Отношения между гражданским обществом и правовым государством. Найти сопротивление в холодном состоянии и температурный коэффициент сопротивления


Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество . Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Электронный курс лекций: Политология

Электронный курс лекций.. Политология для студентов специалитета..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

По темам и видам занятий
Наименование темы Количество учебных часов Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа

Политология как наука и учебная дисциплина
Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и

Методы политологии
Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии по

Теоретические методы
Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, котор

Эмпирические методы
Эмпирические методы (от греч. emperia- опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой

Общенаучные, логические методы
В ходе развития общего науч­ного знания и, прежде всего, в рамках философской традиции сло­жились единые для всех наук методы познания и объяснения объек­тивной реальности. Логические ме

История политических учений
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности- II-I тысячелетию до нашей эры. Эти представления были не политическими идеями, а скорее, мечтами об идеальном го

Древнего Востока
Политические идеи в древнейших государствах мира, а это были государства Востока (Аккад, Ассирия, Вавилония, Египет, Индия и Китай, Персия, Урарту и др.) сохранили фрагментарные суждения об устройс

Древний Китай
Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства - наследственный монарх - одновременно являлся первым жрецом и единственным земле

Древняя Индия
Исходным положением политической мысли в Древней Индиибыло утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). На воп

Политическая мысль античности
Для политической мысли античности был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому. Древ­негреческие мыслители стремились понять сущность государства, его место и роль в

Политическая мысль Средневековья
Средневековое мировоззрение - это мировоззрение религиозное, основанное на утверждении верховенства церкви над светской властью что, естественно, откладывает отпечаток и на политические взгл

Политические теории Нового времени (ХVI -ХIХ вв.)
Эти учения отлича­лись от учений Средневековья, прежде всего, светским характером. Мыслителей этого времени волновали проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражда

Российская политическая традиция
Развитие политических учений в России имеет ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности- Наши праотцы создавали свою государственность вдали от западной циви

Современная политическая мысль
Становление любой науки связано с процессом ее институали­зации, т. е. с появлением специальных научных организаций и объе­динений, с созданием системы подготовки кадров. Только в этом случа

Структура и функции политики
В структуре политики выделяются форма,содержание и процесс (отношения). Форма политики - это ее организационная структу

Политика и другие сферы общественной жизни
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но между тем, у политики есть свои границы. Не все явления включают в себя политический компонент. В социоло

Функции идеологии
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная р

Место идеологии в политической жизни общества
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при­обре

Консерватизм
Консерватизм- это учение, идейно-политическое движение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм общественной жизни и государства, ценностей, воплощенных; в

Основные компоненты либерализма
- Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. -Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).

Основные принципы социал-демократической политики
1. Вопрос о государстве. Демократы считают, что государство может выражать интересы не одного класса, а всех слоев общества, и того кто стоит у власти. Расширение регулирующей роли

Политическая власть
План: 1.Сущность власти: теоретические аспекты и подходы. 2. Структура и функции власти. 3. Специфика политической и государственной власти. 4. Легитимность и

Теоретические аспекты власти
1. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ. Она возникла из потребности организации жизни общества, необходимости поддержания общественного порядка, понимаемого в самом шир

Структура власти
Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, источники (ресурсы). Субъект власти

Специфика политической власти
Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления

Специфика государственной власти
Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. Государст

Легитимность и легальность власти
Легитимность –это обязательный признак признания обществом ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим г

Политическая система общества
1. Политическая система: сущность, структура. 2. Функции политической системы. 3. Типология современных политических систем: общие черты и особенности, тенденции развития.

Сущность политической системы
Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы. Американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) представил общество как взаим

Институциональная подсистема
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют п

Функции политической системы
Политическая система характеризуется функциями. Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом). Одна из обще

Политическая система советского типа
После Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков1. Во-п

Политическая система постсоветского типа
Современную политическую систему в России можно охарактеризовать как транзитивную или переходную. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, хотя появились

Понятие государства. Теории происхождения государства
В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом

Структура государства
Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих обще

Признаки государства
Государство имеет свои специфические черты (признаки), отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.). Основные признаки госуда

Функции государства
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезнач

Особенности административно-территориальной организации современных государств1
Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных госуда

Монархия
Монархия (греч. monarchia - единовластие) представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и перехо

Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо предс

Тоталитарный режим
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “ TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлен

Признаки правового государства
Понятие правовое государство воплощают следующие политико-правовые признаки: 1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство права (закона) в общ

Социальное государство
Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890) - форма государства, одной из важнейших функций которого является активное

Понятие политического режима
Политический режим (от лат. Regimen- «управление») характеризует совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и своб

Тоталитарный режим
Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это полный контроль и

Сущность демократического политического режима
«Демократия» (demos - «народ» и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает «власть народа». Основные признаки, характеризующ

Основные формы демократии
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют: прямую, плебисцитарную, представительную демократию. 1. В прямой демократиимежду волей

Партийные системы
Партийная система- это совокупность партий, принимающих участие в политической жизни, борьбе за власть и ее использование, отношений друг с другом, между ними и государством

Общественно-политические движения
Общественно-политические движения (ОПД) представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказа

Структура политической элиты
Политическая элита современного общества неоднородна. В основе этой неоднородности лежат ряд факторов: - дифференциация политических институтов, ведущая к появлению

Типы элиты
Элита разделяется на группы, которые различаются между собой: 1. по объему своих полномочий и уровню компетенции: высшая элита - президент, глава правительства, парламен

Политическая элита в России в современный период
Облик нынешней российской политической элиты достаточно пестр. Как полагают эксперты, по крайней мере, половина всех лидеров политических партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов Федерального

Стили и типы лидерства
Политика характеризуется многообразием стилей лидерства. Стили политических лидеров можно классифицировать по различным основаниям: а) по социальной природе лиде

Политическое сознание
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни человека и общества, а также важнейшей составной частью политических отношений. Являясь относительно целостным образованием, п

Уровни и компоненты политического сознания
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Под политическим сознанием понимается совокупность распро

Сущность и функции политической культуры
Политическая культура это: 1. Совокупность исторически сложившихся политических знаний, ценностей, норм, образцов и форм политической деятельности, политических традици

Типы политической культуры1
Существуют и другие типологии политических культур. 1. По режиму власти и характеру управленияговорят о

Особенности российской политической культуры
Политическая культура постсоветской России представляет собой культуру переходного типа. Она состоит из разнородных политических ценностей, установок и стандартов полити

По ценностям доминирующей культуры
Политический процесс в России относится к незападному типу. Для него характерна нерасчлененность политики и эконо­мики, социальных и личных отношений. В силу незрелос

Политическое поведение и участие
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы1. По

Систематизация политического поведения
В политической литературе называются следующие основания для систематизации политического поведения: 1. По субъектам поведения - индивид, социальная группа, клас

Специфика политического поведения в России в период 90-х годов XX века
Наиболее хорошо изучено такое политическое поведение различных социальных групп в современной России, которое выражается в голосовании на выборах. Это связано с наличием такого источника информации

Международные отношения
Международные отношения -это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между с

Международные организации как субъекты международных отношений
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них.

Современные тенденции международных отношений
Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась стар

Политические проблемы
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстроенакопление и совершенствование оружия мас­сового

Экологические проблемы
К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнестипроблемы со­хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологиче

Социальные проблемы
Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле­тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван­ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных п

Россия в системе современных международных отношений
Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «д

Социальная стратификация
Термин "социальная стратификация" ввел в научный оборот русско-американский социолог, выдающийся ученый ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1988) виднейший российско-америк

Основные системы социальной стратификации
Английский социолог Энтони Гидденс (род. 1938) выделяет четыре исторически сложившиеся системы стратификации:рабство, касты, сословия, классы.

Стратификационная модель современного западного общества
Стратификационная модель современного западного общества представляет собой деление общества на следующие социальные группы: -высший класс (те, кто владеет производственными ресурса

Стратификация современного российского общества
В настоящее время социальная стратификация российского общества претерпела значительные изменения: 1. изменился сам характер стратификационной системы. Раньше (в с

Типология политических конфликтов
Политические конфликты бывают нескольких типов: 1. Внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические конфликты бывают - институциональные и внеинст

Пути предупреждения и методы разрешения политических конфликтов
Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является: - высокий уровень социально-экономического развития; - высокий уровень политической культуры общества,

Понятие избирательной системы и избирательного права
Избирательная система - это порядок формирования выборных, прежде всего, представительных органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования. Избират

Выборы. Принципы избирательного права
Выборы – это процедура непосредственного избрания тех или иных лиц открытым или тайным голосованием для выполнения каких-либо государственных или общественных функций.

Стадии избирательного процесса
Избирательные технологии - совокупность приемов, способов, методов воздействия на избирателей, нацеленная на оказание влияния, на их электоральное поведение в пользу определ

Фактор в политике
План: Исторические формы этнических общностей. Нации как субъект суверенитета и государственности. 3.Межнациональные конфликты

Нации как субъект суверенитета и государственности
Понятие нация – одно из наиболее сложных в современной науке. Существует два различных подхода к его толкованию. Согласно первого подхода нация – это

Причины обострения межнациональных конфликтов в России
В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межна

Политические причины
К ним можно отнести следующие: - в первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку

Экономические причины
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой – регионы традиц

Причины социально-культурные и социально-психологические
За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность – так называемый советский народ. Собственно, иначе и быть не могло. К данному факту можно относиться по-разн

Национализм, его типы
Национализм (от французского nationalisme) –идейно-психологическое и политическое течение, складывающееся под влиянием национальной идеологии и сознания, облекающее требования этниче

Роль религии в политической жизни общества
Вопрос влияния религиозного фактора на политическую стабильность государства заслуживает внимательного рассмотрения, потому что каждое общество, государ­ство по-своему понимают, поясняют и осуще

Прежде чем говорить о взаимосвязи государства и гражданского общества, необходимо определиться, что такое гражданское общество. Чем оно отличается от любых других видов социума? В гражданском обществе без каких-либо исключений обеспечиваются права и свободы людей. Государство в этом процессе играет ключевую роль, так как именно оно - гарант благополучия своих жителей. Современная демократически избранная власть не может довлеть над людьми. Она не мешает социуму жить в режиме самоуправления.

Сходства и различия

Настоящее гражданское общество и государство, кратко говоря, не могут сосуществовать без плюрализма мнений. Свобода слова является важным атрибутом этой взаимосвязи. В то же время между гражданским обществом и государством есть множество различий.

Фундаментальной характеристикой властного аппарата является субординация - правило подчинения чиновников друг другу согласно номенклатурной лестнице. же основывается на принципе вольной координации. Люди внутри этой системы находятся на равных позициях. Их сотрудничество начинается благодаря одинаковым устремлениям и собственному желанию.

Общая природа

Государство не может существовать без общества, из которого и выделяется. Люди, живущие вместе, нуждаются в определенной политической организации и суверенной власти. Она необходима для защиты общих интересов. Именно на этом принципе основывается взаимосвязь между такими структурами, как гражданское общество и государство. Кратко об их «соседстве» рассуждали еще античные философы. Например, мыслители Древней Греции строили разные теории о природе политической власти.

В первую очередь государство состоит из населения, то есть человеческого общества. Его также можно назвать народом. Однако между этими двумя терминами есть некоторая разница. Народ - это крупная социальная группа, у членов которой есть общие культурные черты и историческое сознание. Люди одной нации, как правило, противопоставляют себя представителям других этносов. Сегодня на территории многих государств проживает по несколько народов. При всех их различиях на них в одинаковой степени распространяется политическая власть. Взаимосвязь гражданского общества и государства, кратко говоря, должна исключать возможность возникновения конфликтов между народами, живущими в одном «доме».

Зарождение гражданского общества

На протяжении многих столетий параллельно развивались гражданское общество и государство. Кратко описать эту эволюцию можно следующим образом.

На начальном этапе происходило складывание предпосылок для появления гражданского общества. Сперва в виде теоретической идеи. Термин «гражданское общество» появился в XVIII веке. Причем исследователи того времени использовали данную формулировку в несколько ином, чем сегодня, смысле. Например, в 1767 году шотландский философ Адам Фергюсон называл гражданское общество основным признаком европейской цивилизации вообще.

Этот пример показывает важную характеристику сознания жителей Старого Света той эпохи. В античности, Средневековье и вплоть до XIX века люди считали, что нет таких отличий, которые бы имели между собой гражданское общество и государство. Кратко объяснить эту логику можно мыслью о том, что население не признавалось самостоятельным. Еще не было сформировано демократических институтов, инструментов саморегулирования. Люди всегда смотрели на власть как на богом данное естественное и ничем неограниченное право монархов. Пойти против этого принципа и оспаривать его считалось если не преступлением, то глупостью.

Научный взгляд

Сегодняшнее понятие гражданского общества появилось благодаря трудам Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Монтескье и некоторых других мыслителей. В XVIII веке начался этап зарождения первых современных демократий. Именно борьба с абсолютными монархиями дала толчок к осмыслению перемен в европейском социуме.

Постепенно гуманитарная наука смогла сформулировать принцип, согласно которому взаимодействуют (кратко описать его можно как «общественный договор»). Власть и люди нуждаются в неких установках, «правилах игры», регулирующих их отношения. Гражданское общество появляется в тот момент, когда политическая система признает право человека на свободу, подчеркивает важность его частной собственности, экономической самостоятельности. Независимая личность - вот вокруг чего строится самый прогрессивный социум. Без нее невозможен рост благополучия и стабильность.

Связывающее законодательство

В каких еще сферах проявляется взаимодействие гражданского общества и государства? Кратко говоря о точках их пересечения, нельзя не упомянуть законодательную сторону этого вопроса. Основы общественной и государственной жизни зафиксированы в Конституции. Этот главный закон является правовой моделью социума. С помощью конституции граждане могут защищать свои интересы в случае конфликтов и спорных ситуаций. Исполнение установленных норм помогает утвердить в обществе твердый и эффективный правовой порядок.

Конституция - главный закон, однако помимо нее есть еще множество других законов. Все вместе они делятся на несколько групп, регулирующих определенную сферу жизни общества. Также существуют помогающие внести ясность в каждом конкретном случае их правоприменения.

Судебный фактор

Независимый суд - еще один инструмент, который определяет соотношение правового государства и гражданского общества. Кратко о его влиянии необходимо упомянуть хотя бы потому, что именно с его помощью люди могут добиться исполнения законов.

Суд - главный проводник Конституции. И если сам ее документ является лишь декларацией, то с помощью состязательного процесса общество претворяет эти писаные принципы в жизнь.

Защита общественных интересов

Для функционирования эффективной политической модели необходима взаимная ответственность, с которой друг к другу должны относиться гражданское общество и государство. Философия кратко и вместе с тем емко ответила на вопрос о том, в каком формате должны существовать эти отношения.

Государство берет на себя ответственность защищать всех своих граждан. Главным инструментом, корректирующим поведение власти, является закон. Он исключает административный произвол и не дает государству уничтожить независимое гражданское общество.

Разделение властей

Государственная деятельность делится на несколько видов: исполнительную, судебную и законодательную. Автором этой концепции стал Монтескье. Формулируя свою эпохальную теорию в книге «О духе законов», он опирался на изыскания своих не менее знаменитых предшественников: Аристотеля, Платона и Локка. Принцип разделения властей стал фундаментом для Декларации прав человека, принятой во Франции в 1879 году.

Применение этой модели - лучший пример того, как вместе уживаются государство, право и гражданское общество. Кратко описать эту взаимосвязь можно на примере парламента - органа законодательной власти. В правовом государстве он независим от президента и принимает самостоятельные решения. Таким образом, эти два института представляют собой противовес друг для друга. Также к ним прилагается независимый суд. Данная триада рождает баланс интересов. Ни одна сила не сможет установить диктатуру и навязать свое мнение остальным. Так соблюдаются права и свободы всех жителей страны, ведь и президент, и парламент избираются людьми. Таким образом осуществляется принцип народного представительства. Принимая решения, депутаты на самом деле лишь претворяют в жизнь чаяния своих избирателей. Так гражданское общество влияет на жизнь в стране, делает ее лучше и удобнее. Если же парламент или президент нарушают права людей, те могут обратиться в суд и, опять-таки, защитить свои интересы с помощью легитимного инструментария.

Понятия гражданского общества и правового государства находятся во взаимосвязи. В данной статье будут рассмотрены вопросы терминологии, структуры и принципов рассматриваемых явлений, их соотношение и проблемы, признаки и этапы становления.

Гражданское общество: понятие

Оно представляет собой комплекс отношений, возникающих в семье, между отдельными индивидами. Взаимодействия бывают культурными, религиозными, общественно-экономическими, развивающимися без вмешательства государства. При таких отношениях формируются условия, способствующие самореализации человека и общества в целом.

Между правовым государством и гражданским обществом существует взаимозависимость. Однако, чтобы ее определить, необходимо выяснить, что они из себя представляют. Выше рассмотрено наиболее распространенное определение гражданского общества. Разные исследователи подходят по-разному к данному понятию.

Под ним могут понимать обладание собственностью конкретными людьми или их группой. Также под гражданским обществом понимают такую структуру последнего, при которой учитываются интересы различных слоев и групп, при этом в стране в качестве строя присутствует развитая демократия.

Также под ним могут понимать высокоразвитое общество с такими его членами, которые обладают способностью к самостоятельной деятельности. Одно из определений предполагает деятельность гражданского общества в условиях правового государства.

Гражданское общество: структура

Первый уровень взаимосвязи между индивидуумами составляют основные потребности людей, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности. Их реализация осуществляется через различные объединения и ассоциации.

Вторым уровнем является комплекс социально-культурных нужд, которые включают в себя такие потребности, как продолжение рода, духовное развитие, получение информации и другие. Эта совокупность реализуется использованием институтов гражданского общества, включающих семью, церковь и иные религиозные учреждения, творческие союзы, научные и образовательные организации и т. д.

Последним, высшим уровнем отношений, складывающимся между индивидами, являются политико-культурные. На нем у каждого человека должен быть сформирован свой политический взгляд и позиция. Люди со сходными взглядами объединяются в соответствующие движения и партии.

Главные признаки гражданского общества

Они включают:

  • максимально возможное обеспечение прав и свобод индивида;
  • самоуправляемость;
  • соперничество между различными структурами и группами людей;
  • существование плюрализма мнений, что способствует свободному формированию общественного мнения;
  • право каждого человека на информацию;
  • жизнедеятельность в подобном обществе должна поддерживаться за счет создания новых учреждений и институтов, которые для традиционного общества не доступны;
  • доминирование среднего класса.

При этом между членами рассматриваемой формации не должно наблюдаться конфликтов.

Как видно из данного термина, он состоит из двух частей: «государство» и «право». Изучается гражданское общество и правовое государство в обществознании. В нем принято следующее определение последнему: «демократическое государство, в котором доминирует закон, все равны перед ним и перед судом, каждому человеку гарантированы права и свободы и присутствует разделения различных ветвей власти».

Таким образом, в подобном государстве каждый индивид может принимать участие в управлении им. А это, в свою очередь, достижимо при развитом гражданском обществе. Отсюда и вытекает необходимость взаимоувязки этих двух явлений.

Итак, мы рассмотрели понятие державы как правового государства и гражданского общества.

Главные признаки государства с приоритетом закона

Как уже говорилось, гражданское общество и правовое государство находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим некоторые из рассматриваемых признаков могут характеризовать как одно, так и другое образование.

Для правового государства характерны следующие признаки:

  • верховенство закона;
  • независимость разных ветвей власти;
  • обеспечение прав индивида и реализация возможности его свободного развития;
  • ответственность индивида и государства взаимная.

Таким образом, признаки правового государства и гражданского общества совпадают в следующем: обеспечение прав и свобод каждого конкретного человека, право каждого попасть в управление страной. При этом необходимо соблюдать ответственность между всеми членами общества. То есть предполагается наличие взаимодействия между политической властью, правовым государством и гражданским обществом.

Принципы рассматриваемого государства

К таковым относятся:

  • приоритет права;
  • защищенность с точки зрения закона каждого индивида;
  • единство закона и права - подразумевается, что каждый правовой акт должен содержать правовые начала, быть гармонизированным с международными актами подобного рода и принят легитимными органами, наделенными такими полномочиями;
  • разграничение деятельности разных ветвей госвласти.

Функции правового государства

Для него характерны следующие:

  • экономическая — она должна сводиться к тому, что государство должно осуществлять регулирование многоукладной экономики и рыночных отношений, создавая режимы наибольшего благоприятствования для общественно значимых продуктов, уменьшения процентных ставок для хозяйствующих субъектов, осуществляющих изготовление подобных товаров и некоторые другие меры;
  • правоохранительная — ее сущность заключается в том, что поддерживается общественный порядок, соблюдаются права и свободы индивида, при этом правоохранительные органы должны оставаться в пределах своих полномочий;
  • социальная — сводится к тому, что, несмотря на то, что основная часть потребностей должна удовлетворяться за счет предпринимательской деятельности, охрану природы, здоровья, образования и некоторые другие глобальные потребности должно обеспечивать государство.

При этом в правовой его разновидности также должны присутствовать государственно-частные системы, являющиеся смешанными.

Соотношение между гражданским обществом и правовым государством

Само общество старше государства, однако именно гражданская его разновидность была образована только в XVII веке. Оно было сформировано в развитых капиталистических странах, в которых отношения между индивидами были построены на правах частной собственности и предпринимательства, осуществляемого в свободной форме. Уже в то время признавалось равенство прав и свобод индивидов.

Соотношение гражданского общества и правового государства заключается в том, что функционирование представительных органов госвласти лимитируется деятельностью политических движений и партий. При развитом гражданском обществе государство сосредоточено на вопросах осуществления менеджмента здравоохранения, экономически-социальной деятельностью, образованием. При этом тотального контроля за экономикой оно не осуществляет, вмешиваясь только по мере необходимости при возникновении различных спорных ситуаций. При гражданском обществе должно получать дальнейшее развитие социальное законодательство и расширяться область публичного права.

Таким образом, формирование правового государства и гражданского общества должно сопровождаться становлением демократических процессов. Государство должно быть правовым и социальным, самоуправляемым, с выборными должностями руководителей управленческого звена. Государственная деятельность должна быть публичной, а должностные лица - отвечать за свои проступки и преступления перед судом на тех же основаниях, что и другие граждане страны.

Итак, соотношение правового государства и гражданского общества должно быть таким, при котором граждане способствуют формированию первой из рассматриваемых формаций, а государство соблюдает, гарантирует и обеспечивает права, интересы и свободы индивидов и различных групп.

Исторический экскурс

Проблемы правового государства и гражданского общества рассматривались многими исследователями на рубеже XIX- XX столетия. Отечественные специалисты ставили в центр проблему личности, права и свободы человека, оценку госвласти и законов, которые она принимает, с позиции нравственности.

Одним из мыслителей того периода, развивавшим данные идеи, был Н. А. Бердяев, который считал, что интересы государства и индивида должны находиться в гармонии, а главным условием существования правового государства должна быть гарантия прав и свобод индивида.

Гражданское общество и правовое государство в России развивались с акцентом на последнее. Даже сегодня многие наши граждане убеждены в том, что нам не хватает сильного государства.

Правовая государственность начала формироваться еще при Александре II, который произвел отмену крепостного права, осуществил судебную реформу, создал адвокатуру и прокуратуру, провел земскую, образовательную, военную и финансовую реформы. Февральская революция 1917 года способствовала созданию многопартийной системы, утверждением прав и свобод индивида, формированию основ гражданского общества и правового государства. Но этот процесс был прерван совершенной большевиками революцией в конце 1917 г.

В стране начал устанавливаться тоталитаризм. Из повседневной жизни исчезает плюрализм, уходят в небытие различные интересы групп населения. В условиях гражданского общества государство правовым и социальным просто обязано быть. При этом при тоталитарном строе государство считает себя обществом, в результате чего социальные функции, присущие последнему, теряются.

Таким образом, индивидуальность при данном строе исчезает. Времена коммунизма в нашей стране привели к тому, что все рядовые члены общества были равны перед государством. Лишь в правящих кругах сохранилось соперничество. Эта ситуация во многом характерна и для сегодняшних времен.

Те партии, политические движения, которые представлены в нашей стране, являются достаточно маргинальными, они больше похожи на клубы единомышленников, чем на массовые политические организации, что вызывает политическую и социальную апатию у основной части населения.

Формирование правового государства и гражданского общества в России

Этому процессу начало положило принятие Конституции в декабре 1992 года. В ней закреплены общепризнанные нормы, а также принципы из сферы международного права, составляющие определенную часть системы права нашего государства. Они объявлены высшей ценностью, принадлежащей индивидам с момента рождения. Здесь прописан порядок лишения человека свободы, запрещено принятие мер, относимых к произволу, по отношению к конкретному человеку.

Конституция провозглашает личную неприкосновенность и право на свободу каждого индивида. Развитие правового государства и гражданского общества может осуществляться на основе прочной

Конституция гарантирует использование личных способностей индивида в любой не запрещенной экономической деятельности. В данном документе закреплено равенство прав и свобод физических лиц страны. Отдельно оговариваются те из них, которые относятся к судебным.

Гражданские права и свободы, которые прописаны в Конституции, получили дальнейшее развитие в Гражданском кодексе. Превалирование права в правовом государстве и гражданское общество (его создание) являются основными задачами при переходе от тоталитарного государства к демократическому. Его значимость обусловлена тем, что без его создания невозможна творческая и гражданская активность индивида.

Приоритетные направления образования гражданского общества в нашем государстве:

  • плюрализм форм собственности, свободный рынок, открытая социальная структура общества;
  • создание единых общностей, в которые объединяются индивиды и социальные группы со сходными интересами;
  • образование главных институтов гражданского общества и обеспечение в них среды, в которой бы могли раскрываться творческие потенциалы личности;
  • налаживание взаимоотношений между различными социальными группами и общностями;
  • создание различных предпосылок с целью оказания помощи для самореализации индивидов;
  • формирование механизмов самоуправления и социальной саморегуляции и ее развертывание на различных уровнях общества.

В настоящее время не все элементы гражданского общества и правового государства в России построены. Профсоюзы должны стать такими, которые бы реально отстаивали права работников. Должны создаваться полноценные предпринимательские союзы. По мере освобождения общества будут появляться новые интересы, что приведет к созданию демократического государства со всеми признаками правового.

В современной РФ гражданское общество только формируется. Многие институты, которые созданы для того, чтобы оно функционировало, реально являются квазигражданскими. Все это должно быть преодолено, иначе взаимосвязь гражданского общества и правового государства в России никогда не будет достигнута.

Проблемы рассматриваемых явлений в современной России

Для нашей страны становление рассматриваемых понятий является достаточно новым явлением, в связи с чем существуют определенные проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

Перечислим их:

  • сама новизна, которая может порождать различные ошибки;
  • неодинаковость развития регионов России по культурному и социально-экономическому развитию;
  • несмотря на то, что периодически возникают идеи, которые преподносятся как национальные, настоящей таковой идеи на сегодняшний день в нашем обществе нет, поэтому нация должна быть консолидирована на ее разработку;
  • достаточно трудно отказаться от системы ценностей, которая была сформирована еще в социалистическом прошлом.

Эти стереотипы не позволяют преодолеть проблемы правового государства и гражданского общества в России. Несмотря на то что в РФ действуют Конституция, ГК, другие нормативно-правовые акты, которые были описаны ранее, на сегодняшний день нет:

  • сформировавшейся гражданской структуры;
  • существующая правовая защита недостаточна;
  • средний класс в России развит слабо и не представляет доминирующий слой;
  • культурные ценности слабо выражены и недостаточно укореняются в современном поколении;
  • институты гражданского общества, имеющиеся в стране, не оказывают того влияния на власть, которого от них ждут.

Места, где можно ознакомиться с рассматриваемыми понятиями

Для того чтобы осуществить знакомство с теми объектами, которые были рассмотрены в данной статье в виде тезисов, совсем не обязательно читать обширные труды, написанные исследователями по рассматриваемой проблематике. Во многих случаях достаточно ознакомиться с презентациями по гражданскому обществу и правовому государству. Их же можно использовать в учебном процессе, доработав в соответствии с вашими требованиями. Их можно найти в сети Интернет.

В некоторых из них можно ознакомиться с уроком по плану "Гражданское общество и правовое государство", что позволит выявить нужна ли вам данная презентация, например.

В заключение

Охарактеризовать кратко гражданское общество и правовое государство можно следующим образом:

  • последнее является такой формой организации деятельности госвласти, при которой все члены общества относятся с уважением к праву и находятся в равном отношении к нему;
  • первое можно охарактеризовать как совокупность общественных отношений, различных групп и коллективов, которые объединяются по различным интересам с целью удовлетворения своих основных потребностей по отношению к индивидам и группам.
  • если нет зрелого гражданского общества, то нельзя создать правовое государство с демократическим стилем правления, поскольку только свободные граждане, которые составляют костяк гражданского общества, имеют потенциал по способствованию формированию государства с подобным статусом.

Все это определяет необходимость становления гражданского общества и правового государства.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп.

Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество - это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти, и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.

К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

  • наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;
  • самоуправленческий характер всей системы организаций;
  • открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;
  • связи и отношения координационного типа;
  • плюралистическую систему;
  • правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система, помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений), включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования . В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами, свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона.

Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813). Идеи правового государства особое распространение приобрели в Новое и Новейшее время в трудах Ш.-Л. Монтескьё, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Т Гобса, Г. Гегеля, И. Канта, К.Т. Велькера.

В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М. Гессена, С. А. Муромцева, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского и др.

Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одною провозглашения государства правовым недостаточно, необходимы надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности . Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина . Правовое государство само себя ограничивает правом, для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

  • принцип приоритета права (господства права);
  • принцип правовой защищенности человека и гражданина;
  • принцип единства права и закона;
  • принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства:

  • правовой;
  • индивидуально-правовой;
  • организационно-правовой.

Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство - видовым. При построении правовой государственности недопустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой-целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определенна (состав, компетенция, порядок формирования) и ограниченна. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

  • верховенство правового закона;
  • реальное осуществление режима законности;
  • наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;
  • осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;
  • реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;
  • обеспечение принципа формально-юридического равенства;
  • наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;
  • эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;
  • правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;
  • наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;
  • реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;
  • равенство прав, свобод и обязанностей;
  • доступность и эффективность правосудия;
  • создание институциональных гарантий прав человека;
  • легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля над судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечиваются государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство).

Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т. п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне).

Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу , созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Гражданскому обществу присуща высокая степень развития таких характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия.

Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности . В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Здесь индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности.

Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность и др.).

По Гегелю, фундаментальному теоретику идеи гражданского общества и правового государства (в его буржуазном видении), «гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...