Позитивный закон. Права естественные и позитивные


В праве с претензией на социальную регуляцию сложились два направления: естественное право и позитивное право.

Идея естественного права коренится в представлении о единстве социального и природного (естественного) порядка. Мир представляется разумно устроенным, совершенным, а общество рассматривается как часть мира (природы). Поскольку человек и общество есть часть целого, то целое (мир, природа, Бог) задает их предназначение, устанавливает законы.

Идея естественного права, как уже отмечалось в главе «Философское обоснование права», имела свою историю становления и осуществления. Каждая эпоха вносила свой вклад в развитие естественного права и поиска путей оптимального его осуществления. Чего стоят мысли об онтологии естественного права или императивность его долженствования, которая нашла свое выражение в знаменитой формуле «Если нельзя, но очень хочется, то все равно нельзя».

Естественное право (jus naturale) исходит из положения, что нормы права опираются на общечеловеческие ценности, которые не имеют цены. Их нельзя приватизировать ни на индивидуальном, ни на государственном уровне. Они обладают абсолютным долженствованием, ибо укоренены в миропорядке и человеческой природе. Их источником является гармония мироздания. Характер их безусловный, и они предоставлены человеку фактом его рождения. Как уже было отмечено, это право на жизнь, общение, собственность, свободное волеизъявление и так далее. Субъектом естественного права выступает физическое лицо. Сильной стороной естественного права являются:

  • телеологическое представление о рациональном устройстве вселенной и ее составляющих, о наличии целей в природе;
  • идея единства природного и социального;
  • идея неразрывности морали, права, миропорядка и правопорядка.

Позитивное (положительное право (jus civile) - это продукт цивилизации, ориентированный на обеспечение правопорядка. Субъектом позитивного права выступают государство и юридические лица. Нормы позитивного права носят относительный и локальный характер. Они меняются в историческом времени и социальном пространстве.

В позитивном праве право предстает как право повиновения физического лица перед согласованной волей юридического лица. Хотение (воление, желание) уступают место долгу (обязательству), не говоря о том, что абсолютизируется право суверена (юридического лица), доводящее право до неправа.

Естественное и позитивное право не исключают друг друга, а взаи- модополняют, ибо право, как инструмент социальной регуляции, предполагает:

  • понимание необходимости социального порядка;
  • уверенность в способности обеспечить этот порядок;
  • уважение к авторитету власти;
  • чувство ответственности за свое поведение;
  • наличие воли противостоять искушению нарушить то, что запрещено.

Стабильный порядок обеспечивается не страхом перед наказанием, а механизмом инверсии внешней необходимости во внутреннее побуждение.

Право, в котором выражена воля цивилизованного сообщества к самосохранению, защищает, упорядочивает и регулирует жизнь людей. Оно обеспечивает не только обязательства граждан, но и их права, отстаивая интересы государства и гражданина, общества и личности.

Право прочерчивает демаркационную линию, определяющую цивилизованность и варварство, свободу и произвол, должное и недопустимое. Эта граница обозначена в юридических текстах. Нормы права имеют двойную направленность. Во-первых, они заставляют людей адаптировать требования социальной системы; во-вторых, они блокируют ту активность, которая носит деструктивный характер. Право ведет по пути законопослушного поведения тех, чьи ориентиры не противоречат нормам общежития, тащит тех, кто сопротивляется и наказывает тех, кто подрывает устои социального порядка. Правовая воля облекается в законы и обеспечивается принуждением. Способность права защищать и укреплять порядок является условием его дееспособности. Сила права приумножается через преемственность, взаимосвязь и взаимодействие с другими социальными регуляторами.

Как уже было отмечено, исторически сложились два направления права, где каждое право обладает своей спецификой и демонстрирует свои возможности. Все это заставляет осуществить сравнительный анализ естественного и позитивного права, рассмотреть их потенциалы и выявить вероятные формы их оптимального отношения или взаимоисключения, или осуществления принципа дополнительности.

Естественное право традиционно рассматривается в качестве производного миропорядка в обществе, где космос обретает форму номоса (закона). Позитивное сотворили люди определенной общности, определенного исторического времени и социального пространства. Нормы позитивного права могут не только не совпадать с естественным правом, но и противоречить ему.

Через естественное право индивид связывает свое существование с первоначалами бытия общества. Через позитивное право индивид связывает свое бытие с функциями конкретных институтов власти.

Естественное право возникаете ростками становления цивилизации, позитивное - с утверждением авторитета власти в лице государства.

Естественное право в основном заявляет о себе в форме обычаев, через содержание этических и религиозных требований. Оно вербально. Что касается позитивного права, то оно литерно и выражено в нормативных актах государства.

По естественному праву, право на жизнь, свободу, собственность и справедливость даны человеку от рождения. Позитивное право полагает, что свобода человека и его права предоставляются государством. Государство предоставляет человеку свободу, стало быть, оно может осуществить ее изъятие.

Естественное право по объему больше позитивного. Его основания - ценности, представленные в историческом опыте всего человечества. Позитивное право является атрибутом конкретного общества и тождественно с действующим законодательством этого общества.

Естественное право оправдано и этически, и религиозно. Позитивное опирается только на силу государства. Естественное право выше закона, а позитивное право тождественно закону, а иногда и ниже закона.

Естественное право не без основания претендует на содержание норм социальной регуляции, а позитивное - на форму нормы.

Ценностным критерием естественного права выступает справедливость, позитивного права - мера удовлетворения интересов юридического лица и прежде всего государства.

Естественное право - это часть целого (мировой культуры). Позитивное право самодостаточно и автономно от этой целостности. Оно производно от локальной региональной культуры.

Модель естественного права сложилась в условиях традиционного общества, тогда как модель позитивного права оформляется в условиях индустриального общества новоевропейской цивилизации. По мере утверждения авторитета власти в лице института государства, позитивное право становится «дисциплинарной матрицей», а естественное право обретает статус эталона как в глазах общественности, критически воспринимающей жесткие рамки позитивного права, опирающегося на силовые санкции, так и в глазах законодателей, принимающих очередные нормативные акты с оглядкой на естественное право, учитывая, что оно апеллирует к авторитету религии, морали, общественному мнению, авторитету мироздания.

Поскольку позитивное право является продуктом сознательного нормотворчества, то оно опирается на принципы этатистского патернализма, секулярности, минимума моральности, социального детерминизма.

Принцип этатистского патернализма заключается в опекунском отношении государства к праву. Отсюда вытекает «расхожее определение»: а) «право - воля государства, возведенная в закон»; б) «право - система государственных принудительных средств обеспечения социального порядка».

Там, где основу права составляет сила государства, там можно получить только концепцию легального деспотизма, приоритета закона над правом. Право обеспечивается силой государства, но основа права представлена согласованной волей общества. В противном случае мы имеем все что угодно, только не право.

Принцип секулярности. Позитивное право носит исключительно светский характер. Наделе это приводит к тому, что, отвернувшись от религии и от церкви, метафизики и этики, от других социальных регуляторов, позитивизм оставляет человека один на один с государством, заведомо исключая равноправный диалог субъектов разных весовых категорий.

Принцип минимума моральности предполагает, что гражданин не будет нарушать своим поведением нормы морали общества, но внутреннее отношение индивида к этим нормам не принимается во внимание. Для позитивного права правомерным и оправданным является только то, что служит интересам государства. Часть обязана принять правила целого и следовать этим правилам.

Принцип социального детерминизма предполагает, что индивид равен личности, а личность есть совокупность конкретных общественных отношений конкретного общества. Посему индивид может востребовать свободу своего проявления только как осознанную необходимость. В силу жесткой детерминации (обусловленности) индивид выступает как добровольный или подневольный адаптант конкретной социальной системы.

Разрыв между позитивным и естественным правом приводит к трагическим недоразумениям, которые иногда предстают в одеяниях изящных парадоксов. Речь идет об известной формуле римского права «пусть погибнет мир, но торжествует право», ибо тут же возникает вопрос, кому будет служить право, если не будет мира с его ценностями жизни людей и их культуры.

Претензия на абсолютность естественного права на практике означает возвращение людей в естественное состояние природы, тогда как современная теория полагает, что общество - это искусственное образование, где естественность скорее условна, чем безусловна. Смерть является естественным исходом для больного. Означает ли это, что не следует вмешиваться в естественный процесс и не давать больному лекарство? Но и абсолютизация позитивного права оборачивается диктатом формы над содержанием, произволом законодателя.

Ценность естественного права в том, что оно, будучи тесно связано с нормами архаики, религии, нравственности, всегда сохраняет память о возвышенных целях человеческого существования, о единстве человека и мироздания. Что касается позитивного права, то по своей природе оно инструментально и ему свойственно превращать средства в цели, абстрагируясь от мира культуры и от человеческого измерения. Другими словами, естественное право - идеал, позитивное - средство. Вероятно, этим объясняется неугасающий интерес к естественному праву, попытки его возродить в условиях XXI века, отличного от XVIII века. Естественное право рассматривается не как составляющая идеологии с ориентиром изменить общество, а как условие выживаемости в современном обществе.

Джон Финнис, автор книги «Естественное право и естественные права» (1980 г.) обосновывает тезис о наличии обоймы объективных ценностей, необходимых для обеспечения оптимальной жизни индивида. Естественное право определяется как набор принципов практического разума для регламентации жизни индивида и жизни человеческого сообщества. Эти принципы, демонстрируя ясность и понятность, последовательность и выполнимость, формируют условие корректной организации коммуникативных отношений людей в обществе.

Развивая особый статус принципа как атрибута естественного права, известный сторонник естественного права Рональд Дворкин в своей книге «Империя права» (1986 г.) обращает внимание на различие норм позитивного права и принципов естественного права. Нормы (правила) подразумевают «все или ничего», тогда как принципы только принимаются во внимание, обретая свою значимость (вес) в конкретном случае и заявляя о себе как основание для действия: судить не по закону, а по справедливости. Например, водитель, спасая жизнь ребенку, выехал на встречную полосу, за что и был тут же оштрафован дорожным судом. Из этого следует, что, не учитывая соображения справедливости при интерпретации закона, можно потерять смысл закона, его логику.

Истоки естественного права в жизни человека, в его свободе и его собственности; в миропорядке, который на уровне общества трансформируется в правопорядок. Истоки позитивного права в функциях государства. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Есть правила общежития и есть правила жизни индивида. Свобода «от» предполагает свободу «для». Есть проблема, на которую обратил внимание еще Платон, «как обеспечить гармонию личности и общества даже в условиях осуществления индивидуальной добродетели и общественной справедливости».

Позитивное право требует от людей формально-ролевого поведения, обусловленного внешней необходимостью. Естественное право требует той законопослушности, которая становится для человека его второй природой - внутренней потребностью. Поэтому речь должна идти о принципе дополнительности естественного права позитивным и наоборот, отдавая должное их основаниям.

Сила права обеспечивается его законом. Ценности человеческого общежития нуждаются в защите от каких-либо посягательств. Наиболее эффективным средством защиты этих ценностей являются нормы и законы права.

«Всякий закон (номос) есть норма или правило поведения». Закон императивен и ориентирован на однозначное осуществление. Уже Гераклит подметил значение закона. Закон - это то, без чего не может быть общежития. Закон тотален и его предназначение в том, чтобы обуздывать стихию человеческих эмоций и страстей, носящих деструктивный характер. Для тех, кто добровольно следует закону, он предлагает эталонные образцы социального поведения. Для тех, кто игнорирует закон, он находит средства принуждения к должному поведению.

Закон чем-то напоминает образ судьбы в философии стоиков, которая ведет тех, кто идет, и тащит за шиворот тех, кто упирается, и наказывает тех, кто его нарушает. В любом случае закон преследует одну цель - обеспечить регламент человеческого общежития, сохранить социальный порядок.

Практически каждый человек имеет представления о требованиях не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать и так далее, но у каждого эти представления имеют свое основание. Они могут быть «замешаны» на вере, на стыде, на совести, а могут и на страхе перед наказанием. В каждом случае номос входит в сознание индивида определенным измерением, заявляя о должном поведении и напоминая о последствиях, косвенно свидетельствуя о целесообразности принимать во внимание возможности естественного права и потенциал позитивного, работая с учетом осуществления принципа дополнительности, а не абсолютизации только естественного права или только позитивного права.

Познакомившись с онтологическим дискурсом правовой реальности и рассмотрев нормативность общества, свойства и функции права, взаимосвязь естественного и позитивного права, можно рассмотреть правовое сознание и его специфику в пределах общественного сознания, а затем осуществить социокультурный дискурс становления права, раскрыв особенности его развития.

Естественное право - свобода или возможности (права), обусловленные природой человека и присущие ему от рождения. В процессе развития права, были провозглашены нормы конституции, которые непосредственно действуют на жизнь, свободу, достоинство. Их появление в жизнь не связано с государством.

Позитивное право - свобода или возможности, выраженные в законах государства, а также в других источниках права. Оно складывается в результате правотворческой деятельности судей, законодателей, договаривающихся сторон. В итоге деятельности позитивного права и рождаются правовые документы: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры или то, что принято называть позитивным правом.

В современных условиях можно хорошо заметить проникновение естественного права в позитивное право. Права человека, которые закреплены в позитивном праве, определяют содержание и смысл законов. Все это позволяет сказать о том, что сформировалось новое качественное явление - естественно-позитивное право.

Объективное и субъективное право

Люди в своей жизни вступают во многие отношения, чтобы удовлетворить разные потребности - в услугах, товарах, в трудовой деятельности, в создании семьи и т.д. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».

Объективное право - выраженные в системе правил поведения свобода или возможности, принадлежащие персонально неопределенному числу субъектов. Объективное право - понимается не как право отдельно взятого человека. Наоборот, оно потому и именуется объективным, потому что существует и действует независимо от воли того или иного индивида. Воспользоваться объективным правом потенциально может каждый человек, если он окажется в орбите его влияния. В норме части 1 ст. 30 Конституции РФ так и записано: «...каждый человек имеет право на объединение...».

Субъективное право - свобода или возможность, принадлежащая конкретному человеку (право участвовать в выборных органов государственной власти, право на образование и т.п.). Субъективное право не существует и не может существовать в отрыве от индивида, который обладает этим правом. Оно реализуется и возникает по воле субъекта, в рамках правоотношения. В основе субъективного права лежит объективное право. Так, граждане исходя из объективного права на объединение, создают общественную организацию, отражающую их интересы. Тем самым они используют свои субъективные права.

Субъективное право как мера дозволенного или возможного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права. Имеются разные подходы к характеристикам и количеству таких правомочий. Большинство авторов выделяют два-три правомочия. Однако более точной является позиция Н.И. Матузова. Он в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выраженных в возможности:

  • 1. Действовать (право-поведение) - поведение управомоченного лица, собственное поведение;
  • 2. Требовать (право-требование) - на должное поведение со сто- роны других лиц;
  • 3. Пользоваться определенным социальным благом (право-пользование),- удовлетворение своих духовных и материальных потребностей;
  • 4. Право на защиту (право-притязание) - обращение в компетентные органы государства и приведение в действие механизм принуждения в защиту своих интересов при нарушении права.

Естественное право и позитивное право

Издавна существует взгляд, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (объективным и субъективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, право на свободу, право на справедливое отношение к человеку и др.

Полагается, что права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет: они вытекают из естественного порядка вещей, из жизни, из самой природы человека. В силу этого естественные права, хотя в определенной степени и зависят от социальных условий, в своей основе являются "природными", "прирожденными", т.е. абсолютными, неизменными.

Таким образом, естественное право – это совокупность прав людей, требований, идей, правил, обусловленных естественной природой человека, естественным порядком вещей.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении (объективное и субъективное) предстает как позитивное право (лат. positivus – "положительный"). Позитивное право – это право, выраженное в законах и других источниках.

Для позитивного права характерны следующие черты:

  • 1) в значительной мере создается людьми, общественными образованиями – законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;
  • 2) существует в виде законов, иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи, как это свойственно естественному праву).

Отграничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права и носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен высокий статус.

Естественные права для своего существования не требуют их закрепления и формулирования в каких-либо особых нормах. Они находятся как бы за нормами, вне их. Однако такого закрепления требует их реализация. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, в виде идей, представлений, естественные права затем закрепляются в конкретных нормах и реализуются в них: в обычаях, в моральных нормах и – что особенно значимо – в юридических нормах.

Право как социальная ценность и явление культуры

Право есть явление культуры. В процессе социализации, общественного развития человек постепенно создавал для себя вторую, искусственную среду обитания ("вторую природу"). Эта деятельность человека и ее результаты и называются культурой. В процессе этой деятельности человек творит не только вещи, объекты материальной культуры, но и духовные ценности. Категория "ценность" – основное понятие культуры. Итак, культура – это деятельность человека и ее результаты по созданию второй, искусственной среды своего обитания.

К ценностям, создаваемым человеком в процессе культурной деятельности, относятся наука, литература, искусство, а также правила отношений между людьми – обычай, мораль, право.

Результаты культурной деятельности человека не всегда являются социальными ценностями, не всегда полезны для общества. Культура как специфически человеческий способ деятельности представляет собой весьма сложный феномен. Так, деятельность человека с точки зрения ее социальной ценности может быть нейтральной, т.е. оцениваться как безразличная, индифферентная по отношению к общественной пользе. Кроме того, человек в процессе своей деятельности может создавать различные субкультуры (подкультуры) негативного, отрицательного свойства. Например, преступную, воровскую субкультуру, субкультуру тюрьмы и т.п. В подобных субкультурах тоже существуют своего рода "ценности", но они имеют антисоциальный характер.

Ценность – это то, что необходимо человеку как существу социализированному, т.е. общественному, (а значит, и обществу в целом), то, что способно удовлетворить позитивные потребности личности и оценивается положительно.

Право представляет собой величайшее достижение культуры, выступая антиподом бесправия, беспорядка, произвола. Ценность права для общества состоит в том, что оно является нормативной основой существования и развития общества. На основе норм права оценивается поведение людей, избираются меры реагирования на отклоняющееся от нормы поведение. В обществе могут возникать различного рода социальные конфликты, споры. Право в этих случаях выступает средством регулирования и разрешения социальных конфликтов и тем самым способствует стабилизации общества.

С помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в интересах населения, конкретного социума. С помощью права ставятся рамки деятельности государства, определяются его задачи, компетенция государственных органов. Этот момент особенно важен в процессе формирования правового демократического государства.

Право охраняет, защищает такие важные для человека ценности, как жизнь, свобода, честь, достоинство, его собственность, неприкосновенность жилища и т.д. Право обеспечивает правовую безопасность и социальную защищенность человека. Еще древнеримские юристы утверждали, что "право есть безопаснейший шлем" (lex est tutissima cassis).

Ценность права для человека и в том, что право охраняет личность и от самого государства, обладающего силой, которая может быть использована во вред человека. Право ставит преграды неоправданному вмешательству государства в личную жизнь гражданина (неприкосновенность личности, жилища, тайна личной жизни и т.д.). Право ограждает человека от произвола государства даже в случае совершения им правонарушения: путем установления различного рода процессуальных гарантий, порядка уголовного преследования и т.п.

Право ценно и для самого государства как средство организации государственного аппарата, упорядочения его деятельности, а также как инструмент решения управленческих задач государства, реализации его функций.

Сказанное относится исключительно к праву, но не к законодательству, которое во многом является продуктом произвольной нормотворческой деятельности государства. Законы становятся частью культуры и социальной ценностью постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Поэтому если право с общечеловеческой точки зрения является ценностью абсолютной, то ценность юридических законов относительна.

1. Теория естественного права (юснатурализм).

Исходный тезис теории: форма жизни права - идея. Подлинное право - это совокупность вечных,

стабильных, неотчуждаемых от человека идей о правах и свободах личности, заданных самой природой

человека и человеческого общества.

Право на жизнь, равенство, справедливость, свободу, счастье, мнение.

Источником этих идей, принципов, высших ценностей являются в разных вариациях этой концепции - Бог,

порядок вещей, здравый смысл, человеческая нравственность, высший разум, интуитивная справедливость,

свобода, способ существования гражданского общества, общественный договор.

Право - система естественных, неотъемлемых прав человека, личности в обществе и государстве,

которые существуют независимо от воли общества и государства и определяют сущность и смысл

Закон при этом есть нормы, исходящие от государства (позитивное право, которое противопоставляется

естественному, настоящему праву); они могут находится в соответствии с принципами естественного права

и тогда являться правовыми или не находиться в соответствии - тогда это неправовые законы, против

которых можно бороться и которые надо отменить во имя естественного права.

Основы теории естественного права заложены античными мыслителями - Сократ, Платон, Цицерон. Как

теория она оформляется в 17 - 18 веке, как идеологическое основание борьбы против феодального права,

закрепляющего юридическое неравенство людей. Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Спиноза,

Гоббс, Локк, А.Н. Радищев в России. Тесно связана с теорией общественного договора как идеей

возникновения и сущности государства; государство при этом понимается как организация, созданная для

охраны и закрепления естественного права в системе государственных законов.

В сущности своей теория естественного права выступила инструментом классовой борьбы нарождающейся

буржуазии против феодальных порядков, которые тормозили развитие общества, производственных

отношений, так как закрепляли личную зависимость, абсолютную юридическую власть монарха, произвол

власти - те общественные отношения, которые были уже устаревшими и не давали обществу двигаться

вперед. В то время теория выступила исторически прогрессивной, открыла новые возможности правового

регулирования, служила интересам освобождения личности. Недостатки теории:

1) Изучает право не так, как оно реально существует (нормы, действующие в обществе), а так, каким оно

должно быть (идеалы, оторванные от конкретно-исторического общества). Происходит подмена понятий

Под правом понимается не реальное право, а идея о праве, суждения о праве различных ученых.

2) Носит внеисторический и внетерриториальный характер - не рассматривает иные факторы, влияющие на

право помимо вечных идей - духовные и исторические особенности данного общества; политику,

классовую борьбу, климат, традиции, идеологию и религию; уровень материального развития общества

(может ли данное общество обеспечить тот или иной уровень естественных прав личности или на это

просто не хватит материальных ресурсов).

3) Субъективизм - отсутствует единое представление о системе естественных прав личности, которые

обусловили бы эффективную и реальную систему права. Каждый ученый и идеолог видит эти права по

своему, предлагает собственную систему идей, лежащих в основании права. Закономерности же,

действительно определяющие естественное право на каждом этапе развития общества и в каждом

конкретном обществе, в рамках этой теории не подвергаются изучению.

В рамках данной теории существует ряд направлений:

1. Различают теологическое (неотомистское) направление и светское. Согласно неотомистскому

направлению, источником идеи и системы естественного права является Бог, это развитое учение Фомы

Аквинского о божественном происхождении и сущности права и закона (Ж. Маритен, И. Месснер).

Светская доктрина естественного права исходит из различения права и закона; утверждает, что

подлинное право базируется на этических принципах, обусловленных самим порядком вещей,

справедливостью. Так, выражением сущности права является этический категорический императив

Канта: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла служить всеобщим законом для всего

общества. Право при этом - совокупность условий, при которых произвол одного совместим с

произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

2. Различают классическое естественное право (юснатурализм) и обновленное естественное право

(неоюснатурализм). Для классического подхода идеи, лежащие в основе права (справедливость,

естественные права человека, этические принципы, справедливость и свобода) являются вечными,

существовали и будут существовать в неизменном виде всегда, пока существует человеческое общество,

не изменяясь в зависимости от специфики обществ и их исторического развития. Для обновленного

юснатурализма характерна идея естественного права с изменяющимся содержанием, которая учитывает

реальные процессы развития общества и соответственные процессы изменения содержания и объема

естественного права.

2. Юридический позитивизм.

Исходный тезис - форма жизни права: норма. Подлинное право - это совокупность норм, исходящих от

государства, вне зависимости от того, каким является содержание этих норм. Право и закон - всегда

тождественные понятия. Юридический позитивизм отказывается вообще от поиска сущности права вне

самого права; праву придает правовое качество сам приказ государства, каким бы он ни был. Нет никаких

принципов, правил и идей, которым должно подчиняться реальное право. Реальное право - это приказ

государство; при этом само государство - это персонифицированный правопорядок.

Право - это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке.

Исторически юридический позитивизм был разработан в рамках научного позитивизма вообще; это

приоритетное направление в научном познании 19 века: во всех частных науках была провозглашена

необходимость отхода от идеалистических подходов и изучения вещей такими как они действуют в

обществе сами по себе; то есть смена идеалистического метода позитивным.

Стадии развития юридического позитивизма:

1) учение о праве Джона Остина (Англия, 1832 - «Чтение по юриспруденции»). Остин объявляет право как

и явления природы, позитивным, реально существующим фактом; реальность праву придает приказ

государства. Выдвинута идея о том, что право исходящее от государства является объективным, а

основанные на нем права личности и групп - субъективным правом. Существо права состоит в том, что

оно действует; поэтому следует оставить в стороне учение о естественном праве, так как это только

предположения, гипотезы праве, которые служат источником заблуждения умов. Право же реальное, в

действии образуют 4 элемента: приказ, санкция, обязанность исполнения и суверенная власть.

несправедливого, не входят в содержание права.

2) Нормативизм или чистое учение о праве Ганса Кельзена. «Чистая теория права». Эта теория стремится

описать право таким, как оно есть в чистом виде, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста

не должны интересовать внешние связи права с экономикой, психологией, политикой, социологией. В

предмет изучения науки о праве включаются только вопросы, связанные с разработкой эффективной

системы норм права, иерархической связи между нормами, юридической техникой. Система права

представляется в виде пирамиды, вершину которой занимают нормы конституции. Последняя ступень -

это правовые нормы, создаваемые судебными и административными органами правопримеения, а также

самими субъектами права при заключении ими договоров и реализации сделок. Вся эта пирамида

основана на т.н. «основной норме» - это гипотетическое логическое понятие, такая предполагаемая

норма, из которой можно вывести содержание всех прочих норм при последовательном и развернутом ее

толковании. Суть этой нормы - надо вести себя так, как велит конституция. Эта норма нигде не записана

формально, но предполагается реальной и существующей, ибо она определяет все существование и

действие системы права. Легитимным признается правительство, которое действует и устанавливает

нормы в соответствии с основной нормой.

Положительный смысл юридического позитивизма состоит в выработке четкой и законченной логической

структуры ситсемы права, юридических конструкций, механизма осуществления права и формирования

правомерного поведения граждан. Подчеркиваются такие качества права как формальная определенность,

нормативность- внутренняя согласованность и соответствие единым приницпрам установления и

толкования права, эффективность и реальное воздействие на общественные отношения. Критика

естественного права как неупорядоченной внутренне и сложной в реальном осуществлении теории; критика

подмены права идеей о праве. Недостатки юридического позитивизма:

1) Утрата критериев, позволяющих отличить подлинно правовые нормы от произвола законодателя; утрата

ценностной стороны права, требований о соответствии права с одной стороны, нравственным

императивам, а с другой - объективным закономерностям развития данного общества.

2) Отвлечение от исследования механизма становления правовых закономерностей; от связи права с более

широкими общественными системами - экономикой и политикой, от связи с общественным сознанием;

привязка права только к деятельности государства.

3) Игнорирование процессов формирования права вне связи с изданием законов государством; так,

допустимо применение аналогии закона и аналогии права в случае отсутствия прямых норм,

регулирующих спорные вопросы; это означает формирование правового регулирования вне приказа

государства по поводу этих участков.

В действующей Конституции России впервые закреплено "первейшее" естественное право -- право на жизнь (ст. 21), а также такие первичные естественные права, как право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Разумеется, если бы этого сделано не было, то все равно эти права каждый человек имел бы с самого своего рождения.

Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, поскольку, обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина. Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализации естественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получают развитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне.

Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого, закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашей стране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивных прав, например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаях угрозы жизни или право на необходимую оборону.

В юридической литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественного права. Вместе с тем не подвергается сомнению то самое главное, что отличает естественное право, а именно его неотчуждаемость от человека.

Естественное право существует само по себе, при этом оно исходит из особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень хорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно от того, что об этом может записать законодательный орган. Соответственно право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Однако человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право на достоинство личности, которое возникает и формируется по мере развития общественных отношений, т. е. в той среде, которая принципиально отличает сообщество людей от животного стада, и человек, таким образом, с рождения получает это право на достоинство.

Нетрудно заметить, в том числе и по названию, что естественные права человека базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся в нашей стране критике, что, видимо, является одной из причин явно недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем.

Между тем еще Г.Ф. Шершеневич в начале нынешнего века писал о том, что уяснение сущности права "невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента" Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрайт - Издат, 2008. - С. 102. По мнению его современника Н.М. Коркунова, каким бы разнообразным и изменчивым ни являлось право положительное, над ним стоит вечное право природы. В современных международных актах также указывается, вслед за научными доктринами, что естественные права вытекают исключительно из свойств самой личности, что они принадлежат человеку с рожденияМорозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - С. 204..

Так, ст.1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»Всеобщая декларация прав человека., от 10 декабря 1948 года.. О достоинстве, присущем ребенку, свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребёнка., от 1959 года.. В Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 65). Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится в Конституции Российской Федерации (ст. 17) Конституция РФ (ст 17) //К + : Законодательство. , ГК РФ (ст. 150) ГК РФ (ст 150) //К + : Законодательство.. Свои права человек приобретает от рождения, и они не могут как "дароваться" человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользу последнего".

В ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах, таких как жизнь человека, его достоинство, свобода - естественных правах, характеризующихся неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г.Д. Садовникова, известный конституционалист, считает, что «возможность отчуждения какого-либо из основных прав и свобод ставит под вопрос существование государства с такими характеристиками, какие закреплены в основах конституционного строя». Это так, государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Отчуждение основных прав, ограничение свободы каждого члена общества должно быть разумным и целесообразным, лишь в целях охраны конституционных прав, свобод и законных интересов третьих лиц, защиты нравственности, охраны правопорядка.

Известный дореволюционный российский правовед и философ П.И. Новгородцев естественное право трактовал как вечное, неотъемлемое право человеческой личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности. По мнению С.С. Алексеева, естественное право представляет собой "исходный в жизни людей феномен", а источником этого права являются "либо Бог, либо сама природа, либо иные явления, с ними однопорядковые "Общая теория государства и права: Академический курс в трех томах/ Ответственный редактор М. Н. Марченко - 3-е издание перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. С. 42..

С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можно определить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав на фундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения. Какие конкретно естественные права здесь имеются в виду? К естественному праву человека авторы обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.).

  • · право на свободу (И.Л. Петрухин);
  • · право на равенство (А.Б. Венгеров);
  • · право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);
  • · право на личную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);
  • · право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);
  • · право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);
  • · право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев),
  • · право на собственность (А.О. Хармати);
  • · право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);
  • · право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С. Нерсесянц);
  • · право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);
  • · право народов на определение своей судьбы, право наций на самоопределение, право придти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

Аналогичное положение сложилось и в нормативных актах. Так, в ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.

Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главе Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми, например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст. 47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др. Ряд прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенных обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых.

Заметим, что, например, не может быть отнесено к неотчуждаемым право на собственность, поскольку владелец собственности может произвести отчуждение по своей воле -- передать, подарить, наследовать и т.д.

Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическое существование, которое не может протекать вне человека. Стремление к свободе - свойство человеческой личности, свобода не существует без человека, а человек--без свободы.

Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав человека.

Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище, на труд) требуется оформление юридических документов.

Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются права на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21) Конституция РФ (ст 20; 21) //К + : Законодательство.. Именно они использовались для иллюстраций в ходе рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод, исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются первичными естественными правами.

Все другие естественные права представляют собой, так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие обобщенного понятия свободы Конституция РФ (ст 27; 29; 41; 42) //К + : Законодательство..

Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные права человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и поставить их в один иерархический ряд.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...