Государственное регулирование трудовых отношений


Труд представляет собой одно из базовых условий жизни человека и общества. Трудовая деятельность положена в основу любых общественных отношений и существенно влияет на отношения и взаимодействия людей. Труд является объектом изучения различных наук, среди которых, в первую очередь, следует выделить социологию и экономику. Социологи изучают особенности поведения и отношений между людьми, возникающими в связи с трудовым процессом. Данный раздел социологии называется социология труда. При этом экономисты рассматривают труд с точки зрения отдачи вложенных в него средств, а также с точки зрения эффективного управления ресурсами субъектов экономики, а именно, трудовыми ресурсами. Управление трудовыми ресурсами является предметом исследования для такой дисциплины, как менеджмент. Кроме социологии и экономики, труд является объектом изучения таких наук как, психология, юриспруденция, история, а также ряда естественных наук (инженерная психология, медицина, эргономика и т.д.)

В современной науке и практике менеджмента, как свидетельствует выше проведенный анализ, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную систему управления.

С точки зрения влияния труда на жизнь общества в целом и отдельных индивидуумов социологи выделяют следующие функции труда.

Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная (креативная, творческая) функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая (интегративная) функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально-экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение социально-трудовых отношений позволяет выявить наиболее эффективные пути управления трудовыми ресурсами организации. Рассмотрим социально-трудовые отношения более подробно.

Социально-трудовыми отношениями называют взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Социально-трудовые отношения можно рассматривать как систему, элементы которой соответствуют социальным, институциональным и законодательным аспектам рыночной экономики. Рассмотрим следующие элементы системы социально-трудовых отношений:

Субъекты социально-трудовых отношений;

Уровни социально-трудовых отношений;

Предметы социально-трудовых отношений;

Принципы социально-трудовых отношений;

Типы социально-трудовых отношений.

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник - это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы. Работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах.

C другой стороны, государство также является работодателем.

Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:

Индивидуальный и коллективный;

Государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации. К ним относятся:

Организация и эффективность труда;

Наем-увольнение;

Оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;

Кадровая политика организации и т.д.

Определение

Определение

Тема 1. Персонал организации: основные понятии и теории

Определение

Существуют следующие принципы социально-трудовых отношений:

Законодательное обеспечение равенства прав и возможностей субъектов трудовых отношений;

Принцип солидарности;

Принцип равноправного партнерства;

Принцип «господство-подчинение».

Данные принципы играют основополагающую роль в формировании типов социально-трудовых отношений. Ниже перечислены эти типы и приведены их основные характеристики.

Патернализм подразумевает жесткую регламентацию поведения субъектов трудовых отношений со стороны государства или руководства организации. Социальное партнерство означает защиту интересов субъектов трудовых отношений.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации своих интересов в трудовой сфере.

Солидарность - это взаимная ответственность субъектов трудовых отношений, основанная на общности интересов в социально-трудовой сфере. Дискриминация означает произвольное и незаконное ограничение прав субъектов трудовых отношений, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.

Конфликт - это крайняя степень выражения противоречий и целей субъектов трудовых отношений, проявляющаяся в виде трудовых споров, забастовок и др.

Для эффективного функционирования системы социально-трудовых отношений необходимо ее регулирование как на уровне государства, так и на уровне самой организации.

Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является:

Законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

Контроль исполнения законов;

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

РАЗДЕЛ 1. Теория и методология управления персоналом

Целями трудового законодательства являются:

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

Создание благоприятных условий труда;

Защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили активное развитие в 30-40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались деятельности профсоюзов. В 50-60-х годах законодательство значительно усложнило государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды. На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвленную отрасль права в большинстве стран мира.

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов занимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или отклонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, например, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе - комитет по труду и социальной политике.

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами

Тема 1. Персонал организации: основные понятии и теории

Государственное регулирование трудовых отношений»

1) Коллективная организация, объединяющих наемных работников с целью улучшения условий их занятости, представления их интересов – это:

А) профсоюз

б) трудовой коллектив

в)руководство

2) Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями называется:

А) коллективный договор

б) трудовое соглашение

в) социальное партнерство

3) Социально-трудовые отношения, обеспечивающие оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп в рыночном обществе, представляет:

а) механизм регулирования рынка труда;

б) механизм управления трудовым потенциалом общества;

В) социальное партнерство.

4 ) Основным документом, регламентирующим трудовые отношения, является:

А) Трудовой Кодекс

б)Коллективный договор

в)трудовой договор

г)соглашение.

5) Определяющее условие возникновения социального партнерства:

а) усиление социальной роли государства;

б) наличие 2-х субъектов (наемных работников и работодателей), интересы которых не совпадают в социально-трудовой сфере;

в) возникновение профсоюзов;

г) создание институтов гражданского общества;

Д) все перечисленное

6) Функции государства в регулировании трудовых отношений между работниками и работодателями (выберите 2 правильных ответа):

а) не вмешиваться;

+ б) обеспечить создание правовой базы регулирования трудовых отношений;

в) выступить гарантом выплаты минимальной заработной платы;

Г) выступить арбитром в случае возникновения конфликтов между наемными работниками и работодателями.

7) . Цель профсоюзов – рост зарплаты членов профсоюза. Она не достигается путем:

а) повышения спроса на труд

б) сокращения предложения труда

в) реализации монопольной власти

+ г) снижения спроса на труд.

8) Государственная система социальной защиты населения – это характерная черта:

а) чистого капитализма

Б) смешанной рыночной экономики.

г) традиционной экономики

9) Сумма, ниже которой работник не может получить, работая полное рабочее время, называется:

+ а) минимальной заработной платой;

б) минимальной потребительской корзиной

в) минимальным потребительским бюджетом

10) В современной России минимальный размер заработной платы устанавливается:

+ а) законодательно;

б) Министерством финансов;

в) Министерством труда и социального развития;

г) руководителями хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм и т. п.).

Лекция №3

Виды денег. Инфляция.

Деньги – это специфический товар, который является универсальным эквивалентомстоимости других товаров или услуг.

Основные функции денег:

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

1)Деньги как счетная единица.

Роль денег как счетной единицы возникшей при установлении цен на все товары и услуги. Установление цен товаров предполагает, что каждый товар приравнивается к известному количеству денежной единицы.Государство устанавливает масштаб цен –денежные единицы и кратные ей части.

2) Деньги как средство обращения .

Выступают в качестве посредника при обмене.

3)Деньги как средство образования и накопления сбережений.

Это наиболее компактное и общепризнанное средство платежа. Во всех случаях без помощи денег создавать и накапливать блага невозможно.

4) Деньги как средство платежа.

Отличительное средство денег –абсолютная ликвидность –способность рыночных благ превращаться в средство платежа.

Виды денег:

    Товарные –это товар (золото или серебро), которое является общепризнанным средством платежа и выполняет функции денег.

    Кредитные –долговые обязательства Центрального Банка данной страны, которое является общепризнанным средством платежа и выполняют функции денег.

Инфляция.

Инфляция –это длительное повышение уровня цен как на товары и услуги, так и на факторы производства. Она предполагает снижение покупательской способности денег.

В настоящее время инфляция –общемировое явление, оказывающее серьезное влияние на экономику развития любой страны. Она всегда предполагает повышение цен, но не любое повышение цен следует рассматривать как инфляцию.

Не являются инфляцией:

    Рост цен на отдельные товары или группу сезонных товаров и услуг.

    Если подорожали все товары и услуги, но это сезонное явление.

Противоположное явление –дефляция (долговременное снижение общего уровня цен).

Термин «инфляция» происходит от глагола «надувать, накачивать» и подразумевает, что государство накачивало в экономику денег больше, чем требовалось для обслуживания и реализации производимой продукции. В этом случае у фирм, домашних хозяйств и государственных учреждений скапливаются большие суммы банкнот и их предложение становится избыточным. Американский экономист Фишер предложил так называемое основное уравнение количества теории денег:

M –объем денежной массы в обращении

V –обращения 1 денежной единицы, которая показывает сколько раз денежная единица меняет своего владельца в течении определенного времени.

P –общий уровень цен на товары.

Q –количество товаров, произведенных в экономике в определенное время.

Причины, порождающие инфляцию:

    Избыточный спрос

    Рост издержек производства

Инфляция спроса обусловлена:

    милитаризацией экономики

    дефицитом бюджета государственных долгов (Дефицит покрывает эмиссии денег государственными займами.)

    кредитной экспонентой банков. (Выпуск кредитных денег в качестве средства платежа.)

    притоком иностранной валюты, т.е.увеличением денежной массы без увеличения объема товара.

Инфляция издержек производства (предложения) обусловлена:

    сокращением предложения товаров и услуг в отсутствии стимулов.

    появление новых потребностей человека

    рост заработной платы

    высокие косвенные налоги и рост издержек

    энергетический кризис

Основные методы борьбы с инфляцией:

    Денежная реформа

    Антиинфляционная политика

Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимая государством с целью упорядоточить и укрепить денежное обращение.

Методы проведения:

    Нуллификация – объявление об обесценивании денежной единицы и введения новой.

    Девальвация – снижение золотого содержания

    Реставрация – восстановление прежнего содержания

    деноминация – (метод зачеркивания нулей) укрепление денежной единицы по установленным соотношениям старых денежных знаков.

В таком ж соотношении пересчитываются цены, тарифы, зарплата, остатки денежных средств на счетах баланса предприятия.

Антиинфляционная политика –это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленная на борьбу с инфляцией.

Наметились 2 основных подхода:

Дефляционная политика

Политика доходов

Дефляционная политика –это:

    регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм.

    снижение государственных доходов

    повышение процентной ставки за кредит

    усиление налоговой бремени

    ограничение денежной массы

    конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения налогового бремени

Политика доходов –это:

    контроль за ценами

    контроль за заработной платой путем ее заморожения или установлением предела роста

    индексация полная или частичная

    компенсация

Особая форма борьбы с инфляцией шоковая терапия, стимулирует развитие рыночных отношений. Свободное ценообразование, отказ от регулирования цен –это снижение жизненного уровня населения.

Было бы неверно рассматривать инфляцию как негативное явление. При незначительном повышении цен она благоприятно влияет на экономику. Если общий уровень цен повышается незначительно (но не более чем на 5 % в год), то инфляция же оказывает положительное влияние на экономику:

    стимулирует инвестиции

    способствует росту занятости и сокращению безработицы

    ведет к увеличению реальных доходов.

Такого рода инфляцию можно рассматривать вполне как нормальное естественное явление –естественная инфляция.

    умеренная инфляция (ползучая) – до 10%

    галопирующая инфляция – 10-50%

    гиперинфляция – от 50%

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Государственное регулирование трудовых отношений

Похожие рефераты:

Общие принципы функционирования рынка труда. Характеристика рынка труда в современной России. Негативные тенденции на российском рынке труда. Проблема безработицы и размеров заработной платы. Молодёжный рынок труда. Возможная реформа трудовых отношений.

Мероприятия по изменению и оптимизации персонала, его количественный и качественный рост. План гибкости форм найма и организации труда: определение состава персонала, необходимого для выполнения работ при нормальном или минимальном уровне спроса.

Российский рынок труда на сегодняшний день представляет собой сверхсегментированное социальное поле, с неравным доступом к реализации прав работника, обусловленное институциональной слабостью общества.

Рынок труда и его субъекты. Особенности эволюций российского рынка труда. Особенности рынка труда и занятости в современной России. Государственная политика в области содействия занятости населения. Рынок труда в Тюменской области.

Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости. Особенность и динамика рынка труда и занятости населения. Необходимость государственного контроля и регулирования, нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.

Общая характеристика неформальной занятости. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости. Социально-демографические характеристики неформально занятого населения. Понятие, сущность и виды аутстаффинга, преимущества его использования.

Вопрос занятости и безработицы является проблемой номер 1 для всего мира. Основная характеристика тенденций развития международного рынка труда. Состояние и перспективы в сфере занятости. Безработица среди молодежи.

Определение начального уровня безработицы, численности занятых и безработных. Данные о трудовых ресурсах и занятости в разные годы рассматриваемого периода. Расчет уровня безработицы в зависимости от объема потенциального валового национального дохода.

Теоретические основы исследования рынка труда и занятости. Формирование и развитие рынка труда. Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России. Возможна ли полная занятость. Виды занятости. Сущность занятости населения.

Рынок труда, его характеристика и субъекты, особенности рынка труда и занятости в современной России. Государственная политика занятости населения, ее цели и задачи, регулирование рынка труда. Структура и основные направления развития системы занятости.

Характеристика рынка труда и рабочей силы. Типология и структура рынка труда. Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. Механизм саморегулирования и государственного регулирования рынка труда.

Анализ проблем безработицы и занятости – обширная область научного знания. Классификация рабочей силы. Определение уровня безработицы. Основные потоки на рынке труда. Инфляция. Кривая Филлипса. Инфляция издержек и безработица.

Объектом исследования являлась социальная структура малого предпринимательства, то есть совокупность относительно устойчивых отношений малых предпринимателей, сформированная в результате социальной дифференциации, социальной интеграции.

Положение молодежи на рынке труда. Право содействия государства в трудоустройстве. Развитие социального пессимизма у молодых людей из-за падения престижа производственного труда. Основные пути преодоления проблемы занятости в Российской Федерации.

Понятие рынка труда и рабочей силы. Механизм государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях. Анализ ситуации на рынке труда в г. Челябинске. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы службы занятости населения.

Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях: разработка соответствующей законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;

прямое участие государства в управлении трудовыми отношениями в бюджетной сфере;

изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения и обязательных платежей в бюджет, ее перераспределение и воздействие на формирование рынка труда и соответствующего кадрового потенциала.

Законодательно-нормативная база трудового права России включает:

федеральные законы Российской Федерации; подзаконные акты органов исполнительной власти; локальные нормативно-правовые акты (коллективные и трудовые договоры).

Особое место среди источников российского трудового права занимает Конституция Российской Федерации, которая законодательно закрепляет: - . свободу труда;

право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

право на вознаграждение за труд в размере не ниже минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом;

право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием способов их разрешения, установленных федеральным законом; право на отдых,

Работающим по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает. Трудовой кодекс Российской Федерации.Он регулирует основные трудовые права и обязанности работников, рабочее время и время отдыха, охрану труда, трудовые споры, обеспечивает гарантии занятости и реализации права граждан на труд, участие работников в управлении предприятием, устанавливает законодательные рамки в области трудовых договоров, заработной платы, норм труда и сдельных расценках.

Наряду с Трудовым кодексом РФ к федеральным законам относятся также «Основы законодательства РФ об охране труда», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.

Кроме федеральных нормативных актов к числу источников трудового права относятся акты органов власти и управления субъектов РФ. Они имеют ограниченную сферу действия (в рамках региона субъекта РФ), не должны противоречить соответствующим федеральным нормативным актам и базируются на конституциях республик и уставах других субъектов РФ.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер. Они обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер.

Постановления правительства, будучи нормативными актами, принятыми в развитие действующего законодательства, устанавливают соответствующие нормы, например тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы.

Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих государственных органов управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, порядка исчисления среднего заработка и часовых тарифных ставок, порядка предоставления льгот отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и др.

В последние годы в России появились качественно новые источники трудового права: генеральные, региональные, межотраслевые, тарифные, территориальные соглашения и др. Они представляют собой договорные акты, заключаемые на двухсторонней или трехсторонней основе, и выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной в таких соглашениях выступает соответствующий орган государственного управления. Влияние государственных органов власти на трудовые отношения на предприятии сводятся как к разработке рамочных условий соглашений, так и в виде непосредственного участия в работе соответствующей трехсторонней комиссии.

Аналогична роль государства в регулировании трудовых отношений на предприятиях в форме локальных нормативно-правовых актов (коллективных и трудовых договоров).

Контрольные вопросы 1.

Количественная и структурная характеристика персонала

предприятия. 2.

Методы определения численности работающих на предприятии. 4.

Текучесть кадров. 5.

Понятие, значение и методы измерения производительности труда на предприятии. 6.

Особенности измерения производительности труда на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. 7.

Основные факторы, определяющие уровень производительности труда и пути ее повышения. 8.

Современные модели оплаты труда. 9.

Основные особенности тарифной, бестарифной, контрактной систем оплаты труда. 10.

Формы и системы оплаты труда, их различие. 11.

Основные формы государственного регулирования трудовых отношений.

Еще по теме 5.4, Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии:

  1. 19.1. Менеджмент государственная политика занятости и роль предприятий в ее реализации; управление персоналом в системе государственного регулирования трудовых отношений; отношения социального партнерства и трудовое законодательство
  2. 25.2. Экономика предприятия государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности предприятия; системы трудовых отношений на предприятии
  3. 59. Рыночное и государственное регулирование валютных отношении
  4. Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства
  5. 1.8.2. Проблемы государственного регулирования деятельности предприятий
  6. 20.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика внешнеэкономическая политика; регулирование межгосударственных экономических отношений
Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...