Уголовное право России: понятие, предмет и метод. Задачи и функции уголовного права


Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

  • управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
  • внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

  • издание подзаконных НПА;
  • исполнение законодательных и иных (в т.ч. осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия);
  • наложение административных наказаний на лиц за совершение административных правонарушений.

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

УП – совокупность юр. норм установленных высшими органами гос. власти определяющих общие принципы УО, виды наказаний и виды освобождений от наказаний, а также конкретные виды преступлений и наказаний назначаемые за совершение преступления.

Предмет УП – общественные отношения возникающие в связи с совершением преступления между государством и лицом совершившим преступление.

Методом УП как отрасли права является метод убеждения и принуждения.

Принципы УП – это выраженная в нормах УП руководящее положение определяющее основы и содержания УП как отрасль права. 1.Принцип законности; 2.принцип равенства граждан перед законом; 3.принцип вины; 4.принцип справедливости; 5.принцип гуманизма

УП – это сам. отрасль единой правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия УО, виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение.

Термин «УП» сложился исторически от употреблявшегося на Руси понятия «отвечать головой», т. е. жизнью за совершение наиболее опасных деяний. Этот термин присущ только России, так как большинство стран мира определяют данную отрасль как право о преступлениях или как право о наказаниях. Так, например, в большинстве стран англосаксонской правовой системы оно называется «Criminal law» – т. е. право о преступлениях. Термин «УП» можно использовать в четырёх основных значениях: а) как вид законодательства, б) как отрасль права, в) как наука и г) как учебная дисциплина.

УП как вид законодательства , согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ, состоит из УК РФ. Новые уголовно-правовые нормы подлежат обязательному включению в УК. Кодификация уголовного законодательства является реализацией обязательного требования принципа законности (ст. 3 УК РФ). Этим российское уголовное законодательство выгодно отличается от многих зарубежных систем УП, так как использование одного закона удобнее и проще, чем использование целой системы законов.

УП как отрасль Российской правовой системы (единого Российского права) – понятие более широкое, нежели уголовное законодательство. УП как сам. отрасль Российского права охватывает уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения, связанные с законодательством и его применением. Кроме этого, УП характеризуется соотношением уголовно-правовых норм с другими отраслями права.

Наука УП представляет собой совокупность знаний об уголовном законодательстве и правоотношениях, возникающих в процессе его применения.

УП как учебная дисциплина является одной из учебных дисциплин, обязательным республиканским компонентом гос. стандарта высшего юридического образования.

ПРЕДМЕТОМ УП являются общественно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением лицом преступления и применения к нему наказания. Выделяют 3 группы таких общественных отношений:

1. Охранительные уголовно-правовые отношения. Возникают в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное УЗ деяние, и государством.

2. Общепредупредительные уголовно-правовые отношения. Отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах

3. Регулятивные уголовно-правовые отношения . Отношения, возникающие при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно-опасных посягательств при необходимой обороне, при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

МЕТОД уголовно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов воздействия УП на общественные отношения. Уголовному праву присущ императивно-запредительный метод и метод охраны общественных отношений.

УП является совокупностью строго кодифицированных норм права, регулирующих общественные отношения между физическим лицом и государством в связи с совершённым преступлением. ЗАДАЧАМИ УП являются задачи УЗ, т. е. УК РФ, закреплённые в статье второй этого закона. В ч. 1 ст. 2 УК РФ записано, что задачами настоящего Кодекса являются: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, 2) собственности, 3) общественного порядка и общественной безопасности, 4) окружающей среды, 5) конституционного строя УК от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Гражданское право рассматривается как отрасль права, наука и научная дисциплина. Понятие ГП многозначно: это и отрасль права, и гражданское законодательство (отрасль законодательства охватывающая совокупность законов и НПА содержащих нормы ГП), и учебная дисциплина (курс ГП), и цивилистическая (ГП) наука (цивилистика – от cives (право граждан)).

Гражда́нское пра́во - отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

ГП наука (цивилистика) – это определенным образом систематизированная совокупность знаний о ГП регулировании ОО: свойствах и закономерностях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности; средствах получения новых знаний, необходимых для совершенствования ГП

ГП как учебная дисциплина изучает, прежде всего, ГП науку и включает в себя те вопросы, которые
предусмотрены учебными планами и программами. Задачи, стоящие перед ней главным образом
учебно-методические. Курс ГП отличается от ГП как отрасли, законодательства и науки по предмету, объектам и структуре. Система курса ГП основывается на делении всего учебного материала на крупные разделы, подлежащие изучению в строгой последовательности

Основными общепризнанными критериями самостоятельности права являются наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования.

Предмет гражданского права составляют те общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права. Предмет гражданского права составляют общественные отношения 3 вида:

1)Имущественные отношения (отношения между людьми по поводу имущества, т.е. в связи с нахождением имущественных благ у определенного лица либо с их переходом от одних лиц к другим).Основаны на равенстве участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Носят товарно-денежный и эквивалентно-возмездный характер.

Абсолютные(вещные)принадлежность материальных благ, оформляются обладанием вещами участников имущественных правоотношений.

Относительные(обязательственные)переход материальных благ от одним владельцам к другим.

Отношения по наследованию

Отношения вытекающие из осуществления предпринимательской деятельности.

3)Неимущественные отношения тесно связанные с имущественными области интеллектуальной собственности. Нематериальная природа объектов и возможность использования их как товары это главная особенность.

3)Личные неимущественные отношения (отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания независимо от их связи с имущественными отношениями).

Личные неимущественные отношения подразделяются на:

    • отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение);
    • отношения, не связанные с имущественными, но охраняемые гражданским правом (например, защита чести, достоинства, деловой репутации).

Под методом гражданского права понимается совокупность закрепленных в законодательном порядке способов и средств воздействия гражданско-правовых норм на составляющие предмет данной отрасли права общественные отношения.

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов содержащих нормы гражданского права. Предмет гражданского права – это те общественные отношения которые регулируются нормами гражданского права а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения характеризующиеся равенством автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема №1

«Понятие, предмет, метод, источники Гражданского права»

Гражданское право как термин известен еще со времен Древнего Рима. И произошел от выражения «право граждан» - право римских граждан.

Гражданское право может рассматриваться:

  1. как наука о гражданско-правовых явлениях: возникновении, развитии, функционировании, выводов, суждений, категорий.

От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

В дореволюционный период самые известные труды следующих цивилистов: Анненков, Гамбаров, Покровский, Сперанский, Шершеневич, Муромцев и т.д.

Советский период: Огарков, Братусь, Венедиктов, Лунз, Новицкий, Иоффе.

Российский период: Суханов, Калпин, Масляев, Толстой, Сергеев, Челинцева, Алексеев, Брагинский, Ветрянский, Калмыков, Хохлов.

2. как отрасль права – это нормы, которые регулируют общественные отношения определенного вида.

3. как учебная дисциплина. Это дисциплина которая представляет собой систему занятий о гражданско-правовых явлений.

Предмет гражданского права – это те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданский кодекс закрепляет предмет гражданского права и гражданского законодательства.

Отношения, регулируемые гражданским законодательством делятся на 2 группы:

1. имущественные (имущественно-стоимостные) возникают в связи с принадлежностью, нахождением имуществу определенного лица либо от перехода имущества от одного лица к другому.

Ст.2 ГК РФ при раскрытии предмета гражданского законодательства делает ударение на имущественные отношения, связанные с имуществом.

Имущество в Гражданском праве:

Вещи: деньги, предметы материального мира

Долги (обязательства)

Право требования.

2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, которые возникают по поводу авторства на объекты интеллектуальной собственности (произведения науки, искусства, литературы и др.).

Ст.2 ГК РФ называет еще группу отношений, которые Гражданским правом лишь только охраняются . Это личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями (нематериальные блага: жизнь, здоровье, честь, деловая репутация).

В гражданско-правовой литературе высказаны 2 точки зрения на место личных неимущественных отношений в гражданском праве:

1. личные неимущественные отношения охраняются только гражданским правом.

2. личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им.

В п.1 ст. 2 ГК РФ особенно выделяется то, что в предмет гражданского законодательство включается предпринимательство.

Особенности отношений, регулируемых гражданским правом

Отношения, регулируемые гражданским правом возникают между равноправными, имущественно самостоятельными и независимыми друг от друга субъектами.

В том случае, когда имущественные отношения основаны на административном или ином властном подчинении такие отношения регулируются другими отраслями права, если иное прямо не предусмотрено гражданским правом.

Субъекты отношений, регулируемые гражданским правом :

  1. граждане (физические лица)
  2. организации (юридические лица)
  3. государство в лице его органов
  4. субъекты РФ
  5. муниципальные образования
  6. особый субъект гражданского права – предприниматели: граждане, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  7. иностранные граждане и лица без гражданства (апотриды).

Метод Гражданского права – совокупность способов, средств, приемов по средствам которых гражданское права воздействует на общественные отношения и на поведение граждан при организации этих отношений.

Методы правового регулирования делятся на императивные и диспозитивные.

Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права (административное и уголовное право).

Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Гражданско-правовой метод характеризуется признаками :

1. характер правового положения участников отношений. Для гражданского права характерно юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Это равенство проявляется:

А) в равноправии всех форм собственности РФ

Б) признание за субъектами гражданского права равного положения во взаимоотношениях отсутствия между субъектами отношений власти.

В) в равенстве мер гражданско-правовой ответственности субъектов друг перед другом.

2. особенность возникновения правовых связей между субъектами гражданского права. Эти правоотношения возникают по инициативе субъектов гражданского права.

Никто не может быть принужден к заключению гражданско-правовых договоров.

Гражданский кодекс предоставляет сторонам право самим определять характер и содержание взаимоотношений полностью или в определенной степени.

3. Специфика разрешения конфликтов между субъектами гражданского права.

Ст.11 ГК предусматривает следующие: нарушенные гражданские права защищаются судом, возможна самозащита гражданских прав, но следует иметь в виду, что способы самозащиты должны быть соразмерны и не выходить за пределы действий необходимых для пресечений правонарушений.

4. особенность используемых в данной отрасли права мер принудительного воздействии на нарушителя.

Ст.12 ГК РФ устанавливает защиту прав: взыскание, неустойки, возмещение убытков и т.д.

Санкции, применяемые в Гражданском праве к нарушителям носят только имущественный характер и удерживаются в пользу потерпевшей стороны, лишь в случаях прямо предусмотренных законом, возможно изъятие в пользу государства.

Гражданско-правовой метод – дозволительный , т.е. стороны действую в рамках закона в силу своих договоренностей.

Под системой гражданского права понимается совокупность институтов имеющую определенную последовательность и связь.

Деление системы гражданского права происходит на общую и особенную части. Система Гражданского права как отрасли права образуется наличием этих двух частей.

Система Гражданского права, как и другие отрасли – это и единство отрасли и ее дифференциация, потому что система представляет собой совокупность чего-либо общего, тождественного и отличного.

Система гражданского права:

  1. Общая часть гражданского права – это вся первая часть гражданского кодекса РФ.

2. Особенная часть:

Обязательственное право

Патентное право

Наследственное право

Международное частное право

Принципы гражданского права

Принципы Гражданского права – это его основные начала, руководящие положения, определяющие сущность гражданского права и имеющие общие обязательные значения в силу их правового закрепления.

Ст.1 ГК РФ закрепляет следующие принципы:

  1. неприкосновенность собственности
  2. свобода договора
  3. судебная защита нарушенных гражданских прав
  4. необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав
  5. недопустимость произвольного вмешательства в частные дела
  6. юридическое равенство в гражданских правоотношениях
  7. обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав

Функции гражданского права делятся на:

  1. регулятивную – это функция регулирования отношений, составляющая предмет гражданского права. Гражданское право устанавливает правовое положение субъектов – лиц.

Гражданское право устанавливает основания и порядок осуществления права собственности, определяет порядок регулирования договорно-обязательственных отношений, регулирует основания, возникновения и содержания исключительных прав в сфере творческой деятельности.

  1. охранительную . Призвана восстановить нарушенное право. Способы охраны общественных отношений установлены в ст.12 ГК РФ. Основная цель гражданского права – восстановить нарушенное право, а где это невозможно, компенсировать потерю данного права.

Таким образом, Гражданское право, как отрасль – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, основанные на самостоятельности и независимости их участников, методом юридического равенства в целях закрепления и развития товарно-денежных форм организаций экономики.

Источники гражданского права

Источники гражданского права – это формы выражения гражданско-правовых норм, имеющих обязательный характер.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Например, действующий Закон о банках и банковской деятельности заменил собой ряд имевшихся ранее в этой сфере разрозненных актов и отдельных норм как законодательного, так и подзаконного характера. Достоинством консолидации является возможность некоторой "расчистки" законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым - его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

4. Международные договоры

В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией *(66) . В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы РФ (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (однако не к взаимоотношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ее ст. 1 , т.е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

Женевская Вексельная конвенция N 358 от 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории РФ *(67) . Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Нормы гражданского права содержатся не только в законах, но и в указах Президента, постановлениях Правительства РФ, в ряде случаев в актах министерств, федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права содержатся в Указах Президента РФ и не должны противоречить закону. Это единственное требование к Указам президента как источникам гражданского права.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам Президента и приниматься на основании закона.

Акты министерств содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам президента и приниматься на основании и по поручению Правительства РФ.

Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Формально ГК, как, и все другие кодексы, является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что,

во-первых, кодекс в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права;

во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов (большая часть из которых уже принята, причем именно в развитие правил ГК), т.е. система гражданского законодательства.

Новый Гражданский кодекс принимался частями.

Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17 , посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса ). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права (раздел I ), Вещное право (раздел II ) и Общую часть обязательственного права (раздел III ).

Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает один, но самый большой по объему раздел IV , посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

Третья часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она содержит два раздела, посвященные наследственному праву (раздел V ) и международному частному праву (раздел VI ). С момента введения в действие третьей части ГК РФ, т.е. с 1 марта 2002 г., полностью утратили силу сохранявшие действие отдельные разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.

Четвертая часть ГК РФ принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, и одобрена Советом Федерации 08 декабря 2006г. и введена в действие с 01 января 2008 года. Данная часть регулирует отношения авторских и патентных прав.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер государствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым глубоко проработанным актом нового, "рыночного" законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования, стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Федерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием нового Гражданского кодекса.

Общепризнано, что содержание ГК РФ отличается достаточно высоким современным уровнем, о чем свидетельствует как сложившаяся практика его применения, так и небольшое число внесенных в него изменений.

Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Основная часть из этих законов уже принята. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Кодекс существенно повысил роль закона в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

Исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

Существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации;

Предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу.

По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

Отдельные нормы гражданского права нередко содержатся также в многочисленных федеральных законах публично-правового характера, не входящих в систему актов гражданского законодательства, но в той или иной мере регулирующих имущественные отношения, входящие в сферу гражданского (частного) права. К сожалению, именно здесь противоречия с общими положениями ГК встречаются наиболее часто.

До принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, на российской территории продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. Прежде всего, к ним относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета РФ) до 1 января 1995 г. (вступление в силу части первой ГК РФ). Так, сохраняет силу принятый в 1992 г. Закон РФ "О залоге", но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о залоге (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) бывшего Верховного Совета РСФСР, а затем - Верховного Совета Российской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда нередко имевшем силу закона.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (ср. п. 3 ст. 3 ГК).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Президентские указы гражданско-правового характера входят в общую систему нормативных актов гражданского права.

Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь "на основании и во исполнение" перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров. Неслучайными были попытки отдельных ведомств, например, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам), вывести свои нормативные акты, нередко противоречившие закону, из-под действия названных правил.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут теперь издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм.

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

PAGE 18

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10899. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы и функции гражданского права 28.68 KB
Принципы и функции гражданского права. Понятие частного права. Гражданское право как отрасль права как наука как учебная дисциплина.
6350. Понятие, предмет и метод гражданского права 25.17 KB
Понятие предмет и метод гражданского права Понятие гражданского права и предмет гражданского права. Функции и принципы гражданского права. Система гражданского права и соотношение гражданского права с другими отраслями права. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданскоправового регулирования.
21682. Предмет, метод, задачи и функции гражданского права 35.25 KB
Важно знать так же предмет и метод гражданского права, принципы и систему. Предмет регулирует как имущественные, так и лично неимущественные отношения. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое воздействие было эффективным, т. е. достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений.
6331. Понятие и предмет гражданского права 60.04 KB
Гражданское право как частное право Право современной России делится на две большие части: право публичное и частное. Публичное право предписывает участникам публичных отношений поступать строго определенным образом. Гражданское право – право частное.
4331. 5.17 KB
Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...
21409. Понятие, предмет, метод и система трудового права РФ 40.85 KB
Нормы трудового права определяют порядок возникновения и прекращения трудовых правоотношений режим труда работников закреплённый внутренний трудовой распорядок т. Предметом трудового права являются общественные отношения возникающие при применении труда работников т. Сюда входят и нормы-принципы и нормы-задачи и общие вопросы организации труда и правового статуса субъектов трудового права. состоящим из нескольких простых содержащих лишь одно правомочие и корреспондирующую ему обязанность например по оплате труда в соответствии с...
297. Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права 11.35 KB
Муниципальным в зарубежных странах называют городское и сельское самоуправление которое избирается населением и принимает от государства на себя бремя тяготы по решению вопросов местного значения. Выделение отрасли права регулирующего общественные отношения связанные с самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения муниципального образования по решению вопросов местного значения связано с тем что вопервых местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа на местах а органы местного...
7317. 45.87 KB
О международных договорах Украины в Украине действует принцип примата международного права над национальным: если в международном договоре вступившем в силу напр.
6328. 22.24 KB
Обучаемый должен уяснить значение, роль и место финансового права в деятельности органов внутренних дел. Сформировать понятие финансовой деятельности государства. Дать понятие финансовой системы государства.
7662. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 37.72 KB
Право на социального обеспечения закреплено в ст. В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов охватывает области отношений которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Государство создает систему социального обеспечения участвует в финансировании пенсий пособий компенсаций медицинских и других социальных услуг.
Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...