Конституционализм и конституционное государство.


Основы конституционализма (учение о конституции)

1. Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.

В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция - это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смысле представляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной. В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом (избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3. Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции - это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.



В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Веревкина, Юлия Юрьевна. Взаимоотношения конституции и конституционализма в России: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Веревкина Юлия Юрьевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН].- Москва, 2013.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/293

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-исторические основы отечественной конституции и конституционализма 12

1.1. Понятие конституции 12

1.2. Понятие конституционализма 35

1.3. Формы взаимоотношений конституции и конституционализма 62

ГЛАВА II. Отечественная конституция и практический конституционализм 79

2.1. Период абсолютной монархии 79

2.2. Периоды конституционной монархии, буржуазной республики 89

2.3. Советский период 109

2.4. Современный (переходный) период 141

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституционализм - это сложная, многогранная государственно-правовая категория как в практическом, так и в теоретическом плане. Его реальное наличие, как показывает мировой опыт сегодня, один из важнейших атрибутов, условий демократического, прогрессивного развития любого общества, государства. Следует отметить, что в годы социализма в нашей стране, особенно в последние его два десятилетия существования, конституционализм под большим нажимом со стороны ученых фактически был признан. Заговорили о его социалистической разновидности, сосредоточив основное внимание на раскрытии и обосновании его «преимуществ» перед капиталистическим. Однако на практике все обстояло не так гладко. Социалистический конституционализм, несмотря на провозглашаемые пафосные лозунги, определенное конституционное закрепление, был на практике фикцией. Робкие попытки преодолеть это негативное явление были предприняты в годы перестройки. Но слабость, нерешительность, половинчатость тогдашних решений, цепляние за старые идеологические концепции лишь усугубили ситуацию в СССР. Страна впала в глубочайший кризис. Это, как показали дальнейшие события, привело к краху социализма, отказу от него и в конечном результате распаду СССР.

Вступление России в новый этап общественного развития, особенно после принятия ее нового Основного закона в 1993 г., поставило на повестку дня задачу создания в стране демократического, правового, федеративного с республиканской формой правления государства, основанного на принципе разделения властей. Решение ее невозможно без конституционализма. Это касается, прежде всего, его практической стороны: не программы, лозунги, а реальные, действенные решения, направленные главным образом на интересы человека, защиту, гарантии его прав и свобод. И именно в этом 3 направлении, несмотря на огромные сложности, вызванные внешними и внутренними факторами, а отсюда и естественными ошибками, идет в целом наша страна. Поиск оптимальных практических решений в данной области, учитывающих как общие закономерности, так и, что особенно важно, специфику России, - одна из важнейших задач отечественных ученых- обществоведов.

Особое значение имеет и теоретическая разработка проблематики конституционализма. Сложных, мало разработанных вопросов здесь предостаточно. Один из актуальных - взаимоотношение таких ключевых, основополагающих понятий, как конституция и конституционализм. Они теснейшим образом взаимосвязаны в различных формах. Выявление, анализ последних имеет важное теоретическое и практическое значение. Это дает возможность показать реальность конституционализма в жизни, выявить недостатки, наметить пути и определить средства их преодоления в направлении прогресса. Все это обусловливает актуальность избранной темы данного исследования.

Степень научной разработки. В годы абсолютной монархии проблематика конституционализма отечественными учеными не рассматривалась. Определенное внимание уделялось лишь вопросам статуса конституций в зарубежных странах, анализу таких институтов, как народное представительство, самоуправление, законность. Это нашло свое отражение в трудах, прежде всего, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова. Сам термин «конституционализм» стал встречаться в русской правовой литературе в начале XX в. с принятием Основных государственных законов 1906 г., с установлением в стране конституционной монархии. Само это понятие не разрабатывалось. Вместе с тем серьезному научному анализу подверглись, например, такие его основополагающие институты, как правовое государство, парламентаризм, самоуправление. Наибольший вклад внесли такие ученые-юристы, как В.М. Гессен, Н.А. Захаров, Н.И. Лазаревский, Н.К. Соколов, Л.А. Шалланд.

В советский период в теоретическом плане подход к вопросам конституционализма был различен. Долгое время его ценности отрицались. Лишь в конце 70-х гг. прошлого века начались определение и разработка данной проблематики через призму «советского конституционализма». Отметим немногочисленные, главным образом, статьи таких ученых, как Ю.П. Еременко, Ю.И. Скуратова, И.М. Степанова.

Существенные изменения начинаются со второй половины 80-х гг. ХХ в. Они связаны с началом реформирования российского общества. С этого времени и по сей день проблематика конституции, конституционализма занимает одно из центральных мест в теоретической разработке отечественных ученых-государствоведов. Увидели свет фундаментальные труды в данной области следующих авторов: С.А. Авакьян, А.С. Автономов, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондырь, Н.В. Витрук, В.В. Гошуляк, В.Т. Кабышев, Е.И. Козлова, И.М. Кравец, О.Е. Кутафин, А.Г. Пархоменко, Т.М. Пряхина, Ю.В. Пуздрач, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и др.

Цель, предмет исследования. Цель диссертационной работы - анализ состояния и развития отечественного основного закона и конституционализма на различных этапах общественного развития нашей страны. Центральное место отведено выявлению и характеристике форм их взаимоотношений и в соответствии с этим выработке предложений по совершенствованию современного законодательства. Задачи исследования:

проанализировать теоретические основы отечественной конституции;

проанализировать теоретические основы отечественного конституционализма;

выявить и охарактеризовать основные формы взаимоотношений основного закона и конституционализма;

дать характеристику классификаций периодов состояния, развития конституций, конституционализма, их взаимоотношений в России;

проанализировать элементы практического конституционализма в России в период абсолютной монархии;

охарактеризовать соотношение основного закона и конституционализма в период конституционной монархии в России;

дать анализ элементов практического конституционализма в период буржуазной республики в России;

охарактеризовать соотношение конституции и практического конституционализма в советский период в нашей стране;

дать характеристику соотношения конституции и практического конституционализма в современных условиях России;

на основе изученных материалов, сделанных выводов выдвинуть ряд предложений по совершенствованию современного отечественного законодательства.

Методологические основы исследования. Предмет исследования в методологическом плане сложный, неоднородный. В связи с этим при его разработке был использован комплекс методов, вытекающих из системного подхода. Центральное место было отведено трем основным методам: во- первых, юридическому (догматическому) при анализе законодательства; во- вторых, историко-правовому; в-третьих, сравнительно-правовому. Теоретическую базу составили работы российских, зарубежных ученых, прежде всего, по теории государства и права, политологии, истории государства и права, конституционному (государственному) праву. Эмпирическая база исследования - законодательство России, ряда зарубежных государств.

Научная новизна исследования. Дана обобщающая характеристика таких феноменов, как конституция, и конституционализм, важнейших атрибутов любого демократического, прогрессивного государства. Показано, что на практике они неотделимы друг от друга. Исходя из этого, выявлены, всесторонне проанализированы важнейшие формы взаимоотношений основного закона и конституционализма, их взаимосвязанности. Центральное место отведено характеристике таких форм на различных этапах общественного развития России. Обосновывается вывод о том, что сегодня наша страна стоит на пути создания реального практического конституционализма. Выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование отечественного законодательства.

Положения, выводы, выносимые на защиту.

    1. Был и остается спорным в отечественной науке конституционного (государственного) права вопрос о том, были ли Основные государственные законы 1906 г. общероссийской конституцией. Дореволюционные ученые-юристы были едины. Они подчеркивали, что Основные государственные законы - это первая общероссийская конституция. В годы советской власти Основные государственные законы 1906 г. подавляющим большинством ученых не признавались конституцией. Господствовал подход отрицания всего старого, хотя прогрессивного. Центральное место занимала позиция, что только социализм может дать первую общероссийскую конституцию, в качестве таковой и называлась Конституция РСФСР 1918 г. Различные подходы по данной проблеме встречаются и сегодня. Мы придерживаемся позиции тех, кто считает, что структура Основных государственных законов 1906 г., их объем, сущность, содержание вопросов, регулируемых ими, свидетельствуют о том, что это правовой акт ранга конституции.

      В научной литературе спорным является вопрос о том, что относится сегодня к институтам конституционализма, их количестве. С нашей точки зрения, основополагающим является народный суверенитет. Следующий по значению - это институт демократии, ее конкретные формы. При этом особый статус народного представительства, парламентаризма. Далее характеристика свойств государства как правового, социального, светского, деятельность которого основана на принципе разделения властей; форма правления (предпочтительно республика); форма государственного устройства (для РФ - федерация); местное самоуправление и, прежде всего,

    7 его уровень самостоятельности от государственной власти. Сегодня на первый план выдвинуты и такие институты, как демократический статус человека, гражданина, его права и свободы, их реальные гарантии в экономической, политической, идеологической сферах; признание, защита всех форм собственности; идеологическое разнообразие; политический плюрализм, многопартийность; реальная правовая охрана основного закона.

      1. Выявлены формы влияния конституции на практический конституционализм. Важнейшая - учредительная, которая имеет две стороны. Первая, основополагающая, состоит в том, что сам факт существования конституции как особого правового источника свидетельствует об учреждении и наличии конституционализма, таким образом, есть конституция - есть практический конституционализм, нет конституции - нет практического конституционализма. Вторая сторона - конституция закрепляет, придает юридическую сущность, содержание основам статуса, составляющим конституционализм. В результате такие нормы основного закона приобретают высшую юридическую силу. Вторая важнейшая форма влияния конституции на практический конституционализм - организационная, суть ее состоит в том, что основной закон обеспечивает на высшем уровне системное единство, сбалансированность всех составных конституционализма. Она нацеливает и стимулирует все составляющие, граждан на деятельность в духе и формуле конституции. Третья форма влияния - программная, суть которой состоит в определении на длительный период направления государственного, общественного развития.

        Форму влияния практического конституционализма на конституцию можно охарактеризовать как коррекционную, совершенствующую. Она связана с тем, что основной закон должен отвечать реальной действительности, состоянию конституционализма на практике. Те или иные новые решения, конструкции в данной области, возникающие в жизни, в случае своей значимости, перспективности должны найти свое выражение, закрепление в конституционной норме.

        Выявлены конкретные примеры проявления коррекционной формы влияния отечественного конституционализма на конституцию. Период 1965-1977 гг. характеризуется повышением роли трудовых коллективов в жизни советского общества. Отдельные стороны этого нашли свое законодательное отражение, в частности, в Конституции СССР 1977 г. Таким образом, реальная действительность практического конституционализма инициировала и способствовала конституционному закреплению статуса трудового коллектива.

      Пример такого рода в наши дни - это касается самоуправления, с недостатками законодательного плана, слабой его эффективностью в реальности. Определенным образом, с нашей точки зрения, это обусловлено формулой, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ 1993 г.: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Исторический опыт нашей страны, в особенности реформ земского и городского самоуправления России второй половины XIX в. - 20-х гг. ХХ в., зарубежный опыт свидетельствуют о том, что наибольшего эффекта здесь можно достигнуть через государственное самоуправление, т.е. существенное влияние государства на эти процессы; постепенный, поэтапный подход в вопросах взаимосвязи органов государства и органов самоуправления. Возможен и вариант определения органов местного самоуправления в качестве продолжения низовых звеньев органов государственной власти. Все это требует отражения, закрепления в Основном законе России.

        1. Теснейшая взаимосвязь существует между конституцией и теоретическим конституционализмом. С одной стороны, основной закон должен учитывать все прогрессивные достижения научной мысли в данной области, а с другой - все конструкции конституционализма, регулируемые основным законом, должны находить свое теоретическое обоснование, объяснение.

          В научной литературе ведутся споры о том, нужны ли референдумы. Высказываются различные суждения «за» и «против». Мы 9 придерживаемся позиций тех авторов, которые выступают за реальное практическое существование этой важной формы непосредственной демократии, волеизъявления народа. Но к данному вопросу надо подходить с большой серьезностью, ответственностью, без злоупотребления. Обратим внимание на институт всенародного обсуждения проектов законов, важнейших вопросов жизни общества. Он предусматривался Конституцией СССР 1977 г., Конституцией РСФСР 1978 г. Был принят в 1988 г. и специальный закон РСФСР «О народном обсуждении важнейших вопросов государственной жизни». Конституцией РФ 1993 г. институт всенародного обсуждения не предусматривается. Вместе с тем, как показала отечественная практика прошлых лет, это эффективная форма непосредственной демократии, которая дает возможность выявить мнение народа, различные позиции по проблемам, получить конкретные предложения, направленные на совершенствование проектов законов, политических документов. Все это требует, с нашей точки зрения, реального использования института всенародного обсуждения, четкого определения его правового статуса.

        Теоретическая, практическая значимость диссертации. В теоретическом плане значимость данного исследования состоит в том, что его положения могут быть использованы в качестве дополнительных научных материалов для студентов, изучающих курсы «Конституционное право России», «Теория государства и права», «История государства и права России». Предложения, представленные в данной работе, могут быть учтены в деле совершенствования законодательства, практической деятельности органов государственной власти нашей страны.

        Апробация результатов исследования. Был сделан доклад на заседании сектора теории конституционного права Института государства и права РАН, на котором были представлены основные выводы исследования. Они прозвучали и в ряде научных конференций. Важнейшие положения диссертации представлены в публикациях автора в «Трудах Института государства и права РАН».

        Структура диссертации. В соответствии с целью, задачами исследования, логикой изложения была избрана структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, библиографии.

        Понятие конституционализма

        Анализируется и понятие «функции конституции». Т.Н. Радько подчеркивает, что «функции Советской Конституции в полной мере отражают ее сущностные качества как важнейшего политического и правового документа, как системы глубоко научных выводов и положений, в которых раскрывается подлинно социалистическая природа советского общественного и государственного строя, дается научно обоснованная характеристика основных сторон социалистической демократии, положения личности в обществе, всех важнейших политических, экономических, социальных и духовных категорий, раскрывающих природу общества зрелого социализма» . Предлагаются различные классификации таких функций. Например, И.М. Степанов выделяет две основные функции Конституции - юридическую и политическую; B.C. Основин - три: политическую, правовую и идеологическую4.

        Встречалось в научной литературе и понятие «основные черты конституции», предлагались их классификации. Приведем в качестве примера две из них: первая - определение классовой сущности государства и политической власти, их законодательное закрепление; закрепление руководящей роли Коммунистической партии; закрепление основных начал социально-экономического строя; закрепление демоіфатических основ правового положения граждан и взаимоотношений личности и общества; последовательный интернационализм; реальность (итог пройденного пути,

        Советское государственное право. 1978. № 12. С. 8. Советское государство и право /отв. ред. Е.И. Козлова. М., 1983. С. 41. плюс программность) ; вторая - демократизм и гуманизм, преемственность, новизна, научность, расширенное конституционное регулирование, программность. Наряду с этим, указывалось и на главные функции конституции вообще: во-первых, чтобы юридически закрепить власть и суверенитет класса, нации, народа; во-вторых, учредить систему государственных органов власти; в-третьих, законодательно закрепить общественно-экономические основы государства; в-четвертых, гарантировать свободу личности и, в-пятых, определить главные принципы для всех отраслей права, регулировать законодательный процесс2.

        В юридической литературе рассматриваемого нами периода существенный акцент делался на политический характер основного закона. Так, подчеркивалось, что «при дальнейшем изучении теоретических основ советской конституции на первый план выдвигается, по-видимому, вопрос о социальной ценности и функциях Конституции как Основного закона з государства, важнейшего политико-юридического документа» . «Социалистическая Конституция представляет собой акт огромного политического значения. Она в концентрированном виде выражает все важнейшие политические отношения, свойственные социалистическому обществу, играет важную роль в реализации этих отношений, служит мощным средством политического руководства обществом, практического осуществления социалистической политики. Социалистическая Конституция - это также правовой акт высшей юридической силы, Основной Закон социалистического государства, в котором воплощены все важнейшие черты, свойства и функции социалистического права. Конституция - это, прелсде всего, политический акт. В ней в концентрированном виде заіфепляются в правовой форме все основные общественные отношения, имеющие политическое значение. Одни отношения, возникшие и развивающиеся по поводу организации и осуществления социальной, прежде всего, государственной власти и управления, являются политическими по самой своей природе, исходя из сугубо политической сущности власти и управления в условиях классового общества. Другие, не будучи собственно политическими, приобретают важное политическое значение, поскольку тем или иным образом связаны с вопросами политического руководства, осуществления государственной власти, реализации государственного управления»1.

        В современных отечественных определениях конституции произошел отход от характеристики конституции с классовых позиций. Акцент делается на то, что она представляет собой, прежде всего, учредительный, юридический акт, основной закон, находящийся на вершине правовой иерархии, устанавливающий важнейшие начала жизни государства, общества. В качестве аргументации приведем несколько определений конституции наших дней. С.А. Авакьян отмечает: «Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»2;

        Формы взаимоотношений конституции и конституционализма

        Наряду с этим высказывалась и идея сближения буржуазного и социалистического конституционализма. В частности, отмечалось, что в антагонистически противостоящем, противоборствующем плане эти два феномена не следует рассматривать. Каждый из них, разумеется, должен быть окрашен в свои «цвета», идущие от характера нации, традиций ее государственности, различного рода геополитических и духовно личностных особенностей. В то же время, в «платформу» любой конституционной системы должны быть непременно заложены все основополагающие общецивилизационные ценности - от рыночных отношений в экономике до парламентаризма и разделения властей в государственно-правовой сфере2. Важно отметить и тот факт, что впервые открыто заговорили о том, что в советский период были поспешно отвергнуты многие прогрессивные буржуазные теории - парламентаризма, правового, конституционного государства и др. Подчеркивалось, что их учет имеет важное значение для становления и развития теории социалистического конституционализма.

        Будущее конституционализма связывалось, главным образом, с развитием представительной демократии. Это, с нашей точки зрения, весьма суживает роль и значение, реальную сущность и содержание такого феномена, как конституционализм. Выделение представительной демократии в качестве основы развития социалистического конституционализма инициировало активную разработку проблематики ее места и роли в нашей стране, в условиях общенародного государства. Аісцент делался на различные стороны. Прежде всего, всесторонне обосновывалось положение о том, что

        Конституционализм: ценности культуры и культура ценностей. С. 20-27. Советы - политическая основа СССР, отмечалось их верховенство в системе органов государственной власти: «Советы являются единственными представительными органами государственной власти, через которые советский народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы производны от Советов, им подконтрольны и подотчетны. В этом состоит значение Советов как основы всей государственной власти, всего государственного аппарата, т.е. политической основы Советского государства. Советы как представительные органы государственной власти выражают государственную волю народа и придают ей общеобязательный характер»1. «Являясь правовыми выразителями государственной власти, политической основой государства развитого социализма и основным структурным элементом его механизма, Советы наиболее полно и рельефно характеризуют общенародное государство в качестве организации всего народа, олицетворяющей его волю и суверенитет, а, следовательно, и его политическую власть»2.

        Существенный акцент делался на повышение роли Советов путем их все большей демократизации как важнейшей формы самоуправления народа. В связи с этим Н.П. Фарберов отмечал: «В свете действующей Конституции, которая ориентирована на необходимость повышения роли Советов, главный смысл развития общественных начал в их работе состоит не в сокращении сферы деятельности, а во всесторонней ее демократизации, в привлечении к ней все большего числа трудящихся, в тесном взаимодействии с общественными организациями. Это повышает роль Советов в руководстве всеми экономическими и социально-культурными процессами и служит

        Вместе с тем все эти приведенные положения - ярчайшее свидетельство фиктивности представительных органов государственной власти Советского Союза, советского конституционализма в целом. В реальной действительности не Советы были верховными органами государственной власти в стране, а КПСС, а точнее - лидеры, высшие партийные органы.

        В теоретическом плане на основе марксистско-ленинской теории с разной степенью интенсивности, эффективности велись исследования различного рода и иных конкретных институтов практического советского конституционализма. Наибольший научный интерес имеют публикации 60-80-х гг. XX в. Они касались самой конституции, непосредственной демократии, правоохранительных органов, советской федерации, правового статуса личности, самоуправления и др. Это нашло свое наиболее яркое отражение в учебниках для юридических вузов, монографиях.

        Проведенный краткий анализ свидетельствует о том, что в конце 70-х -первой половине 80-х гг. XX в. были сделаны определенные шаги в теоретической разработке вопросов конституционализма в нашей стране. Это в значительной мере стало основой для дальнейших исследований отечественных ученых в данной области.

        Периоды конституционной монархии, буржуазной республики

        Говорить о взаимоотношениях конституции и конституционализма, а следовательно, о наличии практического конституционализма в России до 1906 г., т.е. до момента принятия Основных государственных законов, установления в стране новой формы правления - конституционной монархии, невозможно. К этому времени в России в завершенном виде сложилась неограниченная, абсолютная монархия - вся полнота власти принадлежала царю. Общероссийская конституция не существовала, что является, как отмечалось ранее, основным показателем наличия практического конституционализма.

        Вместе с тем, в начале XIX в. принимались, действовали конституции в некоторых национальных окраинах страны. Например, на основании решений Венского конгресса 1814-1815 г.г., который подвел итоги войны коалиции европейских государств с Наполеоном I, Россия на территориях Варшавского герцогства переданных ей, должна была ввести конституцию. И это было сделано. В 1815 г. Александр I даровал Польше Конституцию -«Хартию государственного устройства». Как отмечалось в дореволюционной литературе, эта Конституция была чуть ли не самой либеральной в Европе того времени. В особенности это относится к содержавшимся в ней нормам избирательного права, основанного на умеренном цензе и прямых выборах, а также к гарантиям гражданских и политических свобод, которые соответствовали уровню требований своего времени

        Спорным был и остается вопрос о наличии конституции в XIX в. в Финляндии. Во многих высказываниях Александра І, в актах 1809 г., касающихся этого вопроса, содержится желание сохранить в Финляндии конституцию2. Вместе с тем до присоединения к России Финляндия была провинцией Швеции и не имела своей конституции, и в ней долгое время продолжали действовать Конституция, законодательные акты Швеции, не ликвидированные актами 1809 г. Здесь наиболее реалистичной, объективной является позиция Н.И. Лазаревского, который отмечал, «что желание Государя сохранить в Финляндии действующую там конституцию получило в актах 1809 г. столь незаконное выражение, что вряд ли может пониматься как непосредственно воплощенное в нормы права». «Акты 1809 г., говорившие о сохранении Финляндией ее основных законов, не могут пониматься в том смысле, что они ввели в действие всю совокупность шведского государственного права; они могут иметь только тот смысл, что из этого права введено то, что не противоречит новому положению Финляндии как части Российской империи»3.

        Обратим внимание и на то, что в XIX в. в России разрабатывался ряд конституционных проектов для других государств. Так, в 1804 г. император одобрил проект конституции для Ионических островов барона Г.А. Розенкампфа. В разработке проекта Тырновской Конституции 1879 г. -первой конституции Болгарии - приняли участие советник российского Министерства юстиции СИ. Лукьянов, российский имперский комиссар в Болгарии князь A.M. Дундуков-Корсаков, полковник М. Янковский. Основу

        Вполне обоснованно в современной отечественной правовой литературе говорят о том, что в 1906 г. имели место, правда в значительной мере условно, «прообразы конституционных институтов, элементов практического конституционализма на общероссийском уровне» . В Древнерусском государстве - это, например, вече - народное собрание, которое созывалось для решения важнейших государственных вопросов. Исполнительным органом его являлся совет. Право участия в нем также не было четко определено. Это в определенной мере зачаточная, примитивная форма непосредственной демократии. Земские соборы XVT-XVII вв. состояли из царя, Боярской думы, Освященного собора, различного ранга чиновников. «Земские соборы были одним из наиболее крупных явлений политической жизни московского государства XVI-XVII вв., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной - форму, во многих отношениях аналогичную с представительными собраниями Западной Европы, но вместе с тем отличающуюся весьма существенными особенностями»3. Такие Соборы - в определенной степени зачаток представительной демократии -показателя практического конституционализма.

        Современный (переходный) период

        Были приняты и новые конституции автономных республик, например, в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике в 1927 г., в Киргизской Автономной Социалистической Республике в 1929 г. Они, главным образом, следовали структуре конституций соответствующих союзных республик. В научной литературе 20-х гг. прошлого века мы встречаем обобщающую характеристику этих конституций: «Советские конституции 1923-1925 годов суммировали уже опыт мирного социалистического строительства. Они являются конституциями переходного периода, т.е. стремятся не закрепить существующие социальные отношения, а постепенно перестроить их на социалистических началах в зависимости от успехов хозяйственного строительства и меняющейся в соответствии с этим политической ситуацией»3.

        Во второй половине 30-х гг. XX в. принимается новая группа советских конституций. Они характеризовались как основные законы «победившего социализма», «построения основ социализма». 5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР4, получившая название Сталинской. Она внесла ряд существенных новшеств в вопрос осуществления учредительной, организационной функций по отношению к практическому советскому конституционализму. Это касается, прежде всего, закрепления места и роли практически всех основных элементов политической системы, чего не было раньше. Как и прежде, формой государства называлась республика Советов.

        Классовой сущностью ее оставалась диктатура пролетариата. Об этом в Конституции СССР 1936 г., в отличие от прошлой, было сказано напрямую. Статья 2: «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата». На практике тезис «диктатура» стал трактоваться как руководящая роль рабочего класса. «Государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, что конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, удобные, выгодные трудящимся», - отмечал И.В. Сталин1.

        В Конституции СССР 1936 г. впервые фиксируется место и роль такого основополагающего элемента советской политической системы, как коммунистическая партия. Это было сделано косвенным путем в главе X, посвященной статусу граждан: через право граждан СССР объединяться в общественные организации. Статья 126 определяла партию как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Впервые в Конституции устанавливался статус общественных организаций. В той же статье 126 закреплялось положение о том, что «в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самостоятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества...».

        Более четкое закрепление нашли вопросы экономической системы. Основой провозглашались социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

        Устанавливались две формы такой собственности - государственная и кооперативно-колхозная, их объекты. Земля, которая занималась колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, кустарей допускалось, но оно должно было основываться исключительно на личном труде, исключать эксплуатацию чужого труда. Охранялись права личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности. Подчеркивалась ведущая роль народно-хозяйственного плана как определителя хозяйственной жизни СССР, его основной направляющей силы. Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Действовал принцип социализма «от каждого по его способности, каждому - по его труду». СИ. Братусь отмечал, что «Сталинская Конституция закрепила победу социалистического производства и социалистической собственности в СССР»1.

Рассмотрению понятие и сущности Конституции России важно изучить такое явление как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Существует несколько подходов к понятию и содержанию конституцио­нализма. В узком смысле под конституционализмом понимают систему пред­ставлений и идей о развитом демократическом государственном строе, осно­ванном на конституции. В широком смысле конституционализм представляет ряд взаимосвязанных элементов: конституционные идеи; конституционное законодательство; конституционную практику; реализацию и охрану консти­туции.

Конституционные идеи. Они лежат в основе всего представления о кон­ституционализме. В современном обществе существуют разные представле­ния об этих идеях. Но в любом случае эти идеи должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели общества. И эта модель должна отве­чать двум основным критериям: народность государственной власти (вся власть от народа) и свобода личности как высшая ценность.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

    конституции государства. Конституция одновременно является основ­ным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

    конституционно-правовых институтов, которые могут быть закрепле­ны как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или реше­ниях судов;

    правовой системы страны, которая создана и применяется в соответст­вии с конституцией государства.

Политический режим. Политический режим характеризует конституцио­нализм со стороны фактического осуществления положений конституции. Если способы и методы осуществления государственной власти не соответ­ствуют демократическим принципам, которые закреплены в конституции, или соответствуют им, но само общество их не поддерживает, то отношения конституционализма в таком случае не складываются.

Механизм защиты конституции. Конституционализм основан на том, что конституция связывает государство, общество и личность определенными правилами. Она распространяет свою высшую юридическую силу на все го­сударственные органы, общественные организации и всех граждан. Особая значимость конституции для общества обусловливает ее повышенную охрану и защиту. Этой охраной занимаются и органы государства, и организации гражданского общества. Никто помимо народа и в конституционных рамках не может решать вопросы принадлежности государственной власти. 1

Конституционализм может рассматриваться как: система идей; политиче­ский процесс по поводу конституционных вопросов; цель (установление оп­ределенного механизма власти); политико-юридическая реальность; юриди­ческий результат; средство разрешения политических кризисов; тип правовой системы страны; тип конституционного строя - либеральный или государст-веннический. 2

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Доктрина конституционализма включает в себя набор основных пред­ставлений о сути идей конституционализма. Содержание этого перечня ди­намично. Первоначально эта доктрина имела ограниченный характер. Суть ее включалась в наличии конституционных рамок государственной власти, а также устройстве этой власти в интересах общества и свободной личности. К началу Первой мировой войны содержание конституционализма расшири­лось, в него стали включать такие элементы, как: необходимость конститу­ции для государства; принятие ее представительным органом; демократиче­ская система управления (включая принцип разделения властей); независи­мый суд; местное самоуправление.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к кон­ституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести: нали­чие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом; участие народа в осуществлении государственной власти, в том числе непо­средственно; свобода и достоинство личности как важнейшей ценности об­щественного строя; правильная организация системы органов государствен­ной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом; наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государствен­ной власти; наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.; на­личие общественного сознания, построенного на том, что положения консти­туции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества. Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, где организация государственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном за­коне, где четко определены границы и принципы взаимоотношений общест­ва, государства и личности, где основной ценностью является свобода лично­сти и обеспечение основных прав и свобод человека.

Понятие российского конституционализма связывается с вопросом о его происхождении. Первая точка зрения основана на том, что доктрина консти­туционализма полностью заимствована у западноевропейской цивилизации. Поэтому реальное осуществление идей этой концепции требует полного пе­реустройства нашей политико-правовой и духовной среды под западные стандарты. Вторая точка зрения основана на том, что идеи конституциона­лизма имеют корни в историческом прошлом России и следует ориентиро­ваться на традиции и ценности российской социально-политической среды. Третья точка зрения является синтетической, интеграционной. Она основана на том, что конституционализм имеет набор универсальных принципов, об­щих для демократических стран, и ряд уникальных особенностей нашей страны, нашей политической реальности.

Не может быть никаких международных требований, предъявляемых к организации демократического порядка осуществления государственной вла­сти. Такие требования противоречили бы не только идее суверенного госу­дарства, но и самой идее конституционализма, основанной на идее народного суверенитета. 1

Наличие разработанных ценностей конституционализма не означает, что в данном государстве реальность конституционного воздействия соответст­вует этим идеалам. Главное заключается в том, что эта система ценностей служит неким эталоном политико-правовой и нравственной оценки деятель­ности публичной власти.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...