Аппарат правительства российской федерации. Живой организм или правовая машина


Форма показывает внешние характеристики гос. власти, то механизм гос-ва определяет внутреннюю характеристику гос. власти (показывает хар-р взаимосвязи).

Механизм государства (в широком понимании) – совокупность, единая целая политическая система взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимообусловленных гос. органов, организаций и учреждений, как непосредственно осущ-ляющих гос. власть, так и способствующих её осуществлению и обеспечивающих её осуществление.

Механизму гос-ва д.б. присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы гос-ва осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы организации и деятельности .

Принципы организации и деятельности механизма гос-ва :

1. общие принципы относятся к механизму гос-ва в целом;

1) принципы, закрепленные в Конституции РФ - охватывают констуциоино закрепленные принципы организации и деят-сти механизма гос-ва (конституционные принципы):

а) принцип народовластия – проявляется в демократической организации гос-ва, республиканской форме правления, при ктрх носитель суверенитета и единственный источник власти – многонациональный народ. Он осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. и непосредственно (н-р, выборы президента и представительных ОГВ) или ч/з ОМС. НО главное место в ряду средств осущ-ления власти народа РФ занимает механизм гос-ва в лице объединяемых им органов.

б) Приоритет прав и свобод личности: РФ – социальное гос-во, политика ктрго направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общ-ва (К РФ в ст.2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина – обязанность гос-ва»).

в) принцип разделения властей: гос. власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исп-ную и судебную власти, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 К. РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов. Данный принцип повышает эффективность работы гос. механизма.



г) принцип федерализма : РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города фед. значения, автономные области/округа. Во взаимоотношениях с фед. ОГВ, S’ы РФ равноправны м/у собой (согласно ст. 11 (п. 3) К РФ, разграничение предметов ведения и полномочий м/у ОГВ РФ и ОГВ S’ов осуществляется наст. К РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий).

С.С. Алексеев: Ряд общефедеральных органов (н-р, Фед. Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют ГО S, м/у ктрыми складываются отношения координации и субординации, т.е. слаженная и высокоэффективная работа механизма гос-ва невозможна без строгой гос. дисциплины, без подчинения по вертикали и координации по горизонтали. Дисциплина обеспечивает целостность и работоспособность всего механизм гос-ва.

д) принцип законности – Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов гос-ва. ( ст. 15 п. 2. К РФ: ОГВ, д.л., ОМС, граждане и их объединения, обязаны соблюдать К РФ и законы РФ).

е) принцип демократизма ; В демократическом гос-ве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу.

2) принципы, сформулированные в ФЗ’е «Об основах гос. службы РФ», ФКЗ” «О суд. системе РФ», “О Конст. Суде РФ», ФЗ’е «О прокуратуре РФ» и др. (внеконституционные принципы)

а) верховенство К РФ и ФЗ’ов над иными НПА”, должностными инструкциями при исполнении госслужащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) равный доступ граждан к госслужбе в соотв. со способностями и проф.подготовкой;

г) обязательность для госслужащих решений, принятых вышестоящими ГО и руководителями в пределах их полномочий и на основе зак-ва РФ;

д) профессионализм и компетентность госслужащих;

е) гласность в осуществлении госслужбы; отв-сть служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

ж) внепартийность госслужбы; отделение религиозных объединений от гос-ва;

з) и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность госслужбы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

2. частные принципы действие ктрх распространяется на некоторые звенья гос. механизма, отдельные органы или группы органов.

Например, предусмотренный К. РФ и федеральными процесс. законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон ; закрепленный в ФЗ’е «О прокуратуре РФ» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ - органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на тер-рии РФ законами, независимо от федеральных ОГВ, органов власти S’ов РФ, ОМС, общественных объединений.

Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей гос. механизма.

Механизм - система государственных органов и должностных лиц, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, агентства, службы, губернаторы), судебные органы, прокуратура и иные надзорные органы, милиция вооруженные силы. Все вместе они составляют единую систему власти. Целостность механизма обеспечивается едиными целями и задачами. Механизм является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности составляющих его частей.

Структура механизма - внутреннее строение, порядок распределения его звеньев, элементов, их соподчинность, соотношение и взаимосвязь.

Структура:

1. Государственные органы (обладают государственно властными полномочиями, такими средствами, ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений).

2. Государственные организации - подразделения механизма, которые призваны осуществить охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, служба безопасности, милиция).



3. Государственные учреждения - подразделения механизма, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную управленческую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почты, НИИ, вузы)

4. Государственные предприятия – властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества (заводы, фабрики).

5. Государственные служащие - специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства.

6. Организационные и финансовые средства, принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Если государство имеет большую территорию, то система управления может включать сложную структуру механизма (например, общефедеративные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов). В условиях войны возрастает роль армии, спецслужб. В условиях высокого уровня преступности – правоохранительных органов.

Государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц, наделенных полномочиями по реализации функций государства.ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА,ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Признаки государственного аппарата:

1) формируется по воле государства с целью реализации государственных функций;

2) от имени государства осуществляет законотворческую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по отправлению правосудия;

3) обладает монополией на государственное принуждение;

Включает органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Профессиональный принцип

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы.

Анализ соотноше­ния понятий «аппарат государства» и «механизм государства».

Узкий подход

Сторонники узкого подхода к механизму государства считают, что под механизмом государства следует понимать систему государственных ор­ганов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществ­ляющих задачи и функции государства.

Представители более широкого понимания механизма государства включают в него организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.

Широкий подход

Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

Однако общим недостатком вышеперечисленных подходов, по мнению Р.А. Ромашова, является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества.

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся обеспечения прав и свобод человека, управления обществом и страной. В действительности правовая категория "государство" обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его механизма.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права обычно понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.

Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, осуществляя возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством (например, муниципалисты).

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

5. Механизм государства. Органы государственной власти Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 7 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства Государственное устройство России до принятия Конституции 1993 года включало в себя

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой

Из книги автора

§ 2. Структура механизма государства Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном

Из книги автора

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

6. Механизм государства. Органы государственной власти РФ Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.Признаки механизма государства:1) иерархичность – построение государственного аппарата в

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

Глава 7. Механизм государства Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых

Механизм государства - термин, применяемый для обозначения органов, учреждений, входящих в государственную систему и составляющих ее. Сюда же относят материальные запасы, посредством которых государство может функционировать и решать поставленные перед властью задачи. Понятие, признаки, структура механизма аппарата государства - все это должен знать любой правовед, студент юридического факультета и всякий гражданин, заинтересованный в устройством системы правления родной страной.

Живой организм или правовая машина?

Фактически, механизм государства - это сама сущность этого правового образования. Невозможно себе представить его существование, как такового, без формирования его механизма. Тесно связаны понятие ТГП и структура механизма государства, которая обычно рассматривается как совокупность двух ветвей: матресурсы, госаппарат. Дополнительно можно выделить госучреждения, также входящие в механизм государства и являющиеся неотъемлемой частью власти.

Можно рассматривать понятие «госаппарат» в узком и широком смыслах. Трактовка обычно определяется контекстом. Иногда говорят о совокупности госорганов, структур, совместно формирующих власть. При необходимости рассмотрения более узкой области госаппаратом обычно именуют распорядительные, исполнительные управленческие инстанции. Понятие и структура механизма аппарата государства в этом случае сводится к совокупности профессионально исполняющих свои обязанности должностных лиц на госслужбе. При этом отдельно рассматривают судебные органы, независимые от прочих и обладающие уникальной властью и положением в иерархической системе.

Понятие механизма государства: структура механизма государства

Основные элементы, из которых сформирована госструктура, следующие:

  • госучреждения;
  • госорганы;
  • материальные запасы.

Госорганы и госучреждения - довольно близкие друг другу понятия. Ключевой отличительный признак - властные полномочия, дарованные одним и отсутствующие у других. Их наличие присуще исключительно госорганам. Механизм государства, понятие, признаки и структура этого правового явления требуют внимательного отношения к разграничению понятий.

Важно учитывать, что госучреждения - структуры, примыкающие к госорганам, не обладающие какой-либо властью, а лишь являющиеся вспомогательными средствами, позволяющими решать различные задачи. Некий государственный орган несет ответственность за решение многих вопросов, которые делегирует различным учреждениям, занимающимся ими напрямую. Некоторые госучреждения решают культурные, социальные задачи.

Госучреждения: особенности

Понятие и структура механизма государства (1 и самое важное определение) с точки зрения юридических наук - сложный комплекс взаимодействующих между собой инстанций, формирующих вкупе вектор движения страны в целом. Рассматривая один из важнейших компонентов механизма государства, а именно, госучреждения, необходимо отметить, что они представляют собой структурированные элементы, чьи функции, задачи определены четко, строго, официально. Госучреждения существуют, чтобы были реализованы государственные функции.

Что именно должны выполнять госучреждения, определяется решениями, принимаемыми госорганами. Понятие, структура механизма государства, государственного аппарата основаны на идее строгой иерархии и делегирования полномочий.

Госучреждения: какие бывают?

Понятие, структура и принципы механизма государства довольно сложны для понимания обычному человеку, не имеющему специализированного юридического образования. Чтобы разобраться с этими правовыми явлениями лучше, можно изучить примеры учреждений. Это даст общее представление об объекте рассуждений. Итак, госучреждения - это:

  • детские садики;
  • школы;
  • госпитали.

К ним можно отнести и иные социально, культурно значимые учреждения, поддерживаемые государством и существующие на выделяемые из государственного бюджета средства. Подобный источник финансирования - очевидный показатель госхарактера учреждений. Как следует из понятия, структуры и функций механизма государства, они формируются лишь затем, чтобы исполнять государственные функции, задачи. А вот повеления, которые были бы обязательны к исполнению за пределами таких учреждений, эти формирования издавать не могут.

Госаппарат: все индивидуально

Государственный аппарат в каждой стране свой, нет двух одинаковых. Специфика структуры власти, особенности общественного устройства, традиции и исторические перипетии, ставшие источниками тех или иных правовых норм, накладывают свой отпечаток - из них следует и то, каков набор материальных средств, и комплекс госорганов, из которых следуют основные черты структуры механизма государства, понятие которого было дано в начале этого материала.

Основные факторы, определяющие особенности понятия механизма государства и его структуры в рамках конкретной местности:

  • уровень развития страны;
  • исторические предпосылки;
  • величина подвластной территории;
  • национальный состав;
  • специфика географии;
  • уровень научного, технического прогресса.

Как это работает?

Чем больше национальностей проживают в рамках одной страны, тем более важным становится понятие механизма государства и его структуры, поскольку сложнее построить стабильное общество, в котором нет неприязни между членами сообщества. Во многих современных странах есть специальные госорганы, чья основная задача - предотвращение и устранение межнациональной неприязни.

Особенности географии также влияют на то, каков механизм государства. Понятие, структура механизма государства вынуждают учитывать специфические особенности конкретных территорий. Типичный пример, привычный нашим соотечественникам - Крайний Север. В РФ есть специальный госорган, ответственный за эту географическую зону с очень сложным для человека климатом. Чиновники комитета должны развивать область и обеспечивать работающим и живущим там людям максимально высокий уровень компенсации претерпеваемых ими неудобств.

Наука на помощь власти

Что касается технического, технологического прогресса, то тут связь с понятием механизма государства (основные черты структуры которого разобраны выше) для многих неспециалистов в области права не слишком очевидна. Дело в том, что открытия могут как подорвать основы власти, так и укрепить их - зависит от того, как ими пользоваться.

Изобретения, открытия могут применяться в повседневности либо тщательно замалчиваться. Использование на практике новейших разработок в некоторых случаях дает обществу больше свободы, в других является инструментом власти для «закручивания гаек». Еще совсем недавно уровень развития информатики был низок, не существовало всемирных сетей для (относительно) свободного обмена данными. Внедрение этих технологических разработок оказало существенное влияние на качество и многие практические стороны жизни людей, через что повлияло и на механизм государства (понятие, структура механизма государства разобраны ранее).

Причины и следствия

Перечисленные выше факторы оказывают довольно сильное влияние на то, как развивается механизм государства в каждом отдельно взятом случае. Несмотря на то, что влияние косвенное, оно сильно сказывается на результате. Не менее значимое явление - политический режим, практикуемый в стране. В частности, для тоталитарной формы понятие механизма государства, структура механизма государства базируются на идее репрессий, и именно эта часть наиболее развита.

Госорганы как фактор формирования механизма государства

Если рассматривать особенности появления госмеханизма на примере РФ, то наиболее значимыми органами власти будут:

  • президент;
  • представительная;
  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная;
  • военная.

А если поподробнее?

Президент - это самый первый человек страны. Он возглавляет госмашину и служит гарантом соблюдения положений, декларированных действующей Конституцией. Президент - госслужащий, призванный защищать права, свободы всех и каждого в доверенном ему государстве.

Представительные, законодательные госорганы - Федеральное собрание, парламент, сформированный избранными народом представителями. Структура ФедСобрания очевидно показывает, что этот орган принадлежит к категории представительных.

Исполнять, судить, контролировать: особенности

Исполнительная власть в РФ возглавлена Правительством, у руля которого - председатель. Это должностное лицо по закону имеет заместителей. Чтобы правительство могло корректно и полноценно работать, в его структуре есть министры, ответственные каждый за свою сферу. Деятельность правительства базируется на положениях, прописанных в нашей Конституции. Кроме того, активность этого исполнительного госоргана регулируется вступившими в силу ФЗ, федеральными конституционными законами. Наконец, важными являются положения, декларированные в президентских нормативных актах.

Суды действуют на особом, независимом положении. Они изолированы и от исполнительной власти, и от издающих законы госорганов. Военные силы, призванные оборонять державу, в РФ представлены единственным госорганом - ВС РФ. Сюда входят разнообразные структуры более низкого уровня, учреждения, формирования, войска. ВС РФ - это такая госинстанция, которая в полной мере несет ответственность за защиту государства и располагает всеми привилегиями, прерогативами и возможностями для реализации своих функций.

Механизм государства: система с заковырками

Иерархия - основная идея, на которой основана работоспособность государственной машины. Все элементы, включенные в механизм, четко структурированы, и этот факт задокументирован в установленном порядке.

Структура госмеханизма сложна, но базируется на привлечении к управленческим процессам тех, кто имеет соответствующее образование, причем высшей ступени. То есть в госорганах и госинстанциях должны трудиться люди, получившие достойное высшее образование в области юриспруденции, правоведения. Именно им доверены властные полномочия, через реализацию которых воплощается в жизнь госмеханизм.

При необходимости некоторые органы, инстанции могут также прибегать к методикам принуждения, если в этом возникает насущная необходимость. Основная идея использования любых доступных возможностей и методов - обеспечение интересов, прав граждан в соответствии с действующими в стране законами.

Основополагающие принципы

Механизм государства основывается на принципах:

  • гуманизм;
  • верховенство закона;
  • разделение властности;
  • гласность;
  • компетентность;
  • федерализм.

О чем идет речь?

Гуманизм как принцип формирования механизма государства предполагает, что власть, в первую очередь, строится так, чтобы личностные потребности были «во главе угла». Страна должна быть устроена таким образом, чтобы благосостояние отдельных граждан было целью механизма государства. Важно также следить и за потребностями общества как единого организма, удовлетворять их и обеспечивать реализацию потребностей.

Деление властности означает, что госвласть существует в судах, исполнительная, создающая законы. Каждая из перечисленных ветвей независима, обладает самостоятельностью, функционирует обособленно. Ключевым принципом разделения властей является идея сдержек, наличия противовесов.

Законность и открытость

Законность - принцип, декларирующий, что законы должны соблюдаться, исполняться неукоснительно. Это касается всех без исключения элементов госмеханизма, а также взаимодействия между государственной машиной и гражданами. Все движения, учреждения, организации, общественные формирования должны подчиняться законам.

Гласность предполагает, что госвласть - федеральная, местная - обеспечивает возможности для всех граждан знакомиться с материалами, документацией, касающейся людей. Ответственность за обеспечение доступа ложится на должностных лиц, что прописывается в трудовом договоре, контракте в разделе «Обязанности». Все документы, в которых затронуты свободы, права граждан, должны быть доступны для ознакомления в любой момент времени.

Управлять могут только специалисты

Чтобы государственные органы работали, чтобы полномочия не превышались, но выполнялось все необходимое, важно принимать на службу исключительно компетентный персонал, получивший соответствующее образование. Служба в госинстанциях - высококвалифицированная профессия, значимая для страны в целом. Принимать на нее можно только тех, кто обладает навыками, знаниями, управленческими умениями. Важно не просто сразу получить профессиональное образование, но и регулярно повышать его, проходя службу.

Принцип профессионализма диктует необходимость владения навыками обеспечения процедуры функционирования госорганов. Все работники должны четко ориентироваться в собственных обязанностях, правах, а также знать присущие гражданам права и обязанности, насколько это в пределах их зоны ответственности. Все полномочия, функции должны осуществляться добровольно, активно, своевременно, в соответствии с действующими законами, постулатами должностных инструкций, положений.

Федерализм и госмеханизм

Этот принцип формирования государственного механизма предполагает, что система едина, но полномочия, зоны ответственности различных инстанций разграничены в соответствии с положениями Конституции. Органы федеральные должны учитывать эти разграничения и контролировать применение полномочий, не выходя за рамки дозволенного законом.

Обеспечение соблюдения всех принципов обусловлено наличием профессиональных работников, четкой иерархией между ними, инстанциями, а также материальными запасами, обеспечивающими функционирование механизма государства.

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...