Отличие конституции от простого закона. Отличия Конституции и простого закона


4. Сравнительный анализ Конституции России и США.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.

4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.

8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Россия

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума - 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации - два представителя от каждого субъекта.

Председатели палат - выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер - выборная должность.

Сенат - два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Совет федерации:

Изменения границ

Чрезвычайное и военное положение

Использование вооруженных сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума:

Назначение председателя Центробанка

Объявление амнистии

Государственные займы

регулирование внешней торговли

эмиссия денег

стандартизация

формирование судебных органов, кроме Верховного суда

борьба с нарушениями закона

объявление войны и заключение мира

формирование и содержание армии и флота

разработка законопроектов

разрешение конфликтов между штатами

принятие новых штатов в состав США

Исполнительная власть

Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.

Не более двух сроков.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия Президента и его обязанности

Глава государства

Верховный главнокомандующий

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений политики

Представление интересов страны в международных отношениях

Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.

Отставка правительства

Формирование Совета Безопасности

Роспуск Думы

Глава государства.

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная власть

Конституционный Суд - 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.

Верховный Суд - гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд - экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов федерации

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.

Не имеют права

ограничивать действие Конституции и власти Президента

устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы

эмиссии денег

В совместном ведении с Российской Федерацией

разграничение собственности

соответствие законодательных актов

природопользование

принципы налогообложения

координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права

заключения договоров и союзов

эмиссии денег

выпуска займов

отмены законов

присвоения титулов

Не имеют права без согласия Конгресса

облагать налогами импорт и экспорт

Взаимоотношения субъектов федерации

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах

Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы.

По основным статьям - созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.

Права граждан

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность

Свобода мысли, слова, массовой информации

Свобода вероисповедания

Свобода собраний

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом и судом

Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Свобода передвижения

Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений

Избирательные права

Право на жилище

Право на медицинское обслуживание

Право на образование

Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.

(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.

(V поправка) Защита частной собственности.

(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда

(XIV поправка) Равенство граждан перед законом

(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности

(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола

(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет

Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав

Обязанности граждан

Уплата налогов

Защита Отечества (военная или альтернативная служба)

Охрана окружающей среды

Вопрос, чем конституция отличается от других законов , сегодня возникает крайне редко. В настоящий момент, практически каждый человек знает о том, что конституция – основной законодательный аспект нашей страны. И все остальные, федеральные и федеральные конституционные законы, непременно базируются именно на конституции. Если же в процессе создания законодательства формируются аспекты несоответствия конституционным нормам, то такое законодательство подлежит пересмотру и отмене. То есть, впоследствии – изменениям. Такое решение может принять исключительно конституционный суд, а вот подать заявление на пересмотр того или же иного законодательства, может подать каждый человек и любая государственная инстанция.

Чем именно конституция отличается от других законов?

  1. Конституция – основной закон, который существует в нашей стране;
  2. Конституция прописывает все верховенствующие права и называет человека, его свободу личности и права – основной ценностью государства;
  3. Именно конституционные нормы формируют социальные аспекты государственности;
  4. Закон формируется на основании конституции и описывает определенные аспекты в четко определенном правовом поле;
  5. Закон не может противоречить конституционным нормам. Если же такие противоречия имеются, то такое законодательство не имеет право на существование и в обязательном порядке должно быть пересмотрено, а также видоизменено.
На основании информации, изложенной выше, становится вполне очевидным тот аспект, что конституция и закон – два основных понятия правового государства. Но, конституция имеет особенности верховенства, то есть, она признана основным законодательством, формирующим все аспекты защиты интересов человека, а все остальные законы «вытекают» именно из положений конституции.

Особенности конституционного права

Как мы уж сказали ранее, конституция провозглашает самой значительной ценностью для государства – гражданина, его свободу и права. Другими словами, человек считается высшей ценностью общества в целом, и для государства в частности. На основании данного убеждения и формируются определенные законы, которые описывают все аспекты защиты прав и интересов человека. Кроме всего прочего, конституция определяет все особенности взаимодействия граждан с государством и определяет самые важные позиции защиты государственности. Например, определяются понятия государственной измены и пр.

Итак, исходя из всего изложенного выше, становится вполне очевидным тот момент, что конституция имеет кардинальные отличия от всех остальные законов, принятых в нашей стране. Так как конституция всегда выступает основой формирования всех законодательных актов. А вот принятые законодательные акты никоим образом не могут воздействовать на конституционные положения и нормы.

P.S. Если Вам требуются услуги грузоперевозок - кликните по ссылке.


Законодательная база нашей страны состоит из различных законов, постановлений и нормативных актов. Возникает такой вопрос, чем отличается закон от постановления? Все достаточно...

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций
писаная неписаная
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
реальная фиктивная
адекватно отражает реальное конституционное строение не соответствует фактическим условиям, является декларативной
народно-суверенная (договорная)(Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) октроированная (фр. octroyer - жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации - это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов - 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе Их подтверждение
Принимается народом (или от его имени) 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
Обладает высшей юридической властью Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 / 5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 / 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 / 3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3-8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 / 3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 / 3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел

№ главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
Основы конституционного строя 1-16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
Права и свободы человека и гражданина 17-64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
Федеративное устройство 65-79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
Президент Российской Федерации 80-93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
Федеральное Собрание 94-109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
Правительство Российской Федерации 110-117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
Судебная власть 118-129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
Местное самоуправление 130-133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134-137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

1) Имеет учредитель­ный характер . В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем су­веренитета и единственным источником власти.

2) Обладает высшей юридической силой . Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применя­ется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному за­кону.

3) Имеет всеохватыва­ющий характер . Конституция РФ распространяется на все сфе­ры жизни общества (экономическую, социаль­ную, политическую, духовную), в рамках кото­рых она регулирует базовые основы обще­ственных отношений.

4) Является основой для всех иных источников права . Принципы и положения Конституции РФ игра­ют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ.

5) Отличает особый порядок охраны . Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ – это орган, специ­альной задачей которого является правовая ох­рана Конституции РФ.

6) Характеризует осо­бый, усложнённый по­рядок пересмотра и внесения поправок . Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собра­нием. Внесение же поправок направлено на из­менение глав 3–8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Кон­ституции РФ: Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/ 5 членов СФ или депутатов ГД.

Функции Конституции РФ. (Наименование функции. Её сущность)

1) Политическая . Определяет устройство гос-ой власти в РФ, закрепляет политическое многообразие.

2) Правовая . Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющие­ся исходными и определяющими для различных отрас­лей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласован­ный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежа­щее правовое регулирование общественных отноше­ний с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов гос-ва.

3) Гуманистическая . Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой сис­темы гос-ва общепризнанные принципы и нормы международного права.

4) Учредительная . Устанавливает определённый порядок в гос-ве, создаёт систему институтов и органов власти РФ.

5) Мировоззренчес­кая . Способствует формированию правового сознания населения – совокупности знаний о праве, взгля­дов на право, отношений к праву и оценок права.

Конституционный строй РФ – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавли­ваемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конститу­ционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ. (Наименование принципа. Его содержание)

1) Суверенитет народа . Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и корен­ными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и гос-ва.

2) Признание человека, его прав высшей цен­ностью . Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью гос-ва.

3) Федерализм (См. 4.15. Федеративное устройство России (с. 311 –313). Децентрализация гос-ой власти, обеспеченная разграничением властных полно­мочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.

4) Республиканская форма правления . Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетен­ции органов власти – разграничена.

5) Разделение властей . Законодательство, исполнение законов и конт­роль за соблюдением законности осуществля­ются относительно независимыми друг от друга органами гос-ой власти при невме­шательстве и строгом разграничении их полно­мочий.

6) Правовое гос-во . Установление верховенства закона в обще­ственной жизни, существование системы соци­ального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечи­вающих ей активное и беспрепятственное ис­пользование конституционных прав и свобод.

7) Демократическое гос-во . Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

8) Социальное гос-во . Создание экономических и юридических усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осуществление ком­плекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп.

9) Светское гос-во . Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным.

10) Политический плюрализм . Установление запрета на признание какой-ли­бо идеологии в качестве официальной (гла­венствующей). Утверждение в обществе политического много­образия, провозглашение свободы политичес­ких мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Осно­ва для утверждения в стране многопартийности.



11) Многообразие и рав­ноправие форм соб­ственности . Признание различных форм собственности (го­сударственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы.

5.5. Законодательство РФ о выборах (См. 4.10. Избирательная кампания в РФ).

Основные понятия : избирательное право, активное избира­тельное право, пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регу­лирующих порядок выборов представительных органов и вы­борных должностных лиц государства, а также органов местно­го самоуправления: 1) Активное . Право избирать (с 18 лет). 2) Пассивное . Право быть избранным.

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день го­лосования для признания выборов состоявшимися.

2) Пропорциональная избирательная система при выборах депу­татов в ГД, мажоритарная избирательная систе­ма при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в ГД: 7% – барьер для формирования фракции; от 6–7% го­лосов избирателей – 2 мандата; 5% – 1 мандат.

4) Выборы глав субъектов РФ органами законодательной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ.

5) В выборные органы местного самоуправления может быть из­бран гражданин, достигший 18 лет.

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ - раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации - ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины - части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции - основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

Кодифицированные - представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

Некодифицированные - состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, - основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| - это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ - Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы -

Законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

Законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут - акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования - особая сфера;

в) порядком принятия - особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине - 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) - для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

Кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

Текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы - законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы - нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные - законы, действующие без ограничения срока;

2) временные - законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

Принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

Принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

Законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

Административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

Законы в области регулирования политики;

Законы в области регулирования социальной сферы;

Законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

Разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

Разница между конституцией и другими законами

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

thedifference.ru

Чем отличаются конституция и закон?

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление «. Это значит, что Конституция - это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция - это главный закон государства , он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы «, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  • 1918 год - Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  • 1925 год - Конституция РСФСР - объединение в СССР с независимыми республиками.
  • 1937 год - Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  • 1978 год - Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  • 1993 год - Конституция РФ - первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.
  • Виды конституций

    В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

    • Писаная конституция - это единый и единственный акт. Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
    • Неписаная конституция - это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
    • Дарованная конституция - вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
    • Народная конституция - принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
    • Гибкая конституция - это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
    • Жесткая конституция - главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

    Также конституции делятся на:

    1. Юридические - это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) - все они обладают юридическими правами.
    2. Фактические - это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
    3. Реальная конституция - в ней закрепленные законы - это действительность, а фактические и юридические тождественны.
    4. Фиктивная конституция - в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

    Изменение Конституции

    Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года . В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

    Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

    Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

    Чем конституция отличается от закона

    В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции . Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

    Закон - это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще - издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

    Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.


    vchemraznica.ru

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    Виды законов в РФ

    Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов:

    1. По юридической силе:

    Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

    ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

    Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

    ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы . Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

    2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

    - ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.

    - Закон РФ о поправке к Конституции РФ ;

    - ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

    3. по территориальному признаку:

    - законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

    4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

    - ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;

    - ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

    Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

    1) по юридической силе;

    2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

    3) по порядку принятии;

    4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

    Глава 3. ВИДЫ ЗАКОНОВ

    Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

    Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

    К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне , относятся следующие вопросы:

    Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

    Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

    В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

    Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

    Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

    Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

    Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова « constitutio » — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце Х V 111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

    Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

    Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

    Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

    Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

    Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР» .

    Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

    Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

    Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

    Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.

    Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

    Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» . Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

    Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

    Рассмотрим федеральные конституционные законы . Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

    С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

    Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.

    Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 1 ,“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 и другие.

    Страшун высказывается по вопросу о том, какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами : «значительная часть правоведов склонна толковать ч. 1 ст.108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим» в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер» .

    Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.

    Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы .

    Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , «О военных судах Российской Федерации» .

    Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» , «Об акционерных обществах» , «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

    В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

    Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.

    Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.

    Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

    Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 226.

    СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13. Ст. 1447; ФКЗ-1 от 8 февраля 2001 г. внесены изм. и доп. // Российская газета от 10 февраля 2001 г. № 29.

    Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура.// Журнал российского права. 1997. № 4. С. 4.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован СЗ РФ от 1 января 2001 г. № 1. Ст. 2.

    Собрание законодательства РФ от 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1. (с изм. от 13 июля 1996 г., 24 мая 1999 г.) Понятие и виды преступлений против личности Одной из важнейших задач УК РФ, который основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, в его ст. 2 […]

    Выбор редакции
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
    Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
    Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
    И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
    Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...