те, кто непосредственно разрабатывает отдельные положения, и те, кто отвечает за их применение перед контролирующими органами.

Обычно учетная политика разрабатывается ее основными пользователями, т.е. бухгалтерами. Это и понятно, ведь именно бухгалтерам лучше всего известны все правила бухгалтерского и налогового учетов. Поскольку составление учетной политики – дело, требующее квалификации, за него берутся наиболее опытные и квалифицированные специалисты. Как правило, это главные бухгалтера и его заместители, но случаются и исключения.

Лицом, официально отвечающим за формирование учетной политики согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» является главный бухгалтер, но при этом утвердить учетную политику должен руководитель организации. В пункте 2 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» подчеркивает, что главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики.

Итак, согласно п.4 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Согласно п.12 ст.167 НК РФ: принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Важно, что распоряжение об учетной политике должно быть составлено в письменной форме. Очевидно, что это требование применимо и к учетной политике для целей налогообложения.

Рассмотрим общие требования и структуру учетной политики. Согласно некоторым положениям нормативных документов, а также существующей традиции пояснительная записка к бухгалтерской отчетности составляется из отдельных разделов. При этом утверждаются:

· Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· Формы первичных учетных документов, которые применяются для отражения фактов хозяйственной деятельности;

· Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Впрочем, иными документами выдвигаются новые требования. Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н:

«При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условий фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей или принятий экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация».

Требования к налоговой учетной политике из-за непродолжительного срока ее существования пока менее детализированы; правда, время работает в данной ситуации на законодателя. Возможно, когда-нибудь требования к ней обрастут множеством рекомендаций.

На сегодняшний день, учетная политика имеет ряд требований и допущений. Таким образом, в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» отражены четыре допущения и шесть требований:

Рассмотрим каждое из допущений и требований более подробно.

Имущественная обособленность. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Таким образом, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Согласно, п.1 и 2 ст.48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество».

Непрерывность деятельности. При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в ближайшем будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения производства и, следовательно, все взятые ею обязательства будут погашаться в установленные сроки и размере. Однако, данное допущение в настоящее время выполняется далеко не всеми организациями. Это организации в основном относящиеся к сфере производства.

Последовательность применения учетной политики. Предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного года к другому.

Итак, однажды разработав учетную политику, впоследствии субъекты учета обязаны ее придерживаться, т.е. последовательно применять. Под последовательностью применения учетной политики понимается относительная неизменность способов ведения учета.

На последовательность применения учетной политики указывается в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и в НК РФ.

Но при объявлении последовательности применения учетной политики возникает вопрос: как строго должен соблюдаться этот принцип?

При ответе на этот вопрос выясняется, что соблюдение этого принципа возможно далеко не всегда. Так, нормативные документы бухгалтерского и налогового учета допускают применение учетной политики лишь с 1 января. Но нормативные документы фактически подразумевают ежегодное обновление учетной политики.

Однако есть хозяйственные операции, в которых невозможно избежать внесения изменений в учетную политику в середине финансового год. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» описаны эти самые ситуации, которые допускают внесение изменений в учетную политику. К ним относятся:

· Изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

· Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

· Существенное изменение условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, иным причинам.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Но речь идет не обо всех фактах хозяйственной деятельности, а только об имеющих отношение к доходам и расходам.

Любая имеющая материальное выражение вещь, поступая в хозяйственный комплекс или выбывая из него, регистрируется в момент поступления или выбытия, и отнести указанные факты хозяйственной деятельности к иному периоду невозможно. Отнесение же расходов или доходов на соответствующий источник возможно в иные периоды. Для этого необходимо расходы отразить на счете 97 «Расходы будущих периодов», доходы – на счете 98 «Доходы будущих периодов», где они будут находиться до момента, в который по правилам бухгалтерского учета их следует включать в соответствующую статью затрат или доходов. В этот момент расходы и доходы списываются со счетов будущих периодов: расходы, как правило, - на счета затрат на производство или расходов на продажу, доходы – на финансовые результаты. К примеру, абонементная плата, полученная субъектом учета за будущий месяц, должна быть зачислена в качестве доходов не в текущем, а именно в будущем месяце.

В инструкции по применению Плана счетов указываются следующие объекты, отражаемые в качестве доходов и расходов будущих периодов. Они отражены в таблице:

Таблица 1.1

Расходы будущих периодов

Доходы будущих периодов

Расходы, связанные:

С горно-подготовительными работами;

Подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;

Основанием новых производств, установок и агрегатов;

Рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;

Неравномерно производимым ремонтом в течение года

Другие расходы.

Доходы, полученные в счет будущих периодов:

Арендная или квартирная плата;

Плата за коммунальные услуги;

Выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам, абонементная плата за пользование средствами связи

Другие доходы

Перечень доходов и расходов будущих периодов оставлен открытым, для того, чтобы спорные случаи можно было трактовать любым наиболее выгодным на текущий момент для законодателя способом.

Полнота. Учетная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Законодатель, объявляя о полноте отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, имеет в виду, что:

· Факты хозяйственной деятельности должны регистрироваться в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета;

· Случаи, когда полное отражение фактов хозяйственной деятельности невозможно, должны указываться в учетной политике.

Своевременность. ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» гласит: учетная политика организации должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности.

К сожалению, идеальная регистрация неосуществима. Факт хозяйственной деятельности и акт его регистрации не всегда происходят одновременно. Можно представить себе, что оприходованные ценностей, поступивших от поставщика на склад организации, фиксируется немедленно. Но опираясь на человеческий фактор, трудно себе представить, что все работники организации начнут вовремя передавать в бухгалтерию первичные документы, с которыми они имеют дело. Кроме того, момент, в который факт хозяйственной деятельности произошел, даже не всегда можно установить. Например, дату оприходования недостач или излишков, выявленных в результате инвентаризации, определяет момент их выявления, а не образования. В некоторых случаях недостижимость своевременности объясняется действующей технологией. Так, выписка с банковского счета, которая подтверждает факт перечисления денег со счета, предоставляется владельцу на следующий день после совершения операции. Таким образом, между фактом хозяйственной деятельности и появлением записи об этом факте в системе учета обычно проходит некоторое время.

Осмотрительность. Учетная политика должна обеспечивать в большей степени готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование не допускать создания скрытых резервов можно рассматривать с двух сторон:

1) Как следствие большей готовности к признанию расходов, чем доходов. Непризнанный доход это, как правило, либо дебиторское обязательство (обязательство покупателя), либо кредиторское обязательство (незачтенный аванс). В случае с кредиторским обязательством его вполне можно рассматривать как скрытый резерв;

2) Как требование не допускать создание скрытых резервов вообще. По поводу скрытых резервов стоит заметить, что налоговым кодексом устанавливаются жесткие правила их создания за счет уменьшения налоговой базы. Таким образом, создавай или не создавай скрытые резервы, но налог на прибыль они уменьшат только в установленных законом случаях.

Непротиворечивость. Учетная политика должна обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Рациональность. Учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принципы, относящиеся к допущениям, не являются безусловными: ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» признает, что при определенных обстоятельствах ими можно пренебречь (с оговоркой, что случаи, когда соблюдение допущений невозможно, должны быть отражены в учетной политике).

Документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы, системы и приемы. Учетная политика организации формируется ее руководителем и подлежит оформлению соответствующей организационно – распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.) организации. Филиалы и представительства...

Не разработаны способы ведения учета каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии – выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах. 1.2 Принципы формирования учетной политики ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть...

1. Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации.

1.1. Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики являются:

Федеральный закон от 21.11.2001г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98), утвержденная приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 30.12.1999 г;

Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н «О методических реко­мендациях и порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н (ПБУ4/99);

Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея­тельности и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфи­на России от 31.10.2000 года № 94н.

1.2. Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внут­рихозяйственных резервов.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственными являются:

за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодатель­ства при выполнении хозяйственных операций - директор организации;

за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчет­ности - главный бухгалтер организации.

2. Организационно-технический раздел.

2..1. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтери­ей, как самостоятельным структурным подразделением.

2.2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российский Федерации - рублях путём двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета по журнально-ордерной системе.

2.3. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению.

(Перечень используемых синтетических и аналитических счетов дан в приложении № 1 к приказу).

2.4. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными первичными документами в соответствии с «Альбомом новых унифицированных форм первичной учетной документации», утвержденным постановлениями Госкомстата России от 80.10.1997 г. №. 71а, по учету кассовых операций от 18.08.1998 г. № 88, по учёту труда и его оплаты от 20.12.2000 г. № 136, а также в отдельных случаях используются регистры, разработанные самостоятельно.

2.5. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств осущест­вляемся с использованием Унифицированных форм альбома первичной учет­ной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденных постановлением Госкомитета РФ от 18.08.98 г. № 88, один раз в году по итогам работы за год (перед составлением годового отчета).

2.6. Инвентаризация основных средств производится один раз в три года.

2.7. Перечень лиц (применительно к должностям), имеющим право подписи первичных документов, приведено в Приложении № 1.

2.8. Внезапные проверки денежных средств в кассе и имущества про­изводятся по решению руководства организации.

2.10. Выдача средств в подотчет производится на срок не более 3-х месяцев в течение календарного года.

3. Методология учета.

3.1. Выручка от реализации продукции в целях налогообложения по исчислению НДС определяется по кассовому методу - по мере поступления денежных средств на счета в банках или в кассу (ст.167 НК РФ – НДС.

За 4-ре квартала 2004 г. средняя реализация без НДС и акцизов и ожидаемая в 2005 году менее 3-х млн. рублей в квартал.

Налог на прибыль расчитывается методом начисления.

3.2. При учете основных средств организация руководствуется ПБУ-6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от| 30.03.01 г. № 26н. с изменениями от 18.05.2002г.

Стоимость основных средств организации погашается путём начисления амортизации линейным способом в течение их полезного использования.

Срок полезного использования основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии основных средств к учету исходя из техни­ческих условий их эксплуатации, норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. № 1 «О классифика­ции основных средств, включенных в амортизационные группы» и ст. 258 и 259 НК РФ.

Амортизация начисляется по основным средствам, которые стоят бо­лее 10000 рублей (Письмо Минфина РФ № 16-00-14/573).

Сумма начисленной амортизации учитывается на отдельном балансовом счете 02 «Амортизация основных средств».

Резерв на ремонт основных средств не создается. Затраты на ре­монт основных средств включаются в себестоимость продукции отчетного периода по мере проведения ремонта и рассматриваются как прочие расхо­ды и признаются для целей налогообложения или в соответствии с п.2 ст.260 НК РФ.

3.3. При учете нематериальных активов организация руководствуется (ПБУ-14/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

Стоимость нематериальных активов погашается путём начисления амортизации линейным методом.

Амортизация нематериальных активов начисляется в течение всего срока их полезного использования. Этот срок определяется исходя из времени действия патента или свидетельства. При невозможности устано­вить срок использования нематериальных активов считается, что он равен 20-ти годам.

3.4. Учет материально-производственных запасов (МПЗ).

Учет МПЗ ведется в соответствии с ПБУ-5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н.

МПЗ фирма отражает по фактической себестоимости на балансовом счете

10 «Материалы».

МПЗ списываются в производство по средней себестоимости по каждой группе запасов (п.16 ПБУ-6/01).

3.5. Учет и списание товаров.

Товары в учете отражаются по покупным ценам на балансовом счете 41 «Товары».

Расходы по доставке при покупке включаются в стоимость товара, при затратах после их оприходования. Данные расходы включаются в «Расходы на продажу» балансовый счет 44.

При оценке материальных запасов на складе используется метод оценки запасов по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждой группе материальных запасов.

Стоимость проданных товаров списывается на балансовый счет № 90
«Продажи» согласно п.16 ПБУ-5/01, утвержденному приказом Минфина Рос­сии от 09.06.2001г. № 44н по средней себестоимости по каждой группе МПЗ.


Актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.). 2. Учет и анализ основных средств 2.1. Документальное оформление и учет поступления основных средств В соответствии с Планом счетов основные средства учитываются на счете 01 “Основные средства”. ...


В нашем случае инвентарная карточка № 20 закрыта. Акт подписывает главный бухгалтер- в нашем случае это – главный бухгалтер Сосновского райпо Гребенникова И.Б. Раздел III Анализ основных средств предприятия 3.1 Значение и задачи анализа основных фондов. Источники информации, используемые в анализе Основные средства - один из важнейших факторов любого производства. Их состояние и...

Содержание законсервированных объектов, то суммы полученной компенсации отражаются предприятием по кредиту сч. 99 в составе прочих доходов. Согласно Положению по бухгалтерскому учету основных средств(ПБУ- 6/97), по основным средствам переданными по решению руководителя предприятия на консервацию на срок более трех месяцев, приостанавливается начисление амортизации. В соответствии...


Зависимости от принятой учетной политики могут выбирать ту или иную. В этом случае, аудитору на основании технических паспортов, записей характеристик объектов в карточках по учету основных средств следует определить: - соответствие действующей на практике классификации учетной политике, т.к. расхождения между ними могут привести к неправильному начислению амортизации и, как конечный результат...

1.1 Нормативно-правовое регулирование учетной политики организации

Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106 н.

В соответствии с пунктом 6 указанного ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать:

Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (требование полноты);

Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При этом, создавая учетную политику организации, руководствуются и множеством других нормативных документов. В первую очередь это Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, действующие на данный период времени ПБУ и план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденное приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н, а также другие нормативными документами.

В целом же нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета в направлении устранения разрыва в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными партнерами неразрывно связано с созданием национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правительством Российской Федерации 19 августа 1994 года было принято постановление № 984 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации". В соответствии с ним все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждается Минфином РФ.

Минфин РФ решает принципиальные вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные ситуации учета в организации самостоятельно решает главный бухгалтер.

Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" утверждена система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Эта система состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень – законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.

Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ как методологическим центром.

Третий уровень – методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета (разрабатываемые как Минфином РФ так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Например, Банком России, ФНС и т.д.

Четвертый уровень – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете", законы РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень системы составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Минфином РФ от 28.07.98 г. №34н (с изменениями №31н) по своему статусу является документом третьего уровня системы, так как утверждено не законодательным органом, а Минфином РФ.

Сюда же относятся документы, раскрывающие механизм применения документов первого уровня. Это инструкции, приказы, указания, методические рекомендации, предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Учетная политика организации создается как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения получила официальное закрепление со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ). А с введением гл. 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, на предприятии создается два вида учетной политики: для целей бухгалтерского учета (Приложение 9) и для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами, относящимися к разным уровням нормативного регулирования. В любом случае учетная политика любой организации должна полностью соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве Российской Федерации.

1/98, не зависимо от организационно – правовых форм. Под формированием учётной политики понимается, согласно Положению, её выбор и обоснование. При формировании учётной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учёта осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Если по...

5. Отчет кассира (отрывной лист кассовой книги) 6. Ж/О №1 ведомость №1 7. Главная книга 8. Бухгалтерский баланс На предприятиях малого бизнеса учет ведется в книге кассира операциониста и ведомости учета д/с и фондов (форма В4) На счете 50/1 учитываются средства в кассе организации. На 50/2 наличие и движение д/с в кассах товарных контор, билетные и багажные кассы портов и вокзалов, ...

Видам расходов будущих периодов можно применять любые из перечисленных выше способов их списания. Пример. ООО ПКФ «Полесье» получила лицензию на право осуществления торговли алкогольной продукцией сроком на 1 год. Затраты на ее приобретение составили 6000 руб. Учетной политикой организации предусмотрено, что расходы будущих периодов списываются равномерно, в течение срока действия лицензии. В...

Необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); - принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому (допущение последовательности применения учётной политики); - факты хозяйственной деятельности организации...


Формирование учетной политики организации и ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы: 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно порядок ведения бухгалтерского учета в организации; 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других ведомств; 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
К 1-му уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ от №283 «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и др.
Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности, а также состав раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 23 положения по бухгалтерскому учету и отчетности (приведены ниже).
На 2-м уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин России.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы: название и номер; общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценку (указываются различные виды приметаемых оценок по объекту); порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрываемую информацию (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные стандарты (ПБУ) в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов учета.
Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином России и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций). Значительная часть нормативных документов 3-го уровня приведена в пп. 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 и др.
Рабочие документы самой организации (4-й уровень) определяют особенности
организации и ведения учета в ней.
Основными рабочими документами организации являются: приказ об учетной политике; формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем; графики документооборота; рабочий план счетов бухгалтерского учета, утвержденный руководителем; формы внутренней отчетности, утвержденные руководителем.
Следует отметить, что многие организации ограничиваются разработкой
приказа об учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, рабочий план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.
При формировании учетной политики используются следующие основные нормативные документы: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая - четвертая). Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Положение по ведению бухгалтерского чета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 №34 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 №116 н, от 26.03.2007 №26 н, от № 186 н). План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от № 94 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154 н, в редакции приказов Минфина России от 25.12.2007 № 147 н и от 24.12.2010 № 186 н). Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 №43 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н). Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 №44 н, в редакции приказов Минфина России от 27.11.2006 № 156 н и от 26.03.2007 № 26 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01
(утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 №26 н, в редакции приказов
Минфина России от 18.09.2006 № 116 н, от 27.11.2006 № 156 н, от 24.12.2010 № 186 н). Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56 н, в редакции приказа Минфина России от 20.12.2007 № 143 н). Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные
обязательства и условные активы» ПБУ 8/10 (утверждено приказом Минфина России от № 167 н). Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32 н, в редакции приказов Минфина России от № Ибн и от 27.11.2006 № 156 н). Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99
(утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33 н, в редакции приказов Минфина

России от 18.09.2006 № Ибн и от 27.11.2006 № 156 н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ
11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48 н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010
(утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153 н в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 № 126 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107 н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114 н, в редакции приказов Минфина России от 11.02.2008 № 23 н и от 24.12.2010 № 186 н). Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № 116 н и от 27.11.2006 № 156 н). Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н). Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н). Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63 н). Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11 н). Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66 н «О формах бухгалтерской отчетности организации». Письмо Минфина России от 29.09.2003 № 16-0077/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности организации». Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180). Проект федерального закона «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
В последующих разделах по ряду объектов учета будут указаны дополнительно источники информации, необходимые для обоснования выбора соответствующего варианта элементов учетной политики.
Вопросы для самоконтроля Изложите понятие учетной политики организации. Кто формирует учетную политику организации? Кем утверждается учетная политика организации?
Исходя из каких допущений формируется учетная политика организации? Назовите требования, предъявляемые к формированию учетной политики организации. Какие факторы оказывают влияние на формирование учетной политики организации? В каких случаях можно вносить изменения в учетную политику организации? Каким образом отражаются последствия изменения учетной политики организации? Назовите основные элементы учетной политики. Что следует понимать под способом ведения бухгалтерского учета?

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...