Виды прав человека и их характеристика. Виды прав человека и свобод


Существует множество теорий и взглядов, касающихся природы прав человека и их юридического выражения, которые значительно различаются между собой. Некоторые авторы предлагают свести их обилие к двум основным подходам. Один из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от рождения (определены природой или Богом) и неотъемлемы от него. Задача же государства состоит в том, чтобы закреплять эти права юридически. Другой подход состоит в том, что права человека носят октроированный характер: человек получает их от государства, и их содержание устанавливается определенными властными органами. Такой подход характерен для недемократических обществ.

Но нельзя забывать и еще об одном подходе к проблеме прав человека, который рассматривает права человека в социальном смысле. Здесь права не являются продуктом природы или божественным даром, не дарованы государством, а формируются в результате и по мере общественного развития .

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер .

Впервые законодательное выражение представления о естественных правах человека получили в Конституции американского штата Вирджиния (Вирджинская декларация 1776 г.), в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776)), а затем в Билле о правах 1791 г., представлявшего собой десять поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. была принята французская Декларация прав человека и гражданина, которая оказала огромное влияние на развитие многих стран.

Принципиальной особенностью названных документов явилось разграничение закрепленных в них прав на две категории - права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью, т.е. зависят от законодателя.

Начиная с ХVIII в. как права человека, так и права гражданина получают юридическое выражение в конституционном законодательстве, т.е. в позитивном праве. Иными словами, можно сколько угодно говорить о неотъемлемости естественных прав человека, о их приоритете над правами гражданина и даже государства, но их реальная обеспеченность и защищенность возможны только в случае должного правового оформления.

В современном обществе высшей формой юридического выражения прав человека является их закрепление в международно-правовых актах.10 декабря 1948 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой эти права изложены в наиболее обобщенном виде. Важную роль играют также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и политических правах (1966 г.).

Важным условием осознания смысла, содержания и социального назначения прав человека и гражданина является их классификация. Главным общепринятым критерием такой классификации выступают основные сферы человеческих отношений, в которых права и свободы человека реализуются: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические .

Гражданские - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Не следует путать с правами гражданина, которые включают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну. Конституции многих государств объединяют гражданские права с политическими, поскольку те и другие направлены на обеспечение свободы личности в её индивидуальном и общественном проявлении.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др. Необходим регистрационный характер для свободной реализации этих прав, т.е. не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учёт их предписаний по обеспечению законностей и общественного порядка.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. Опыт социалистических стран показал, что запрет частной собственности может привести к подрыву инициативного труда, породить массовую безответственность, социальное иждивенчество и т.д. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости права частной собственности, установления допустимых пределов её использования, как это сделано в законодательствах стран ФРГ, Франции, Италии, Швеции и др. В современных условиях идут поиски оптимальных границ сочетания различных форм собственности.

Гражданские , политические и экономические права относят к правам первого поколения ; социальные , культурные и экологические - к правам второго поколения .

Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

Реализация идей и требований, выраженных в государственных документах о правах человека, предполагает наличие двух обстоятельств. Во-первых , учёт реально существующих условий жизни государства, состояние его экономики, политики, социальной сферы, государственности, правовой системы. Во-вторых , законопослушание граждан. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель гуманизма общества, его общественного строя, национальной культуры при всех имеющихся различиях стран различных континентов .

«Права и свободы граждан» - Государство проводит гуманную демографическую политику. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. План урока: Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Признается политическое многообразие, многопартийность.

«Права и свободы» - Международные стандарты. Задачи правозащитной экспертизы. 4.5.Оценка допустимости, предусмотренных проектом ограничений прав человека. Правозащитная экспертиза. Цели правозащитной экспертизы. 4.2. Оценка соответствия проекта Стандарту КР по защите затрагиваемых проектом прав человека. 2.1.б. Анализ норм, содержащихся в различных актах международного мягкого права.

«Гражданин Российской Федерации» - 3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ НАРОДА РФ ___________ ___________________ подпись) (расшифровка подписи) М.П. 1. Конституция Российской Федерации Глава 1. Основы конституционного строя. Статус гражданина с 12 декабря 1993г.

«Обязанности гражданина» - Права и обязанности гражданина РФ. Основания приобретения гражданства. Налогоплательщики имеют право: Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность гражданина РФ включает: Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. Права и обязанности налогоплательщика.

«Декларация прав человека» - Презумпция невиновности. Работа с текстом Всеобщей декларации прав человека. 1) Обязанность 2) Свобода человека 3) Право человека. Политические права. Владимир Лукин – омбудсмен РФ. Значение Всеобщей декларации прав человека. Что подразумевал Т. Джефферсон под «естественным» и «позитивным» правами? 2.

Оказывается, элементарные определения и характеристики прав человека редко встречаются как в юридических, так и в педагогических изданиях. Почему-то авторы думают, что это и так все знают!

Словосочетание «Права человека» за короткое время стало не только известным широкой публике, но даже довольно избитым. Смысл этих слов каждый понимает по-своему, причем выявляется масса курьезов. Неудивительно -- четкое определение этого понятия бывает трудно найти и в специальной литературе. (Доступность этой литературы -- отдельная проблема.)

Основные определения, характеристики

Права человека -- это система норм поведения; существуют они на стыке морали и права. С философской точки зрения права человека -- это универсальные моральные права. Обычные моральные права порождены конкретной жизненной ситуацией, в которой находится человек, его статусом, положением в системе отношений между людьми. Например, глава семейства имеет моральное право знать, что происходит в его доме. Универсальные моральные права не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства.

Эти права проистекают из самой природы человека, и поэтому их еще называют естественными правами. Человек обладает естественными правами от рождения и независимо от того, признаются ли они непосредственным окружением данного человека и охраняются ли государством.

Моральные права существуют в системе моральных норм -- т.е. норм поведения, которые обеспечиваются лишь духовным воздействием -- общественным одобрением или осуждением. Зрелые моральные нормы имеют тенденцию перерастать в правовые нормы -- тогда, когда моральные требования выражены в договоре и начинают охраняться силой государственного принуждения. Представления о различных правах и свободах зарождались в разных культурах и в различные эпохи как этические суждения. Со временем эти представления находили отражение в правовых документах -- кодексах, декларациях, конституциях. В развитых современных обществах права человека являются основой действующего законодательства.

Различают естественное и позитивное право. Естественное право, как мы видели, есть нравственный минимум, который необходим для сохранения общества. Позитивное право выражено в действующем законодательстве. Требования естественного и позитивного права могут не совпадать. Достаточно вспомнить законы гитлеровского и сталинского режимов. В этих условиях возникает коллизия естественного и позитивного права: чему подчиняться -- законам писаным или законам высшим?

В современном мире права человека становятся метаправом, или «правом для права». Метаправо -- это общие правила для установления правовых систем.

Права человека выражены в основном законе государства и международных соглашениях; конкретные законы и административная практика -- внутри страны и в отношениях между государствами -- должны соответствовать принципам прав человека. То есть это система норм, отражающих современные представления об оптимальном общественном устройстве.

Различие подходов к названию и содержанию характеристик основных прав человека

Нормативные правовые акты

Конституция РФ. Ст. 55–56.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Американская конвенция о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.

Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г. М., 1991.

О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Литература

Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С. С. Алексеев. М., 1989.

Грибанов В. П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / В. П. Грибанов. М., 1992. С. 37.

Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

Колесников О. П. Пределы субъективных гражданских прав / О. П. Колесников // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 37–43.

Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект / А. В. Малько. Саратов, 1994.

Международные акты о правах человека: сб. докум. / сост. и авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М., 1999. С. 653–663.

Пчелинцев С. В. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 138.

Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. Казань, 1990.

Стремоухов А. В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) / А. В. Стремоухов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. № 2. С. 42–47.

Раздел III. СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Глава 7. Качество и свойства как характеристики основных прав человека

Основные права человека, взятые в единстве, в совокупности, в отличие от какого-либо права, взятого в отдельности, являются предметом конституционного права и учебной дисциплины «Права человека». Поскольку нормы о правах регулируют однородные правовые отношения между человеком и государством (сообществом государств), они образуют единый межотраслевой правовой институт. Данный вывод имеет важное теоретическое значение. Во-первых, он позволяет взглянуть на основные права человека как на нечто целостное. Во-вторых, признание основных прав институционным образованием означает, что оно, как и всякое иное явление реальности, обладает рядом объективных характеристик. Важнейшая из таких характеристик - свойства. Свойства не только объединяют основные права в единую правовую категорию, но и дают возможность отграничить от других записанных в различных нормативных актах прав, глубже понять их содержание и социальное назначение.



В связи с тем, что свойства основных прав человека имеют важное теоретическое и практическое значение для российского права, возникла необходимость их адекватного толкования. Реализация этой необходимости затруднена несколькими обстоятельствами: 1) отсутствием в юридической науке научно обоснованной теории свойств основных прав человека (как и прав человека вообще); 2) отсутствием теоретико-правового определения понятия «свойство основного права человека»; 3) широким использованием учеными, наряду с термином «свойства основных прав», других, схожих с ним терминов, таких как: «качество», «признаки», «черты», «особенности».

Несмотря на то, что правоведы довольно часто используют категорию «свойство основных прав человека», они никогда не раскрывают ее. Это обстоятельство не способствует формированию научной определенности указанной категории и ведет к размытости знаний о правовом явлении, которое отражается ею. То же самое можно сказать и о случаях использования термина «свойства прав» через союз «и» с другими сходными понятиями.

Высказанное положение можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, известный отечественный конституционалист Л. Д. Воеводин в своих работах писал, что основные конституционные права образуют единый государственно-правовой институт, позволяющий взглянуть на них как на нечто целостное, обладающее специфическими признаками и свойствами . Можно было бы полностью разделить эту точку зрения, если бы ее автор сделал оговорку: в каком отношении друг с другом находятся термины - «признаки» и «свойства». Это синонимы или различные понятия?

Ряд ученых (Н. В. Витрук, А. П. Иванов, В. А. Патюлин, И. В. Упоров, Г. Ф. Шершеневич) в своих трудах не пользуются термином «свойства». Равнозначным этому термину они используют понятие «признак». Кроме того, Н. В. Витрук наравне с термином «признак конституционных прав» использует понятие «качество конституционных прав», а В. А. Патюлин как синоним термину «признак права» использует термин «характерные черты права».

Видимая разобщенность в использовании терминов «свойство прав», «признак прав» и других имеет под собой основание. Одним из них, по мнению автора, является отсутствие единства в определении категорий «качество» и «свойство» в среде философов. Так, например, А. И. Уемов в одной из книг пишет, что «вещь - это система качеств. Различные вещи - это различные системы качеств». Качество же в этой книге определяется как «существенное свойство». Такого же мнения придерживается и И. Ф. Лукьянов. Он считает, что «каждое свойство есть то или иное качество (основное или неосновное), а каждое качество - то или иное свойство (существенное или несущественное)…». Эта точка зрения отражена и в определении «свойства» в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1985). Оно сформулировано так: «Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь». То есть словарь уравнивает не только «свойство» и «качество», но и «признак».

Приведенная терминологическая разобщенность в названии характеристик основных прав человека в теории прав человека привела к значительным различиям в количественном и качественном (содержательном) наборе элементов этих характеристик.

Так, в свое время О. Е. Кутафин основным правам приписывал следующие свойства: возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно из Основного закона государства; выражают отношения и связи гражданина и государства; не прекращаются и не возникают вновь; содержание и объем основных прав всех граждан одинаковы; осуществляются преимущественно путем появления конкретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права; реальность основных прав обеспечивается не только и не столько индивидуальными усилиями отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем.

Е. И. Козлова, характеризуя конституционные права граждан через свойства, называет в их числе такие, как: являются ядром правового статуса; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином; всеобщность; не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина РФ; особый механизм реализации; особая юридическая форма закрепления.

Н. В. Витрук, говоря о природе основных прав граждан, выделял уже не свойства, а юридические признаки. И причем только два: высокую степень обобщенности (абстрактности) и относительную стабильность. Все остальные элементы характеристики он называл социальными особенностями.

Исследованию признаков основных конституционных прав граждан была посвящена даже кандидатская диссертация А. П. Иванова. В ней диссертант, по его терминологии, выделил: а) четыре юридических признака основных прав: 1) всеобщность, 2) равенство, 3) единство, 4) гарантированность и, кроме того, б) три юридические особенности : 1) широкое социальное содержание, 2) неизменяемость, 3) неотчуждаемость.

И, наконец, еще один пример. И. В. Упоров считает, что естественные, а значит и основные, права отличаются от других субъективных прав следующими сущностные признаками: 1) возникновение с момента рождения; 2) неотчуждаемость (неотъемлемость); 3) выражение наиболее существенных возможностей развития человека; 4) непосредственный и объективный характер реализации.

Анализ всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении, в том числе и приведенных выше, показал, с одной стороны, близость терминов «качество», «свойство» и «признак», а порой и прямой переход в их отождествление (что само по себе не может способствовать определенности в познании существа основных прав человека), а с другой - необходимость их унификации, сведения в определенное единство. Это обстоятельство, в свою очередь, потребовало построения возможной иерархии терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека, таких как «качество», «свойство», «признак» и выявления их соотношения.

Итак. Что же такое «качество» и «свойство» основных прав?

«Качество , - пишет А. Ф. Назаренко, - это внутренняя, существенная определенность предметов, представляющая собой единство его важнейших (существенных) свойств и выражающая его основные отличия от всех других предметов и явлений. В качестве, таким образом, воплощена неразрывная связь всех основных свойств предмета». Важным моментом качества является некоторая целостность, определенность предмета, тождественная с его бытием; теряя свое качество, предмет перестает быть тем, чем он является. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Следовательно, исходя из приведенных точек зрения, в ряду характеристик основных прав человека качество стоит выше, чем свойство и соотносится с ним как целое и часть.

Однако видный правовед С. С. Алексеев существенно обогатил приведенные выше точки зрения. Он полагал, что «качество» - это внутренняя, органическая особенность права как социального образования, а «свойство» - внешнее его проявление в процессе функционирования права.

Теперь остается ответить на вопрос: что подпадает под характеристику «качество основных прав», а что - под «свойство основных прав»?

По мнению автора, качеством или существенной внутренней определенностью основного права является возможность обладать человеком жизненно важным для него благом . Благо , как его трактует философский словарь, - это предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям человека. Социальные блага по своему характеру, свойствам, назначению - ценности весьма разнообразные. Они могут быть не только материальными, но и духовными (культурными, политическими, нравственными) и др.

С точки зрения Конституции РФ и законов социальными благами следует признавать все то, что позволяет человеку вести нормальный образ жизни, соответствующий уровню современной цивилизации. В качестве социальных благ могут выступать, например, свобода, честь, достоинство, жизнь, здоровье, безопасность, образование, творческая деятельность, труд, отдых, общение и многое другое. Пользование благом может состоять не только в обладании теми или иными материальными ценностями, но и в самой свободе поведения, выборе поступков (нематериальные блага). Это наглядно можно показать, раскрывая все роды (классы) и виды основных прав человека - прирожденные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Без сущностного качества - возможности удовлетворять какое-то благо - нет основного права человека. Оно одинаково соответствует и конституционным правам, и основным международным правам, и основным правам, не закрепленным в нормах права (право на любовь близких, право дышать и др.).

Л. Д. Воеводин считал, что возможность - это то, что при наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. «Это свойство возможности в полной мере присуще всем записанным в Конституции и законах правам и свободам личности. При таком истолковании возможности в первую очередь подчеркивается ее способность, обеспеченная наличными условиями, стать действительностью». Это значит, что человек может распоряжаться заключенной в праве возможностью, опираясь на активное содействие, помощь других лиц, государственных органов, общественных объединений, пользуясь при этом их действиями как средством для достижения собственных целей либо, напротив, рассчитывая на их невмешательство.

Возможность обладать социальными благами при определенных условиях не исключает, а предполагает и другую возможность - требовать содействия в реализации основного права, помощи или невмешательства других лиц.

Таким образом, правовая возможность весьма широка по объему, богата по содержанию и делится на несколько видов: а) возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и меру, то есть совершать собственные положительные действия; б) возможность пользоваться определенными социальными благами и ценностями; в) возможность требовать от других лиц выполнения ими своих обязанностей перед управомоченными лицами; г) возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом правового механизма.

Определение основного права человека через его сущностное качество - правовую возможность - вполне себя оправдало, прочно вошло в правовой оборот, в состав основных категорий межотраслевого института основных прав человека и научной дисциплины «Права человека», выдержало испытание временем. Являясь юридическим качеством всякого основного права и свободы, возможность человека обладать благом лежит в основе понимания и содержания этого права человека.

Возможность обладать каким-то благом есть качество не только основных прав человека, но и производных (отраслевых) прав. И тем не менее основные права отличаются от производных. Это отличие друг от друга дают нам их свойства.

Под свойством в философии обычно понимают такую категорию, которая отображает то, что характеризует какую-либо сторону предмета и что выявлено во взаимоотношении данного предмета с другими предметами или явлениями. Категория свойства относится к предмету в целом, характеризуя его как обладающего способностью обнаруживать те или иные стороны в определенных отношениях с другими предметами и явлениями. В диалектической логике свойство определяется как то, что обще всем вещам данного класса.

По Гегелю, вещь обладает свойствами, которые характеризуют ее определенные отношения с другими вещами, свойство есть внешняя рефлексия и сторона (die Seite) положенности вещи. «…Вещи находятся благодаря своим свойствам в существенном взаимодействии…».

Общее между качеством и свойством основных прав заключается в том, что свойство может выступать в роли качества (качественного признака), то есть качество - категория более широкая, включающая в себя и свойство. Качество прав не является их свойством. Изучение отдельных свойств предметов служит ступенькой к познанию их качеств.

Таким образом, свойство основного права человека - это внешняя сторона (определенность) сущностного качества права человека, которая проявляется в его взаимоотношениях с государством (сообществом государств) и другими субъектами права. Свойства основных прав человека не возникают из их отношений с другими субъектами права, а лишь обнаруживаются в таких отношениях .

Исследование философско-юридической и правовой литературы позволило к главным свойствам основных прав человека отнести наиболее интересные и ценные с точки зрения их практического приложения характеристики: прирожденность и неотчуждаемость, верховенство и прямое действие, всеобщность и равенство.

Каждое свойство обладает признаками, потому что, как писал Гегель, отчетливое понятие - это такое понятие, признаки которого могут быть указаны. И далее он дает следующее определение признаку: «Признак есть не что иное, как определенность или простое содержание понятия, поскольку это содержание отличают от формы всеобщности. Но признак… вовсе не обязательно имеет это более точное значение, он вообще лишь определение, посредством которого некий третий отмечает… для себя тот или иной предмет или понятие; поэтому признаком может служить весьма случайное обстоятельство». Поэтому С. И. Ожегов характеризует признак как показатель, примету, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь.

В том же смысле, что и понятие «признак», правоведы употребляют понятия «черта» и «особенность» . Данное утверждение согласуется с трактовкой «черты» С. И. Ожеговым, который определял ее как «отличительную особенность». Следовательно, свойства основных прав человека, как и других явлений, раскрываются через их признаки (черты, особенности).

Так, например, автор считает, что содержание такого свойства, как прямое действие основных прав, можно раскрыть через следующие его признаки: отсутствие необходимости получать разрешение на пользование человеком основными правами и свободами; правомерность поведения человека, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ; непрерывность действия основных прав и свобод человека, невозможность их использования до конца однократным претворением в жизнь; необязательность вступления в конкретные правоотношения; возможность защищать основные права всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее.

Следовательно, являясь компонентом свойства основного права, признак выступает как наиболее конкретное проявление части его содержания.

Все вышеизложенное показывает, что изучение свойств основных прав человека - это не дело случая. Оно превращается в целенаправленную деятельность, ибо приобретает большое научное и практическое значение.

Значение изучения свойств основных прав человека можно свести к следующему. Изучение свойств основных прав человека важно потому, что они выступают в качестве некоторого потенциального бытия. Знание объективных свойств основных прав человека является основой использования знаний о правах, накопленных в правоприменительной практике в течение столетий; оно освобождает юриста, да и просто человека, от необходимости каждый раз вновь «открывать» давно известные вещи. Реализовать свойства основных прав нельзя иначе, как познав эти свойства и таящиеся в них возможности. К успеху может привести только такая правоприменительная и правозащитная деятельность по осуществлению основных прав человека, которая учитывает свойства этих прав как объективные характеристики.

Конкретные свойства основных прав человека и их признаки будут рассмотрены в нижеследующих главах.

Контрольные вопросы

Многообразие характеристик основных прав человека в трудах правоведов.

Иерархия терминов, используемых в качестве характеристик основных прав человека.

Необходимость унификации всего многообразия характеристик основных прав человека, существующих в отечественном правоведении.

Качество как главная характеристика основных прав человека.

Возможность удовлетворять какое-то благо - сущностное качество права человека.

Определение свойства основных прав человека и его соотношение с качеством.

«Признак» («черта», «особенность») как наиболее конкретное проявление части содержания свойства основного права.

Значение изучения свойств основных прав человека.

Литература

Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / С. С. Алексеев// Права человека. История, теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995.

Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. М., 1999.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997.

Институт прав человека в России / Г. Н. Комкова [и др.] ; под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 1998.

Козлова Е. И. Конституционные права и свободы человека и гражданина / Е. И. Козлова // Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 209–211.

Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство» / И. Ф. Лукьянов. М., 1982.

Матузов Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов, 1987. С. 77–84.

Патюлин В. А. Субъективные права граждан: Основные черты, стадии, гарантии реализации / В. А. Патюлин // Сов. гос-во и право. 1974. № 6. С. 23–28.

Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения / А. И. Уемов. М., 1963.

Глава 8. Прирожденность и неотчуждаемость прав человека

Прирожденность и неотчуждаемость - это ведущая идея второй главы Конституции Российской Федерации и один из принципов российского права. Конструкция - «прирожденные и неотчуждаемые права человека» является центральной правовой конструкцией межотраслевого института прав человека. Вместе с тем прирожденность и неотчуждаемость прав - это одновременно и свойства естественных прав человека.

К сожалению, трактовка этих свойств не получила в юридической литературе широкого распространения. Дело в том, что в российском праве официальное закрепление они нашли относительно недавно, в 1993 г., в Конституции Российской Федерации. Этим фактом впервые в истории отечественного права положения о прирожденности и неотчуждаемости основных прав человека, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека, были трансформированы в нормы Основного закона России (ч. 2 ст. 17).

Данное обстоятельство диктует юридической науке необходимость провести правовой анализ прирожденности и неотчуждаемости как свойств основного права человека.

Несмотря на то, что понятия «прирожденность» и «неотчуждаемость» всегда ставят рядом и через союз «и», - это не синонимы. Причем второе - есть следствие первого. Чтобы понять суть неотчуждаемости прав, необходимо исследовать содержание их прирожденности.

Тема 1

1 «Права человека» - это не юридическая и не философ­ская дисциплина, а интегрированная социально-гумани­тарная. Она изучает совокупность свойственных личности от рождения возможностей проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться во взаимоотношениях с государством и окружающими людьми признания своего достоинства во имя торжества идеалов свободы, равенства, гуманизма.

Предмет дисциплины «права человека» - морально- правовые отношения, возникающие между личностью и социальным окружением, прежде всего между человеком и органами власти.

Объект этой учебной дисциплины - индивид, группы людей и этико-правовой результат их взаимоотношений с государством, обществом и другими людьми.

Ее задачи - исследовать особенности, формы и методы гуманизации процессов, происходящих в сфере прав чело­века.

Данная учебная дисциплина имеет немало общих подхо­дов к осмыслению роли и места человека в мировой цивили­зации с такими науками, как история, политология, обще­ствоведение, этика, правоведение, философия и другие. Ее основа - материалы морально-этической направленности и юридические документы, имеющие как рекомендательный характер, так и обязательный, т.е. предписывающий необ­ходимость точного соблюдения, исполнения тех или иных обозначенных в законе норм. В этом двуедином подходе - особенность, специфика прав человека.

Источники данной учебной дисциплины, формирующие научный аппарат - тесно связанную воедино и легко узнава­емую специфичную терминологию, можно представить преж­де всего в виде трех блоков документов и материалов.

Первый блок - это, прежде всего, международные документы, которые делятся на две части, - имеющие прямую юридическую силу:

Договоры;

Конвенции;

Постановления;

Декларации;

Резолюции (могут носить и обязательный харак­тер);

Заявления;

Воззвания;

Программы;

Доклады и др.

Второй блок источников состоит из национальных документов (Конституции, законов, декретов, указов, по­становлений и др.).

Третьим блоком источников нашей дисциплины можно признать не столько документы юридического свойства, имеющие разную юридическую силу или же носящие ориентирующий характер, сколько самые разнообразные материалы морально-этического плана:

Летописи;

Легенды;

Крылатые выражения;

Аудио-, кино-, видеоматериалы;

Материалы съездов, конференций, симпозиумов и др.

2 Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1.Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических, культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2.Права человека являются абсолютными и исторически определенными, ибо отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона. Данные обстоятельства имеют существенное значение для понимания прав человека как сложного явления, которое включает разные уровни: всеобщий, особенный и частный. Это выражается в том, что права человека необходимы рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами отдельных социальных общностей, народов и всего человечества. Их нельзя отождествлять и в то же время противопоставлять друг другу.

3.Важной особенностью прав человека является также то, что они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования.

Понятия «права» и « свободы» имеют смысл только в социальном контексте. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, полностью изолированного от других людей.

Всеобщий и универсальный характер прав человека.

Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дис­криминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гаран­тируют равенство прав и свобод человека и гражданина неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принад­лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д.- это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамо­управляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суве­ренитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое выражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы».

4. права человека и права гражданина. Прежде всего следует указать два источника возникновения прав человека и прав гражданина.

1.Требование равенства свобод и прав всех людей вытекает из политической концепции эпохи Просвещения. В ней отразились гуманистические идеи и, прежде всего, стремление создать достой­ное человеческое бытие. Гуманисты развивали идеи о естествен­ном равенстве всех людей и, основываясь на этом, построили систему прав, которые предоставлены каждому человеку приро­дой, божьей волей и на основании разума.

2.Борьба против позднефеодального абсолютического режима, воплощенного в монархе, который заявлял: «Государство - это я». Iтли первый источник способствовал развитию, прежде всего, прав человека, то второй - прежде всего прав гражданина.

Первые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 г. (Велико­британия). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парла­мента -- это право гражданина. А религия, которую человек выби­рает только в соответствии со своей совестью,- это право человека. Четко закрепила два вида прав (права человека и права гражда­нина) французская Декларация 1789 г.

Французская Декларация прав человека и гражданина исходи­ла из школы естественного права, а потому разъясняла права чело­века с позиций этой школы. Согласно принципам Декларации, че­ловек рассматривался в двух аспектах: с одной стороны, как отдельная человеческая особь, как «человек сам по себе», а с дру­гой - как гражданин, т.е. член общества, принадлежащий к той или иной политико-общественной группе. В соответствии с этим принципом французская Декларация провозгласила два вида прав: права человека и права гражданина. К правам человека были отне­сены те права, которыми человек якобы обладал еще до вступле­ния в человеческую общность; права гражданина возникли и были обретены человеком позже, в политическом обществе в результате заключения общественного договора, где он выступал уже как член политической общности.

Итак, со времени французской Декларации в историческом плане стало возможным различать:

1. Права граждан как, например, выборы парламента и право на участие в новом парламенте.

2. Права человека как, например, право на свободу вероиспо­ведания или защиту от насилия. Это права и свободы для каждого человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, по­литических или иных убеждений, национального и социального происхождения, наличия имущества и других обстоятельств, как отмечается во второй статье Всеобщей декларации прав человека.

В процессе дальнейшего развития разделение прав человека и прав гражданина, вначале игравшее значительную роль, стало вто­ростепенным.

Тема 2

1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Понятие «международная защита прав человека» подразумевает международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по содействию «всеобщему уважению и соблюдению нрав человека и основных свобод для всех бел различия расы, пола, языка и религии» (гл. IX Устава ООП). Существует и другая точка зрения, поддерживаемая частью юристов и представителей ряда государств. В соответствии с ней международная защита прав человека проявляется в международном сотрудничестве государств, усилиях и мерах ООН по защите прав человека и основных свобод. Многогранная деятельность ООН в этой области показывает, что международная защита прав человека состоит и следующем:

б) разработке международных соглашений о правах человека (договоров, пактов, конвенций и т.п.), которые обязывают государства признавать, предоставлять и обеспечивать эффективную защиту по их национальному законодательству всех Прав и свобод личности, перечисленных в международных соглашениях, и формировании специального международного механизма по проверке выполнения государствами международных обязательств по правам человека.

Гуманная идея международного содействия всеобщему уважению прав и основных свобод личности зародилась в процессе создания Организации Объединенных Наций. В документах государств антигитлеровской коалиции неоднократно подчеркивались, что после окончательного уничтожения нацистской тирании должен быть установлен такой мир, который «обеспечит уверенность, что все во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды».

Таким образом, требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились важнейшей причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН.

Официальное провозглашение Организации Объединенных Наций состоялось 24 октября 1945 г. В тот же день США, СССР, Великобритания, Франция, Китай, а также большинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН.

Первым в истории международных отношении документом, провозгласившим перечень прав и свобод, мнилась Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Она была провозглашена в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В связи с этим во многих странах 10 декабря празднуется как День прав человека.

Принятие Всеобщей декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства - члены ООН достигли договоренности в отношении общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться при решении вопросов соблюдения прав человека, а также определения основных прав и свобод, подлежащих всеобщему уважению.

Во второй половине 1940-х и в 1950-1960-е годы были признаны права человека и усилились гарантии прав гражданина в послевоенных конституциях и законодательствах многих стран.

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе - сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией МГП. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств.

Следует отметить, что представления о правах человека изменяются во времени и пространстве. Постепенно возникают новые права, в частности - права солидарности, происходит уточнение содержания существовавших ранее прав в свете новых реалий. В результате осознания новых проблем, возникших перед человечеством в условиях глобализации, таких как резкое ухудшение состояния окружающей среды, ограниченность природных ресурсов, создание новых видов оружия, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствам и др. была сформулирована теория устойчивого развития, охватывающая, в том числе, и измерение прав человека.

Современный этап международного сотрудничества в области прав человека характеризуется еще и тем, что все большее число стран осознают важность такого сотрудничества и становятся участниками международных договоров по правам человека, что позволяет говорить о постепенном формировании универсальной системы международного сотрудничества в области прав человека.

2. Комиссия по правам человека - комиссия при Экономическом и социальном совете ООН, созданная согласно статье 68 Устава ООН. Основана в 1946 году, 15 марта 2006 г. комиссию сменил Совет по правам человека ООН. Комиссию составляли не эксперты, а представители государств, избираемых ЭКОСОС. Работе Комиссии по правам человека содействовало Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

История. Комиссия по правам человека была учреждена 10 декабря 1946 года на первом заседании ЭКОСОС и была одной из двух первых «Функциональных комиссий», учрежденных в рамках начальной структуры ООН (второй была Комиссия ООН по положению женщин). Этот орган был создан согласно условиям Устава ООН (в частности, согласно положениям Статьи 68), который подписали все государства-члены ООН.

В истории существования Комиссии можно выделить два периода. С 1947 года по 1967 год орган придерживался политики абсентеизма, которая подразумевала, что Комиссия по правам человека сосредоточиться на поддержке прав человека и помощи государствам в разработке соглашений, но не будет расследовать случаи нарушения прав и выказывать свое порицание в отношении нарушителей. Для данного периода было характерно строгое соблюдение принципа суверенитета.

В 1967 году Комиссия по правам человека избрала политику вмешательства в дела суверенных государств. Данное десятилетие ознаменовалось деколонизацией Африки и Азии, и многие страны Европы настаивали на более активной политике ООН в сфере прав человека, особенно в свете массовых нарушений при апартеиде в Южной Африке. Новая политика подразумевала, что Комиссия также будет расследовать нарушения и обнародовать о них отчеты.

Для более эффективной реализации этой политики были введены прочие изменения. В 1970-х годах появилась идея создания рабочих групп отдельно для каждой географической зоны. Данные группы должны были сосредоточить усилия на расследовании фактов нарушения прав человека в данном регионе или даже в целой стране, как, например, в Чили. С наступлением 1980-х годов началось формирование специализированных групп, которые занимались конкретными типами правонарушений.Тем не менее, никакие из указанных мер не помогли Комиссии по правам человека достичь желаемой эффективности, главным образом, из-за присутствия в составе органа нарушителей прав человека, а также по причине его политизации. В течение следующих лет, до момента упразднения, Комиссия по правам человека все больше теряла доверие среди борцов за права человека.Последнее заседание Комиссии было проведено в Женеве, 27 марта 2006 года, а затем в том же году она была заменена Советом по правам человека ООН.

Обязанности. В обязанности Комиссии входила разработка предложений и рекомендаций, представление Экономическому и Социальному Совету докладов относительно международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Правительства и неправительственные организации представляли Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств выступали в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация была достаточно серьёзной, Комиссия могла принять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975-1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.

Структура. На момент ликвидации Комиссия состояла из представителей от 53 государств-членов ООН, избранных членами ЭКОСОС. Постоянных членов в составе Комиссии не было; каждый год (обычно в мае) приблизительно треть членов Комиссии собиралась для проведения выборов представителей на трехлетний срок. В целом представители назначались по регионам. В 2005 году регионы были представлены следующим образом:

15 представителей от африканских государств: Буркина-Фасо, Конго (Браззавиль), Египет, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гвинея, Кения, Мавритания, Нигерия, Южная Африка, Судан, Свазиленд,Того, Зимбабве

12 представителей от азиатских государств: Бутан, Китайская Народная Республика, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Непал, Пакистан, Катар, Республика Корея, Саудовская Аравия, Шри-Ланка

5 представителей от государств Восточной Европы: Армения, Венгрия, Румыния, Российская Федерация, Украина

11 представителей от латиноамериканских и карибских стран: Аргентина, Бразилия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Парагвай, Перу

10 представителей от западноевропейских и прочих стран: Австралия, Канада, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки

Комиссия проводила заседания каждый год в ходе очередной сессии, которая длилась шесть недель с марта по апрель в Женеве, Швейцария. В январе 2004 года на 60-й сессии Австралия была избрана председательствующей страной. В январе 2005 года Индонезия была избрана председателем 61-й сессии. Перу было избрано председателем 62-й сессии в январе 2006 года. Последнее заседание Комиссии состоялось 27 марта 2006 года.


Похожая информация.


Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....